Тема 2.3. Социальные установки личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.3. Социальные установки личности



 

Формирование социальных установок личности показывает как усвоенный социальный опыт преломляется личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках.

Традиция изучения социальных установок сложилась в отечествен­нойи западной социальной психологии и социологии. Отличие западной традиции заключается в том, что с самого начала категориальный строй исследований, расставленные в них акценты были ориентированы на проблемы социально-психологичес­кого знания. В западной социальной психологии для обозначения со­циальных установок используется термин «аттитюд», который на рус­ском языке переводится либо как «социальная установка», либо упот­ребляется как калька с английского (без перевода) «аттитюд».

Аттитюд понимается как определенное состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции, организован­ное на основе предшествующего опыта и оказывающее направляю­щее и динамическое влияние на поведение.

Были выделены четыре функции аттитюдов:

1) приспособительная (иногда называемая утилитарной, адап­тивной) - аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2) функция знания - аттитюд дает упрощенные указания отно­сительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3) функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) - аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4) функция защиты - аттитюд способствует разрешению внут­ренних конфликтов личности.

Все эти функции аттитюд способен выполнить, потому что обла­дает сложной структурой. М. Смитом была определена трехкомпо­нентная структура аттитюда, в которой выделяются:

1) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);

2) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему);

3) поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).

Основателем отечественной теории установки является Д.Н. Уз­ надзе. Для развития социальной психологии личности большое значе­ние имеют центральные идеи этой теории. В активное взаимодей­ствие с действительностью вступает непосредственно сам субъект, а не отдельные акты его психической деятельности. Поведение и жизнедеятельность субъекта вытекают из нали­чия у него потребностей. Для их удовлетворения необходима определенная ситуация. Наличие потребностей и ситуации называет особое состояние, которое характеризует его склон­ность, направленность, готовность совершать определенные действия. Это состояние и есть установка.

По Узнадзе, установка является целостным динамическим 1'1)стоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя фак­торами: потребностью субъекта и соответствующей объектив­ной ситуацией.

Узнадзе характеризует установку как модификацию живого су­щества, соответствующую объективному ходу вещей, как особое состояние личности, модус ее в конкретных условиях. Это - личност­ный фактор, конкретная определенность личности в каждый данный момент.

Были выделены формы взаимосвязи человека с действительностью:

1) формы связи живого организма с предметами внешнего мира;

2) формы дистанционной взаимосвязи индивида и предмета;

3) форма сознательного отношения человека к действительности.

Бесспорный интерес для социальной психологии представляет введение в арсенал научного исследования категории поведения. Раз­ные виды установок реализуются двумя выделенными Узнадзе фор­мами поведения: экстерогенным и интерогенньш. К экстерогенным формам поведения относятся потребление, обслуживание, труд, занятие, К интерогенным - эстетическое наслаждение, игра, развле­чение, спорт, художественное творчество

Однако предложенное понимание установки не связано с анали­зом социальных факторов, детерминирующих поведение личности, с усвоением индивидом социального опыта, со сложной иерархией детерминант, определяющих саму природу социальной ситуации, в которой личность действует.

Г.М. Андреева отмечает, что установка в контексте концепции Узнадзе более всего касается вопроса реализации простейших физиологических потребностей человека. Она трактуется как бессознатель­ное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности.

Ш.А. Надирашвили дополнил данную Узнадзе двухуровневую характеристику психической активности человека введением третьего уровня.

На первом уровне физическая ситуация (конкретные чувствен­ные данные предмета) связывается с жизненными потребностями; формируется установка практического поведения. Заключительный этап этой связи - практическое поведение.

На втором уровне осуществляется объективация социально целесообразного поведения. Возникает потребность познания. Созда­ется система интеллектуальных операций, моральных рассуждений, проблемная ситуация. Формируется установка сознания и оценки. Результатом поведения второго уровня является выбор приемлемо­го решения - теоретическая деятельность.

