Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. 2. Социальная психология малой группыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Определение понятия «малая группа» и ее виды. Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов. В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей, и задача состоит в том, чтобы правильно понимать, что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально-психологические явления и процессы, которые в них возникают и функционируют. Малая группа как самостоятельный субъект деятельности и специального анализа может быть охарактеризована с точки зрения: а) содержания ее психологии; б) своеобразия ее социально-психологической структуры; в) динамики социально-психологических процессов, происходящих в ней. Малая группа - это немногочисленная по составу, хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время. Малой группе присущи такие конкретные черты и признаки, как: 1) наличие двух и более людей; 2) осуществление непрерывных контактов и общение между ними; 3) наличие общей цели и совместной деятельности; 4) возникновение взаимных эмоциональных и других связей; проявление чувства принадлежности к данной группе; 5) осознание членами группы себя как «мы», а других как «они»; 6) формирование приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей; 7) функционирование качественной организационной структуры и системы руководства (власти); 8) наличие достаточного времени взаимного существования людей. Малые группы делятся на: условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, диффузные, референтные и нереферентные. Условные группы - это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т.д. Реальные группы - это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Естественные - это группы, реально существующие в обществе. Лабораторные - это группы, созданные в интересах их научного изучения. Формальные группы - это группы, которые имеют официально заданную извне структуру. Неформальные группы - это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов. Слаборазвитые группы - это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Высокоразвитые группы - это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системой отношений, организации, сплоченности и т.д. Диффузные группы - это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями. Референтные (эталонные) группы - это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях. Нереферентные группы (группы членства) - это группы, в которых люди реально включены и трудятся. Основой психологии малой группы, ее структурными системообразующими компонентами выступают такие социально-психологические явления, как внутригрупповые межличностные отношения, групповые устремления, групповое мнение, групповые настроения и групповые традиции, являющиеся непосредственным отражением реальной жизни и деятельности ее членов. Взаимоотношения в малой группе - это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих. Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов: Общественно-политические взаимоотношения - возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения общественных и других мероприятий в группе. Служебные взаимоотношения — складываются в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее членов целей. Внеслужебные взаимоотношения - складываются между членами малой группы вне их служебной (профессиональной) деятельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха и т.д. Взаимоотношения в малой группе должны отвечать требованиям следующих принципов. Принцип уважения и субординации предполагает создание таких взаимоотношений в малой группе, которые соответствуют: нормам общественной морали и нравственности, традициям, установленным в интересах общения и взаимодействия людей; предусматривают учет индивидуальных и социально-психологических особенностей всех ее членов, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запросам. Этот же принцип требует субординации в отношениях между всеми членами группы, сохранения личного достоинства, профессионального и социального статуса каждого человека. Принцип сплоченности членов группы предполагает формирование у всех ее членов взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и взаимопонимания. Члены малой группы обязаны высоко ценить принадлежность к ней, помогать и поддерживать друг друга, удерживать своих товарищей от недостойных поступков. Притоп гуманизма предполагает чуткость, отзывчивость, справедливость и человечность во взаимоотношениях в малой группе, которые должны характеризоваться доверием, искренностью, доступностью. Групповые эффекты - это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, которые обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении. В социальной психологии существуют два базовых групповых эффекта: реакция человека на присутствие других людей и чувство принадлежности к группе. Человек - существо общественное и его реакция на присутствие других проявляется в виде веера самых разнообразных эффектов. Эффект социальной фасилитации. Это усиление доминантных реакций в присутствии других. Эффект присутствия других может влиять на мотивацию человека как в положительном, так и в отрицательном планах. В положительном плане - это «эффект социальной фасилитации», а в отрицательном - он носит название «эффекта социальной ингибиции», что означает уменьшение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии остальных. Так, например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение. Эффект принадлежности к группе. Это второй базовый групповой эффект. В истории социальной психологии разные ученые изучали этот эффект и обозначали его различными терминами. Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов изучали процесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином «групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основные положения которой заключаются в следующем: · человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку; · когнитивный компонент групповой идентификации состоит в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков. Таким образом, в основе групповой идентичности лежат когнитивные процессы познания (категоризации) окружающего социального мира; · эмоциональный компонент групповой идентичности неразрывно связан с когнитивным компонентом. Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств - любви или ненависти, гордости или стыда; · поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него. Французский психолог С. Московичи предложил гипотезу о том, что сознание человека строится как идентификационная матрица, в основе которой лежит множество групповых идентичностей. Опираясь на идеи С. Московичи, можно разделить групповые идентичности натри группы: · объективные природные идентичности - человек, пол, возраст; · объективные социальные идентичности - национальность, религия, культура, субкультура, гражданство, профессия; · субъективные идентичности - ролевые характеристики, самооценка личностных черт и достижений и пр. Необходимо отметить, что в последние годы в научной литературе в качестве обозначения групповой принадлежности принят термин «групповая идентичность». Последствия эффектов социальной фасилитации и групповой идентичности проявляются в разнообразных социально-психологических эффектах. Они влияют на: 1) психофизиологию человека (психофизиологический эффект); 2) деятельность человека (эффект социальной лени); 3) мышление человека (эффект синергии и эффект группомыслия); 4) поведение человека и его мнения (эффект конформизма, эффект подражания); 5) восприятие окружающих людей (эффект ореола и эффект бумеранга): 6) общение и взаимодействие с другими людьми (эффекты «мы и они», группового фаворитизма и группового эгоизма); 7) эмоционально-волевую сферу человека (эффекты маятника, волны и пульсара). Эффект конформизма. Это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы. Эффект подражания. Это следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе. Подражание - один из основных механизмов групповой интеграции. Эффект подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптации людей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решению групповой задачи. Эффект группового эгоизма. Это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов и целей, норм поведения отдельных членов группы или всего общества. Цели группы достигаются за счет ущемления интересов ее отдельных членов, в ущерб интересам общества. Групповой эгоизм проявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность ее существования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества. Тогда личность обычно приносится в жертву целостности группы, полностью подчиняется ее требованиям и стандартам поведения. Эффект группового эгоизма может сыграть очень негативную роль в дальнейшей жизнедеятельности группы и судьбе ее отдельных членов. Эффект «пульсара». Это изменение групповой активности взависимости от различных стимулов. Эффшаисореола». Это влияние на содержание знаний, мнений! оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому. Эффект «маятника». Это циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера. Эффект «волны». Это распространение в группе идей, целей, норм и ценностей. Новая идея зарождается в голове одного человека, он делится ею со своим ближайшим окружением, которое обсуждает, корректирует, дополняет и развивает предложенную идею Эффект «бумеранга». Действия или информация, направленные против кого-либо, оборачиваются против тех, кто совершил эти действия или дал эту информацию. Психофизиологический эффект. Это изменение психофизиологических реакций и состояния человека в присутствии других людей.
Вопросы для закрепления: 1) Понятие малой группы. Верхние и нижние границы малой группы. 2) Социальные и психологические детерминанты возникновения малой группы. 3) Социально-психологические внутригрупповые феномены и групповые эффекты: социальная фасилитация и социальная ингибиция, сдвиг к риску, групповая поляризация, конформность, сплоченность, совместимость, социальная леность. 4) Эффективность групповой деятельности. Литература: [1],[3], [4], [7], [8], [9], [20].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.176 (0.012 с.) |