Б1.Б4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б1.Б4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА



Б1.Б4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

 

 

Для направления 030900.68 Юриспруденция

 

 

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения очная, заочная

 

Краснодар 2011


Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22.12.2009 № 780, и примерной ООП

 

Рецензент (-ы): Греков Михаил Леонидович, доцент кафедры уголовного права и криминологии, кафедра уголовного права и криминологии КубГУ.

 

Составитель (-ли): ________________ Павлычев Михаил Михайлович к.ю.н., доцент, доцент кафедры криминалистики и правовой информатики

________________ Веселков Константин Владимирович к.ю.н., доцент, доцент кафедры криминалистики и правовой информатики

 

 

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры криминалистики и правовой информатики «02» сентября 2009 г. протокол № 1

 

 

Заведующий кафедрой _________________ Брылев Виктор Иванович, д.ю.н., профессор

 

 

Рабочая программа одобрена на заседании учебно-методической комиссии юридического факультета (04.10.2011 г. Протокол № 2)

 

 

Председатель УМК Юридического факультета

д.ю.н., профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии _________________ Прохоров Леонид Александрович

 


1. Цель и задачи дисциплины, её место в учебном процессе, требования к уровню усвоения содержания дисциплины.

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Этика как наука о морали и ее реализации на практике является базовой в системе обучения юриста. Наряду с правом, мораль выступает одной из форм регулирования поведения людей в обществе, служит предпосылкой успешной правоприменительной деятельности. Использование этических знаний предполагает поиск наиболее эффективных приемов реализации правовых предписаний.

 

В связи с этим основной целью курса является формирование у студентов знаний в области этики, выработка навыков применения норм нравственности в специфических условиях правоприменительной деятельности.

 

Задачи дисциплины

.- обретение представления о современной концепции профессиональной этики юриста;

- изучение нравственных принципов профессиональной деятельности юриста;

- усвоение основных понятий и институтов профессиональной этики;

- изучение нравственных норм, регулирующих профессиональную деятельность юриста, а также правил установления фактических и юридических оснований для принятия правовых решений;

- формирование представления об оптимальной модели принятия этического решения;

- изучение специфики применения норм этики в отдельных сферах профессиональной деятельности юристам и к отдельным ее представителям этой профессии;

- формирование навыков применения приобретенных знаний для разрешения практических ситуаций;

- овладение навыками изучения, осмысления и анализа правоприменительной практики с точки зрения соответствия этическим стандартам;

- формирование умения вести аргументированную дискуссию по проблемам профессиональной этики;

- выработка осознания значимости своей будущей профессии, достаточный уровень профессионального сознания

- формирование нетерпимого отношения к коррупционному поведению, уважительное отношение к закону и праву

 

1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

Владеть компетенциями:

Код компетенции Результат обучения
ОК-1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания
ОК-2 способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности; соблюдать принципы этики юриста
ОК-3 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
ОК-5 обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
ОК-6 имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону
ОК-8 способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
ОК-9 способен анализировать социально значимые проблемы и процессы
ПК-2 способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
ПК-9 способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина
ПК-12 способен выявлять и давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению.

Изучив дисциплину «Профессиональная этика» студент должен:

 

знать:

- основные этические понятия и категории;

- содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности;

- возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;

- сущность, профессионально-нравственной деформации и пути преодоления;

- понятие этикета, его роль в профессиональной деятельности юриста;

- особенности этикета юриста, его основные формы и функции.

уметь:

- оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения;

- применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях.

владеть навыками:

- оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали;

- поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета.

-анализа социально значимых проблем и процессов с точки зрения этических ценностей и норм.

- выявления и оценки коррупционному поведению, содействия его пресечению.

быть способен:

.- добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики;

-действовать в соответствии с профессиональнойкультурой поведения;

- проявить готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе.

-использовать основные положения и методы этики при решении социальных и профессиональных задач.

-осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры.

- уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

 

1.3.Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина входит в Гуманитарный цикл Базовой части

 

Связь с предшествующими и последующими дисциплинами

Для успешного освоения дисциплины студент должен овладеть общекультурными и профессиональными компетенциями, формируемыми при изучении дисциплин «Уголовно-процессуальное право», «Юридическая психология», «Адвокатская деятельность», «Криминалистика».

Понятия и усвоенные закономерности, приобретенные навыки и умения, способности, сформированные в курсе «Профессиональная этика» будут использоваться в обязательных курсах «Прокурорский надзор», «Криминалистическая экспертиза».

