Донравственные формы социальной регуляции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Донравственные формы социальной регуляции



ЛЕКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

по дисциплине «Основы духовно-нравственного развития личности»

Направление подготовки: 140400.62 Электроэнергетика и электротехника

Профиль подготовки: Электрические станции

 

Наименование образовательных программ: Электрические станции

Квалификация выпускника: бакалавр

 

 

Форма обучения: заочная

Составитель: Лобковская Н.И., доцент кафедры

«Экономика и социально-гуманитарные дисциплины»

ВИТИ НИЯУ МИФИ

 

 

Волгодонск, 2014


Содержание

Лекция № 1. Основные понятия курса: развитие, нравственность, духовность ………………………………………………………………………… 2

Лекция № 2. Духовное развитие человека в современном обществе …...... 19

Лекция № 1. Основные понятия курса: развитие, нравственность, духовность

Термины «этика», «мораль», «нравственность» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках.

Древнегреческое слово «ēthika» (от ethos) служит аналогом латинскому понятию «moralis» и русскому самобытному термину «нравственность». Все они подразумевают некоторую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов, обычаев людей. В ходе развития духовной культуры человечества эти понятия стали приобретать относительно самостоятельные смысловые оттенки. Со времен Аристотеля понятием «этика» стали обозначать ту область философских знаний, которая изучает человеческие добродетели. Все этические учения прошлого и настоящего имеют своей целью рациональное обоснование морали, выявление ее общего, сущностного значения, выраженного в системе законов, ценностей, принципов, категорий.

Слово «этика» происходит от греческого ēthos – нрав, логово, дом, характер, темперамент, обычай. У Гомера слово ēthos обозначает местопребывание, совместное проживание. У Гераклита этим словом обозначено «образ жизни», образец. Он употребляет этот термин говоря об этосе человека, отталкиваясь от понимания ēthos как характера (темперамента).

В 4 веке до на н.э. Аристотель термином ēthos обозначил добродетели человека проявляющиеся в его поведении и делающие его совершенным: мужество, умеренность, мудрость, справедливость, благоразумие, честность, а «этикой» – науку об этих качествах. Этика – теория нравственности, обозначающая совокупность добродетелей, а так же область знаний о них. Аристотель посвятил новой науки такие труды, как «Никомахова этика» «Эвдемова этика», «Большая этика» – извлечение из двух предыдущих.

Слово «мораль» – латинского происхождения. Оно образованно от латинского слова mos (мн. ч. – mores), что означало примерно то же, что и ēthos в греческом – нрав, обычай. Цицерон со ссылкой на Аристотеля, образовал от него слова moralis – моральный и moralitas – мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика.

Русское слово «нравственность» происходит от корня «нрав». И впервые оно фиксируется в «словаре Академии Российской» (СПб 1793 г.) и употреблялось наряду со словами «этика» и «мораль» как их синонимы.

Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Под нравственностью и моралью понимают принципы, ценности, нормы, определяющие человеческое поведение. Этикой же называют как сами эти принципы (например, «педагогическая этика»), так и науку о них, т.е. науку о морали (нравственности).

Слово «нравственность» обычно не употребляется там, где речь идет о негативной оценке поведения, а слово «мораль» более нейтрально по отношению к такой оценке: можно сказать «человеконенавистническая мораль фашизма», но не «человеконенавистническая нравственность». Некоторые авторы предлагают понимать под моралью нормы, а под нравственностью – степень их соблюдения. Однако такое различие не стало общепринятым.

В практике словоупотребления этих слов практически взаимозаменяемы (а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту).

Этика имеет нормативный характер. Мораль предмет изучения этики. Мораль проявляет себя в тонких человеческих взаимоотношениях. Мораль – это реальность. Этика и мораль – это не одно и тоже. Этика не только учение о морали, но и часть самой морали.

Мораль – форма общественного сознания, вид человеческой деятельности и человеческих отношений, важный способ регуляции поведения человека в обществе, складывается из принципов, норм, правил, оценок, которыми человек руководствуется в своем поведении. Мораль – это индивидуальные и общественные формы человеческих отношений, основанные на различении добра и зла. Историческое развитие нравственности.

