ТОП 10:

Этикет и культура Вашего общения



Знание этикета и основных требований культуры общения необходимы педагогу как для себя, так и для обучения своих воспитанников. Подберите ответы, которые более всего соответствуют манере Вашего поведения, и запишите их индексы (например, 1а, 2в, 3б и т. д.).

1. Если Вас приглашает в гости человек, которому Вы не симпатизируете, примете ли Вы его приглашение? а) да; б) только в исключительном случае; в) нет.

2. Представьте, что в гостях Вы вынуждены сидеть около человека, которого считаете своим врагом. Как Вы себя поведете? а) не будете обращать на него внимания; б) будете отвечать только на его вопросы; в) попытаетесь завязать с ним непринужденный разговор.

3. Вы только что собрались позвонить в одну квартиру. Внезапно слышите, что за дверью возник семейный спор. Что Вы делаете? а) все-таки звоните; б) подождете, пока спор прекратится; в) уйдете.

4. Что Вы сделаете, если Вам в гостях предложат нелюбимое блюда? а) несмотря на отвращение, съедите его; б) скажете хозяевам, что не можете этого сделать; в) пожалуетесь на отсутствие аппетита.

5. Какой бутерброд со стола Вы обычно выбираете? а) самый лучший; б) самый маленький; в) ближайший к Вам.

6. Что Вы предпримете, если в компании внезапно наступит перерыв в разговоре? а) подождете, пока кто-нибудь начнет разговор; б) сами найдете какую-нибудь тему.

7. Представьте, что Вы попали в неприятную ситуацию. Расскажете ли Вы об этом своим знакомым? а) обязательно; б) только друзьям; в) ни одному человеку.

8. Добавляете ли Вы что-либо от себя, пересказывая чужую историю? а) да; б) с незначительными "улучшениями"; в) нет.

9. Носите ли Вы с собой фотографию любимого человека и показываете ли ее окружающим? а) да; б) нет; в) никогда.

10. Что Вы делаете, если не поняли рассказанной шутки? а) смеетесь вместе с остальными; б) остаетесь серьезным; в) просите, чтобы кто-нибудь объяснил смысл этой шутки.

11. Что Вы предпринимаете, если, находясь в компании, почувствовали резкую головную боль? а) тихо терпите; б) просите таблетку от головной боли; в) идете домой.

12. Что Вы делаете, если, находясь в гостях, узнаете, что по телевидению должны начать интересующую вас программу? а) просите, чтобы хозяин включил телевизор;
б) начинаете смотреть телевизор в соседней комнате, чтобы не помешать остальным гостям; в) отказываетесь от интересующей вас передачи.

13. Вы находитесь в гостях. Когда Вы чувствуете себя лучше? а) когда развлекаете гостей; б) когда Вас развлекают другие.

14. Решаете ли Вы заранее, как долго будете оставаться в гостях? а) нет; б) иногда; в) да.

15. Корреспондент газеты берет у Вас интервью. а) Вам льстит, что интервью с Вами напечатают в газете; б) Вы хотели бы, чтобы это было уже в прошлом; в) Вам это совершенно безразлично.

16. Можете Вы объективно оценивать людей, которых не можете терпеть? а) безусловно; б) только в виде исключения; в) не задумывались над таким вопросом.

17. Соглашаетесь ли Вы с мнением других людей, даже если оно справедливо, но для вас неблагоприятно? а) не всегда; б) если оно подтверждает Ваше мнение; в) а, собственно говоря, зачем я должен это делать?

18. Когда Вы обычно прекращаете спорить? а) чем скорее, тем лучше; б) когда спор не имеет никакого смысла; в) после того как Вы сумеете убедить своего оппонента.

19. Если Вы знаете стихи, то будете ли читать их в обществе? а) с удовольствием; б) если об этом попросят; в) ни в коем случае.

20. Представьте, что Вы живете во времена графа Монте Кристо, сидите в подземной тюрьме и внезапно узнаете, что в соседней камере заключен Ваш самый злейший враг. Когда Вы начнете с ним перестукиваться? а) как можно скорее; б) когда не сможете больше терпеть одиночества; в) никогда.

