Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. 1 общение как социально-психологический Феномен

Поиск

Общение понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и не речевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В ходе обще­ния его участники обмениваются не только своими физическими дей­ствиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, наме­рениями, идеями, переживаниями и т.д.

Обычно выделяются, по крайней мере, три уровня анализа общения:

1) макроуровень. Общение индивида с другими людьми рас­сматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уров­не процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психи­ческого развития индивида Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и со­циальными группами;

2) мезауровень (средний уровень). Общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных, логически завер­шаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказы­ваются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении обще­ния на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуа­ции общения - по поводу «чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня «темы», «предмета» общения раскрывается динамика об ­ щения, анализируются используемые средства (вербальные и невер­бальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляет­ся обмен представлениями идеями, переживаниями;

3) микроуровень. Главный акцент делается на анализе элемен­тарных единиц общения как сопряженных актов или трансакций. Эле­ментарная единица общения - это не смена перемежающихся пове­денческих актов или действий участников, а их взаимодействие. Онавключает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие.

Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: меж­личностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и поведенческой.

Межличностная, сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью.

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожи­дать и многие другие, связанные с личностью партнера. Она охваты­вает не только познание другого человека, но и самопознание. В ре­зультате в процессе общения формируются образы-представления о себе и партнерах, которые регулируют этот процесс.

Коммуникативно-информационная сторона общения представ­ляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.

Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов общения, их дей­ствиях, поступках, поведении. Через них проступают взаимные отно­шения, которые становятся своеобразным социально-психологичес­ким фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех совместной деятельности.

Поведенческая сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она обёспечивает управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует вза­имоотношения партнеров в совместной деятельности.

Психологическая же структура общения включает в себя четыре компонента.

Мотивационно-целевой компонент представляет собой систе­му мотивов и целей общения. Мотивами общения членов могут быть: а) потребности, интересы одного человека, проявляющего инициати­ву в общении; б) потребности и интересы обоих партнеров общения, побуждающие их включиться в общение; в) потребности, вытекаю­щие из совместно решаемых задач. Соотношение мотивов общения колеблется от полного совпадения до конфликта. В соответствии с этим общение может носить дружественный или конфликтный характер.

Коммуникационный компонент общения в узком смысле слова представляет собой обмен информацией между общающимися ин­дивидами. В ходе совместной деятельности, как уже отмечено выше, индивиды обмениваются между собой различными мнениями, инте­ресами, чувствами и т.д. Все это и составляет процесс обмена ин­формацией, которому присущи следующие особенности:

· если в кибернетических устройствах информация только пере­дается, то в условиях человеческого общения она не только переда­ется, но и формируется, уточняется, развивается;

· в отличие от простого «обмена информацией» между двумя устройствами в общении людей это сочетается с отношением друг к другу;

· характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством используемых при этом системных знаков парт­неры могут влиять друг на друга, оказывать воздействие на поведе­ние партнера;

· коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (ком­муникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают еди­ной или сходной системой кодификации или декодификации. В обы­денной речи это значит, что люди «говорят на одном языке».

Интерактивный компонент общения состоит в обмене не толь­ко знаниями, идеями, но и влияниями, взаимными побуждениями, дей­ствиями. Взаимодействие может выступать в виде кооперации или конкуренции, согласия или конфликта, приспособления или оппозиции, ассоциации или диссоциации.

Перцептивный компонент общения проявляется в восприятии друг друга партнерами по общению, взаимном изучении и оценке ими друг друга. Это связано с внешним обликом, поступками, действия­ми человека и их истолкованием. Взаимная социальная перцепция при общении очень субъективна, что проявляется и в не всегда пра­вильном понимании целей партнера по общению, его мотивов, отно­шений, установок на взаимодействие и др.

Выделяют шесть функций общения:

1) прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само обще­ние очень часто выступает самой важной потребностью;

2) функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершен­ствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся соци­альные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность;

3) функция подтверждения дает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя;

4) функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способству­ет передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое. С другой стороны, она может способствовать диф­ференциации и изоляции личностей в результате общения;

5) функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений людей в интересах их совместной деятельности;

6) внутрнличностная функция общения реализуется в обще­нии человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматривать­ся как универсальная форма мышления человека.

Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Раз­личают вербальные средства общения (когда в качестве знаковых систем используются устная и письменная речь) и невербальные., когда применяются неречевые средства общения.

В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: письменная и устная.

Невербальное общение - это коммуникация между индиви­дами без использования слов, то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инстру­ментом общения становится тело человека, обладающее исключи­тельно широким диапазоном средств и способов передачи информа­ции или обмена ею.

Основными средствами, которыми обладает «язык тела», явля­ются поза, движения (жесты), мимика, взгляд, «пространственное поведение», характеристики голоса и т.д.

Невербальное общение может быть осознанным и неосоз­нанным.

Невербальное общение позволяет передать следующую инфор­мацию.

1) о признаках расовой (национальной), социальной и социально­демографической принадлежности человека;

2) о его физическом и психологическом состоянии;

3) об эмоциональном отношении человека к чему-то, кому-то или к какой-то ситуации;

4) о возможных вариантах поведения и способах действий че­ловека в тех или иных ситуациях;

5) о степени воздействия на человека тех или иных событий, ме­роприятий, обстоятельств и т.п.;

6) о психологическом климате в группе и даже об обшей ат­мосфере в обществе;

7) особенно важная функция невербального общения заключа­ется в обмене информацией о личностных и индивидуальных свой­ствах между субъектами общения, таких как их отношение к людям, их самооценка, энергичность, склонность к доминантности, общитель­ность, темперамент, скромность, невротичность и т.д.