Донравственные формы социальной регуляции

Табу были первыми социальными регуляторами первобытного общества, они представляли собой запреты на определенные действия, основанные на непререкаемом авторитете традиции (а не на логическом объяснении) и опирающиеся на жесткую физическую санкцию (убийство или изгнание из рода). Табу отличаются от морали тем, что:

• они запрещают, но не предписывают позитивного поведения;

• они носят коллективный характер и не соблюдаются индивидуально;

• они не требуют осознания и обоснования.

К числу основных относятся табу:

• на пищу (мясо священного животного, пищу вождя и т.п.);

• на браки между близкими родственниками;

• на слова (священные имена, а со временем и матерные слова, т.е. описывающие мироздание в терминах полового акта).

Обычаи – следующий уровень социальной регуляции. По содержанию они часто похожи на мораль, но отличаются от нее по способу регуляции поведения:

1) обычай распространяется в локальном сообществе, а нормы морали претендуют на всеобщее значение;

2) обычай представляет собой конкретную рекомендацию, а правила морали формулируются обобщенно;

3) обычай обосновывается аргументом «так принято», моральный поступок обосновывается аргументом «это добро»;

4) при оценке поведения по обычаю мотивы поступка не учитываются, в моральной же оценке поступка учет мотивов обязателен;

5) за соблюдением обычая следит общественное мнение, моральный самоконтроль поведения осуществляется совестью индивида;

6) если обычай не выполняется, он исчезает, а при несоблюдении норм морали возникает чувство вины и раскаяния, т.е. моральные же переживания.

Основные обычаи образуют календарный цикл (встреча весны – праздник первого снопа – дожинки – колядки) и жизненный цикл (родинные – свадебные – похоронные).

Принцип обмена регулировал отношения между первобытными общинами (табу и обычаи распространялись только на «своих»):

1) «Око за око» – негативный вариант таких отношений. Действие по этому принципу предполагало возмездие:

• симметричное (за поврежденное око отнимать око, а не целую жизнь);

• ответное (совершаемое в ответ на активность соседей);

• коллективное («всем миром» мстить не только конкретному виновнику, но и всем родственникам по крови – «кровная месть»).

2) Дарение – позитивный вариант обмена между общинами. Церемониальное дарение предполагало, что впоследствии соседи ответят взаимностью, причем в большем объеме. Таким образом, если принцип «око за око» ограничивал бесконтрольное распространение зла, то принцип дарения предполагал нарастание объема добра.

Традиционная нравственность

Традиционная нравственность – исторически первая и фундаментальная форма человеческой нравственности, присущая всем доиндустриальным обществам. Ее содержание можно рассмотреть, обобщив его на основании следующих принципов.

Принцип патриархальности

Патриархальная культура основывалась на господстве мужского начала – именно к мужчине в ней предъявлялись основные нравственные требования. Первое из них – верность традиции, восходящей к культу предков. По отношению к умершим можно было судить о нравственности человека, в то же время сам характер захоронения человека определялся его нравственными заслугами. Закономерным следствием почитания предков стало уважение к старшим.

Младшим соплеменникам и членам семьи патриархальная мораль предписывала почитание отца как начальника (а впоследствии и начальника, как отца родного), почитание старшего брата и в целом всякого старшего.

Критерием нравственности женщины в патриархальной культуре выступало соблюдение правил половой морали: сохранение девственности до брака и верность мужу в браке.

Принцип трудолюбия

Оценка труда в традиционной нравственности противоречива.

С одной стороны, земной труд противопоставлялся священным ритуальным актам, он выступал как наказание, низкое занятие. Благородные сословия традиционного общества (воины, дворяне, священнослужители нехристианских конфессий) презирали физический труд как заботу о личном благополучии, противопоставляя ему бескорыстное служение «высшему».

С другой стороны, поскольку земля в традиционной культуре обладает священной ценностью, то и работа на ней считается высоконравственным занятием. Труд в общине является способом укрепления коллективизма, а тот, кто не работает, сидит на шее у других. Кроме того, без полезного занятия человек теряет ориентацию в жизни, «сбивается с пути истинного», ведет беспорядочный образ жизни. И наоборот, приобщение к профессии означает и смысложизненный выбор. Для женщины трудолюбие оказывается залогом ее целомудрия: домашняя работа препятствует легкомысленным развлечениям.

Таким образом, в традиционной культуре сложилась нравственная иерархия видов труда. На первом месте стоял труд крестьянина, на втором – ремесленника, если он не производил предметы на продажу. Далее шла торговля, которая оценивалась как занятие бесчестное, но постыднее всего в нравственном отношении – ростовщичество. Таким образом, все, связанное со сферой обмена и товарно-денежными отношениями, получало по преимуществу негативную нравственную оценку.