21. Встречаете ли Вы Новый год на главной площади города? а) да; б) нет; в) под Новый год я всегда сплю.

Оценка. Выставьте себе баллы в соответствии с выбранными Вами пунктами и их оценкой в табл. 3.

Таблица 3

  а б в   а б в
       

 

Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:

280-300 баллов. Возникает подозрение, что Вы не всегда искренне отвечали. Проверьте себя еще раз;

200-280 баллов. Вы должно быть довольны собой. В основном это относится к Вашим коммуникативным способностям. Вы охотно проводите свободное время среди людей и в любом обществе являетесь желанным участником. Вы обладаете живым умом, впечатлительны, хороший слушатель и рассказчик. Эти и некоторые другие способности приводят к тому, что Вы часто становитесь душой общества;

100-200 баллов. Ваше отношение к общению нелегко определить. С одной стороны, Вы обладаете свойствами и наклонностями, которые делают Вас приятным членом общества. С другой стороны, прочие качества Вашего характера как бы тормозят первые. В целом в компании Вы можете чувствовать себя вполне удовлетворительно. Однако Вам нелегко удается приспосабливаться к любому окружению. Это зависит также и от Вашего настроения. Но среди людей, которым Вы симпатизируете, Вы чувствуете себя довольно комфортно;
50-100 баллов. Как правило, Вы любите одиночество. В узком семейном кругу Вы чувствуете себя значительно лучше, чем в большой компании. Кстати, многие знаменитые личности, вошедшие в историю, нередко принадлежали к этой категории людей;

50 баллов и меньше. Вам нужно стараться быть пообщительней.
И еще одно: постарайтесь отнестись к своему результату с юмором.

ТЕСТ 3.

"Любят ли Вас люди?"

Доверие, симпатия и даже любовь - чувства, которые должен вызывать учитель, и без которых у него не может быть подлинного авторитета. Проверьте, как относятся к Вам окружающие, и подумайте, от чего это зависит. Ответьте "да", если Вы согласны с утверждением, и "нет", если не согласны.

1. Вы должны помнить, что почти постоянно в течение дня Вас пристально оценивают те, с кем Вам приходится общаться.

2. У человека должно быть достаточно развито чувство независимости, чтобы обсуждать с друзьями свое хобби, независимо от того, разделяют они или нет его увлечение.

3. Самое мудрое - это сохранять достоинство даже тогда, когда у Вас имеется сильный соблазн поступить иначе.

4. Если человек замечает ошибки в речи других, ему следует их поправлять.

5. Когда Вы встречаетесь с незнакомыми людьми, Вы должны быть достаточно остроумны и привлекательны, чтобы произвести на них впечатление.

6. Когда Вас представляют другому человеку, а Вы не расслышали его имя, Вы должны попросить его повторить свое имя.

7. Вы уверены, что Вас уважают за то, что Вы никогда не позволяете другим подшучивать над собой.

8. Вы должны быть всегда настороже, не то окружающие начнут подшучивать над Вами и выставлять в смешном виде.

9. Если Вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, лучше не ввязываться в соревнование, а отдать ему должное и выйти из разговора.

10. Человек должен всегда стараться, чтобы его поведение соответствовало настроению компании, в которой он находится.

11. Вы должны всегда помогать своим друзьям, потому что может прийти время, когда Вам очень понадобится их помощь.

12. Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что в конце концов очень немногие оценивают эти услуги по достоинству.

13. Лучше, если другие зависят от Вас, чем если Вы зависите от других.

14. Настоящий друг всегда старается помогать своим друзьям.

15. Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству и одобрили.

16. Если в компании рассказывают анекдот, который Вы уже слышали, Вы должны остановить рассказчика.

17. Если в компании рассказывают анекдот, который Вы уже слышали, Вы должны быть достаточно вежливы, чтобы от сердца посмеяться над анекдотом.

