Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4.4 Социальная психология конфликтов и способы их преодоленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конфликт определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. Обычно к конфликтам приводят следующие причины: 1) наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов группы; 2) присутствие противоборства между различными людьми (руководителя с неформальными лидерами, неформальными микрогруппами и разностатусными членами группы, разными микрогруттпами); 3) разрыв отношений внутри определенных микрогрупп; 4) появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между членами малой группы. Конфликт играет как конструктивную роль в малой группе, так и деструктивную (оказывает негативное воздействие на психическое состояние членов группы, ухудшает взаимоотношения между ними, негативно отражается на эффективности совместной деятельности). К позитивным функциям конфликтов относятся: 1) разрядка напряженности между конфликтующими сторонами (конфликт способствует установлению лучшего взаимопонимания между людьми, но это возможно только при социальном контроле за ходом конфликта); 2) информационная и связующая функции (люди могут проверить и лучше узнать друг друга); 3) сплочение и структурирование организаций (противоборство с внешним врагом, преодоление общих трудностей поддерживает организованность совместных действий людей в группе); 4) стимулирование к изменениям и развитию (конфликты могут I заставить людей искать новые пути и аргументы в отстаивании своих позиций, достижении лучших результатов во взаимодействии); 5) снятие синдрома покорности (при развитии конфликта люди начинают высказывать идеи, которые ранее скрывали, что позволяет глубже понять ситуацию, проработать варианты решения проблем); 6) диагностическая функция (при активизации действий каждая сторона сплачивается вокруг общих интересов, выявляются противники, и конфликт может быть быстрее разрешен). К негативным функциям конфликта относятся: 1) большие эмоциональные и материальные затраты на разрешение конфликта; 2) исключение из коллектива, группы, увольнение сотрудников, снижение производительности труда или обучения, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, группе; 3) уменьшение степени сотрудничества между сторонами в будущем или полное прекращение такового; 4) неадекватное (завышенное) восприятие своей группы, коллектива по отношению к другим группам, представление о других группах как о врагах; утверждение духа конфронтации в организации, группе или обществе в целом, придание большего значения борьбе и победе в конфликте, чем решению реальных проблем. Классификация конфликтов. Конфликты можно классифицировать по разным основаниям. В зависимости от способа разрешения конфликты бывают: 1) антагонистическими (предполагают способы их разрешения в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон, кроме одной, или полного отказа всех конфликтующих сторон, кроме одной, от стремления достичь своих целей); 2) компромиссными (допускают несколько вариантов разрешения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, выбора способов решения, изменения сроков реализации поставленных задач, изменения условий взаимодействия и т.д.). В зависимости от природы возникновения конфликты делятся на: 1) социальные (высшая стадия развития противоречий в системе отношения людей, социальных групп, социальных институтов, характеризующихся усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов), которые делятся на межгосударственные, национальные, этнические, межнациональные; 2) организационные (протекающие в рамках предприятий, организаций и их подразделений и являющиеся следствием организационного регламентирования деятельности личности: функционального закрепления за работниками прав и обязанностей, внедрения формальных структур управления, распределительных отношений в организациях и т.д.); 3) эмоциональные или личностные (эти конфликты вызываются чувством зависти, антипатии, обусловлены быстрой реакцией индивида на ущемление его интересов). В зависимости от направления воздействия конфликты делятся: 1) вертикальные (предполагают взаимодействие субъектов вертикального подчинения: руководитель-подчиненный, предприятие- вышестоящая организация); 2) горизонтальные (предполагают взаимодействие равных по иерархической власти субъектов). Взависимости от преобладания последствий для участников конфликты бывают: 1) конструктивными (в качестве своих последствий имеют преимущественно позитивные функции для группы, личности: сплочение коллектива, выработки новых решений сложных задач и т.