Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективность прикладных исследований в социальной психологии

Поиск

Высокая моральная и социальная ответственность социального психолога является обязательным условием и при решении вопроса об эффективности прикладных исследований. Прикладное исследование, финансируемое каким-то конкретным заказчиком, должно давать определенную отдачу, в противном случае оно не будет получать не­обходимые средства. Для многих других областей науки, где практи­ка прикладных исследований достаточно давно развита, вопрос об эффективности не представляет особой сложности. Особенно это относится, например, к экономическим прикладным исследованиям. В системе психологических наук такие области, как психология тру­да и инженерная психология, также имеют достаточно надежные формы определения эффективности своих исследований. Как прави­ло, в данном случае подсчитывается экономическая эффективность, т.е. прямой экономический выигрыш, который можно получить от внедрения того или иного результата исследования. Результаты ис­следований могут быть сравнимы с той точки зрения, которое из них более, а которое менее эффективно.

В области социальной психологии проблема эффективности не решается столь просто. В ней нужно различать две стороны: в чем может проявляться эффективность каждого отдельного исследова­ния (и, соответственно, как измерять ее) и что значит эффективность социальной психологии в широком плане (т.е., каковы возможности данной науки в принципе, с точки зрения внедрения результатов ис­следований)? Каждая из этих сторон имеет свои собственные про­блемы.

Эффективность каждого отдельного прикладного исследования может, конечно, проявиться и в том, что рекомендации социальных психологов дадут прямой экономический выигрыш. Можно легко пред­ставить себе такую ситуацию, что исследование, предположим, пси­хологического климата промышленного предприятия приведет к та­ким существенным преобразованиям в области трудовой дисципли­ны, что предприятие начнет резко повышать производительность тру­да, экономить сырье и т.д. При этом эффект социально-психологи­ческого вмешательства получит денежное выражение. Эффектив­ность социально-психологического исследования не может быть из­мерена лишь подсчетом того, насколько экономически эффективнее работает коллектив. Другая сторона вопроса - социальное развитие и группы в целом, и каждого ее члена в отдельности - не менее важ­ная характеристика. Благоприятный психологический климат может означать не только повышение производительности труда, рост дис­циплины, уменьшение текучести кадров, но и улучшение настроения коллектива, каждого отдельного работника, стимуляцию его к повы­шению собственной культуры, развитию в людях активности, общи­тельности, чуткости по отношению друг к другу и т.п. Единиц, в кото­рых измеряется такой моральный, чисто психологический выигрыш, не существует. Следовательно, при оценке эффективности прикладных исследований в социальной психологии надо как-то, хотя бы на описательном уровне, фиксировать и эти стороны. Нельзя, сравнивая два исследования, сказать, что одно из них эффективно, а другое - нет, судя только по количеству увеличившейся продукции в одном из изученных коллективов. Положительные изменения, которые про­изошли во втором коллективе, может быть дадут знать о себе значи­тельно позже, но из этого не следует, что сегодня работу исследова­телей можно подвергнуть критике как неэффективную. Улучшение способов определения эффективности прикладных исследований в социальной психологии - актуальная задача.

В социальной психологии специфически решается проблема «вне­дрения». Не всегда социальный психолог в состоянии сам внедрить свою рекомендацию. Он может дать серьезный анализ, например, деятельности руководителей на каком-то предприятии, доказать, что в отдельных бригадах отношения неблагоприятны из-за того, что руководитель не обеспечивает оптимальной рабочей атмосферы. Рекомендация будет сформулирована так, что тот или иной мастер, бригадир, начальник цеха не соответствует своей должности и дол­жен быть заменен. Но заменяет его не социальный психолог: приня­тие решения по этому вопросу есть компетенция администрации, проф­союза, но не социального психолога.

Вторая сторона проблемы эффективности социально-психологи­ческих исследований касается не только прикладной области, но всей науки в целом. Однако в связи с практикой прикладных исследований эта проблема встает с особой остротой. Речь идет о том, чего в прин­ципе можно ожидать от социальной психологии, с точки зрения ее роли в обществе, к чему в конечном счете должна привести хорошо налаженная система исследований. Одно из решений этого вопроса состоит в признании за этой дисциплиной права на манипуляцию че­ловеческой личностью. Наиболее полное выражение эта идея полу­чила в книге Б.Скиннера «По ту сторону свободы и достоинства», где была разработана так называемая рациональная поведенческая технология. Ее сущность заключается в том, что в обществе выде­ляется особая группа операторов, которая обеспечивает на основе представления о рациональном поведении манипуляцию всеми осталь­ными людьми. Высказывается утверждение, что для последних по­добная перспектива является благом, поскольку с них снимается тя­жесть принятия решений, осуществления бесконечных выборов и т.д. Операторы манипулируют людьми, в каждом случае продуцируя оп­тимальное поведение. Поэтому выигрывает общество, выигрывают сами люди, «освобожденные» от свободы, достоинства и т.д.