Общение может выступать в форме коммуникации. Комму­никация между людьми имеет ряд специфических особенностей.

Во-первых, в ней обязательно должны присутствовать два индиви­да, каждый из которых - активный субъект. При этом их взаимное ин­формирование предполагает налаживание совместной деятельности.

Во-вторых, должна присутствовать возможность взаимного вли­яния партнеров друг на друга посредством системы знаков.

В-третьих, влияние в коммуникации может осуществляться лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и ре­ципиента (человека, принимающего ее).

В-четвертых, всегда возможно возникновение коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая меж­ду общением и отношением.

Распространение информации в обществе проходит через своеобразный «фильтр доверия-недоверия». Подобный фильтр действуем так, что истинная информация может оказаться не принятой, а лож­ная - принятой. Кроме того, существуют средства, способствующие

принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокуп­ность этих средств называют фасцинацией. Примером фасцинации может быть музыкальное, пространственное или цветовое сопровож­дение речи.

Информация, как таковая, может быть двух типов: побудитель­ная и констатирующая.

Побудительная информация проявляется в форме приказа, со­вета или просьбы. Она призвана стимулировать какое-то действие. Стимуляцию, в свою очередь, подразделяют на активизацию (побуж­дение к действию в заданном направлении), интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (рассогласо­вание или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности).

Констатирующая информация проявляется в форме сообще­ния и не предполагает непосредственного изменения поведения.

Модель коммуникативного процесса обычно включает в себя пять элементов: коммуникатор - сообщение (текст) - канал - ауди­тория - обратная связь.

Выделяют десять основных коммуникативных стилей, которые представляют собой способы взаимодействия с другими людьми в процессе общения:

1) доминантный (стратегия, направленная на снижение роли дру­гих в коммуникации);

2) драматический (преувеличение и эмоциональная окраска со­держания сообщения);

3) спорный (агрессивный или доказывающий);

4) успокаивающий (расслабляющая стратегия, направленная на снижение тревожности собеседника);

5) впечатляющий (стратегия, нацеленная на то, чтобы произвес­ти впечатление);

6) точный (нацеленный на точность и аккуратность сообщения);

7) внимательный (высказывание интереса к тому, что говорят другие);

8) воодушевленный (частое использование невербального пове­дения - контакт глаз, жестикуляция, движение тела и т.д.);

9) дружеский (тенденция поощрения других и заинтересованность и их вкладе в общение);

10) открытый (тенденция выражать свое мнение, чувства, эмоции, личностные аспекты своего «я»).

В процессе взаимодействия огромную роль играют восприятие и взаимопонимание людьми друг друга. От того, насколько они эффек­тивны, зависят результаты и содержание совместной деятельности.

Межличностное восприятие (синоним — социальная перцеп­ция) представляет собой сложный процесс: а) восприятия внешних признаков других людей; б) последующего соотнесения полученных результатов с их действительными личностными характеристиками;

в) интерпретации и прогнозирования на этой основе возможных их поступков и поведения.

С особенностями межличностного восприятия связан и ряд пси­хологических эффектов. Среди них эффекты новизны, первичности, ореола.

Эффект новизны при восприятии людьми друг друга заключается в том, что по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т.е. более новая информация о нем. А по отно­шению к незнакомому человеку более значима первая информация.

Эффект первичности состоит в том, что вероятность припо­минания нескольких первых элементов однородного материала бо­лее высока, чем средних (при этом чем объемнее предъявляемый материал и чем выше темп его предъявления, тем меньшее количе­ство первых элементов припоминается);

Эффект ореола – это распространение первичной общей оцен­ки человека (людей) на восприятие его (их) поступков и личностных качеств. Так, если первое впечатление о человеке (людях) в целом 1 благоприятно, то в дальнейшем все его (их) поведение, черты и поступки начинают переоценивать в положительную сторону.

Выделяют ряд психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и отношение к другому человеку и позволя­ющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке ипрогнозу:

1) восприятие других людей (стереотипизация);

2) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эм­патия, аттракция);

3) познание самого себя (рефлексия) в процессе общения;

4) прогнозирование поведения партнера по взаимодействию (ка­узальная атрибуция).

Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Идентификация. В проблематике общения идентификация -это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.

Эмпатия. Под эмпатией понимается мысленный процесс упо­добления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека.

Аттракция - это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.

Рефлексия. Рефлексия в проблеме понимания друг друга - это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников об­щения «рефлексия» является своеобразной обратной связью, кото­рая способствует формированию поведения субъектов общения и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

Каузальная атрибуция (стремление к выяснению причин пове­дения субъекта) - механизм интерпретации поступков и чувств друго­го человека.

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, т.е. привычные объяснения чу­жого поведения:

1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны на­ходить виновника случившегося, приписывать причину произошед­шего конкретному человеку;

2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

3) при стимульной атрибуции человек видит причину случивше­гося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла), или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

Вопросы для закрепления:

1) Понятие общения как социально-психологического явления.

2) Функции общения. Способы реализации общения.

3) Общение как информационный процесс: осведомляющая, уп­равляющая и координирующая информация.

4) Невербальная коммуникация.

5) Социальная перцепция и социальная атрибуция.

6) Взаимовлияние людей в процессе общения.

7) Каузальная атрибуция.

8) Самопрезентация личности в общении.

Литература: [1], [3], [4], [7], [9], [11], [35].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1002; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.90 (0.011 с.)