 


ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ, ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ И

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Форма обучения – очная

Объем дисциплины и виды учебной работы.

 

Вид учебной работы Всего часов Распределение по семестрам в часах
семестр
I II III IV V VI VII VIII IX X
Общая трудоемкость дисциплины                      
Аудиторные занятия                      
Лекции (Л)                  
Практические занятия (П)                      
Семинары (С)                  
Самостоятельная работа студентов (СРС)                      
Курсовой проект (работа)                      
Реферат                      
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) экз. экз                  

Форма обучения – заочная

Вид учебной работы Всего часов Распределение по семестрам в часах
курс
I
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия
Лекции (Л)
Практические занятия (П)
Семинары (С)    
Самостоятельная работа студентов (СРС)
Курсовой проект (работа)    
Реферат    
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) экз. экз

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОФО

 

Название тем для изучения и объем занятий по видам учебной работы в часах.

 

Тема Всего часов В том числе
лекции семинары СРС
1. Профессиональная этика юриста: нравственные основы    
2. Особенности профессии юриста: нравственно-правовые конфликты    
3. Профессиональные этические нормы и принципы: понятие, статус, система, особенности реализации    
4. Дисциплинарная ответственность за нарушение профессиональных этических принципов и норм: понятие, механизм реализации    
5. Профессиональная этика судьи    
6. Профессиональная этика сотрудника правоохрани­тельных органов    
7. Профессиональная этика адвоката    
8. профессиональная этика нотариуса    
9. Профессиональная этика представителей иных юридических профессий    
  ВСЕГО    

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЗФО

 

Название тем для изучения и объем занятий по видам учебной работы в часах.

 

Тема Всего часов В том числе
лекции Практические занятия СРС
4. Профессиональная этика юриста: нравственные основы  
5. Особенности профессии юриста: нравственно-правовые конфликты    
6. Профессиональные этические нормы и принципы: понятие, статус, система, особенности реализации    
4. Дисциплинарная ответственность за нарушение профессиональных этических принципов и норм: понятие, механизм реализации    
5. Профессиональная этика судьи  
6. Профессиональная этика сотрудника правоохрани­тельных органов    
7. Профессиональная этика адвоката    
8. профессиональная этика нотариуса    
9. Профессиональная этика представителей иных юридических профессий  
  ВСЕГО  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Содержание разделов и тем дисциплины.

Тема 4. Дисциплинарная ответственность за нарушение профессиональных этических принципов и норм: понятие, механизм реализации.

Понятие, виды, основания и механизм привлечения юристов-профессионалов к дисциплинарной ответственности за совершение проступков, нарушающих этические принципы и нормы, а также нормы закона. Характер дисциплинарной ответственности и основные виды дисциплинарных взысканий, предусмотренные профессиональными этическими кодексами. Механизм привлечения юриста-профессионала к дисциплинарной ответственности за нарушение профессиональных этических норм и принципов: принципы, субъекты, обстоятельства, учитываемые при дисциплинарном производстве. Особенности привлечения к дисциплинарной ответственности отдельных категорий юристов (государственных служащих – сотрудников правоохранительных органов).

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Практические занятия предоставляют большие возможности для полноценного решения задачи этического образования студентов. Усвоение этических знаний здесь стимулируется экспериментом, наблюдением, анализом собственного опыта студентов, подготовкой сообщений и докладов, дискуссиями, анализом конкретных ситуаций и др.

Каждому занятию должна предшествовать самостоятельная работа. Она заключается в систематическом изучении рекомендованной литературы. Перед изучением темы нужно ознакомиться с перечнем основных вопросов программы, затем прочитать конспект лекций и только после этого приступать к работе над первоисточниками. При чтении следует сосредоточить внимание на уяснении основных положений темы. При последующей работе с текстом целесообразно составить краткий конспект изученного материала. В нем рекомендуется записывать самое существенное, оформлять конспект следует в виде формально - логической модели темы, графов, таблиц и схем.

Вопросы для самоконтроля

1. Какого человека можно назвать нравственным / безнравственным?

2. Дайте оценку основным категориям этики: добро и зло, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство и честь, – с позиций сегодняшнего дня, как присущим / не присущим нашему обществу.

3. Может ли человек всегда и везде поступать в соответствии со своими нравственными принципами и моральными законами?

4. Насколько верным является выражение «цель оправдывает средства»? Можно ли добиваться благой цели безнравственными средствами? Проиллюстрируйте свое мнение примерами.

