Тема: Профессиональная этика в системе прикладного этического знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Профессиональная этика в системе прикладного этического знания.



План:

1. Профессиональная этика как способ регуляции поведения в конкретных видах профессиональной деятельности.

2. Общие принципы профессиональной этики: профессиональный долг и особая форма ответственности, профессиональная солидарность и корпоративность.

3. Частные принципы профессиональной этики.

4. Специфика и разновидности профессиональной этики.

5. Профессиональные деонтологии и моральные кодексы.

 

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Может ли этика научить морали? Как в этой связи Вы расцениваете высказывание Ф. Ларошфуко: «Можно дать совет, но нельзя дать умение им пользоваться»?

2. В чем, на Ваш взгляд, проявляется сущность и специфичность приклад­ной этики по сравнению с теоретической этикой? Каким образом в структуре прикладной этики проявляется ее «практичность»?

3. В связи с чем возникают и становятся актуальными профессиональные
этики? Что такое профессиональная деонтология?

 

Основная литература.

1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М., 1998.

2. Кочигер Я С., Чампер В.И. Педагогическая этика. - Кишинев, 1984.

3. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учеб. пособие / Серия «Высшее образование».- Ростов н/Д: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004.

4. Мишаткина Т.В. Проблемы преподавания этики // Методический бюллетень (Республиканский институт высшей школы БГУ). - Мн., 1996.

5. Мишаткина Т.В. Этика: Учеб. пособие. - Мн., 2002.

Дополнительная литература.

1. Анисимов О.С. Профессиональное мышление преподавателя // Вестн. высш. шк. - 1987. - № 9.

2. Лаптенок С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи. - Мн., 2001.

3. Основы психологии и педагогики высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1986.

4. Основы психологии и педагогики высшей школы / Под ред. Л.К. Аверченко. - Новосибирск, 1997.

5. Шумская Л.И., Завадская Ж.Е. Основы воспитательной работы с учащейся молодежью. - Мн., 2000.

Практическое занятие № 2.

Тема: Профессиональная этика педагога: сущность, содержание, функции.

План:

1. Специфика педагогической деятельности.

2. Предмет педагогического труда и проблема ответственности педагога.

3. Полифункциональный характер педагогической деятельности.

4. Творчество и проблема "конкурентоспособности" в педагогической деятельности.

5. Моральные нормы отношения педагога к своему труду как отражение специфики педагогической деятельности.

6. Соответствие педагога требованиям современной школы. Необходимость постоянного самосовершенствования учителя.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Проблема свободы и ответственности в деятельности педагога: в чем она?

2. Согласны ли Вы с тем, что консерватизм является специфической чертой в профессиональной деятельности педагога? Консерватизм — добро или зло в педагогической профессии? В чем Вы видите опасности его проявления?

3. Каковы возможные формы творчества в педагогической деятельности?

4. "…Соответствовать требованиям современной школы...» Согласны ли Вы с этими требованиями? Предложите свои «варианты соответствия».

 

Основная литература.

1. Кочигер Я С., Чампер В.И. Педагогическая этика. - Кишинев, 1984.

2. Мамед-заде Р. Профессиональная этика учителя. - Баку, 1990.

3. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учеб. пособие / Серия «Высшее образование».- Ростов н/Д: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004.

4. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. - М., 1998.

5. Писаренко В. И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. - Мн., 1986.

6. Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. - Киев, 1988.

7. Этическая педагогика: Сборник. - СПб., 1993.

Дополнительная литература.

1. Кухарев Н.В., Решетько В.С. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества: Опыт, критерии измерения, прогнозирование. - Мн., 1996.

2. Практическая психология для преподавателей / Под ред. М.К. Тутушкиной. - М., 1997.

3. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. - М., 2000.

4. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. - М., 1961.

5. Сухомлинский В.А. Нравственный идеал молодого поколения. - М., 1963.

6. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1982.

7. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - Киев, 1969.

8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969.

Практические занятия № 3-4.

Тема: Этика отношений в системе "педагог - учащийся".

План:

1. Отношения в системе "педагог - учащийся": общение "по вертикали".