Предложения, сформулированные в этой работе, настолько оче­видно противоречат идеям гуманизма, свободы человеческой лич­ности, что они встретили в свое время самый резкий отрицательный отклик в американской литературе. Многие критики книги Б.Скинне­ра открыто заявили, что нарисованная перспектива отдает фашиз­мом. Идея манипуляции человеческой личностью, доведенная до логического конца, приводит к неприемлемой для человечества пер­спективе вмешательства психологии в святая святых человеческой личности. Предложенное решение вопроса о возможностях психоло­гической науки не может быть принято, исходя из элементарных тре­бований гуманизма. В настоящее время, когда в психологии большое значение приобретает гуманистическая ориентация, ее требования особенно важно учитывать при обсуждении проблемы эффективнос­ти социально-психологических исследований. Гуманистическая ори­ентация в психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) ставит во главу угла самоактуализацию и самореализацию человеческой личности, раскрытие всех ее потенциальных возможностей. Набор приемов и средств разрабатывается для этой цели, включая прежде всего орга­низацию групп социально-психологического тренинга. «Рост личнос­ти» - главное условие самоактуализации человека. Понятно, что си­стема мер, обеспечивающих этот рост и задаваемых в группах тре­нинга, не существует в вакууме, она не может быть изолирована от социальных процессов, происходящих в обществе. Изменения в них, их характер обусловлены естественным ходом исторического разви­тия, социальной политикой, от которых зависит и положение личности в системе этих процессов.

Особое место в решении этой общей задачи должна найти и со­циальная психология. Ей предстоит выделить те социальные процес­сы, где именно она, своими средствами и методами, может служить делу их оптимизации. Таким образом, в общей форме решение вопроса о ее возможностях и границах заключается в следующем: социальная психология не может и не должна претендовать на манипулирование каждой отдельной человеческой личностью. Она должна способство­вать оптимизации отношений между людьми, созданию условий для развертывания «сущностных сил» человека. Социальная психология направляет свои рекомендации не в сторону предписаний, что и как делать каждому человеку, но в сторону такого развития отношений между людьми, при котором каждый сможет свободно осуществить свой выбор, и выбор этот будет оптимальным с точки зрения как потребностей общества (группы), так и с точки зрения отдельной личности.

Если социальный психолог проводит свои исследования на про­мышленном предприятии, то его позицию можно условно обозначить как позицию человека, находящегося в центре разнообразных отно­шений между администрацией и профсоюзом, между администраци­ей и рабочими, между профсоюзом и рабочими и т.д. Социального психолога интересуют все аспекты этих отношений, свои рекоменда­ции он делает относительно всех направлений этих отношений. Он не «воздействует» ни на профсоюз, ни на представителей администра­ции, ни на рабочих, он «воздействует» на отношения между ними, оптимизируя их.

При этом следует иметь в виду еще одно обстоятельство. Было бы наивно думать, что в результате рекомендаций, полученных в при­кладных исследованиях, могут быть немедленно решены все про­блемы, возникающие в различных сферах жизни общества. Переоценка возможностей прикладного исследования так же опасна, как и игно­рирование его результатов. По-видимому, здесь нужно иметь в виду два рода ограничений.

Прежде всего, социальная психология имеет дело лишь с опре­деленной, а именно, психологической стороной общественных явле­ний. Развитие общественных отношений осуществляется по своим собственным законам, и всякое преувеличение роли психологической стороны недопустимо. Любое исследование межличностных отно­шений в группе, как бы квалифицированно оно ни было осуществле­но, не исчерпывает всех факторов, детерминирующих поведение чле­нов изучаемой группы. Корректная объяснительная модель функцио­нирования группы может быть лишь результатом комплексных иссле­дований, предпринимаемых всей совокупностью общественных наук. Во-вторых, хотя прикладное социально-психологическое иссле­дование в состоянии выработать хорошую рекомендацию, следова­ние ей обусловлено многими практическими соображениями - эконо­мическими возможностями, организационными формами, даже по­литической ситуацией и т.д. Чтобы точно обозначить границы эф­фективности социальной психологии, надо заранее разработать класс задач, которые, действительно, могут быть решены ее средствами в каждой сфере жизни общества.

Для более конкретного разрешения этой проблемы надо специ­ально выделить еще одну составляющую социально-психологического знания, а именно «практическую социальную психологию».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.123.41 (0.008 с.)