Принцип патриотизма

Принцип патриотизма имеет сложное содержание, одни его аспекты могут не согласовываться с другими.

1. Изначальный смысл слова патриотизм (по латыни patria – родина, pater – отец) предполагает верность традиции отцов, приверженность ценностям предков. Патриотизм – это форма связи времен, способ самоопределения индивида в череде поколений. Понимание, к какому роду ты принадлежишь, – в этом и состоял патриотизм.

2. Принадлежность к «своим» существует в рамках противопоставления «чужим». Потому патриотизм очень часто понимается как борьба с врагами, а патриотическое воспитание осуществляется как военно-патриотическое. В данном аспекте патриотизм обнаруживает свой агрессивный оттенок.

3. Поскольку традиционные общины были привязаны к своей земле, как в экономическом, так и в духовном плане, патриотизм предполагает любовь к своей земле, что выражается в труде на ней (перекличка с принципом трудолюбия) и в защите ее.

4. Любые ценности традиционного общества (в том числе, как уже отмечалось, земля) имели сакральное обоснование. В этом плане патриотизм – это священное чувство Родины, похожее на религиозное. Родина – это не историко-географическая общность, а символическая реальность, по отношению к которой человек осуществляет служение. Патриотизм здесь – не земная эгоистическая привязанность ко всему «своему», но привязанность к высшим моральным ценностям (свобода, смысл жизни), которые и олицетворяет Родина.

5. Существенные новации в содержании патриотизма происходят под влиянием государства. В рамках господствующей идеологии патриотизм понимается как служение государству. Здесь предполагается любовь не просто к стране, но к ее социально-политическому устройству. Пол влиянием борьбы с существующим политическим строем может сформироваться и альтернативный вариант патриотизма, где патриот – это борец за освобождение Родины от неправедных государственных деятелей.

6. Патриотизм может трактоваться и как приверженность ко всему национальному («любовь к своему народу»), хотя выпячивание этнического фактора в содержании патриотизма может вести как к нравственному возрождению, так и к нравственному одичанию народа.

Воинский этос

Вопреки расхожему представлению о морали как сфере мирной и гуманной, многие понятия традиционной нравственности сформировались в воинских коллективах. Кодексы поведения, сложившиеся в этой среде, называются воинским этосом.

Этос воинов основан на представлении об избранности этой социальной группы среди других, о войне как занятии благородных, о нравственности как правой силе (военная победа понимается как свидетельство нравственной правоты). Воинская община строится по модели семьи, где вождь выступает в роли отца, по отношению к которому воин хранит верность, аналогичную патриархальной. Между соратниками устанавливаются взаимосвязанные отношения побратимства и соперничества. Побратимство как установление псевдородственных связей – это способ достойно выйти из боя, побратавшись с соперником, или способ укрепить отношения внутри воинской дружины. Побратимство стало прообразом такого высоко ценимого в этике отношения как дружба. Соперничество в воинской среде происходит среди «своих», равно благородных, за приобретение личных заслуг. Личная слава и честь достигаются благодаря ратным подвигам, поэтому мужество, храбрость, смелость – необходимые добродетели воинского этоса, а трусость – самый презренный порок. Чтобы нравственно упорядочить соперничество среди «своих», разрабатываются правила вежливости, изысканный этикет для избежания ситуаций, которые могли быть расценены как покушение на честь. Нравственность воинов существенно отличается от общего массива традиционной нравственности. Как уже упоминалось, воины с презрением относились к труду. Поскольку военный человек не привязан к собственности, его добродетелью стала щедрость. Воинам присущи прямота, честность, простота и ясность в определении критериев добра и зла.

В целом нужно отметить, что устойчивость традиционной нравственности связана с цикличностью сельскохозяйственных занятий, ее устойчивое существование сделало ее основой всех последующих нравственных форм, которые, модифицируя содержание традиции, наслаивались на нее.

Нравы средневековья

Нравы средневековья сформировались на основе:

• традиционной нравственности;

• религиозной морали;

• влияния социальной структуры феодального общества.