2. Переход от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям в общении педагога и учащихся в условиях демократизации общества и гуманизации образования.

3. Специфика и "барьеры" общения "по вертикали". "Противоположность" установок педагога и учащихся. Необходимость учета различий взаимодействующих сторон (особенностей возрастной психологии, интересов и потребностей, уровня культуры).

4. Принципы гуманизма и демократизма как основа общения в системе "педагог - учащийся".Доброжелательность, доверие и терпимость к взглядам и личности учащегося. Необходимость и умение управлять своими чувствами, воспитывать в себе положительное отношение, чувство любви к учащимся. Недопустимость неприязни и равнодушия в общении с учащимися.

5. Нормы и требования к общению в системе "педагог - учащийся": корреляция действий педагога с мнениями и ожиданиями учащихся; недопустимость унижения достоинства учащихся; "требования к требовательности" педагога; проблема дистанции в современной педагогике.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Считаете ли Вы необходимым отстаивать свои убеждения в общении с
учениками? Готовы ли Вы менять свои взгляды с течением времени или счи­таете это безнравственным?

2. Обсудите вопрос о барьерах общения педагога и учащегося. Какие еще
барьеры Вы могли бы назвать?

3. Ваше отношение к проблеме дистанции в общении между педагогом и
учащимися: нужна ли такая дистанция? В чем она должна проявляться?

4. В чем и как должно проявляться уважение к личности учащегося? Какие
формы унижения личности знакомы Вам по собственному опыту?

5. Как Вы относитесь к проблеме внутреннего и внешнего имиджа педаго­га? Есть ли у Вас собственное представление о себе самом в роли учителя?

6. Имеет ли право учитель на плохое настроение? Постоянно «ясное» выра­жение лица -это: притворство, двуличие, неискренность или профессио­нальная необходимость?

7. Выскажите Ваше отношение к понятию «эффективный учитель». Что Вы
думаете по поводу «Я-концепции» в профессиональной деятельности педагога?

 

 

Основная литература.

1. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учеб. пособие / Серия «Высшее образование».- Ростов н/Д: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004.

2. Писаренко В. И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. - Мн., 1986.

3. Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. - Киев, 1988.

Дополнительная литература.

1. Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: Пособие для классных руководителей и педагогов. - Мн., 1998.

2. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика педагогического взаимодействия: Метод. пособие. - Мн., 1993.

3. Кочигер Я С., Чампер В.И. Педагогическая этика. - Кишинев, 1984.

4. Мамед-заде Р. Профессиональная этика учителя. - Баку, 1990.

5. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. - М., 1998.

Практические занятия № 5-6.

Тема: Этика отношений в системе "педагог - педагог".

План:

1. Морально-психологические основы профессионально-делового общения педагога. Формальные и неформальные отношения в коллективе.

2. Структура коллектива и статус личности в коллективе; их особенности в педагогическом коллективе.

3. Культура делового общения. Общечеловеческие и профессиональные регулятивные нормы общения между педагогами.

4. Объективные и субъективные факторы, определяющие специфику отношений в педагогическом коллективе.

5. Профессиональные "ловушки" и стереотипы в нравственной регуляции поведения педагога.

6. Проблема субординации в педагогическом коллективе. Отношения "по вертикали" - административные отношения управления и подчинения.

7. Служебный этикет, манеры поведения и внешний вид педагога.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. В чем Вы видите нравственные аспекты оценки педагогического труда?

2. Ваши впечатления об отношениях коллег в учительской после педагогической практики. Проанализируйте их, найдите «плюсы» и «минусы». Что бы
Вы хотели сохранить и от чего избавиться?

3. Какие стили руководства Вы можете назвать и охарактеризовать? Какие
достоинства и недостатки есть у каждого из них? В каких ситуациях лучше
всего применять их? Какой из них предпочтительней именно для Вас – как подчиненного и как будущего руководителя?

4. Прокомментируйте высказывание Вольтера: «Кто умеет владеть собой,
тот может повелевать людьми».

5. Есть ли у Вас задатки лидера? Умеете ли Вы расположить человек
себе? Какие ошибки допускаете. Вы, когда слушаете собеседника? Ответьте
вопросы тестов 3—6 и обдумайте полученные результаты.