18. Если Вас пригласили к другу, а Вы предпочитаете сходить в кино, Вы должны сказать, что у Вас болит голова, или придумать какое-то другое объяснение, но не рисковать возможностью обидеть друга, сообщая ему действительную причину.

19. Настоящий друг требует, чтобы его близкие поступали всегда наилучшим для него образом, даже когда они не хотят этого.

20. Люди не должны упрямо и настойчиво защищать свои убеждения всякий раз, когда кто-нибудь выразит противоположное мнение.

Оценка. За каждый ответ, совпадающий с "правильным", начислите себе по 5 баллов. Правильные ответы: "да" 6-й, 13-й, 14-й и 20-й; "нет" - все остальные.
Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:
85-100 - отлично;
75-80 - хорошо;
65-70 - удовлетворительно;
0-60 - плохо.
Чем выше сумма баллов, тем больше у Вас оснований считать, что окружающие Вас любят.

ТЕСТ 4.

"Умеете ли Вы слушать и слышать другого?"

Умение слушать, выслушать ученика - профессиональное качество учителя, от этого зависит и умение налаживать хорошие отношения с людьми. Хороший ли Вы слушатель? Выяснить это поможет данный тест. Но запомните: отвечать надо честно, выбирая максимально подходящий для Вас вариант ответа на каждый вопрос.
1. Ваш приятель(ница) пустился(лась) в длинный рассказ о каких-то своих делах, и в конце концов Вы окончательно запутались. Ваша реакция:

а) осторожно переводите разговор на другую тему, чтобы избавить и себя и коллегу от неловкой ситуации;

б) честно говорите, что потеряли нить повествования и просите повторить все с самого начала;
в) задаете вопрос, чтобы прояснить самое запутанное место в рассказе;

г) делаете вид, что все понимаете: в конце концов все выяснится.
2. Ваша подруга или друг очень расстроены: ее возлюбленный (его возлюбленная) сделал(ла) нечто, из-за чего он (она) чувствует себя ужасно. Вы:
а) выслушивая со всем вниманием, побуждаете ее (его) излить всю накопившуюся горечь;
б) помимо этого говорите, что и сами оказывались в сходной ситуации;
в) выражаете солидарность, рассказав о тех ударах, которые наносили Вам Ваши близкие;
г) сообщаете, что ее парень (его девушка) - первоклассный мерзавец, и предлагаете познакомить ее (его) с одним из своих приятелей (приятельниц).

3. После самых нежных и страстных минут Ваш партнер замечает, что Вы в эти минуты были как бы далеки, отвлечены чем-то. Вы:

а) уверяете его(ее), что это неправда;

б) пытаетесь выяснить, почему он(она) так подумал(а);

в) принимаете его(ее) замечание: впредь Вам надо будет последить за собой;

г) чувствуете себя обиженно - и говорите ему(ей) об этом.

4. Предположим, что близкий человек говорит что-то для Вас обидное. Что происходит с Вами?
а) стараетесь подавить свой гнев - Вы не любите ссориться;

б) пытаетесь тактично выяснить, почему он так думает;

в) спешите "поставить его на место";

г) предпринимаете контратаку.

5. Ваш собеседник - человек, который Вам по-настоящему дорог, - долго и нудно рассказывает о том, что Вас совершенно не интересует. Какова Ваша реакция? (Выберите столько ответов, сколько пожелаете.)

а) вежливо киваете;

б) улыбаетесь;

в) смотрите ему в глаза;

г) задаете нейтральные вопросы;

д) пересказываете наиболее важные моменты (Ага, значит ...), чтобы он видел вашу заинтересованность;
е) бормочете что-то одобрительное: "Угу", "М-м-м", "Ах, вот как ...";

ж) помимо одобрительного мычания исторгаете нечто вроде "Действительно?!" или "О, как интересно!";

з) не делаете ничего из вышеперечисленного. Напротив, честно признаетесь, что совершенно ничего не смыслите в предмете разговора, и что говорить с Вами на данную тему - бессмысленная трата времени.

6. Ваши отношения с близкими (родственниками, любимыми, друзьями):
а) холодноватые;

б) слишком бурные;

в) теплые и добрые;

г) Вы страдаете от того, что они недостаточно теплые и близкие.

