Тема 2. История развития шахмат. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. История развития шахмат.



Теория. Появление и распространение шахмат в России.

Тема 3. Основы дебюта.

Теория. Коротко о дебютах. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте.

Практика. Практические задания: “Мат в 2 хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”, “Нужно ли побить пешку?”; “Захвати центр”; “Можно ли сделать рокировку?” и др. Игровая практика.

Тема 4. Основы миттельшпиля.

Теория. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

Практика. Практические задания “Мат в 3 хода”, “Сделай ничью” и др.

Тема 5. Основы эндшпиля.

Теория. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Практика. “Выигрыш или ничья?”, определить, выиграно ли данное положение; “Куда отступить королем?”, надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей; “Путь к ничьей”, точной игрой надо добиться ничьей.

Тема 6. Итоговые занятия.

Практика. Организация и проведение турниров среди учащихся «Шахматной школы», по итогам 4 лет обучения.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися

Программы внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения программы курса.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Материально-техническое обеспечение

№ п/п Наименование учебного оборудования
  Книгопечатная продукция
  Учебно-методические комплекты (УМК) для 1 класса: · Программа · Книги о шахматах · Энциклопедии · Методическое пособие для учителя
  Наглядные пособия
  Коробки с деревянными шахматами Коробки с магнитными шахматами Плакаты: Различные позиции в шахматах
  Игры и игрушки
  Игры настольно-печатные «Чудесный мешочек»
  Учебное оборудование
  Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Учебный стол Учебный стул Учительский стол Учительский стул
  Технические средства
  Компьютер Магнитофон Мультимедийный проектор

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле. М., 1979.
  2. Бареев И. Гроссмейстеры детского сада. М., 1995.
  3. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. М., 1982.
  4. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. М., 1983.
  5. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. М.,1997
  6. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 3-го и 4-го разрядов.— М., 1969.
  7. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. М., 1980.
  8. Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. М.,1983.
  9. Журавлев Н. В стране шахматных чудес. М., 1991.
  10. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. М., 1990.
  11. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. Киев, 1986.
  12. Капабланка X. Р. Учебник шахматной игры. М., 1983.
  13. Карпов А. Е. Избранные партии. М., 1978.
  14. Костьев А. Учителю о шахматах. М., 1986.
  15. Ласкер Эм. Учебник шахматной игры. М., 1980.
  16. Лисицын Г. Заключительная часть шахматной партии. Л., 1956.
  17. Майзелис И. Шахматы. М., 1960.
  18. Макарычев С., Макарычева М. От А до... М., 1995.
  19. Нимцович А. Моя система. М., 1984.
  20. Пожарский В.Н. Шахматный учебник. Рязань, 1994.
  21. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. М., 1994.
  22. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. М.,1991.
  23. Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. М., 2001.
  24. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. М., 2000.
  25. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. М., 2000.
  26. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. Обнинск, 1998.
  27. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. Обнинск, 1999.
  28. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. Обнинск, 2002.
  29. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. Обнинск, 2004.
  30. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу. Обнинск, 2005.
  31. Суэтин И. Как играть дебют. М., 1981.
  32. Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. М., 1997.
  33. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества. М., 1981.
  34. Фишер Р. Мои 60 памятных партий. М., 1981.
  35. Шахматный словарь / Сост. Г. Гейлер. М., 1964.
  36. Шахматы — школе / Сост. Б. Гершунский и др. М., 1991.
  37. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. М.,1986.
  38. Шумилин Н. Практикум по тактике. М., 1993.
  39. Яковлев Н., Костров В. Шахматный задачник. СПб., 1994.

 

 


5.3. Научно-познавательное направление

Научно-познавательное направление МБОУ СОШ № 1 г. Ак-Довурака распределено следующими кружками:

1. Кружок «Занимательная грамматика»;

2. Кружок «Волшебный мир книги»;

3. Кружок «Занимательная математика»;

4. Кружок «Декоративно-прикладное искусство»

Кружок «Занимательная грамматика»

I. Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

II. Цель и задачи курса.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

· развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

· приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

· пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

· развитие мотивации к изучению русского языка;

· развитие творчества и обогащение словарного запаса;

· совершенствование общего языкового развития учащихся;

· углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

· воспитание культуры обращения с книгой;

· формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

· развивать смекалку и сообразительность;

· приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

· развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

· учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.017 с.)