6. Знаете ли Вы себя? Закомплексованы ли Вы? Ответьте на вопросы тестов
7—9, а затем изучите соответствующие рекомендации.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Расставьте 15 критериев организации труда, способствующих положительной мотивации к труду, по степени их предпочтительности, с Вашей личной точки зрения.

2. Внимательно изучите рекомендации «Умейте слушать другого» и возьмите «на вооружение» упражнения для аутотренинга (см. «Практикум»).

 

Основная литература.

1. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учеб. пособие / Серия «Высшее образование».- Ростов н/Д: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004.

2. Писаренко В. И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. - Мн., 1986.

3. Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. - Киев, 1988.

Дополнительная литература.

1. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для руководителей общеобразоват. школ. - М.,2001.

2. Кухарев Н.В. Директор учится…Обратная связь в педагогической системе. - Мн., 1989.

3. Шейнов В.П., Шишко Г.Б. Руководителю об управлении. - Мн., 1991.

Практическое занятие № 7.

Тема: Этика педагога и ученого в системе высшего образования.

План:

1. Специфика вузовского образования. Особенности отношения вузовского педагога к своему труду.

2. Научная деятельность как атрибут профессиональной работы педагога в вузе: педагог как ученый. Требования, предъявляемые к личности и поведению ученого.

3. Нравственные проблемы взаимоотношений и общения в научном коллективе.

4. Роль научного руководителя в организации продуктивного общения в научном коллективе.

5. "Моральные кодексы" ученых и их роль в регуляции общения в вузовских научных коллективах.

 

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Согласны ли Вы с тем, что вузовская педагогика, по сравнению со школь­ной, имеет свои особенности? Какие коррективы и дополнения Вы готовы
внести к тем, которые выделены нами?

2. Как сказывается специфика вузовского образования на взаимоотноше­ниях преподавателей и студентов? Обсудите сложности и «издержки» этих взаи­моотношений.

3. Выскажите Ваше отношение к традиционной и новой парадигмам выс­шего образования и сравните их на основании приведенной таблицы.

4. Охарактеризуйте основные моральные нормы-регулятивы поведения пе­дагога как ученого.

5. Какие морально-психологические проблемы возникают (или могут воз­никнуть) в вузовском научно-педагогическом коллективе? Какую роль в их разрешении играет научный руководитель?

6. В какой мере ученый несет ответственность за свое открытие?

7. «Наука должна служить только добру! Нельзя допускать, чтобы она опе­режала уровень нравственности» (Ж. Берн). Возможно ли это? Можете ли Вы
привести примеры служения науки злу?

Задание для самостоятельной работы:

Внимательно изучите и выскажите Ваше отношение к предлагаемому Кодексу научного работника. Внесите в него необходимые, на Ваш взгляд, поправки и коррективы.

 

Основная литература.

1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М., 1998.

2. Мишаткина Т.В. Проблемы преподавания этики // Методический бюллетень (Республиканский институт высшей школы БГУ). - Мн., 1996.

3. Основы психологии и педагогики высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1986.

4. Основы психологии и педагогики высшей школы / Под ред. Л.К. Аверченко. - Новосибирск, 1997.

5. Университетское образование и наука в XXI столетии. Материалы международ. науч.-методич. конф. - Минск, 2003.

Дополнительная литература.

1. Анисимов О.С. Профессиональное мышление преподавателя // Вестн. высш. шк. - 1987. - № 9.

2. Бороздина Г.В. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы: опыт, проблемы, перспективы. // Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог: Материалы российско-белорус. науч.-теоретич. конф.- Киров,2003.

3. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. - Мн., 1996.

4. Мишаткина Т.В. Этика: Учеб. пособие. -- Мн., 2002.

5. Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Культура делового общения. - Мн., 1997.

6. Педагогическая этика. - Владимир, 1985.

7. Педагогические нововведения в высшей школе: технологии, методики, опыт: Материалы III Всерос. науч.-методич. конф. - Краснодар, 1998. - Ч. 2.

Практическое занятие № 8.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 922; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.028 с.)