7. Во время разговоров с дорогими для Вас людьми Вы в основном выступаете в роли слушателя на:

а) от 0 до 25%; б) от 26 до 50%; в) от 50 до 75%; г) от 76 до100%.

8. В умении понимать человека очень большую роль играет способность не только слушать произносимые слова, но и "читать" жесты, интонацию. Как Вы их прочитываете? Что, по вашему мнению, в действительности происходит, когда говорящий … (выберите одну из кажущихся вам правильной интерпретаций следующих "невербальных посланий"):
а) говорящий дотрагивается пальцем до носа или щеки. Вам кажется, что он:

1) подчеркивает свое превосходство;

2) пытается утаить правду;

3) испытывает неловкость.

б) Вы чувствуете, что говорящий напряжен. Вам кажется, что он:

1) что-то скрывает;

2) сердится;

3) испытывает неловкость.

в) начинает говорить громче или тише обычного:

1) защищается;

2) особенно заинтересован именно в этом вопросе;

3) хочет, чтобы разговор поскорее закончился.

9. Как часто Вы (пометьте цифрой "3", если "часто"; "2" - "иногда"; "1" - "редко"; "0" - "никогда"):
а) заканчиваете предложения, начатые собеседником(цей);

б) во время деловых переговоров размышляете, где это Ваш собеседник(ница) раздобыл(ла) такой замечательный портфель или нашел(ла) такого чудесного парикмахера;
в) смеетесь за секунду до того, как рассказчик завершил анекдот;
г) используете в качестве объяснения своего опоздания на работу рассказ Вашего друга или подруги о каком-то случившемся с ним приключении;

д) чувствуете себя обманутым, когда Ваш друг или подруга, поведав Вам о чем-то неприятном, плохом, продолжает шагать по опасной тропинке;

е) используете против близкого Вам человека нечто, рассказанное Вам в порыве откровенности;
ж) когда близкий Вам человек начинает на что-то жаловаться, думаете: "Ну, вот, опять началось";
з) чувствуете, что должны удержать за собой последнее слово в споре;
и) уходите от дискуссии, считая, что в этом споре все равно ничего ценного родиться не может.
10. Правдивы или ложны следующие утверждения? (Ставьте П, если правдивы; Л - если ложны; (?) - если не знаете ответа):

а) перерыв в беседе заставляет Вас чувствовать себя неловко;

б) слушая друга, Вам приходится делать над собой усилие, чтобы нить повествования не ускользнула от Вас;

в) считаете, что давать советы не имеет смысла;

г) как правило, заранее знаете, что собеседник собирается Вам поведать;

д) люди всегда лезут к Вам со своими личными проблемами.

Оценка. Выставьте себе баллы в соответствии с выбранными Вами пунктами
и их оценкой по следующей схеме:

а - 3; б - 2; в - 1; г - 0.  
а - 0; б - 1; в - 3; г - 2.
а - 3; б - 1; в - 0; г - 2.
а - 0; б - 1; в - 3; г - 4.
a - 0; б - 0; в - 0; г - 1; д - 1; е - 0; ж - 2; з - 5.
a - 3; б - 2; в - 1; г - 0.  
a - 3; б - 2; в - 1; г - 0.  
а 1) - 1; а 2) - 2; а 3) - 0;    
  б 1) - 2; б 2) - 1; б 3) - 0;    
  в 1) - 1; в 2) - 0; в 3) - 2.    
Оценка пунктов означает Ваши баллы.
П Л ?    
А    
Б    
В    
Г    
Д    

 

Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:

54 балла и более. По правде говоря, Вы плохой слушатель, к тому же каждый раз, когда собеседник умолкает, Вы стремитесь переложить на него свои проблемы. Такое поведение разрушает Ваши отношения с людьми, а поэтому - учитесь слушать;