Социальная структура феодального общества представляла собой пирамиду сословий со своими наборами прав и обязанностей, грехов и добродетелей. Согласно моральной иерархии этого общества существуют люди благородные и люди подлого рождения. Задача личности – знать свое место в иерархии и выполнять обязанности, подобающие своему социальному статусу.

Отношения между сословиями строились по патриархальному принципу «отцы» и «дети»: низшие должны почитать высших, а высшие – заботиться о низших. Такие взаимные обязанности способствовали моральной сплоченности средневекового общества.

Типичным примером сословного нравственного образца является нравственный кодекс рыцаря, в котором сочетались традиционные, христианские и сословные черты. Рыцарь должен быть:

• хорошего рода («благородным»);

• верным своему господину;

• верным данному слову (обету);

• храбрым;

• благородным в бою (этому способствовали правила проведения поединков);

• щедрым.

Степень соответствия рыцарского образца христианским ценностям относительна. Рыцарь не мыслил простолюдина в качестве «ближнего», упомянутые добродетели он проявлял лишь по отношению к людям своего сословия. Убийства и грабежи не были чужды военному делу. Но в той степени, в какой рыцарь был набожен, выступал как «воин Христов», он был христианином своего времени. Тем более, что средневековье трактовало христианские истины не столько как нормы милосердия, сколько как ценности, приверженность которым позволит побеждать своих врагов на поле битвы.

ЛЕКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

по дисциплине «Основы духовно-нравственного развития личности»

Направление подготовки: 140400.62 Электроэнергетика и электротехника

Профиль подготовки: Электрические станции

 

Наименование образовательных программ: Электрические станции

Квалификация выпускника: бакалавр

 

 

Форма обучения: заочная

Составитель: Лобковская Н.И., доцент кафедры

«Экономика и социально-гуманитарные дисциплины»

ВИТИ НИЯУ МИФИ

 

 

Волгодонск, 2014


Содержание

Лекция № 1. Основные понятия курса: развитие, нравственность, духовность ………………………………………………………………………… 2

Лекция № 2. Духовное развитие человека в современном обществе …...... 19

Лекция № 1. Основные понятия курса: развитие, нравственность, духовность

Термины «этика», «мораль», «нравственность» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках.

Древнегреческое слово «ēthika» (от ethos) служит аналогом латинскому понятию «moralis» и русскому самобытному термину «нравственность». Все они подразумевают некоторую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов, обычаев людей. В ходе развития духовной культуры человечества эти понятия стали приобретать относительно самостоятельные смысловые оттенки. Со времен Аристотеля понятием «этика» стали обозначать ту область философских знаний, которая изучает человеческие добродетели. Все этические учения прошлого и настоящего имеют своей целью рациональное обоснование морали, выявление ее общего, сущностного значения, выраженного в системе законов, ценностей, принципов, категорий.

Слово «этика» происходит от греческого ēthos – нрав, логово, дом, характер, темперамент, обычай. У Гомера слово ēthos обозначает местопребывание, совместное проживание. У Гераклита этим словом обозначено «образ жизни», образец. Он употребляет этот термин говоря об этосе человека, отталкиваясь от понимания ēthos как характера (темперамента).

В 4 веке до на н.э. Аристотель термином ēthos обозначил добродетели человека проявляющиеся в его поведении и делающие его совершенным: мужество, умеренность, мудрость, справедливость, благоразумие, честность, а «этикой» – науку об этих качествах. Этика – теория нравственности, обозначающая совокупность добродетелей, а так же область знаний о них. Аристотель посвятил новой науки такие труды, как «Никомахова этика» «Эвдемова этика», «Большая этика» – извлечение из двух предыдущих.

Слово «мораль» – латинского происхождения. Оно образованно от латинского слова mos (мн. ч. – mores), что означало примерно то же, что и ēthos в греческом – нрав, обычай. Цицерон со ссылкой на Аристотеля, образовал от него слова moralis – моральный и moralitas – мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика.

Русское слово «нравственность» происходит от корня «нрав». И впервые оно фиксируется в «словаре Академии Российской» (СПб 1793 г.) и употреблялось наряду со словами «этика» и «мораль» как их синонимы.

Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Под нравственностью и моралью понимают принципы, ценности, нормы, определяющие человеческое поведение. Этикой же называют как сами эти принципы (например, «педагогическая этика»), так и науку о них, т.е. науку о морали (нравственности).