На третьем уровне ситуацию характеризует социальная действительность в широком смысле слова. В сферу потребностей включаются - социальные потребности, социальные аттитюды, процессы мотивации, воображаемое, приемлемое поведение, автопортрет. Про­цесс принятия решения на основе этих психологических образований приводит к формированию установки социального поведения. Заклю­чительным звеном реализации психической активности на этом уровне является социальное поведение. Принцип социальности проявляется во всех элементах реализации активности на третьем уровне. Синте­тическим выражением потребностной составляющей поведения на этом уровне являются потребности «Я» или личностные потребнос­ти человека как социального существа. В их состав включаются мо­тивационно-ориентированные психические образования - ценности, социальные и моральные ориентации, социальные оценки, ценность социального поведения. Центральное место в социально-психологической концепции Надирашвили занимает анализ социальной уста­новки. «Установка, определяющая социальное поведение и представ­ляющая собой его психологическую основу, является социальной ус­тановкой, так как в ее формировании наряду с другими факторами участвуют и факторы социальные. Социальная установка создается на третьем уровне, а осуществляемое на ее основе поведение дает личности возможность действовать в социальной среде в качестве члена социальных взаимоотношений».

Разработанные в школе Узнадзе идеи послужили отправными моментами в создании диспозиционной концепции регуляции поведения личности В.А. Ядова.

В качестве системообразующего признака или отношения в сис­теме внутренней регуляции социального поведения человека, Ядов выделил диспозиционно-установочные явления. Приняв за основу положение Узнадзе о том, что установка представляет собой целос­тно-личностное состояние готовности, настроенности на поведение в данной ситуации для удовлетворения определенной потребности, Ядов проанализировал все составные части этой системы. В триаде Уз­надзе ситуация-потребность-установка Ядов заменил понятие ус­тановки на понятие диспозиции. Все три составляющие этой си­стемы представляют собой иерархические образования.

Иерархическая структура условий деятельности, ситуации выстраивается по разным параметрам, главным из которых является длительность существования во времени. По этому параметру определяется устойчивость - изменчивость предметной среды, скорость ее изменения. Эти параметры применимы для характеристики не только предметных, но и социальных условий деятельности в разных сферах жизни - труде, досуге, семейной жизни, в разных видах обще­ственных отношений.

Иерархия потребностей выстраивается по разным основаниям: по сферам жизнедеятельности, по объекту, по их функциональной роли, по субъекту Важным для социальной психологии представляется положение Ядова о том, что целесообразно структурировать потреб­ности по уровням включения личности в различные сферы социаль­ного общения, социальной деятельности.

Диспозиции, по мнению Ядова, представляют собой различ­ные состояния предрасположенности человека к восприятию условий деятельности (ситуаций), его поведенческих готов­ностей, направляющих его деятельность.

Характеристика иерархической системы диспозиции занимает центральное место в концепции Ядова. Он выделил четыре уровня этой иерархии. Эти уровни друг от друга отличаются разным составом в них условий деятельности, потребностей и установок и различ­ным соотношением в них этих элементов. Так, на первом, нижнем уровне ситуации (условия деятельности) - простейшие потребно­сти - элементарные, жизненно необходимые (витальные потребнос­ти). В этих условиях формируется система фиксированных устано­вок (по Узнадзе). На этом уровне нет еще ни ситуации, ни потребно­стей Поведенческая готовность к действию закреплена предшеству­ющим опытом.

На втором уровне диспозиционной системы возникают соци­альные установки. Они содержат в себе три компонента: эмоциональ­ный, или оценочный, когнитивный, или рассудочный, поведенческий.

Потребности этого уровня - социальные. Это, прежде всего, потребность во включении человека в контактные группы. Ситуации поведения - социальные. Социальные установки образуются на базе оценки отдельных социальных объектов и отдельных социальных ситуаций.

Третий диспознционный уровень - общая направленность личности в ту или иную сферу социальной активности. По мнению Ядова, возникают базовые социальные установки. Социальные по­требности становятся более сложными. Например, возникает потреб­ность в приобщении человека к определенной сфере деятельности и превращении ее в основную, доминирующую (сферы профессиональ­ной деятельности, досуга, семьи). Социальные установки содержат в себе так же, как и на. втором уровне, три компонента - эмоцио­нальный, когнитивный и поведенческий. Но все эти компонен­ты более сложные, чем на предшествующем уровне.

Высший, четвертый уровень диспозиционной иерархии обра­зуют ценностные ориентации на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей. Для этого уровня характерны высшие соци­альные потребности Основной из них является потребность включе­ния в социальную среду в широком смысле слова. Условия деятель­ности (ситуации) расширяются до общесоциальных. Социальные ус­тановки направлены на реализацию определенных социальных надиндивидуальных целей. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты диспозиций становятся ярко выраженными.