36-53 балла. Хотя вы и думаете, что прислушиваетесь к тому, что происходит вокруг, окружающие так не считают. В чем Ваша ошибка? Когда говорят о том, что Вас раздражает, Вы либо отключаетесь, либо переводите разговор и уходите в сторону. Вообще-то многие из нас склонны слушать только то, что хотят услышать, однако подобное поведение может разрушить теплую дружбу или даже семью;

18-35 баллов. Поздравляем Вас! Вы - идеальный слушатель, а значит - идеальный собеседник, друг и сотрудник;

17 баллов и менее. Вы - "ходячая аудитория" для всех и каждого, но Ваша проблема в том, что Вы ничего, кроме своего "уха", предложить человеку не можете. К тому же Вы принадлежите к тому типу людей, которые боятся рисковать чем бы то ни было, а ведь человеческие отношения - рискованное дело!

ТЕСТ 5.

"Кто ты: ведущий или ведомый?"

Одно из важнейших профессиональных качеств педагога - его способность и предназначенность к лидерству. И поэтому не мешает определить, кто Вы в жизни: ведущий или ведомый. Если хотите знать, обладаете ли Вы способностью влиять на окружающих, ответьте на следующие вопросы.

1. Как Вы думаете, подошла бы Вам профессия актера или политика?

2. Раздражают ли Вас люди, которые стремятся одеваться или вести себя экстравагантно?

3. Можете ли Вы разговаривать с другим человеком о Ваших интимных проблемах?

4. Сразу ли Вы реагируете на малейшие проявления неверного понимания Ваших слов и поступков?

5. Чувствуете ли Вы дискомфорт, когда другие добиваются успеха в той сфере, где Вы сами хотели бы его добиться?

6. Любите ли Вы заниматься каким-нибудь очень трудным делом, чтобы показать, что Вы способны на это?

7. Могли бы Вы посвятить всего (всю) себя достижению чего-нибудь выдающегося?

8. Устраивает ли Вас один и тот же круг друзей?

9. Предпочитаете ли Вы вести жизнь размеренную, расписанную по часам?

10. Любите ли Вы менять мебель в квартире?

11. Нравится ли Вам делать что-нибудь всякий раз по-новому?

12. Любите ли Вы "осаживать" того, кто, на Ваш взгляд, слишком самоуверен?

13. Нравится ли Вам демонстрировать, что ваш начальник или лицо, почитаемое за авторитет, оказывается неправым?

Оценка. Выставьте себе баллы в соответствии с выбранными Вами ответами и их оценкой в табл. 4.

Таблица 4

  да нет   да нет   да нет
           

Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:

65 - 35 баллов. Вы - человек, обладающий хорошими задатками, чтобы эффективно влиять на окружающих, изменять их мнения, советовать, управлять ими. Во взаимоотношениях с людьми Вы чувствуете себя вполне уверенно. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться в стороне и думать только о себе. Вы чувствуете в себе потребность что-то делать для окружающих, руководить ими, указывать им на ошибки, учить их. А тех, кто не разделяет Ваши принципы, надо убеждать, и Вы это умеете. Однако Вам необходимо себя контролировать, чтобы Ваше отношение к людям не принимало крайних проявлений. Иначе Вы превратитесь в фанатика или тирана;
30 - 0 баллов. Вы бываете малоубедительны, даже когда абсолютно правы.

ТЕСТ 6.

"Прежде чем стать классным руководителем…"

Вам следует выбрать один из трех возможных вариантов поведения в предлагаемых ситуациях. Отвечайте сразу, не раздумывая.

1. Что в жизни лучше:

а) быть капитаном торгового корабля; 6) космонавтом; в) игроком?

2. Если Вы видите человека в опасности, Вы:

а) бросаетесь его спасать, даже рискуя жизнью; 6) просчитываете все возможные варианты; в) бежите за помощью?

3. Какая из следующих игр Вам больше нравится:

а) карты; б) бильярд; в) мозаика?

4. Если зазвонил телефон, Вы думаете, что:

а) звонят по поводу работы; б) звонят друзья; в) случилось несчастье?

5. Если предстоит важное собрание, Вы:

а) отправляетесь одетым как обычно; б) тщательно выбираете одежду; в) думаете только о деле?

