Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Поиск

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

 

В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны

Знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще­ственных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с други­ми.

4. Быть доброжелательными.

. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

 

В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны

знать:

1. Требования этикета к устному и письменному приглаше­нию и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Пре­данный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

4. Афоризмы.

 

Уметь:

1. Исполнять заповеди.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять общение.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать по­дарки.

5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов са­моконтроля в самовоспитании.

 

В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны

знать:

1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убежде­ний.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, добро­те, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращать­ся к разным людям.

Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и са­моконтроля.

3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в обще­нии.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Не обижать животных и птиц.

8. Различать добро и зло, давать правильную оценку по­ступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

9. Проявлять положительные моральные качества в дос­тойном поведении, поступках.

 

В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны

знать:

1. Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное по­ведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

6. Стихотворения о родине (на выбор).

7. Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть по­следствие своих поступков.

Уметь:

1. Различать хорошие и плохие поступки.

2. Воплощать свои этические знания в повседневном по­ведении, в привычках.

3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

4. Исполнять заповеди.

5. Давать правильную оценку по­ступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

 

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

 

Выпускник получит возможность для формирования:

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках

 

Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

 

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

Критерии Показатели Измерители
Сформированность моральных норм и правил поведения Знает основные моральные нормы и правила поведения Диагностика нравственной воспитанности: -диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей.
Соблюдает моральные нормы и правила поведения Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей.

Для оценки результативности программы «Уроки нравственности» в Приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания для каждого раздела.

 

Учебно-тематический план

Класс

Задачи:

1. Познакомить детей с об­щечеловеческими нормами нравственности.

2. Научить приемам и пра­вилам ведения дискуссии, ува­жать себя и своего товарища.

3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть оп­рятным, организованным, веж­ливым.

№ п/п Наименование разделов и тем. Кол-во часов Теоретических Практических
  Раздел № 1 Правила поведения в школе      
1. Правила поведения на уроке и на перемене.   +  
2. Правила поведения в общественных местах.   +  
3. Правила поведения в гардеро­бе.   +  
4. Правила поведения в столо­вой.     +
5. Правила поведения в библио­теке.     +
6. Правила поведения в школь­ном дворе.   +  
  Раздел № 2 О добром отношении к лю­дям      
7. Что такое «добро и зло».     +
8. Что такое «добро и зло».     +
9. «Ежели вы вежливы».     +
10. «Ежели вы вежливы».     +
11. Добрые и не добрые дела.   +  
12. Добрые и не добрые дела.   +  
13. Ты и твои друзья.   +  
14. Ты и твои друзья.   +  
15. Помни о других – ты не один на свете.     +
16. Помни о других – ты не один на свете.     +
  Раздел № 3 Как стать трудолюбивым      
17. «Ученье-Свет, а неученье - тьма».     +
18. «Как быть прилежным и ста­рательным».     +
19. «Как быть прилежным и ста­рательным».     +
20. Наш труд в классе.   +  
21. Наш труд в классе.   +  
22. Мой труд каждый день дома.   +  
23. Мой труд каждый день дома.   +  
  Раздел №4 Правила опрятности и ак­куратности.      
24. Культура внешнего вида.   +  
25. Культура внешнего вида.   +  
26. Каждой вещи своё место.   +  
27. Каждой вещи своё место.   +  
28. Умейте ценить своё и чужое время.     +
  Раздел №5 Правила поведения на ули­це и дома.      
29. Как вести себя на улице и до­ма.   +  
30. Как вести себя на улице и до­ма.   +  
  Раздел №6 Школьный этикет.      
31. Как приветствовать людей и знакомиться с ними.     +
32. Как приветствовать людей и знакомиться с ними.     +
33. Чему нас научили уроки нравственности?     +

 

 

Класс

Задачи:

1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.

2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в теат­ре, кино, на выставке, в музее.

3. Научить правилам поведения на дне рождения.

№ п/п Наименование разделов и тем. Кол-во часов Теоретических Практических
  Раздел № 1 Культура общения      
1. Этикет (повторение).     +
2. Устное и письменное пригла­шение на день рождения.     +
3. Устное и письменное пригла­шение на день рождения.     +
4. Встреча и развлечение гостей.     +
5. Встреча и развлечение гостей.     +
6. Поведение в гостях.   +  
7. Поведение в гостях.   +  
8. Как дарить подарки.     +
9. Как дарить подарки.     +
  Раздел № 2 Общечеловеческие нормы нрав­ственности      
10. Заповеди.   +  
11. Заповеди.   +  
12. Дал слово держи.   +  
13. Дал слово держи.   +  
  Раздел № 3 Дружеские отношения      
14. «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».     +
15. «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».     +
16. Преданный друг.   +  
17. О доброте и бессердечие.   +  
18. О доброте и бессердечие.   +  
19. Об уважительном отношении к старшим.     +
20. О зависти и скромности.   +  
21. О зависти и скромности.   +  
22. О доброте и жестокосердии.   +  
23. В мире мудрых мыслей.     +
24. В мире мудрых мыслей.     +
  Раздел №4 Понять другого      
25. Золотые правила.   +  
26. Золотые правила.   +  
27. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.     +
28. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.     +
29. О тактичном и бестактном по­ведении.     +
30. О тактичном и бестактном по­ведении.     +
31. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.   +  
32. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.   +  
33. В мире мудрых мыслей.     +
  Обзор курса этики за год.     +

 

Класс

Задачи:

1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.