Поведение как третий элемент диспозиционной системы имеет ряд уровней развития. Выделяются:

1) специфическая реакция субъекта на актуальную предметную ситуацию, реакции на специфические и быстро сменяющие друг дру­га воздействия внешней среды. Это - поведенческие акты;

2) поступок или привычное действие, которое как бы компонует­ся из целого ряда поведенческих актов. «Поступок есть элементар­ная социально значимая «единица» поведения, и его цель - установ­ление соответствия между простейшей социальной ситуацией и со­циальной потребностью (или потребностями) субъекта» (Ядов, 1975).

3) целенаправленная последовательность поступков образует поведение в той или иной сфере деятельности, где человек преследует существенно более отдаленные цели, достижение которых обеспе­чивается системой поступков;

4) целостность поведения в различных сферах и есть собственно деятельность во всем ее объеме. В итоге диспозиционная система личности функционирует как целостное образование, в котором представлены разные элементы этой системы (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) и разные ее уровни от фиксированных устано­вок до ценностных ориентации. Она регулирует целесообразное ценностное поведение личности.

Одна из главных проблем, возникающих при изучении социальных установок, это проблема их изменения. Степень их изменяемости и подвижности зависит от уровня той или иной диспозиции: чем слож­нее социальный объект, по отношению к которому существует у лич­ности определенная диспозиция, тем более устойчивой она является.

Если принять аттитюд за относительно низкий (по сравнению с ценностными ориентациями, например) уровень диспозиций, то становится ясно, что проблема их изменения особенно актуальна. При любом понимании связи аттитюда и поведения прогноз реального поведения будет зависеть еще и от того, изменится или нет в течение интересующего нас отрезка времени аттитюд на тот или иной объект. Если аттитюд изменяется, поведение спрогнозировано быть не мо­жет до тех пор, пока не известно направление, в котором произойдет смена аттитюда. Изучение факторов, обусловливающих изменение социальных установок, превращается в принципиально важную для социальной психологии задачу

Выдвинуто много различных моделей объяснения процесса из­менения социальных установок. Эти объяснительные модели стро­ятся в русле двух основных теоретических ориентаций: бихевиорист­ской и когнитивистской.

В бихевиористской традиции в качестве объяснительногопринципа для понимания факта изменения аттитюдов используется принцип научения: аттитюды человека изменяются в зависимос­ти от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки. Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять на характер социальной установки, изменять ее. Однако если аттитюд формируется на основе предшествующего жизненного опыта, социального по своему содержанию, то измене­ние возможно также лишь при условии «включения» социальных фак­торов. Подкрепление в бихевиористской традиции не связано с тако­го рода факторами. Подчиненность же самой социальной установки более высоким уровням диспозиций лишний раз обосновывает необ­ходимость при исследовании проблемы изменения аттитюда обра­щаться ко всей системе социальных факторов, а не только к непос­редственному «подкреплению».

В когнитивистской традиции объяснение изменению соци­альных установок дается в терминах «теорий соответствия» (Г.М. Ан­дреева, Н.Н. Богомолова, JI.A. Петровская). Это означает, что изме­нение установки всякий раз происходит в том случае, когда в когнитив­ной структуре индивида возникает несоответствие, например, сталки­ваются негативная установка на какой-либо объект и позитивная уста­новка на лицо, дающее этому объекту позитивную характеристику, не­соответствия могут возникать и по различным другим причинам. Важно, что стимулом для изменения аттитюда является потребность индиви­да в восстановлении когнитивного соответствия, т.е. упорядоченного, «однозначного» восприятия внешнего мира.

Изменение социальной установки должно быть проанализирова­но как с точки зрения содержания объективных социальных измене­ний, затрагивающих данный уровень диспозиций, так и с точки зре­ния изменений активной позиции личности. Выполнить обозначенные требования анализа можно при рассмотрении установки в контексте деятельности. Если социальная установка возникает в определенной сфере человеческой деятельности, то понять ее изменение можно, проанализировав изменения в самой деятельности (объективное изменение), а также изменения личностного смысла деятельности (субъективное изменение).

Социальные стереотипы - это сложившиеся в сознании от­дельных людей и социальных групп устойчивые представления о тех или иных социальных явлениях, привычное отношение к ним.

Можно выделить этнические и религиозные, профессиональные, идеологические, возрастные и иные стереотипы.

Основной набор поведенческих стереотипов формируется в про­цессе социализации личности под воздействием мокро- и микросре­ды, коллективного и индивидуального опыта, обычаев и традиций.

Причем решающая роль здесь принадлежит внешним источни­кам социального знания, а не познавательной активности нашего «Я».