5. Насколько сильно влияют повседневные занятия человека на его мировоззрение и на его этические взгляды?

6. Существует ли антагонизм между нравственностью и правом?

Вопросы для самоконтроля

 

1. Укажите, что послужило причинами формирования профессиональной морали юристов?

2. Какова цена ошибки юриста?

3. Укажите, в чем сходство и в чем различие между правом и моралью?

4. Можно ли говорить о существовании правовой морали, отличающейся от морали обычной?

5. Следует ли разделять право и закон? Какие естественно-правовые взгляды могут быть отнесены к числу этических норм?

6. Как должен поступать юрист-профессионал, если прямое предписание закона противоречит его представлениям о морали?

7. Каковы основные способы решения нравственно-правовых конфликтов?

8. Необходимость выбора варианта поведения между правовым и моральным – что будет склонять чашу весов в ту или иную сторону?

 

Вопросы для самоконтроля

1. История возникновения и развития предписаний нравственного характера для представителей различных юридических профессий.

2. Как возникают формализованные писаные профессиональные этические нормы?

3. Какой статус имеют профессиональные этические кодексы?

4. Можно ли говорить, что субъектом создания этих норм является государство, санкционирующее их и уполномочивающее на их создание профессиональные сообщества юристов?

5. Профессиональные этические кодексы современной России: насколько они соответствуют зарубежным аналогам?

6. Каковы основные нормы международного права. определяющие профессиональное поведение юристов?

7. Как воплощаются на практике эти нормы?

8. Следует ли придать данным нормам статус нормы права?

 

Тема 4. Дисциплинарная ответственность за нарушение профессиональных этических принципов и норм: понятие, механизм реализации.

В рамках данного занятия основной целью является уяснение студентами понятия, видов, оснований и механизма привлечения юристов-профессионалов к дисциплинарной ответственности за совершение проступков, нарушающих этические принципы и нормы.

Для этого необходимо рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности, как об одном из видов юридической ответственности, рассмотреть характер мер дисциплинарной ответственности и основные виды, предусмотренные профессиональными этическими кодексами.

Важно рассмотреть механизм привлечения юриста-профессионала к дисциплинарной ответственности за нарушение профессиональных этических норм и принципов, который основывается на принципах коллегиальности, открытости, состязательности, права на защиту и других.

В зависимости от характера проступка он сам по себе может служить основанием для привлечения лица и к другим видам ответственности (например. уголовной, гражданской).

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности дисциплинарной ответственности по сравнению с другими видами юридической ответственности?

2. Может ли юрист-профессионал быть привлечен за совершение одного проступка к различным видам ответственности (иным помимо дисциплинарной)?

3. Насколько эффективной является такая ответственность?

4. Каков характер мер дисциплинарной ответственности, применяемых к лицам, совершившим дисциплинарный проступок?

5. Перечислите меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные профессиональными этическими кодексами России.

 

При изучении данной темы необходимо рассмотреть современное состояние судебной системы России и те изменения, которые к ней происходят в последнее время. Важно учитывать все процессы, происходящие в рамках нашей судебной системы, как указывающие на формирование нового судейского сообщества, члены которого подчиняются особым этическим правилам, обусловленным особенностями их профессии.

Важно рассмотреть особенности профессиональной деятельности судьи, которые и определяют те нормы, которые возникли и существуют в Кодексе судейской этики. Среди основных необходимо проанализировать принципы правосудия, статус судьи как представителя независимой судебной власти, обладающего существенными полномочиями при решении споров.

Помимо федеральных законов, регулирующих судоустройство и статус судьи в России, Кодекса судейской этики, среди источников необходимо указать Резолюцию ООН «Основные принципы независимости судебных органов» 1985 г., Рекомендацию Комитета министров Совета Европы «О независимости, эффективности и роли судей».

Особым источником являются документы принятые Высшей квалификационной коллегией судей РФ. В частности необходимо проанализировать Положение о квалификационных коллегиях судей от 15.07.2002 г. и обзоры (доклады) ВККС РФ.

Спецификой этических правил для судей является то, что на судью распространяются особые требования к поведению и во внеслужебное время. Это обусловлено особым статусом судьи как независимого арбитра, в силу чего его поведение никоим образом не должно накладывать тень на правосудие в целом даже вне профессиональных рамок.