Слово «нравственность» обычно не употребляется там, где речь идет о негативной оценке поведения, а слово «мораль» более нейтрально по отношению к такой оценке: можно сказать «человеконенавистническая мораль фашизма», но не «человеконенавистническая нравственность». Некоторые авторы предлагают понимать под моралью нормы, а под нравственностью – степень их соблюдения. Однако такое различие не стало общепринятым.

В практике словоупотребления этих слов практически взаимозаменяемы (а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту).

Этика имеет нормативный характер. Мораль предмет изучения этики. Мораль проявляет себя в тонких человеческих взаимоотношениях. Мораль – это реальность. Этика и мораль – это не одно и тоже. Этика не только учение о морали, но и часть самой морали.

Мораль – форма общественного сознания, вид человеческой деятельности и человеческих отношений, важный способ регуляции поведения человека в обществе, складывается из принципов, норм, правил, оценок, которыми человек руководствуется в своем поведении. Мораль – это индивидуальные и общественные формы человеческих отношений, основанные на различении добра и зла. Историческое развитие нравственности.

Донравственные формы социальной регуляции

Табу были первыми социальными регуляторами первобытного общества, они представляли собой запреты на определенные действия, основанные на непререкаемом авторитете традиции (а не на логическом объяснении) и опирающиеся на жесткую физическую санкцию (убийство или изгнание из рода). Табу отличаются от морали тем, что:

• они запрещают, но не предписывают позитивного поведения;

• они носят коллективный характер и не соблюдаются индивидуально;

• они не требуют осознания и обоснования.

К числу основных относятся табу:

• на пищу (мясо священного животного, пищу вождя и т.п.);

• на браки между близкими родственниками;

• на слова (священные имена, а со временем и матерные слова, т.е. описывающие мироздание в терминах полового акта).

Обычаи – следующий уровень социальной регуляции. По содержанию они часто похожи на мораль, но отличаются от нее по способу регуляции поведения:

1) обычай распространяется в локальном сообществе, а нормы морали претендуют на всеобщее значение;

2) обычай представляет собой конкретную рекомендацию, а правила морали формулируются обобщенно;

3) обычай обосновывается аргументом «так принято», моральный поступок обосновывается аргументом «это добро»;

4) при оценке поведения по обычаю мотивы поступка не учитываются, в моральной же оценке поступка учет мотивов обязателен;

5) за соблюдением обычая следит общественное мнение, моральный самоконтроль поведения осуществляется совестью индивида;

6) если обычай не выполняется, он исчезает, а при несоблюдении норм морали возникает чувство вины и раскаяния, т.е. моральные же переживания.

Основные обычаи образуют календарный цикл (встреча весны – праздник первого снопа – дожинки – колядки) и жизненный цикл (родинные – свадебные – похоронные).

Принцип обмена регулировал отношения между первобытными общинами (табу и обычаи распространялись только на «своих»):

1) «Око за око» – негативный вариант таких отношений. Действие по этому принципу предполагало возмездие:

• симметричное (за поврежденное око отнимать око, а не целую жизнь);

• ответное (совершаемое в ответ на активность соседей);

• коллективное («всем миром» мстить не только конкретному виновнику, но и всем родственникам по крови – «кровная месть»).

2) Дарение – позитивный вариант обмена между общинами. Церемониальное дарение предполагало, что впоследствии соседи ответят взаимностью, причем в большем объеме. Таким образом, если принцип «око за око» ограничивал бесконтрольное распространение зла, то принцип дарения предполагал нарастание объема добра.

Традиционная нравственность

Традиционная нравственность – исторически первая и фундаментальная форма человеческой нравственности, присущая всем доиндустриальным обществам. Ее содержание можно рассмотреть, обобщив его на основании следующих принципов.

Принцип патриархальности

Патриархальная культура основывалась на господстве мужского начала – именно к мужчине в ней предъявлялись основные нравственные требования. Первое из них – верность традиции, восходящей к культу предков. По отношению к умершим можно было судить о нравственности человека, в то же время сам характер захоронения человека определялся его нравственными заслугами. Закономерным следствием почитания предков стало уважение к старшим.

Младшим соплеменникам и членам семьи патриархальная мораль предписывала почитание отца как начальника (а впоследствии и начальника, как отца родного), почитание старшего брата и в целом всякого старшего.

Критерием нравственности женщины в патриархальной культуре выступало соблюдение правил половой морали: сохранение девственности до брака и верность мужу в браке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.082 с.)