Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-психологический климат в коллективеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Коллектив является одним из видов малой группы. Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: 1) успешно справляться с возложенными на нее задачами; 2) иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения; 3) создавать для каждого своего члена возможность развития как личности; 4) быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности. Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими. Коллективистские отношения определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информативности. Под нравственностью имеется в виду построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет. Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому что разобщает, разрушает коллектив. Под контактностью понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости. Информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных иотрицательных сторон, норм и правил поведения, хорошее знание членами коллектива друг друга. Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект. Он представляет собой способность коллектива как целого добиваться в работе гораздо более высоких результатов, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений. Таким образом, можно резюмировать: коллектив - э то высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали, обладает повышенной эффективностью в работе, проявляющейся в форме сверхаддитивного эффекта. Выделяются следующие модели коллективообразоваиия: 1) стратометрическая концепция А.В. Петровского; 2) параметрический подход, предложенный Л.И. Уманским; 3) двуфакторная, или двумерная модель Б. Такмена. Эффективность работы коллектива во многом зависит от его социально-психологического климата. Социально-психологический климат коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т.д. Анализ различных точек зрения на содержание понятия социально-психологического климата позволяет сделать вывод, что он представляет собой полифункциональное социально-психологическое образование, которым опосредуется любая деятельность коллектива (группы). Структура социально-психологического климата определяется системой сложившихся в коллективе отношений между его членами и может быть охарактеризована элементами, представляющими собой синтез общественных и межличностных отношений. В структуре социально-психологического климата является очевидным наличие двух основных подразделений - отношения людей к труду и их отношения друг к другу. Выделение моделей социально-психологического климата основывается на оценке трех сторон: 1) уровня развернутости психологического потенциала коллектива; 2) степеии реализации его в данный момент; 3) тенденции дальнейших изменений психологического потенциала коллектива. Критерием классификации факторов, влияющих на социальнопсихологический климат коллектива, могут служить особенности персонала коллектива, которые можно подразделить на: 1) особенности индивидуального поведения (личностные) - способности, склонности и одаренность - предрасположенность к реализации какой-либо деятельности, ориентация на ее выполнение; специфика потребностей человека, представление о целях профессиональной деятельности; половые и возрастные особенности; усвоенные в опыте, способы, правила и нормы поведения, которые детерминируют конкретные реакции человека в конкретных ситуациях; 2) особенности группового поведения - особенности корпоративной культуры - ценности, правила поведения, характерные для конкретного трудового коллектива; феномены групповой динамики - этап развития коллектива, особенности лидерства, способа поведения в ситуации конфликта; 3) особенности поведения руководителей, членов управленческой команды (управленческие); Говоря об исследовании коллектива, выделяют следующие подходы зарубежных исследователей: 1) теория поля, берущая начало в работах К. Левина. Основной пафос исследования заключается в известном тезисе о том, что поведение личности есть продукт поля взаимозависимых детерминант. Структурные свойства этого поля представлены понятиями, заимствованными из топологии и теории множеств, а динамические - понятиями психологических и социальных сил; 2) интеракционистская концепция предполагает, что группа есть система взаимодействующих индивидуумов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением; 3) теория систем развивает представление о группе как о системе. Близка к предыдущему подходу та же попытка понять сложные процессы, исходя из анализа основных элементов. Концептуальный аппарат теории систем позволяет описать группу как систему взаимосвязанных позиций и ролей и рассматривает группу как открытую систему: · социометрическое направление представлено множеством эмпирических исследований внутригрупповых отношений, но влияние социометрических работ на развитие теории малых групп минимально; · психоаналитическая ориентация базируется на идеях Зигмунда Фрейда и его последователей, фокусируя внимание преимущественно на мотивационных и защитных механизмах личности; · общепсихологический подход основывается на предположении, что многие представления о человеческом поведении применимы к анализу группового поведения. Эго касается главным образом таких индивидуальных процессов, как научение, явления когнитивной (познавательной) сферы, мотивация; · эмпирико-статистическое направление выводит основные понятия групповой теории из результатов статистических процедур, например, факторного анализа; · формально-модельный подход конструирует модели группового поведения, используя математический аппарат теории графов и теории множеств; · теория подкрепления базируется на идеях скинеровской концепции оперантного обусловливания. В отечественной групповой психологии выделяются следующие исследовательские подходы: · деятельностный подход. Основывается на принципе деятельности. Приложение принципа деятельности к исследованию социальной группы привело к построению ряда теорий групповой активности, в том числе стратометрической концепции групповой активности А.В. Петровского. Также упоминается предложенный М.Г. Ярошевским программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива и разрабатываемая Е.М. Андреевой модель социально-перцептивных процессов совместной деятельности; 1) социометрическое направление широко развито, как и в зарубежной психологии. Наибольший вклад в развитие этого направления инее Я. Л. Коломинский, занимавшийся конструированием различных социометрических процедур; 2) параметрическая концепция была разработана Л.И. Уманским. Основная идея состоит в предположении, что поэтапное развитие малой группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров; 3) организационно-управленческий подход. Основан на представлениях о социальной организации управленческой деятельности. У истоков его стоят психологи ленинградской школы во главе с Е.С. Кузьминым, проведшие многочисленные прикладные исследования групп и коллективов. Вопросы для закрепления: 1) Коллектив как высший уровень развития группы. 2) Основные теоретические подходы к развитию коллектива. 3) Психологический климат коллектива и его характеристики. 4) Эмпирическое исследование социально-психологического климата в коллективе.
Литература: [1], [2], [5], [7].
Тема 3.4. Психологические основы лидерства
Лидерство в малой группе - это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом, или отдельных ее членов. Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Лидерство как явление, основанное на социально-психологических механизмах, следует отличать от руководства, в основе которого лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия (Б.Д. Парыгин). Основными признаками лидерства являются: 1) более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач; 2) большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом; 3) более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы; 4) большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе; 5) большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы. Функции лидера: 1) организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах; 2) выработка и поддержание групповых норм; 3) внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами; 4) принятие ответственности за результаты групповой деятельности; 5) установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе. Выделяют два основных вида лидерства: 1) лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство»); 2) лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между разными членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности выделяют следующие типы лидеров: 1) лидеры, ориентированные на решение групповых задач; 2) лидеры, ориентированные на общение и взаимоотношения в группе; 3) универсальные лидеры. Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются: 1) психологические характеристики личности самого лидера; 2) социально-психологические характеристики членов малой группы; 3) особенности ситуации, в которой находится группа; 4) характер решаемых задач. К числу наиболее часто упоминаемых исследователями личных качеств эффективных лидеров относятся: 1) интеллект, стремление к знаниям; 2) доминантность, уверенность в себе; 3) эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость; 4) креативность, стремление к достижению, предприимчивость; 5) надежность, ответственность, независимость; 6) общительность. Стиль руководства в контексте управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и забота о человеческих отношениях или о выполнении задачи - все отражает стиль руководства. Исследование типов руководителей и эффективности руководства, проведенные психологами и социологами, позволили выявить три наиболее часто встречающиеся стили руководства -это авторитарный, или автократический, демократический и либеральный. Вопросы для закрепления: 1) Теоретические подходы к лидерству. 2) Понятие лидерства. Функции лидерства. Типы лидерства. 3) Руководство и лидерство. 4) Руководство малой группой. 5) Литература: [3], [4], [7], [14], [28], [29].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.147 (0.014 с.) |