Система привлечения судьи к дисциплинарной ответственности в настоящее время сформирована. Органы судейского сообщества в состав которых входят представители общественности пытаются эффективно исполнять возложенные на них задачи. В условиях повышения открытости судебной системы требуется сделать и процесс привлечения судей к дисциплинарной ответственности более открытым.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие правовые принципы определяют характер этических норм, обязательных для судьи в ходе осуществления своей профессиональной деятельности?

2. Сравните Кодекс судейской этики 2004 г. и Кодекс чести судьи РФ 1993 г., каковы основные различия между ними?

3. Чем обусловлен запрет судьям заниматься определенными видами деятельности? Чем обусловлено разрешение заниматься иными (перечисленными) оплачиваемыми видами деятельности?

Цель данного семинара – указать на этическую составляющую деятельности юристов – представителей правоохранительных органов. Под таковыми мы будем понимать сотрудников прокуратуры, следователей всех ведомств и сотрудников милиции, выполняющих правоприменительные функции в юридическом процессе.

Важнейшей особенностью поведения сотрудника правоохранительного органа является то, что он всегда выступает как представитель государства как государственный служащий. Это накладывает на него ряд этических обязанностей.

Основными источниками являются нормы отраслевого законодательства: нормы закона «О милиции», «О прокуратуре», уголовно-процессуальный закон. В отношении сотрудников органов внутренних дел действует имеющий статус нормы права Кодекс чести рядового и начальствующего состава. У прокурорских работников нет своего этического кодекса, хотя в январе 2005 года на конференции генеральных прокуроров стран Европы была принята инструкция по вопросам этики в деятельности прокуроров, которая является в силу этого обязательной и для нас.

Особую роль играют правила, касающиеся осуществления уголовного судопроизводства и роли следователя в данном процессе. В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о допустимости тактических приемов, используемых иногда в следственной практике, направленных на признание обвиняемым своей вины в обмен на снижение размера наказания. Дискуссия по этому поводу ведется в рамках и других наук уже очень давно и однозначный ответ на данный вопрос пока не найден.

Вопросы для самоконтроля

Чем обусловлен тот факт, что часто реальные сотрудники правоохранительных органов сильно расходятся с теми идеалами, которые закреплены в нравственном сознании общества и даже нормативных документах, касающихся этих сотрудников?

Ключевой особенностью профессии адвоката является то, что он всегда выступает как представитель своего доверителя, что и определяет объем его воли в профессиональной деятельности. При этом закон и нравственность для адвоката выше воли доверителя. Эти два принципа и порождают основной конфликт в профессии адвоката: конфликт между интересами доверителя и интересами общества, представителем которого адвокат также является в силу факта.

Кодекс профессиональной этики адвоката содержит множество правил, многие из которых восходят к традициям дореволюционной адвокатуры. Эти правила можно разбить на группы по двум взаимным критериям: по характеру отношений (адвокат – доверитель, адвокат – общество, адвокат – государство, адвокат – адвокат) и по связи с поручением (в части принятия поручения, исполнения поручения, прекращения поручения).

Дисциплинарная ответственность адвокатов установлена Кодексом профессиональной этики. Она возлагается на лицо, совершившее поступок, порочащий авторитет адвокатуры как института. Для детального понимания смысла этических норм необходимо рассмотреть со студентами обобщения дисциплинарной практики адвокатских палат субъектов РФ.

Вопросы для самоконтроля

Как следует поступить адвокату, если его подзащитный признался ему в том, что именно он совершил это преступление, что в суде он будет говорить о своей невиновности, что когда он выйдет на свободу он равно расправится со свидетелями и потерпевшими, а адвокат видит, что грамотно построенная защита, основанная на исключении недопустимых доказательств, приведет к оправданию его подзащитного?

6. Существуют ли обязательные для адвокатов правила внеслужебного поведения?

 

Источники, содержащие профессиональные этические нормы и принципы, определяющие поведение нотариуса в ходе осуществления профессиональной деятельности и во внеслужебное время это Основы законодательства о нотариате и Профессиональный кодекс нотариусов.

Вопросы для самоконтроля

Вопросы для самоконтроля

1. Должен ли юрисконсульт коммерческой организации возражать императивным требованиям своего руководства оформлять правовыми средствами аморальные и противозаконные интересы?

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Этика – наука о морали, ее предмет.

2. Свойства морали (нормативность, императивность, оценочность).

3. Функции морали.

4. Моральные ценности.

5. Роль моральных требований в деятельности правоохранительных органов.

6. Профессиональная этика, ее содержание.

