Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6.2. Психология социальных ситуаций

Поиск

 

Совершенно очевидным является факт невозможности и прогно­зирования поведения человека исключительно с позиции наличия в структуре личности тех или иных личностных особенностей. Любо­му поведенческому акту невозможно дать адекватную оценку без учета полного комплекса внутренних и внешних обстоятельств, со­путствующих данному акту, т.е. поведение человека обретает смысл лишь в контексте ситуации.

Согласно одному из основных постулатов современной социаль­ной психологии, социальные ситуации оказывают на индивидуальное и групповое поведение более сильное воздействие, чем в индивидуа­листической, личностно ориентированной культуре.

Современные подходы к описанию конструкта «человек-в-ситуации» базируются на постулатах «теории поля» К. Левина, который в 1936 году предложил математическую модель поведения человека как функцию актуального состояния субъекта и актуально воспринимаемого им ок­ружения, находящую отражение в формуле В = F(P, Е), где В - поведе­ние, Р - человек, Е - среда человека, или В = F(P, Е) - F(LSp), где LSp - жизненное пространство индивида.

Ситуация может быть определена на разных уровнях. Д. Магнуссон предложил 6 уровней определения ситуации:

1) Стимулы (Stimuli) - отдельные объекты или действия.

2) Эпизоды (Episodes) - особые значимые события, имеющие при­чину и следствие.

3) Ситуации (Situations) - физические, временные и психологичес­кие параметры, определяемые внешними условиями.

4) Восприятие и интерпретация ситуации придает значение сти­мулам и эпизодам.

5) Окружение (Settings) - обобщающее понятие, характеризую­щее типы ситуаций.

6) Среда (Environments) - совокупность физических и социальных переменных внешнего мира.

Под «ситуацией» понимается понятие, описывающее субъек­тивную, личностно и деятельно-опосредованную концептуали­зацию объективных взаимодействий человека с окружающей средой его жизнедеятельности.

Жизненная ситуация (по Д. Магнуссону) - описание тех ча­стей мира, которые индивид может переживать, воспринимать и интерпретировать, как имеющие отношение к нему и его по­ведению.

Структура ситуации включает в себя:

1) действующих лиц;

2) осуществляемую ими деятельность;

3) ее временные и пространственные аспекты.

Ситуации различают по экологическим, географическим, ар­хитектурным, психосоциальным и другим переменным среды и их атрибутам.

Поведение человека обусловлено не столько внешним окруже­нием, сколько его интерпретацией этого окружения. Исследования, проводимые под руководством Д. Магнуссона, руководствуются по­ложением, согласно которому влияние ситуации опосредуется так на­зываемыми «воспринимающе-когнитивными системами индивида». В отечественной психологии с таким пониманием ситуации перекли­каются исследования, оперирующие понятием личностного смысла, введенного А.Н. Леонтьевым и понимаемого как оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в них, а также со сторонниками теории установки (Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили), согласно второй реакция индивида, помимо сти­мула, обусловливается установкой как целостным психическим со­стоянием индивида, формирующимся у субъекта под воздействием действительности. В.Н. Мясищев в концепции отношений личности предложил понятие значимой ситуации, подчеркнув при этом уязви­мость личности к определенным факторах среды.

Выделяется несколько подходов к анализу ситуаций. Прежде всего, следует различать структурный и содержательный аспекты анализа ситуаций. Так, например, структурные аспекты ситуаций выделяет А. Первин, который определяет ситуацию как некий геш­тальт, характеризующийся сочетанием четырех компонентов - дей­ствующих лиц, осуществляемой ими деятельности, а также ее вре­менем и местом. Дж. Форгас же делает акцент на содержательном аспекте анализа, а именно - на когнитивной репрезентации имеющих место социальных интеракций.

Другая классификация подходов к анализу ситуаций предложена Д. Магнуссоном и включает в себя следующие аспекты:

1) анализ особенностей восприятия ситуаций;

2) анализ мотивационной стороны;

3) анализ реакций на ситуацию.

А. Первин показывает, что изменения поведения в разных ситу­ациях не обязательно означают личностные изменения. Причины этого таковы:

1. Выявленные изменения поведения могут быть в большей сте­пени результатом применения ненадежного теста, нежели влияния ситуационных факторов.

