Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Профессиональная этика в системе прикладного этического знания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План: 1. Профессиональная этика как способ регуляции поведения в конкретных видах профессиональной деятельности. 2. Общие принципы профессиональной этики: профессиональный долг и особая форма ответственности, профессиональная солидарность и корпоративность. 3. Частные принципы профессиональной этики. 4. Специфика и разновидности профессиональной этики. 5. Профессиональные деонтологии и моральные кодексы.
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Может ли этика научить морали? Как в этой связи Вы расцениваете высказывание Ф. Ларошфуко: «Можно дать совет, но нельзя дать умение им пользоваться»? 2. В чем, на Ваш взгляд, проявляется сущность и специфичность прикладной этики по сравнению с теоретической этикой? Каким образом в структуре прикладной этики проявляется ее «практичность»? 3. В связи с чем возникают и становятся актуальными профессиональные
Основная литература. 1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М., 1998. 2. Кочигер Я С., Чампер В.И. Педагогическая этика. - Кишинев, 1984. 3. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учеб. пособие / Серия «Высшее образование».- Ростов н/Д: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004. 4. Мишаткина Т.В. Проблемы преподавания этики // Методический бюллетень (Республиканский институт высшей школы БГУ). - Мн., 1996. 5. Мишаткина Т.В. Этика: Учеб. пособие. - Мн., 2002. Дополнительная литература. 1. Анисимов О.С. Профессиональное мышление преподавателя // Вестн. высш. шк. - 1987. - № 9. 2. Лаптенок С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи. - Мн., 2001. 3. Основы психологии и педагогики высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1986. 4. Основы психологии и педагогики высшей школы / Под ред. Л.К. Аверченко. - Новосибирск, 1997. 5. Шумская Л.И., Завадская Ж.Е. Основы воспитательной работы с учащейся молодежью. - Мн., 2000. Практическое занятие № 2. Тема: Профессиональная этика педагога: сущность, содержание, функции. План: 1. Специфика педагогической деятельности. 2. Предмет педагогического труда и проблема ответственности педагога. 3. Полифункциональный характер педагогической деятельности. 4. Творчество и проблема "конкурентоспособности" в педагогической деятельности. 5. Моральные нормы отношения педагога к своему труду как отражение специфики педагогической деятельности. 6. Соответствие педагога требованиям современной школы. Необходимость постоянного самосовершенствования учителя. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Проблема свободы и ответственности в деятельности педагога: в чем она? 2. Согласны ли Вы с тем, что консерватизм является специфической чертой в профессиональной деятельности педагога? Консерватизм — добро или зло в педагогической профессии? В чем Вы видите опасности его проявления? 3. Каковы возможные формы творчества в педагогической деятельности? 4. "…Соответствовать требованиям современной школы...» Согласны ли Вы с этими требованиями? Предложите свои «варианты соответствия».
Основная литература. 1. Кочигер Я С., Чампер В.И. Педагогическая этика. - Кишинев, 1984. 2. Мамед-заде Р. Профессиональная этика учителя. - Баку, 1990. 3. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учеб. пособие / Серия «Высшее образование».- Ростов н/Д: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004. 4. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. - М., 1998. 5. Писаренко В. И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. - Мн., 1986. 6. Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. - Киев, 1988. 7. Этическая педагогика: Сборник. - СПб., 1993. Дополнительная литература. 1. Кухарев Н.В., Решетько В.С. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества: Опыт, критерии измерения, прогнозирование. - Мн., 1996. 2. Практическая психология для преподавателей / Под ред. М.К. Тутушкиной. - М., 1997. 3. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. - М., 2000. 4. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. - М., 1961. 5. Сухомлинский В.А. Нравственный идеал молодого поколения. - М., 1963. 6. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1982. 7. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - Киев, 1969. 8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. Практические занятия № 3-4. Тема: Этика отношений в системе "педагог - учащийся". План: 1. Отношения в системе "педагог - учащийся": общение "по вертикали". 2. Переход от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям в общении педагога и учащихся в условиях демократизации общества и гуманизации образования. 3. Специфика и "барьеры" общения "по вертикали". "Противоположность" установок педагога и учащихся. Необходимость учета различий взаимодействующих сторон (особенностей возрастной психологии, интересов и потребностей, уровня культуры). 4. Принципы гуманизма и демократизма как основа общения в системе "педагог - учащийся".Доброжелательность, доверие и терпимость к взглядам и личности учащегося. Необходимость и умение управлять своими чувствами, воспитывать в себе положительное отношение, чувство любви к учащимся. Недопустимость неприязни и равнодушия в общении с учащимися. 5. Нормы и требования к общению в системе "педагог - учащийся": корреляция действий педагога с мнениями и ожиданиями учащихся; недопустимость унижения достоинства учащихся; "требования к требовательности" педагога; проблема дистанции в современной педагогике. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Считаете ли Вы необходимым отстаивать свои убеждения в общении с 2. Обсудите вопрос о барьерах общения педагога и учащегося. Какие еще 3. Ваше отношение к проблеме дистанции в общении между педагогом и 4. В чем и как должно проявляться уважение к личности учащегося? Какие 5. Как Вы относитесь к проблеме внутреннего и внешнего имиджа педагога? Есть ли у Вас собственное представление о себе самом в роли учителя? 6. Имеет ли право учитель на плохое настроение? Постоянно «ясное» выражение лица -это: притворство, двуличие, неискренность или профессиональная необходимость? 7. Выскажите Ваше отношение к понятию «эффективный учитель». Что Вы