6. Когда пожилой человек рассказывает о прошлом, Вы:

а) хотите знать больше подробностей; б) скучаете; в) прерываете его?

7. В компании Вы обычно:

а) веселитесь; б) скучаете; в) думаете о своих неприятностях?

8. Если предстоит поездка, Вы:

а) оповещаете об этом своих близких; 6) ничего не говорите им; в) вскользь упоминаете, что поедете куда-то?

9. Если Вы попали в затруднительное положение, Вы:

а) обсуждаете это с коллегами и друзьями; б) делитесь в семье; в) ничего никому не говорите?
10. Если Вы собираетесь приобрести картину, какую бы Вы выбрали:

а) абстрактную; б) импрессионистскую; в) реалистическую?

11. Вы замечаете, что с рабочего стола исчез нужный Вам предмет. Вы:

а) ищете его; б) думаете, что его кто-то украл; в) сразу забываете об этом и продолжаете работу?

12. Вы располагаете свободным временем в незнакомом городе. Вы:

а) посещаете музей; б) рассматриваете карту города, решая, куда пойти; в) возвращаетесь в гостиницу отдохнуть?

13. Если возник спор, Вы:

а) настаиваете на своем, пока собеседник не сдастся; б) ищете компромиссное решение; в) уступаете упорству другого?

14. Перед старой семейной фотографией:

а) Вы испытываете сильное волнение; б) она кажется Вам смешной; в) Вам почему-то становится неприятно?

15. Перед совещанием Вы замечаете, что забыли важные документы:

а) быстро возвращаетесь, чтобы их взять; б) доверяете своей памяти и способности импровизировать; в) отказываетесь участвовать в переговорах?

16. Вы проснулись на заре:

а) чувствуете себя бодрым; б) завидуете тому, кто еще спит; в) работаете без особых усилий?
17. Чем Вы заполняете свое свободное время:

а) спортом; б) встречей с друзьями; в) чтением?

18. В ситуации экономического кризиса в стране Вы будете:

а) искать способ извлечь выгоду; б) беспокоиться о его социальных последствиях; в) ждать развития событий?

19. Вы предпочитаете:

а) быть наедине с собой; 6) находиться в семье; в) среди других людей?

20. В снежную бурю только Ваша машина остается на ходу. Вы:

а) продолжите путь, не заботясь о других; б) заберете столько человек, сколько уместится в машине; в) возьмете только тех, кто принадлежит к числу Ваших знакомых?

Оценка. Выставьте себе баллы в соответствии с выбранными Вами пунктами и их оценкой в табл. 5.

Таблица 5

  а б в   а б в   а б в
       

 

Подведение итогов. Суммируйте полученные баллы:

200 - 140 баллов. Вы имеете все возможности достичь успеха в работе. У Вас налицо равновесие между инстинктом и разумом, между частной и общественной жизнью, размышлениями и действиями;

139 - 70 баллов. Вы располагаете необходимыми качествами, чтобы утвердиться в коллективе. Однако должны контролировать себя и не позволять тлеющим подсознательно конфликтам влиять на Ваши отношения с коллегами и учащимися;

69 - 60 баллов. Вам нужно больше верить в себя и больше раскрываться перед людьми. Так Вы сможете полностью реализовать свои способности.

II. ПСИХОТРЕНИНГ

  1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АУТОТРЕНИНГА

Рекомендуем взять за правило регулярно проделывать следующие упражнения, которые помогут Вам преодолеть барьеры и овладеть некоторыми сторонами культуры общения, стать более коммуникабельными, что так необходимо педагогу. И помните, что сказал Демокрит: "Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы". Тем более, что и Конфуций утверждал, что "побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра".