Социальные стереотипы играют огромную роль в повседнев­ном общении благодаря целому ряду своих особенностей:

1) Они предопределяют восприятие конкретной жизненной ситу­ации, поскольку мы постигаем окружающую нас социальную действи­тельность не напрямую, а опосредованно, через призму сложивших­ся в нашем сознании или усвоенных извне социальных стереотипов.

2) Социальный стереотип «экономит» мышление за счет обезличивания и формализации общения. Идентификация с уже известным образцом предопределяет стандартную реакцию, позволяет исполь­зовать уже знакомую модель поведения, действовать как бы автоматически. Именно по этой причине официальное общение с незнакомыми и малознакомыми людьми происходит больше по стереотипу.

3) Каждый социальный стереотип включает в себя описание, предписание и оценку ситуации, хотя и в разной пропорции, что вполне соответствует компонентам человеческого «Я».

4) Стереотипы очень стойкие и зачастую передаются по наслед­ству, от поколения к поколению, даже если далеки от реальности. Сюда можно отнести, например, свойственную многим веру в «доброго царя» (президента, генерального секретаря), который разом решит все проблемы и сделает нашу жизнь лучше.

И, наконец, чем дальше мы от социального объекта, тем в боль­шей степени попадаем под влияние коллективного опыта и, следова­тельно, тем резче и грубее социальный стереотип.

Вопросы для закрепления:

1) Понятие социальной установки личности. Исследование соци­альных установок в зарубежной и отечественной психологии.

2) Изучение установки в школе Д.Н. Узнадзе.

3) Методы измерения установок.

4) Концепция В.А. Ядова об иерархической структуре диспози­ций личности.

5) Функции и структура социальной установки. Уровни устано­вок. Изменение установки.

6) Социальная установка и поведение.

Литература: [1], [3], [7], [8], [9], [13], [25].

 

Тема 2.4. Я-концепция

 

Изучение личности в принципе представляет собой своеобраз­ный интеграл исследований, накопленных в различных традициях психологической науки и практики. Многие перспективы, представлен­ные в них, продуктивно дополняют друг друга, вносят новое видение, дают возможность взаимообогащения.

Центральной категорией, своеобразным ядром социально-психологической проблематики личности выступает категория самости, рассматриваемая с различных позиций в интеракционистской, когнитивистской, психодинамической, экзистенциально-феноменологичес­кой и других традициях. Несмотря на разночтение в содержании са­мости (Эго, Я-концепция и т.п.), существует согласие в том, что она стержневое образование, определяющее как само-, так и миропони­мание субъекта.

Самость - сложное, динамическое единство, отражающее реа­лизующееся поведение, опосредующее и регулирующее его.

В отечественной традиции самость определяется как интеграль­ная целостность, «одноличие», «подлинность» индивида, его тожде­ственность самому себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и от других людей.

Наиболее часто ассоциируемым с самостью понятием является «Я-концепция», попытки же отождествления этих родственных понятий ошибочны. Если самость включает все аспекты челове­ческой сущности, в том числе и неосознаваемые, то Я-концепция - только осознаваемые, фиксируемые человеком и выступающие для него в качестве ориентиров самооценки, саморазвития. «Я-концеп­ция» в западной традиции - многоаспектный феномен, включающий в себя набор образов, схем, понятий, прототипов, теорий, целей или задач. В отечественной традиции под «Я-концепцией» понимается от­носительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с дру­гими людьми и относится к самому себе.

Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже 19-20 веков в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. Американский пси­холог У. Джеймс («Принципы психологии», 1890) первым предложил идею Я-концепции и внес существенный вклад в ее разработку. Со­гласно Джеймсу, «глобальное Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирический объект (Me), познаваемый субъектив­ным оценивающим сознанием (1). Я, как объект, состоит из че­тырех аспектов: духовное Я, материальное Я, социальное Я и теле­сное Я, которые и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности.

Феноменологический подход к поведению (гуманистическая пси­хология), в котором теория Я-концепции стала связующим интегра­тивным принципом, интерпретирует поведение на языке феноменаль­ного поля субъекта как субъективно воспринимаемой и осознавае­мой реальности индивида (К. Левин), а не на языке аналитических категорий, конструируемых внешним наблюдателем.

В целом теория Я-концепции, разработанная в рамках феноменологического подхода, сводится к следующим положениям:

1. Поведение есть продукт восприятий индивида, которые по своей природе феноменологичны. Психологическая реальность индивида но не объективная реальность как таковая, а продукт его субъек­тивных восприятий в момент поведения.