2. Научить различать добро и зло, да­вать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.

3. Раскрыть сущность правильного веж­ливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.

№ п/п Наименование разделов и тем. Кол-во часов Теоретических Практических
  Раздел №1 Культура общения      
1. Этикет разговора.   +  
2. Обращение к разным лю­дям.   +  
3. Обращение к разным лю­дям.   +  
4. Вежливый отказ, несогла­сие.   +  
5. Этикетные ситуации.     +
6. Этикетные ситуации.     +
7. Афоризмы.     +
8. Разговор по телефону.     +
9. Играем роль воспитанного человека.     +
  Раздел № 2 Самовоспитание      
10. Что значит быть вежли­вым?     +
11. Мои достоинства и недос­татки.     +
12. Мои достоинства и недос­татки.     +
13. Большое значение малень­ких радостей.   +  
14. О хороших и дурных при­вычках.     +
15. О хороших и дурных при­вычках.     +
16. Афоризмы о самовоспита­нии.     +
  Раздел № 3 Общечеловеческие нор­мы нравственности      
17. Заповеди: как мы их ис­полняем.   +  
18. О сострадании и жестоко­сердии.   +  
19. О сострадании и жестоко­сердии.   +  
20. Лгать нельзя, но если...?   +  
21. Лгать нельзя, но если...?   +  
22. Всегда ли богатство сча­стье?     +
23. Всегда ли богатство сча­стье?     +
24. Спешите делать добро.     +
25. Спешите делать добро.     +
26. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.     +
  Раздел № 4 Как сердцу высказать себя. Другому как по­нять тебя?      
27. «Как сердцу высказать себя?»     +
28. В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.     +
29. В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.     +
30. «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».   +  
31. «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».     +
32. Диалоги о хороших мане­рах, добре и зле.     +
33. Афоризмы.   +  
34. Чему мы научились на уроках этики.     +

 

Класс

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием корректно­го и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.

2. Научить приемам самоконтроля и само­воспитания.

3. Раскрыть сущность нравственных поступ­ков, поведения и отношений между людь­ми, положительных моральных качеств в достойном поведении.

№ п/п Наименование разделов и тем. Кол-во часов Теоретических Практических
  Раздел №1 Культура общения      
1. Традиции общения в русской семье. «Домострой».     +
2. Культура общения в современной семье.     +
3. Культура общения в современной семье.     +
4. О терпимости к ближним.     +
5. О терпимости к ближним.     +
6. Культура спора.     +
7. Этикетные ситуации.   +  
8. В мире мудрых мыслей.   +  
9. В мире мудрых мыслей.   +  
  Раздел №2 Самовоспитание      
10. «Познай самого себя».   +  
11. Самовоспитание.   +  
12. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.   +  
13. Как я работаю над собой.     +
14. О терпении.   +  
15. Конец каждого дела обдумай перед началом.     +
16. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».     +
  Раздел №3 Общечеловеческие нормы нрав­ственности      
17. Об источниках наших нравственных знаний.   +  
18. Совесть - основа нравственности.   +  
19. «Чем ты сильнее, тем будь добрее».     +
20. «Досадно мне, что слово честь забы­то».   +  
21. Заветы предков.   +  
22. Россияне о любви к Родине.     +
23. Твоя малая родина.     +
24. «Мой первый друг, мой друг бес­ценный».     +
25. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.   +  
26. «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».     +
  Раздел №4. Искусство и нравственность      
27. Нравственное содержание древних мифов.   +  
28. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.   +  
29. Положительные герои в былинах и сказках.     +
30. Отрицательные герои в литератур­ных произведениях.     +
31. «Зло, как и добро, имеет своих геро­ев».     +
32. Искусство и нравственность.   +  
33. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?»     +
34. Обзор курса этикета.     +

 

Содержание программы

1 класс (33 часа)

Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч) Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе. Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч) Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете. Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч) «Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома. Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч) Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время. Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч) Как вести себя на улице и дома. Раздел 6: Школьный этикет (3ч) 2 класс (34 часа) Раздел 1: Культура общения (9ч) Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч) Заповеди. Дал слово держи. Раздел 3: Дружеские отношения (11ч) «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей. Раздел 4: Понять другого (10ч) Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год. 3 класс (34 часа) Раздел 1: Культура общения (9ч) Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека. Раздел 2: Самовоспитание (7ч) Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании. Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч) Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч) Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики. 4 класс (34 часа) Раздел 1: Культура общения (9ч) Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей. Раздел 2: Самовоспитание (7ч) Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч) Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей. Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч) Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.    

 

Список литературы

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст­венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

10. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.188.105 (0.01 с.)