Тема 3. 2. Социальная психология малой группы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. 2. Социальная психология малой группы



 

Определение понятия «малая группа» и ее виды. Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и пер­воосновой всех других его составных элементов. В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей, и задача состоит в том, чтобы правильно пони­мать, что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально-психологические явления и процессы, ко­торые в них возникают и функционируют.

Малая группа как самостоятельный субъект деятельности и специального анализа может быть охарактеризована с точки зрения: а) содержания ее психологии; б) своеобразия ее социально-психологи­ческой структуры; в) динамики социально-психологических процес­сов, происходящих в ней.

Малая группа - это немногочисленная по составу, хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.

Малой группе присущи такие конкретные черты и признаки, как:

1) наличие двух и более людей;

2) осуществление непрерывных контактов и общение между ними;

3) наличие общей цели и совместной деятельности;

4) возникновение взаимных эмоциональных и других связей; про­явление чувства принадлежности к данной группе;

5) осознание членами группы себя как «мы», а других как «они»;

6) формирование приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей;

7) функционирование качественной организационной структуры и системы руководства (власти);

8) наличие достаточного времени взаимного существования людей.

Малые группы делятся на: условные и реальные, формальные

и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, диффузные, референтные и нереферентные.

Условные группы - это группы, объединенные по какому-то об­щему признаку, например по возрасту, полу и т.д.

Реальные группы - это группы, в которых люди постоянно нахо­дятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естествен­ными и лабораторными. Естественные - это группы, реально суще­ствующие в обществе. Лабораторные - это группы, созданные в ин­тересах их научного изучения.

Формальные группы - это группы, которые имеют официально заданную извне структуру.

Неформальные группы - это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Формальная группа функциониру­ет в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.

Слаборазвитые группы - это группы, находящиеся на началь­ном этапе своего существования. Высокоразвитые группы - это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системой отношений, организации, сплоченности и т.д.

Диффузные группы - это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.

Референтные (эталонные) группы - это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях. Нереферентные группы (группы членства) - это группы, в которых люди реально включены и трудятся.

Основой психологии малой группы, ее структурными системообразующими компонентами выступают такие социально-психологичес­кие явления, как внутригрупповые межличностные отношения, груп­повые устремления, групповое мнение, групповые настроения и груп­повые традиции, являющиеся непосредственным отражением реаль­ной жизни и деятельности ее членов.

Взаимоотношения в малой группе - это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровожда­емые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.

Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов:

Общественно-политические взаимоотношения - возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения обществен­ных и других мероприятий в группе.

Служебные взаимоотношения — складываются в процессе со­вместной профессиональной деятельности членов малой группы при ре­шении различного рода задач, достижения важных для ее членов целей.

Внеслужебные взаимоотношения - складываются между чле­нами малой группы вне их служебной (профессиональной) деятель­ности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха и т.д.

Взаимоотношения в малой группе должны отвечать требовани­ям следующих принципов.

Принцип уважения и субординации предполагает создание таких взаимоотношений в малой группе, которые соответствуют: нор­мам общественной морали и нравственности, традициям, установ­ленным в интересах общения и взаимодействия людей; предусмат­ривают учет индивидуальных и социально-психологических особен­ностей всех ее членов, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запросам. Этот же принцип требует субординации в отношениях между всеми членами группы, сохранения личного досто­инства, профессионального и социального статуса каждого человека.

Принцип сплоченности членов группы предполагает формиро­вание у всех ее членов взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и взаимопонимания. Члены малой группы обязаны высоко ценить принадлежность к ней, помогать и поддерживать друг друга, удержи­вать своих товарищей от недостойных поступков.

Притоп гуманизма предполагает чуткость, отзывчивость, справедливость и человечность во взаимоотношениях в малой груп­пе, которые должны характеризоваться доверием, искренностью, доступностью.

Групповые эффекты - это механизмы функционирования груп­пы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, кото­рые обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в совмес­тной групповой деятельности и общении. В социальной психологии существуют два базовых групповых эффекта: реакция человека на присутствие других людей и чувство принадлежности к группе.

Человек - существо общественное и его реакция на присутствие других проявляется в виде веера самых разнообразных эффектов.

Эффект социальной фасилитации. Это усиление доминант­ных реакций в присутствии других.