2. Центральной, интегрирующей точкой феноменального поля является Я-концепция, вокруг которой организуются все субъективные восприятия индивида.

3. Я-коицепция является одновременно и продуктом восприятий, и совокупностью представлений, в которой содержатся ценности, привнесенные из социокультурной среды.

4. С формированием Я-концепции поведение в целом начинает регулироваться ею.

5. Я-концепция относительно согласованна во времени и ситуа­тивных контекстах, в этом состоит ее прогностическая ценность.

6. Потребность в положительном отношении к себе других лю­дей возникает параллельно с формированием Я-концепции. Потреб­ность в положительном отношении к себе самому (потребность в положительной самооценке) возникает через усвоение опыта поло­жительной оценки себя другими людьми.

7. Для снятия расхождений между данными текущего жизнен­ного опыта и Я-концепцией используются различные защитные стратегии.

8. Существует одно главное мотивационное побуждение челове­ка - потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей Я-концепции.

Понимание Я-концепции как структуры установок отражает ее структурно-динамический характер.

Первый компонент - Структурный образ Я (структура пред­ставлений о себе самом) складывается из когнитивных составляющих установок (ролевые, статусные, имущественные, ценностные и др. ха­рактеристики человека). Все они входят в образ «Я» с разными веса­ми, те. образуют иерархию с точки зрения субъективной значимости.

Второй компонент динамический, эмоционально-оценочный компонент. Источниками оценочных суждений индивида о себе самом являются:

1) социокультурные стандарты и нормы социального окружения;

2) социальные реакции других людей к индивиду (их субъектив­ная интерпретация);

3) индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни.

Фактически индивид реализует два процесса самооценки:

сравнение «реального Я» с «идеальным Я»;

сравнение «реального Я» с «социальным Я».

Мотивационная функция Я-концепции, регулирующая поведение человека, состоит в следующем:

Каждая социальная ситуация воспринимается и оценивается в соответствии с теми компонентами Я-образа, которые актуализиру­ются этой ситуацией и которые необходимо проявлять индивиду (по­стигать, поддерживать, защищать, избегать и т.д.);

На основе базовой потребности в самоактуализации, поддержа­нии и защите своего Я, потребности в положительной самооценке, а также (и это самое главное) в зависимости от субъективной значи­мости для индивида тех параметров Я-концепции, которые активизи­рованы ситуацией, формируется и выбирается конкретная форма по­ведения в данной ситуации.

Источники развития и формирования Я-концепции:

1) Представление о своем теле (телесное Я).

2) Язык - как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях.

3) Субъективная интерпретация обратной связи от значимых дру­гих, о себе.

4) Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвое­ние связанных с этой ролью стереотипов (мужчина—женщина).

5) Практика воспитания детей в семье.

Социальная психология признает межличностно детерминирован­ную и, следовательно, поддающуюся воздействиям природу Я-кон­цепции, в то же время во многом игнорирует стабилизационные и объединяющие качества, приписываемые ей в гуманистических фор­мулировках. Такой взгляд во многом обязан школе символического интеракционизм а в социальной психологии. В частности, Ч. Кули (1902) предложил концепцию зеркального Я, в которой Я-концепция форми­руется на основе субъективно интерпретируемой обратной связи от других как основного источника данных о себе в процессе символи­ческого взаимодействия между индивидом и его различными пер­вичными группами. Г. Мид (1934) в своей теории «обобщенного дру­гого» главным предусловием развития Я-концепции считал способ­ность индивида принимать роль другого, с тем чтобы установки дру­гого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены и интериоризированы. Объединение таких оценочных представлений «обоб­щенного другого» и есть главный источник формирования Я-концеп­ции и внутренней регуляции поведения индивида. Однако представ­ление о Я-концепции как о преимущественно интерпсихическом фе­номене может привести к экстремальному ситуационизму. Хотя есть много свидетельств тому, что Я-концепция индивида подвержена из­менениям при целенаправленных воздействиях извне (например, пси­хотерапии).

Вопросы для закрепления:

1) Специфика рассмотрения самости и Я-концепции в социальной психологии.

2) Структура и функции Я-концегщии.

3) Самооценка и самоуважение. Их роль в развитии личности.

4) Методы изучения Я-концепции.

5) Внутренний мир и смысл жизни личности.

Литература: [3], [4], [9], [12], [30], [33].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.121.55 (0.051 с.)