Упражнение 1 "Улыбка", вырабатывающее привычку "носить" приветливое выражение лица. Сначала проведите своеобразный тест: обратите внимание, часто ли к Вам обращаются посторонние люди с какой-нибудь просьбой или вопросом. Если нет, то у Вас, возможно, бывает угрюмое, неприветливое, слишком самоуглубленное выражение лица. Вы не располагаете людей к себе, а отпугиваете их. Надо срочно "менять лицо"!
Для этого каждое утро, как только встанете с постели, сразу же отправляйтесь к зеркалу и покажите себе язык. Это забавное зрелище вызовет у Вас улыбку. Постарайтесь сохранить такое улыбчивое выражение лица на весь день. А если не получается, то доставайте время от времени карманное зеркальце и незаметно показывайте себе язык. Честное слово, помогает! И помните, что сказал барон Мюнхгаузен: "Умное лицо это еще не признак ума. Самые большие глупости в мире делались именно с этим выражением лица. Поэтому улыбайтесь, господа, улыбайтесь!"

Упражнение 2 "Чужая судьба", позволяющее развивать способность быстро входить в положение другого. Проверьте себя: замечаете ли Вы, запоминаете ли лица людей на улицах? Скорее всего нет: слишком поглощены своими проблемами и поэтому в общении склонны больше рассматривать все "с собственной колокольни", не вдаваясь в проблемы собеседника.

Способность входить в положение другого развивается следующим упражнением. В очереди, в транспорте, на улице "выберите" какого-либо человека, внимательно, но незаметно вглядитесь в него и начните придумывать его судьбу: кто, откуда, чем занимается и т. д. Придумайте, как Ваш "избранник" повел бы себя в той или иной ситуации. Иными словами, привыкайте думать не только о себе и своих близких, но и о "дальних", чужих людях.

Упражнение 3 "Комплимент", помогающее овладеть искусством эмоционально "согреть" собеседника, воздействовать на него через положительные эмоции, похвалу. Ведь заслуженная похвала - потребность каждого человека, в том числе и Вашего ученика, побуждающая его браться за все более сложные задачи.
Научиться этому можно. Понаблюдайте несколько минут за работающим человеком - продавцом в магазине, почтальоном на почте, землекопом на улице - а затем скажите ему что-нибудь приятное, похвалите его. Повторяйте это упражнение, пока не почувствуете, что оно не вызывает у вас смущения и затруднений.

УМЕЙТЕ СЛУШАТЬ ДРУГОГО

Рекомендации, с которыми мы Вас познакомим, плюс сознательное желание овладеть искусством слушать собеседника, помогут Вам установить взаимопонимание с коллегами и учащимися.

1. Развивайте свои способности. Старайтесь сдерживать себя в попытке прервать собеседника. Прежде чем отвечать, дайте ему возможность высказаться. Своими действиями подчеркните, что Вам интересно его слушать. Если Вам недостаточно полученной информации, попросите повторить или пояснить то, что не совсем понятно. Постоянно оценивайте свое понимание любого сообщения.

2. Дайте собеседнику время высказаться. Многие люди думают вслух и идут к своей точке зрения наугад, поэтому первоначальное высказывание часто является лишь грубым приближением к их основной мысли. Чтобы человек открылся и выразил свою мысль до конца, Вы должны дать ему время высказаться свободно и не торопясь. Не подчеркивайте своим поведением, что собеседника слишком трудно слушать.

3. Проявите полное внимание к собеседнику. Случайного кивка, восклицания или замечания порой достаточно, чтобы подчеркнуть заинтересованность.

4. Повторите высказывание говорящего. Если собеседник уже высказался, повторите главные пункты его монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду. Это дает гарантию от любых неясностей и недопонимания.

5. Избегайте поспешных выводов. Они - один из главных барьеров эффективного общения. Постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца.

6. Не заостряйте внимания на разговорных особенностях собеседника. "Какой медлительный!", "Какой монотонный субъект!", "Какой надоедливый!" - такие мысли может вызвать иной собеседник. Однако, если Вы считаете себя хорошим слушателем, Вас не должны отвлекать манера и выразительные средства, которыми пользуется партнер. Необходимо воспринимать только информацию, которую несет его речь.