Эффект присутствия других может влиять на мотивацию чело­века как в положительном, так и в отрицательном планах. В положи­тельном плане - это «эффект социальной фасилитации», а в отрица­тельном - он носит название «эффекта социальной ингибиции», что означает уменьшение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии остальных. Так, например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмыслен­ных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных при­меров на умножение.

Эффект принадлежности к группе. Это второй базовый груп­повой эффект. В истории социальной психологии разные ученые изу­чали этот эффект и обозначали его различными терминами. Англий­ские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов изучали процесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином «групповая идентификация». Они создали теорию со­циальной идентичности, основные положения которой заключаются в следующем:

· человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку;

· когнитивный компонент групповой идентификации состоит в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых призна­ков. Таким образом, в основе групповой идентичности лежат когни­тивные процессы познания (категоризации) окружающего социаль­ного мира;

· эмоциональный компонент групповой идентичности неразрывно связан с когнитивным компонентом. Эмоциональная сторона иден­тичности заключается в переживании своей принадлежности к груп­пе в форме различных чувств - любви или ненависти, гордости или стыда;

· поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.

Французский психолог С. Московичи предложил гипотезу о том, что сознание человека строится как идентификационная матрица, в

основе которой лежит множество групповых идентичностей. Опира­ясь на идеи С. Московичи, можно разделить групповые идентичнос­ти натри группы:

· объективные природные идентичности - человек, пол, возраст;

· объективные социальные идентичности - национальность, ре­лигия, культура, субкультура, гражданство, профессия;

· субъективные идентичности - ролевые характеристики, само­оценка личностных черт и достижений и пр.

Необходимо отметить, что в последние годы в научной литера­туре в качестве обозначения групповой принадлежности принят тер­мин «групповая идентичность».

Последствия эффектов социальной фасилитации и групповой иден­тичности проявляются в разнообразных социально-психологических эффектах. Они влияют на:

1) психофизиологию человека (психофизиологический эффект);

2) деятельность человека (эффект социальной лени);

3) мышление человека (эффект синергии и эффект группомыслия);

4) поведение человека и его мнения (эффект конформизма, эф­фект подражания);

5) восприятие окружающих людей (эффект ореола и эффект бу­меранга):

6) общение и взаимодействие с другими людьми (эффекты «мы и они», группового фаворитизма и группового эгоизма);

7) эмоционально-волевую сферу человека (эффекты маятника, волны и пульсара).

Эффект конформизма. Это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы.

Эффект подражания. Это следование общим образцам пове­дения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе. Под­ражание - один из основных механизмов групповой интеграции.

Эффект подражания лежит в основе любого научения и способ­ствует адаптации людей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решению групповой задачи.

Эффект группового эгоизма. Это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов и целей, норм поведения отдельных членов группы или всего общества. Цели груп­пы достигаются за счет ущемления интересов ее отдельных членов, в ущерб интересам общества. Групповой эгоизм проявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность ее существова­ния становятся важнее отдельной личности, значимее целей обще­ства. Тогда личность обычно приносится в жертву целостности груп­пы, полностью подчиняется ее требованиям и стандартам поведе­ния. Эффект группового эгоизма может сыграть очень негативную роль в дальнейшей жизнедеятельности группы и судьбе ее отдель­ных членов.

Эффект «пульсара». Это изменение групповой активности взависимости от различных стимулов.

Эффшаисореола». Это влияние на содержание знаний, мнений! оценок личности специфической установки, имеющейся у одного че­ловека по отношению к другому.

Эффект «маятника». Это циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера.

Эффект «волны». Это распространение в группе идей, целей, норм и ценностей. Новая идея зарождается в голове одного челове­ка, он делится ею со своим ближайшим окружением, которое обсуждает, корректирует, дополняет и развивает предложенную идею

Эффект «бумеранга». Действия или информация, направлен­ные против кого-либо, оборачиваются против тех, кто совершил эти действия или дал эту информацию.

Психофизиологический эффект. Это изменение психофизиоло­гических реакций и состояния человека в присутствии других людей.

 

Вопросы для закрепления:

1) Понятие малой группы. Верхние и нижние границы малой группы.

2) Социальные и психологические детерминанты возникновения малой группы.

3) Социально-психологические внутригрупповые феномены и груп­повые эффекты: социальная фасилитация и социальная ингибиция, сдвиг к риску, групповая поляризация, конформность, сплоченность, совместимость, социальная леность.

4) Эффективность групповой деятельности.

Литература: [1],[3], [4], [7], [8], [9], [20].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.106.141 (0.019 с.)