2. Необходимо учитывать особенности выборки испытуемых. Так, возраст сильно влияет на результаты обследования.

3. Личностные характеристики могут быть прежними, но прояв­ляться в другой форме.

4. Некоторые лица более стабильны в поведении, другие - менее.

Ситуационное восприятие может обсуждаться как важнейшая область анализа и исследования:

1) как переменная в личностных теориях и моделях поведения;

2) как основа для описания и классификации ситуаций, стимулов и событий в личностных терминах;

3) как личностная характеристика, которая может быть исполь­зована для описания и классификации индивидов.

Общая идея определения ситуаций в терминах личностных пере­менных и в то же самое время индивидов в терминах ситуационных переменных не нова. В классической теории тестов трудность отдельных пунктов (т.е. ситуаций с определенной задачей) определя­ется в личностных терминах как доля правильных ответов на каж­дый вопрос, а индивидуальная способность решения определенного типа проблем определяется в терминах ситуации как доля правиль­ных ответов индивида.

Таким образом, одни и те же данные используются для измере­ния сложности вопроса (ситуации) и индивидуальной способности как характеристики личности.

Способ, с помощью которого ситуации, стимулы и события воспринимаются и когнитивно конструируются, является важной характеристикой личности, и восприятие ситуации потенциально является одной из наиболее значимых и плодотворных основ для характерис­тики индивидов.

Индивиды, относящиеся к группе, выросшей в одних и тех же условиях, или живущие и функционирующие в среде, которая до неко­торой степени гомогенна в существенных физических, биологичес­ких, социальных и/или культурных аспектах, будут в определенной мере разделять общие представления и иметь одни и те же общие варианты восприятия ситуации.

Это справедливо для индивидов, принадлежащих к одной и той же культуре, одной и той же субкультуре, одной и той же рабочей группе, группе равных (по положению, возрасту и т.п. и т.д.).

Этот факт образует основу для исследования, направленного на различия в восприятии ситуации для групп, которые различаются по некоторым значимым характеристикам, таким как возраст, пол, куль­тура. Такие различия интересны и сами по себе, и как основа для понимания реального поведения.

1. Способ, которым индивиды воспринимают и интерпретируют ситуации, складывается в процессе научения и взросления; и воспри­ятие ситуаций, таким образом, является центральным вопросом лонгитюдного исследования. В такой перспективе предметом специаль­ного внимания является отношение между, с одной стороны, воспри­ятием ситуации, включая восприятие стимулов, событий и жизнен­ных ситуации, и с другой когнитивными, интеллектуальными и эмоциональными факторами. Братья Джессоры (1973) предположили, что исследование возрастных кривых восприятия ситуации столь же зна­чимо и необходимо, как исследование кривых интеллекта. В недавнем исследовании Магнуссон и Статтин (1980) исследовали различия в отношении к двум аспектам вызывающих тревогу ситуа­ций, а именно - что запускает состояние тревожности и ожидаемые последствия.

2. Половые различия в восприятии ситуаций - скажем, опреде­ленного типа ситуаций, таких, как вызывающие тревогу или гнев - также сами по себе интересны. Исследования таких различий могут внести свой вклад в понимание половых различий в актуальном пове­дении и в физиологических реакциях, которые демонстрируются в эмпирических исследованиях. Являются ли, например, половые раз­личия в физиологических реакциях в ситуациях требования достиже­ний последствием различий в актуальных реакциях на ситуации, по­скольку они воспринимаются одинаково, или они могут быть объяс­нены в терминах различий в восприятии и оценке таких ситуаций?

3. До настоящего времени психологи проявляли мало интереса к восприятию ситуаций как основе понимания субкультурных или кросс- культурных различий в реальном поведении. За некоторыми исклю­чениями эмпирическое психологическое исследование не учитывает возможности того, что восприятие отдельных ситуаций может за­метно различаться в разных культурах, что ведет к различиям в эмо­циях, в реакциях и в молярном поведении. В исследовании Магнуссона и Статгин (1978) продемонстрированы поразительные культурные различия по результатам изучения реакции тревожности в специфи­ческих ситуациях. Наиболее вероятная оценка кросс-культурных раз­личий в реакциях связана с тем, что они вызваны различиями в вос­приятии специфических ситуаций, проистекающих от различий в географической, социальной и культурной среде в ходе развития.