7. Понятие и содержание основных категорий этики.

8. Категории «добра» и «зла» в деятельности юриста.

9. Долг, совесть, ответственность в работе юриста.

10. Понятие и сущность морали. Соотношение морали и права.

11. Понятие, признаки и виды социальных норм. Их иерархия.

12. Моральное сознание и моральная практика.

13. Понятие и виды профессиональной этики.

14. Юридическая этика – вид этики профессиональной.

15. Особенности профессии юриста и их нравственное значение.

16. Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительной деятельности.

17. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства.

18. Понятие истины. Установление истины по уголовному делу как нравственная цель доказывания.

19. Понятие, предмет и содержание профессиональной этики юриста.

20. Методы изучения профессиональной этики юриста.

21. Кодексы профессиональной морали, их значение в профессиональной деятельности. Профессиональные кодексы юриста.

22. Моральный кодекс и присяга, их соотношение.

23. Содержание юридической этики. (Предмет).

24. Нравственное содержание основных положений правоохранительной деятельности.

25. Культура правоохранительной деятельности, факторы, ее определяющие.

26. Культура и законность.

27. Нравственное содержание принципов судопроизводства.

28. Нравственность презумпции невиновности.

29. Нравственность принципа национального языка в судопроизводстве.

30. Нравственное содержание прав подозреваемого и обвиняемого.

31. Нравственное содержание независимости следователя, прокурора, судьи.

32. Нравственное содержание норм материального и процессуального права.

33. Этические аспекты реабилитации в судопроизводстве.

34. Процессуальные и тактические средства защиты моральных ценностей личности в процессе доказывания.

35. Нравственная обоснованность мер процессуального принуждения.

36. Этические аспекты проверки и оценки доказательств.

37. Совесть и долг в механизме оценки доказательств.

38. Нравственные проблемы использования в доказывании научно-технических средств, не обозначенных в УПК (одорология, гипноз, полиграф и др.)

39. Нравственность в деятельности дознавателя, следователя.

40. Этическая сторона деятельности прокурора в надзоре за следствием.

41. Нравственные аспекты поддержания государственного обвинения.

42. Этика защитительной деятельности.

43. Нравственные аспекты принципов защиты.

44. Нравственный долг адвоката.

45. Этические аспекты следственного осмотра.

46. Этика освидетельствования.

47. Нравственное содержание обыска.

48. Нравственные аспекты следственного эксперимента и проверки показаний на месте.

49. Этические аспекты проведения опознания.

50. Нравственные вопросы проведения экспертизы.

51. Нравственность тактических приемов допроса.

52. Этические аспекты допроса подозреваемого.

53. Этические аспекты допроса обвиняемого.

54. Этика допроса свидетеля.

55. Нравственные особенности допроса потерпевшего.

56. Этика допроса несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего.

57. Этика очной ставки.

58. Нравственность правосудия как деятельности судебной власти.

59. Нравственный потенциал и воспитательное значение стадии судебного разбирательства.

60. Нравственная сторона организации судебных процессов.

61. Ритуал судебного заседания.

62. Нравственные аспекты судебного допроса свидетелей, потерпевших.

63. Этическая сторона допроса подсудимого.

64. Нравственные проблемы вынесения судом решения без проведения судебного следствия (гл. 40 УПК).

65. Особенности судебной речи. Компоненты судебной речи, определяющие уровень ее нравственности. (Композиция, средства речевого воздействия, логико-доказательная сторона, речевая культура, техника речи).

66. Этические аспекты речи обвинителя.

67. Этические аспекты речи защитника.

68. Нравственная сторона напутствия председательствующего присяжным.

69. Нравственность основных процессуальных документов (о возбуждении дел, предъявлении обвинения, обвинительного заключения, приговора).

70. Нравственная характеристика процессуальных документов, фиксирующих собираемые доказательства (протоколы осмотров, допросов и т.п.).

71. Воспитательное значение процессуальных документов.

72. Этические начала взаимодействия следователя со средствами массовой информации.

73. Нравственные основы деятельности судьи.

74. Нравственные основы деятельности прокурора.

75. Нравственное содержание судебных прений.

76. Нравственные начала использования помощи общественности в правоприменительной практике.

77. Нравственное содержание оценки доказательств по внутреннему убеждению.

78. Соотношение целей и средств в профессиональной деятельности юриста.

79. Профессионально необходимые качества юриста, их нравственное содержание.

