Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6.2. Психология социальных ситуацийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Совершенно очевидным является факт невозможности и прогнозирования поведения человека исключительно с позиции наличия в структуре личности тех или иных личностных особенностей. Любому поведенческому акту невозможно дать адекватную оценку без учета полного комплекса внутренних и внешних обстоятельств, сопутствующих данному акту, т.е. поведение человека обретает смысл лишь в контексте ситуации. Согласно одному из основных постулатов современной социальной психологии, социальные ситуации оказывают на индивидуальное и групповое поведение более сильное воздействие, чем в индивидуалистической, личностно ориентированной культуре. Современные подходы к описанию конструкта «человек-в-ситуации» базируются на постулатах «теории поля» К. Левина, который в 1936 году предложил математическую модель поведения человека как функцию актуального состояния субъекта и актуально воспринимаемого им окружения, находящую отражение в формуле В = F(P, Е), где В - поведение, Р - человек, Е - среда человека, или В = F(P, Е) - F(LSp), где LSp - жизненное пространство индивида. Ситуация может быть определена на разных уровнях. Д. Магнуссон предложил 6 уровней определения ситуации: 1) Стимулы (Stimuli) - отдельные объекты или действия. 2) Эпизоды (Episodes) - особые значимые события, имеющие причину и следствие. 3) Ситуации (Situations) - физические, временные и психологические параметры, определяемые внешними условиями. 4) Восприятие и интерпретация ситуации придает значение стимулам и эпизодам. 5) Окружение (Settings) - обобщающее понятие, характеризующее типы ситуаций. 6) Среда (Environments) - совокупность физических и социальных переменных внешнего мира. Под «ситуацией» понимается понятие, описывающее субъективную, личностно и деятельно-опосредованную концептуализацию объективных взаимодействий человека с окружающей средой его жизнедеятельности. Жизненная ситуация (по Д. Магнуссону) - описание тех частей мира, которые индивид может переживать, воспринимать и интерпретировать, как имеющие отношение к нему и его поведению. Структура ситуации включает в себя: 1) действующих лиц; 2) осуществляемую ими деятельность; 3) ее временные и пространственные аспекты. Ситуации различают по экологическим, географическим, архитектурным, психосоциальным и другим переменным среды и их атрибутам. Поведение человека обусловлено не столько внешним окружением, сколько его интерпретацией этого окружения. Исследования, проводимые под руководством Д. Магнуссона, руководствуются положением, согласно которому влияние ситуации опосредуется так называемыми «воспринимающе-когнитивными системами индивида». В отечественной психологии с таким пониманием ситуации перекликаются исследования, оперирующие понятием личностного смысла, введенного А.Н. Леонтьевым и понимаемого как оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в них, а также со сторонниками теории установки (Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили), согласно второй реакция индивида, помимо стимула, обусловливается установкой как целостным психическим состоянием индивида, формирующимся у субъекта под воздействием действительности. В.Н. Мясищев в концепции отношений личности предложил понятие значимой ситуации, подчеркнув при этом уязвимость личности к определенным факторах среды. Выделяется несколько подходов к анализу ситуаций. Прежде всего, следует различать структурный и содержательный аспекты анализа ситуаций. Так, например, структурные аспекты ситуаций выделяет А. Первин, который определяет ситуацию как некий гештальт, характеризующийся сочетанием четырех компонентов - действующих лиц, осуществляемой ими деятельности, а также ее временем и местом. Дж. Форгас же делает акцент на содержательном аспекте анализа, а именно - на когнитивной репрезентации имеющих место социальных интеракций. Другая классификация подходов к анализу ситуаций предложена Д. Магнуссоном и включает в себя следующие аспекты: 1) анализ особенностей восприятия ситуаций; 2) анализ мотивационной стороны; 3) анализ реакций на ситуацию. А. Первин показывает, что изменения поведения в разных ситуациях не обязательно означают личностные изменения. Причины этого таковы: 1. Выявленные изменения поведения могут быть в большей степени результатом применения ненадежного теста, нежели влияния ситуационных факторов. 2. Необходимо учитывать особенности выборки испытуемых. Так, возраст сильно влияет на результаты обследования. 3. Личностные характеристики могут быть прежними, но проявляться в другой форме. 4. Некоторые лица более стабильны в поведении, другие - менее. Ситуационное восприятие может обсуждаться как важнейшая область анализа и исследования: 1) как переменная в личностных теориях и моделях поведения; 2) как основа для описания и классификации ситуаций, стимулов и событий в личностных терминах; 3) как личностная характеристика, которая может быть использована для описания и классификации индивидов. Общая идея определения ситуаций в терминах личностных переменных и в то же самое время индивидов в терминах ситуационных переменных не нова. В классической теории тестов трудность отдельных пунктов (т.е. ситуаций с определенной задачей) определяется в личностных терминах как доля правильных ответов на каждый вопрос, а индивидуальная способность решения определенного типа проблем определяется в терминах ситуации как доля правильных ответов индивида. Таким образом, одни и те же данные используются для измерения сложности вопроса (ситуации) и индивидуальной способности как характеристики личности. Способ, с помощью которого ситуации, стимулы и события воспринимаются и когнитивно конструируются, является важной характеристикой личности, и восприятие ситуации потенциально является одной из наиболее значимых и плодотворных основ для характеристики индивидов. Индивиды, относящиеся к группе, выросшей в одних и тех же условиях, или живущие и функционирующие в среде, которая до некоторой степени гомогенна в существенных физических, биологических, социальных и/или культурных аспектах, будут в определенной мере разделять общие представления и иметь одни и те же общие варианты восприятия ситуации. Это справедливо для индивидов, принадлежащих к одной и той же культуре, одной и той же субкультуре, одной и той же рабочей группе, группе равных (по положению, возрасту и т.