д.); 2) деструктивными (ведут преимущественно к разрушению организаций, в которых они происходят). Взависимости от степени выраженности делятся на: 1) открытые (характеризуются открытым столкновением оппонентов); 2) скрытые (при таких конфликтах отсутствуют агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но используются косвенные способы воздействия); 3) потенциальные (предполагают наличие конфликтной ситуации, но открытого столкновения не происходит, существует скрытое противодействие). В зависимости от количества участников конфликты бывают: 1) внутриличностные (столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов); 2) межличностные (предполагают столкновение индивидов между собой); 3) между личностью и группой (возникают при несоответствии поведения личности нормам группы, ее ожиданиям); 4) межгрупповые (при которых конфликтующими сторонами выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и препятствующие осуществлению своих намерений). Структура конфликта. Структуру конфликта можно выразить формулой: Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент. Конфликтная ситуация характеризуется наличием противоречия в интересах и потребностях сторон, которое, однако, может долго не осознаваться. Она отражает всю совокупность причин и условий, предшествующих конфликту и вызывающих его. На конфликтную ситуацию обычно влияют: объект конфликта, его субъекты (стороны), позиции (мотивировка) сторон, образ ситуации, представленной в сознании каждой из сторон. Объектом конфликта является реальный или идеальный предмет, который служит причиной конфликта. Субъекты (стороны) конфликта - это непосредственные его участники. Цели, мотивы и задачи конфликтующих сторон определяют позиции субъектов - внутренние и внешние. Первые представляют собой открыто предъявляемые требования к оппоненту. Вторые содержат истинные мотивы вступления в конфликт. На конфликтную ситуацию большое влияние оказывает образ ситуации оппонента, его видение сложившихся условий. Часто образы ситуаций обеих сторон бывают прямо противоположны, а для разрешения конфликта важно уметь посмотреть на проблему глазами оппонента. Динамика конфликта. Началом конфликта выступает инцидент, т.е. действия оппозиционных сторон, направленные на достижение своих целей. Инцидент характеризуется осознанием конфликтной ситуации и переходом к непосредственной активности. Однако нельзя приравнивать осознание конфликтной ситуации к инциденту, так как оно не является инцидентом, но инцидент из нее вытекает. Таким образом, конфликт представляет собой следствие накладывания инцидента на конфликтную ситуацию. Развиваясь по определенным закономерностям, конфликт имеет свою динамику, в которой выделяют четыре основных стадии: 1) возникновение объективной конфликтной ситуации; 2) осознание объективной конфликтной ситуации или осознание конфликта (все участники конфликта воспринимают ситуацию как трудноразрешимую); 3) конфликтные действия или переход к конфликтному поведению; 4) разрешение конфликта. Это возможно за счет изменения объективной конфликтной ситуации или за счет трансформации образов этой конфликтной ситуации. Любой конфликт когда-нибудь завершается. Завершение конфликта - это окончание конфликтa независимо от причин, по которым он возник. Завершение конфликта может происходить несколькими путями, среди которых обычно выделяют следующие: 1) полное прекращение конфликта путем взаимного примирения сторон на какой-либо основе; 2) прекращение конфликта вследствие победы одной из сторон; 3) ослабление конфликта почти до полного примирения на основе взаимных уступок или уступок одной из сторон; 4) трансформация конфликта путем перерастания его в новый конфликт, который затмевает первый, или в перманентную конфликтную ситуацию; 5) постепенное затухание конфликта на основе самопроизвольного течения; 6) механическое уничтожение конфликта; Основными формами завершения конфликта являются: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт. Различают структурные (организационные) и межличностные способы управления конфликтами. Представители административного направления считали, что если найти хорошую формулу управления, то организация будет действовать как отлаженный механизм. В рамках этого направления разрабатывались структурные методы управления конфликтами. 1. Четкая формулировка требований. Одним из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональные конфликты, является разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного работника и подразделения в целом; наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работ. 2. Использование координирующих механизмов. Строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управление большой группой конфликтных ситуаций, так как подчиненный знает, чьи распоряжения он должен выполнять. Если у работников есть разногласия по какому-либо производственному вопросу, они могут обратиться к «третейскому судье» - их общему начальнику. В некоторых сложных организациях создаются специальные интеграционные службы, задачей которых служит увязка целей различных подразделений. 3. Установление общих целей, формирование общих ценностей. Этому способствует информированность всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также их осведомленность о состоянии дел в различных подразделениях. Наличие общих целей позволяет людям понять, как им следует вести себя и конфликтных ситуациях, превращая их в функциональные. 