80. Этические проблемы ОРД

 

 

Тема 4. Дисциплинарная ответственность за нарушение профессиональных этических принципов и норм: понятие, механизм реализации

 

Рассмотреть в литературе понятие, виды, основания и механизм привлечения юристов-профессионалов к дисциплинарной ответственности за совершение проступков, нарушающих этические принципы и нормы. Дать оценку дисциплинарной ответственности, как одному из видов юридической ответственности, рассмотреть характер мер дисциплинарной ответственности и основные виды, предусмотренные профессиональными этическими кодексами. Рассмотреть механизм привлечения юриста-профессионала к дисциплинарной ответственности за нарушение профессиональных этических норм и принципов, который основывается на принципах коллегиальности, открытости, состязательности, права на защиту и других. Изучить соответствующие разделы профессиональных этических кодексов, касающиеся механизма привлечения лиц к дисциплинарной ответственности, а также документы Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

 

Ознакомиться с источниками, определяющими принципы построения судебной системы России. Помимо федеральных законов, регулирующих судоустройство и статус судьи в России, Кодекса судейской этики, среди источников необходимо рассматривать Резолюцию ООН «Основные принципы независимости судебных органов» 1985 г., Рекомендацию Комитета министров Совета Европы «О независимости, эффективности и роли судей». Проанализировать документы, принятые Высшей квалификационной коллегией судей РФ. В частности необходимо проанализировать Положение о квалификационных коллегиях судей от 15.07.2002 г. и обзоры (доклады) ВККС РФ.

 

Рассмотреть нормы отраслевого законодательства: нормы закона «О милиции», «О прокуратуре», уголовно-процессуальный закон. В отношении сотрудников органов внутренних дел ознакомиться с Кодексом чести рядового и начальствующего состава. Дать оценку тому факту, что у прокурорских работников нет своего этического кодекса. Найти текст принятой в январе 2005 года на конференции генеральных прокуроров стран Европы инструкции по вопросам этики в деятельности прокуроров. Особую роль играют правила, касающиеся осуществления уголовного судопроизводства и роли следователя в данном процессе. В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о допустимости тактических приемов, используемых иногда в следственной практике, направленных на признание обвиняемым своей вины в обмен на снижение размера наказания. Рассмотреть позиции ученых и проанализировать судебную практику в этой части.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И НОРМАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Основная литература

1. Аминов И.И. Юридическая этика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» и «Психология» / [И.И. Аминов и др.]. М.: ЮНИТИ, 2010. 239 с.

2. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учеб. для вузов: [Для специальности «Юриспруденция» ] / А. С. Кобликов. 2-е изд., изм.. М.: Норма, 2004. 165 с.

3. Кобликов А.С. Юридическая этика. 3е изд. М: Норма, 2007. 176 с.

4. Кодекс профессиональной этики адвоката: Принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 3003 года // Российская газета. 2005. № 222.

5. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [утв. Приказом МВД России от 24.12.2008 № 1138] // СПС «КонсультантПлюс».

6. Кодекс судейской этики: [утв. VI Всероссийским съездом судей 02.12.2004] // Российская юстиция. 2005. № 1-2.

7. Лаптева О.И. Профессиональная этика юриста: учебное пособие для студентов очной, очно-заочной, заочной форм обучения по специальности 030501.65-Юриспруденция / О.И.Лаптева; Федеральное агентство по образованию, Федеральное гос. Образовательное учреждение высш. профессионального образования «Сибирская акад. гос. Службы». Новосибирск: СибАГС, 2009. 172 с.

8. Профессиональная этика юриста: Сб. документов / Сост. С.Г. Шеретов. Алматы: НИЦ КОУ, 2008. 284 с.

9. Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста: учеб. пособие / В. П. Халиулина. М.:Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2004. 161 с.

10. Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста: Учебное пособие. М.: Изд-во РУДН,2004. 161 с.

Дополнительная литература

1. Дряхлов С.К. Новая концепция Кодекса судейской этики судей российской федерации: «за» и «против» // Российское правосудие. 2010. № 10. С. 71-75.

2. Абросимов С.В. Правомерность и допустимость психологического воздействия при расследовании уголовных дел // Юристъ - Правоведъ. 2008. № 5. С. 83-85.

3. Белик В.Н. Обеспечение конституционного права на квалифицированную юридическую помощь и нормы профессиональной этики адвоката // Уголовное судопроизводство. 2007. № 1. С. 26-28.

4. Ивентьев С.И. С<





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.92.164.9 (0.01 с.)