4. Уникальность в восприятии ситуации делает ее полезным ин­струментом для характеристики индивидов в терминах отклонений оттого, что является общим, в клинической диагностике, в процеду­рах отбора и руководства и в исследовании результатов специфичес­кой терапии. Каждое индивидуальное восприятие специфической си­туации или определенного набора ситуаций, таким образом, рассмат­ривается в связи с тем, что является общим и отклоняющимся от восприятия релевантной выборки других людей.

5. В основе многих неврозов и психозов лежит ошибочное восприятие и ошибочные интерпретации внешнего мира. Это может относиться или к целостному окружению, как при психозах, или к определенным ситуациям, как в некоторых типах фобий, например клаустрофобия. Предъявление индивиду набора ситуаций, включаю­щего те, которые гипотетически играют центральную роль в его кон­фликте, и сравнение его интерпретаций с теми, которые делаются релевантной группой индивидов, представляет собой один из мето­дов проникновения в суть проблемы личности в целях планирования адекватного лечения. В этом контексте эмпирические исследования по индивидуальным различиям в восприятии ситуаций, вызывающих тревогу, гнев и разочарование, кажутся особенно плодотворными.

6. Профессии и специальности - скажем, полицейский, социальный работник, бизнесмен и учитель - различаются как по ситуациям, ко­торые они предлагают, так и по требованиям, которые они предъяв­ляют. Профессиональная успешность часто является результатом способности человека работать с характерными для этой деятель­ности ситуациями и их требованиями. До некоторой степени эго за­висит в свою очередь от того, как ситуации воспринимаются и ин­терпретируются индивидом. Это означает, что межличностные раз­личия в восприятии и интерпретации основных рабочих ситуаций яв­ляются ценным базисом для отбора и управления.

7. Один из наиболее убедительных признаков адекватности те­рапии заключается в ее способности вызывать реальные изменения в восприятии решающих ситуаций. Выраженное в терминах когни­тивной репрезентации восприятие, как предполагается, изменяется в диапазоне от того, что является отклоняющимся, до того, что явля­ется нормальным для индивидов той же самой референтной группы. Таким образом, данные о восприятии ситуаций могут быть использо­ваны в оценке не только результата индивидуальной терапии, но так­же и групповых эффектов, например в так называемых трансформи­рующих экспериментах.

Некоторые типы искаженного восприятия ситуации (восприятие несправедливости, негативное зеркальное восприятие, инаут-эффект и т.д.) представлены в работах Д. Майерса, Э. Хатфилда, М. Дойча, Э. Бершайда, С. Беляева.

Негативное зеркальное восприятие - взаимно негативное представление друг о друге, нередко возникающее у обеих сторон конфликта.

Восприятие несправедливости - возникающее чувство обделенности при распределении каких-либо благ. Инаут-эффект - искаженное восприятие ситуации при реализа­ции однородных по смыслу, но разнонаправленных по действию пове­денческих программ.

На основании вышеизложенного можно сделать выводы:

1) любому поведенческому акту невозможно дать адекватную оценку без учета полного комплекса внутренних и внешних обстоя­тельств, вызвавших, вызываемых и сопутствующих данному акту, т.е. поведение человека обретает смысл лишь в контексте ситуации;

2) изучение какого-либо одного психологического качества лич­ности изолированно от других существенно затруднено, поскольку эти качества взаимозависимы и проявляются по-разному в различных ситуациях;

3) требование ситуационной ориентированности психодиагности­ческих систем и одновременного исследования свойств личности, наиболее активно выражаемых в заданной ситуации, можно обозна­чить термином «ситуационная валидность психодиагностической си­стемы».

Вопросы для закрепления:

1) Теоретические подходы к проблемному полю ситуационных исследований.

2) Цели и задачи ситуационного анализа.

3) Эффекты социальных ситуаций.

Литература: [4], [27].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1679; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.107 (0.008 с.)