Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нравственная протокультура и «дефекты» общенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Чем выше уровень нравственной культуры личности, тем выше культура общения, и наоборот: низкий уровень нравственной культуры — нравственная «протокультура» порождает дефекты общения, болезненно сказывающиеся на самочувствии личности и атмосфере в коллективе. Для их предупреждения или преодоления необходимо знание основных «дефектных» уровней общения: · нравственный вакуум; · отсутствие нравственной инициативы; · нравственный камуфляж; · нравственный анахронизм; · нравственная регрессия; · нравственная глухота; · нравственный примитивизм; · нравственная нетерпимость. Рассмотренные выше дефектные уровни есть проявление антикультуры в общении. Более того, они выступают основой антиобщения, поскольку препятствуют коммуникации, делают ее невозможной. Морально-психологические «барьеры» общения «Барьеры» общения - особые жизненные обстоятельства, также выступающие препятствием к полноценному общению: · барьер страдания, горя; · барьер гнева; · барьер страха; · барьер стыда и вины; · барьер установки; · барьер презрения; · барьер отвращения, брезгливости; · барьер настроения; · барьер речи. Неумение слушать проявляется в том, что, слушая собеседника, человек: · спешит опровергнуть его, не вникая в смысл его речи и мотивов; · не умеет сдержать желания высказать собственное мнение; · перебивает собеседника, не дожидаясь окончания аргументации; · отвлекается на несущественное, внешнее, упуская суть речи; · считает, что его знаний достаточно, чтобы отстаивать свою позицию; · заранее настраивается на несогласие с оппонентом. Литература для самостоятельной работы 1. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995. 2. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие. - М., 2002. 3. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 1995. 4. Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Культура делового общения. - Мн., 1997. 5. Сафьянов В.И. Этика общения. - М., 1991.
Лекции № 9-10. Тема: Этикет в профессиональной культуре педагога. План. 1. Понятие и предназначение этикета. Основные требования этикета. 2. Общие принципы и нормы этикетной культуры. 3. Правила этикета в конкретных ситуациях. 4. Этикет в речевой деятельности. 5. Этикет официальных и неофициальных мероприятий. Культура в одежде. Основные понятия: этикет, этикетная культуры, речевая деятельность. Понятие и предназначение этикета. Основные требования этикета Этикет - совокупность правил поведения, регламентирующих, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации, а что нет.Конечно, он определяет лишь формы, «технику» общения и поведения, поэтому само по себе знание правил этикета недостаточно, чтобы считаться культурным, воспитанным человеком. Поведение в обществе должно опираться на общие принципы и нормы морали, демонстрируя связь между этикетом и этикой. Каждая проблема, связанная с этикетом, должна решаться в свете этических норм. Наши манеры — отражение наших этических представлений. Вежливость и внимание к людям, сочувствие и умение понять другого человека — эти высокие этические качества, лежащие в основе нравственного поведения, находят отражение в простых нормах этикета. Этикету присущ ряд особенностей. Этикет есть внешнее отражение внутренней культуры человека, его моральных качеств. Это особая форма проявления его нравственной культуры, в которой выражаются внимание, уважение к другим людям, способность заботиться о них. Правда, у малообразованного человека его высокая нравственная культура - внутренняя духовность, доброта, порядочность - из-за незнания правил этикета может внешне и не проявляться. И наоборот, изысканные манеры обходительного «пижона» не обязательно свидетельствуют о его нравственной культуре. Этикет - это принятая в обществе эстетическая форма проявления нравственной культуры человека, поскольку все виды своего общения и поведения — речь, обращение к другому при встрече и прощании, манеру двигаться, есть, носить одежду и украшения, отмечать важные события, принимать гостей — человек старается строить «по законам красоты», придавая им не только нравственный, но и эстетический характер. Не случайно мы говорим: «красивые манеры», «красивое поведение», «красивые жесты». Этикет носит всеобщий характер, так как он распространяется на все сферы жизни: конкретные правила предписывают, как следует разговаривать, одеваться, вести себя за столом, в коллективе, семье, общественных местах, театре, на улице и т.д. Нормы этикета носят условно-согласительный характер, характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Эта условность объясняется тем, что задача этикета - предложить людям такие формы - стереотипы поведения, которые смогут облегчить им общение и взаимопонимание. Этикет несет в себе общечеловеческие нормы общения, сохранявшиеся столетиями и свойственные многим народам. Поэтому они соблюдаются (или должны соблюдаться) представителями не только какого-то определенного общества, но и всеми людьми (например, простые правила вежливости, приветствия, выражение благодарности). Этикет отражает также специфические национальные особенности, поскольку различные народы вносили в этикет свои поправки и дополнения, связанные с традициями их собственной культуры. Поэтому многие обычаи, обряды, ритуалы соответствуют историческим условиям жизни разных народов. Требования этикета не являются абсолютными, они относительны и носят исторический характер; их соблюдение зависит от места, времени и обстоятельств.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 2007; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.56.150 (0.008 с.) |