7. Спокойнее реагируйте на высказывания собеседника. Если один из собеседников чрезмерно возбужден, это влияет на восприятие второго. Еще больше влияют на взаимопонимание излишняя убежденность в своей правоте одного и предубежденность другого. В этом случае слушатель с трудом подбирает контраргументы, чтобы защититься, и переходит к полному отрицанию того, что говорит партнер. Хороший слушатель всегда сдерживает волнение, не разбрасывается по мелочам, а ищет и находит главную мысль, суть высказывания, основное содержание сообщения.

8. Не отвлекайтесь. Плохого слушателя все отвлекает: сирена на улице, телефонный звонок, хождение людей. Хороший слушатель сядет либо так, чтобы не отвлекаться, либо сконцентрирует внимание только на словах партнера.

9. Не монополизируйте разговора. Собеседник, который стремится занять доминирующее положение в любой ситуации или который, как ему кажется, знает все о предмете разговора, чаще всего плохой слушатель. "Входные отверстия" его разума настолько крепко закрыты, что не впускают новых идей и мыслей. В любой дискуссии он просто выжидает момент, чтобы противостоять всему, что противоречит его убеждениям.

10. Приспосабливайте темп мышления к речи собеседника. Скорость мышления в 3-4 раза опережает скорость речи. Когда Вы слушаете собеседника, Вы не пассивны: Ваш мозг усиленно работает.

11. Готовьте контраргументы заранее. Чтобы получить преимущество перед собеседником, старайтесь готовить контраргументы, пока говорит партнер: суммируйте все сказанное, взвесьте и оцените очевидное, спросите себя, те ли факты Вы выбираете для анализа, объективна ли Ваша точка зрения, действительно ли партнер говорит Вам самое главное или "утопил" суть в словах.

 

 

______________СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (глоссарий)_____________

Абстрагирование- процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств

· Автономность- способность личности к независимости от внешних воздействий, возможность реагировать на них исходя из нравственных законов

· Адаптация- процесс и одновременно результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой, ее умение приспособиться к своеобразию социума и одно из условий социализации. Показателем а. Человека является его успешность в деятельности и взаимоотношениях

· Аккультурация- процесс освоения ребенком новой для него культуры; соотношения родной и присваиваемой культуры

· Анализ- реальное или мысленное разделение объекта на составные части

· Антропологический подход- системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса

· Бакалавриат- ступень образования, дающая возможность студенту вуза получить ученую степень первого уровня высшего образования

· Взаимодействие- система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных

· Воспитание- процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей; социально и педагогически обусловленный процесс раскрытия сущностных сил человека, его потенциальных человеческих возможностей

· Воспитание духовности- организация эмоционально-когнитивного процесса овладения экзистенциальными ценностями; создание условий для осмысленной человеческой жизни

· Время развития региональной педагогической науки- внутренняя характеристика, познание которой позволяет изучать необратимый процесс перехода от одного уровня к другому

· Выбор теории- познавательный процесс, направленный на развитие нового знания

· Генезис- происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления

· Глобальное образование- одно из направлений в теории образования и в практике обучения в школе и вузе, возникшее в США в 70-гг как ответ образовательного сообщества на необходимость подготовки человека к жизни во взаимосвязанном мире

· Глобальный компонент в образовании- образовательные стандарты, как учебно-тематического, так и технологическо-методического типа

· Государственный образовательный стандарт высшей школы- комплекс норм и положений, согласующих основные требования к содержанию, срокам обучения и качеству освоения этого содержания со стороны субъектов

· Готовность- сложное личностное образование, включающее в себя мотивационный, содержательно-деятельностный, интеллектуальный, коммуникативно-методический (технологический), результативный и прогностический компоненты

· Гуманистическая психология- направление в современной психологии, признающее главным своим предметом целостную личность в процессе ее саморазвития. Согласно Г.п., главное в личности - ее устремленность в будущее, к свободной реализации своих возможностей и способностей, особенно творческих

· Гуманитаризация образования- система форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет сделать обучение составной частью формирования личности

· Гуманитарная культура педагога- это совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентаций и умений

· Дефиниция- формулирование в сжатой форме основного содержания понятия







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.23.15 (0.039 с.)