4. Система поощрений. Установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников. Например, если премировать работников службы техники безопасности за количество выявленных нарушений правил безопасности, это приведет к нескончаемому дисфункциональному конфликту с производственными и эксплуатационными службами. Если поощрять всех работников за устранение выявленных нарушений, это приведет к снижению конфликтности и повышению безопасности. Л.Д. Столяренко выделяет одиннадцать табу в конфликтной ситуации. Нельзя: 1. Критически оценивать партнера. 2. Приписывать ему низменные или плохие намерения. 3. Демонстрировать знаки превосходства. 4. Обвинять и приписывать ответственность только клиенту. 5. Игнорировать его интересы. 6. Видеть все только со своей позиции. 7. Уменьшать заслуги партнера и его вклад. 8. Преувеличивать свои заслуги. 9. Раздражаться, кричать, нападать. 10. Задевать «болевые точки» и уязвимые места партнера. 11. Обрушивать на партнера множество претензий. По Столяренко выделяется десять типичных ошибок конфликтующего человека: 1. Отстаивает свою точку зрения и не думает, как решить проблему. 2. Ведет себя негибко, не способен изменить тактику, переключиться на другое. 3. Нетерпим к инакомыслию, не может перейти на другую позицию, пойти на компромисс. 4. Мыслит стереотипно, стремится втиснуть решение в рамки существующих норм, традиций, правил. 5. Отвлекается от основной цели на другие, побочные, уходит в сторону от главной проблемы. 6. Видит только один путь решения или одну альтернативу, а не их многовариантность. 7. Работает только в предметной области, не может рефлективно анализировать и двигаться к взаимодействию. Создает препятствия для свободной творческой полемики, генерирования идей. 8. Без нужды соглашается с мнением других, если они уступают, приспосабливаются или уходят от решения проблемы. 9. Боится риска. Уже было отмечено, что в основе конфликта лежат противоречия между интересами субъектов. Поэтому устранение этих противоречий является наиболее результативным путем разрешения конфликта. Основные способы устранения противоречий, лежащих в основе конфликта, следующие: - устранение объекта конфликта; - раздел объекта конфликта между сторонами; - установление очередности или иных правил обоюдного использования объекта; - компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне; - разведение сторон конфликта; - перенос отношений сторон в другую плоскость, предполагающую выявление у них общего интереса. Существуют определенные правила и приемы разрешения конфликтов. Например, в случае служебного конфликта можно воспользоваться следующими приемами его разрешения: 1. Следует уяснить ситуацию и ответить себе на такие вопросы: - насколько велика доля субъективных факторов в конфликте, в чем истоки яростного ожесточения одной или обеих сторон? - достижению каких целей другой стороны вы, быть может, препятствуете? - с каким именно личностным барьером - установки темперамента характера, «нервозности» или другими - вы столкнулись? - что важнее для дела - возможные последствия конфликта или сама проблема, из-за которой произошло столкновение? 2. Первому сделать шаг к нормализации взаимоотношений, тем более, что в конфликте чаще всего виноваты обе стороны (хотя кто- то и был инициатором). Открыто взять на себя долю вины (особенно, если в споре был высокий удельный вес эмоций) и предложить спокойно отыскать приемлемое для обеих сторон решение. 3. Иногда следует прямо сказать человеку, что он препятствует чему-то очень важному для общего дела или даже для вас лично («От вас зависит дело, которому я отдал 10 лет своей жизни!»). 4. Прибегнуть к мнению третьего, незаинтересованного и авторитетного лица, которое должно рассматривать деловую, а не эмоциональную сторону конфликта. Таким образом, подводя итог, можно сделать ряд выводов следующего содержания. 1. Конфликты возникают в случае обострения противоречий между противодействующими сторонами, которые преследуют различные потребности и интересы, мотивы деятельности. 2. Основные причины конфликтов - социально-экономические, социально-психологические и социально-демографические. 3. Причины конфликтов коренятся также в таких субъективных факторах, как характеры людей, их настроения и вкусы. 4. Развитие конфликта сопровождается изменяющимся поведением его участников. 5. Основными моделями поведения в конфликте и соответствующими им типами субъектов являются: деструктивный, конформистский и конструктивный типы. 6. Наиболее рациональным отношением к конфликту будет его предотвращение на ранней стадии развития. Вопросы для закрепления: 1) Сущность, источники и причины конфликтов. 2) Особенности собеседников как фактор конфликта. 3) Способы ведения споров и тактика сглаживания конфликтов. Литература: [3], [7], [18], [28], [29].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.253 (0.01 с.) |