Основная литература. 1. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учеб. пособие / Серия «Высшее образование».- Ростов н/Д: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004. 2. Писаренко В. И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. - Мн., 1986. 3. Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. - Киев, 1988. Дополнительная литература. 1. Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: Пособие для классных руководителей и педагогов. - Мн., 1998. 2. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика педагогического взаимодействия: Метод. пособие. - Мн., 1993. 3. Кочигер Я С., Чампер В.И. Педагогическая этика. - Кишинев, 1984. 4. Мамед-заде Р. Профессиональная этика учителя. - Баку, 1990. 5. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. - М., 1998. Практические занятия № 5-6. Тема: Этика отношений в системе "педагог - педагог". План: 1. Морально-психологические основы профессионально-делового общения педагога. Формальные и неформальные отношения в коллективе. 2. Структура коллектива и статус личности в коллективе; их особенности в педагогическом коллективе. 3. Культура делового общения. Общечеловеческие и профессиональные регулятивные нормы общения между педагогами. 4. Объективные и субъективные факторы, определяющие специфику отношений в педагогическом коллективе. 5. Профессиональные "ловушки" и стереотипы в нравственной регуляции поведения педагога. 6. Проблема субординации в педагогическом коллективе. Отношения "по вертикали" - административные отношения управления и подчинения. 7. Служебный этикет, манеры поведения и внешний вид педагога. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. В чем Вы видите нравственные аспекты оценки педагогического труда? 2. Ваши впечатления об отношениях коллег в учительской после педагогической практики. Проанализируйте их, найдите «плюсы» и «минусы». Что бы 3. Какие стили руководства Вы можете назвать и охарактеризовать? Какие 4. Прокомментируйте высказывание Вольтера: «Кто умеет владеть собой, 5. Есть ли у Вас задатки лидера? Умеете ли Вы расположить человек 6. Знаете ли Вы себя? Закомплексованы ли Вы? Ответьте на вопросы тестов
Задания для самостоятельной работы: 1. Расставьте 15 критериев организации труда, способствующих положительной мотивации к труду, по степени их предпочтительности, с Вашей личной точки зрения. 2. Внимательно изучите рекомендации «Умейте слушать другого» и возьмите «на вооружение» упражнения для аутотренинга (см. «Практикум»).
Основная литература. 1. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учеб. пособие / Серия «Высшее образование».- Ростов н/Д: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004. 2. Писаренко В. И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. - Мн., 1986. 3. Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. - Киев, 1988. Дополнительная литература. 1. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для руководителей общеобразоват. школ. - М.,2001. 2. Кухарев Н.В. Директор учится…Обратная связь в педагогической системе. - Мн., 1989. 3. Шейнов В.П., Шишко Г.Б. Руководителю об управлении. - Мн., 1991. Практическое занятие № 7. Тема: Этика педагога и ученого в системе высшего образования. План: 1. Специфика вузовского образования. Особенности отношения вузовского педагога к своему труду. 2. Научная деятельность как атрибут профессиональной работы педагога в вузе: педагог как ученый. Требования, предъявляемые к личности и поведению ученого. 3. Нравственные проблемы взаимоотношений и общения в научном коллективе. 4. Роль научного руководителя в организации продуктивного общения в научном коллективе. 5. "Моральные кодексы" ученых и их роль в регуляции общения в вузовских научных коллективах.
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Согласны ли Вы с тем, что вузовская педагогика, по сравнению со школьной, имеет свои особенности? Какие коррективы и дополнения Вы готовы 2. Как сказывается специфика вузовского образования на взаимоотношениях преподавателей и студентов? Обсудите сложности и «издержки» этих взаимоотношений. 3. Выскажите Ваше отношение к традиционной и новой парадигмам высшего образования и сравните их на основании приведенной таблицы. 4. Охарактеризуйте основные моральные нормы-регулятивы поведения педагога как ученого. 5. Какие морально-психологические проблемы возникают (или могут возникнуть) в вузовском научно-педагогическом коллективе? Какую роль в их разрешении играет научный руководитель? 6. В какой мере ученый несет ответственность за свое открытие? 7. «Наука должна служить только добру! Нельзя допускать, чтобы она опережала уровень нравственности» (Ж. Берн). Возможно ли это? Можете ли Вы Задание для самостоятельной работы: Внимательно изучите и выскажите Ваше отношение к предлагаемому Кодексу научного работника. Внесите в него необходимые, на Ваш взгляд, поправки и коррективы.
Основная литература. 1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М., 1998. 2. Мишаткина Т.В. Проблемы преподавания этики // Методический бюллетень (Республиканский институт высшей школы БГУ). - Мн., 1996. 3. Основы психологии и педагогики высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1986. 4. Основы психологии и педагогики высшей школы / Под ред. Л.К. Аверченко. - Новосибирск, 1997. 5. Университетское образование и наука в XXI столетии. Материалы международ. науч.-методич. конф. - Минск, 2003. Дополнительная литература. 1. Анисимов О.С. Профессиональное мышление преподавателя // Вестн. высш. шк. - 1987. - № 9. 2. Бороздина Г.В. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы: опыт, проблемы, перспективы. // Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог: Материалы российско-белорус. науч.-теоретич. конф.- Киров,2003. 3. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. - Мн., 1996. 4. Мишаткина Т.В. Этика: Учеб. пособие. -- Мн., 2002. 5. Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Культура делового общения. - Мн., 1997. 6. Педагогическая этика. - Владимир, 1985. 7. Педагогические нововведения в высшей школе: технологии, методики, опыт: Материалы III Всерос. науч.-методич. конф. - Краснодар, 1998. - Ч. 2. Практическое занятие № 8.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 960; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.100 (0.014 с.) |