п. и т.д.). Этот факт образует основу для исследования, направленного на различия в восприятии ситуации для групп, которые различаются по некоторым значимым характеристикам, таким как возраст, пол, культура. Такие различия интересны и сами по себе, и как основа для понимания реального поведения. 1. Способ, которым индивиды воспринимают и интерпретируют ситуации, складывается в процессе научения и взросления; и восприятие ситуаций, таким образом, является центральным вопросом лонгитюдного исследования. В такой перспективе предметом специального внимания является отношение между, с одной стороны, восприятием ситуации, включая восприятие стимулов, событий и жизненных ситуации, и с другой когнитивными, интеллектуальными и эмоциональными факторами. Братья Джессоры (1973) предположили, что исследование возрастных кривых восприятия ситуации столь же значимо и необходимо, как исследование кривых интеллекта. В недавнем исследовании Магнуссон и Статтин (1980) исследовали различия в отношении к двум аспектам вызывающих тревогу ситуаций, а именно - что запускает состояние тревожности и ожидаемые последствия. 2. Половые различия в восприятии ситуаций - скажем, определенного типа ситуаций, таких, как вызывающие тревогу или гнев - также сами по себе интересны. Исследования таких различий могут внести свой вклад в понимание половых различий в актуальном поведении и в физиологических реакциях, которые демонстрируются в эмпирических исследованиях. Являются ли, например, половые различия в физиологических реакциях в ситуациях требования достижений последствием различий в актуальных реакциях на ситуации, поскольку они воспринимаются одинаково, или они могут быть объяснены в терминах различий в восприятии и оценке таких ситуаций? 3. До настоящего времени психологи проявляли мало интереса к восприятию ситуаций как основе понимания субкультурных или кросс- культурных различий в реальном поведении. За некоторыми исключениями эмпирическое психологическое исследование не учитывает возможности того, что восприятие отдельных ситуаций может заметно различаться в разных культурах, что ведет к различиям в эмоциях, в реакциях и в молярном поведении. В исследовании Магнуссона и Статгин (1978) продемонстрированы поразительные культурные различия по результатам изучения реакции тревожности в специфических ситуациях. Наиболее вероятная оценка кросс-культурных различий в реакциях связана с тем, что они вызваны различиями в восприятии специфических ситуаций, проистекающих от различий в географической, социальной и культурной среде в ходе развития. 4. Уникальность в восприятии ситуации делает ее полезным инструментом для характеристики индивидов в терминах отклонений оттого, что является общим, в клинической диагностике, в процедурах отбора и руководства и в исследовании результатов специфической терапии. Каждое индивидуальное восприятие специфической ситуации или определенного набора ситуаций, таким образом, рассматривается в связи с тем, что является общим и отклоняющимся от восприятия релевантной выборки других людей. 5. В основе многих неврозов и психозов лежит ошибочное восприятие и ошибочные интерпретации внешнего мира. Это может относиться или к целостному окружению, как при психозах, или к определенным ситуациям, как в некоторых типах фобий, например клаустрофобия. Предъявление индивиду набора ситуаций, включающего те, которые гипотетически играют центральную роль в его конфликте, и сравнение его интерпретаций с теми, которые делаются релевантной группой индивидов, представляет собой один из методов проникновения в суть проблемы личности в целях планирования адекватного лечения. В этом контексте эмпирические исследования по индивидуальным различиям в восприятии ситуаций, вызывающих тревогу, гнев и разочарование, кажутся особенно плодотворными. 6. Профессии и специальности - скажем, полицейский, социальный работник, бизнесмен и учитель - различаются как по ситуациям, которые они предлагают, так и по требованиям, которые они предъявляют. Профессиональная успешность часто является результатом способности человека работать с характерными для этой деятельности ситуациями и их требованиями. До некоторой степени эго зависит в свою очередь от того, как ситуации воспринимаются и интерпретируются индивидом. Это означает, что межличностные различия в восприятии и интерпретации основных рабочих ситуаций являются ценным базисом для отбора и управления. 7. Один из наиболее убедительных признаков адекватности терапии заключается в ее способности вызывать реальные изменения в восприятии решающих ситуаций. Выраженное в терминах когнитивной репрезентации восприятие, как предполагается, изменяется в диапазоне от того, что является отклоняющимся, до того, что является нормальным для индивидов той же самой референтной группы. Таким образом, данные о восприятии ситуаций могут быть использованы в оценке не только результата индивидуальной терапии, но также и групповых эффектов, например в так называемых трансформирующих экспериментах. Некоторые типы искаженного восприятия ситуации (восприятие несправедливости, негативное зеркальное восприятие, инаут-эффект и т.д.) представлены в работах Д. Майерса, Э. Хатфилда, М. Дойча, Э. Бершайда, С. Беляева. Негативное зеркальное восприятие - взаимно негативное представление друг о друге, нередко возникающее у обеих сторон конфликта. Восприятие несправедливости - возникающее чувство обделенности при распределении каких-либо благ. Инаут-эффект - искаженное восприятие ситуации при реализации однородных по смыслу, но разнонаправленных по действию поведенческих программ. На основании вышеизложенного можно сделать выводы: 1) любому поведенческому акту невозможно дать адекватную оценку без учета полного комплекса внутренних и внешних обстоятельств, вызвавших, вызываемых и сопутствующих данному акту, т.е. поведение человека обретает смысл лишь в контексте ситуации; 2) изучение какого-либо одного психологического качества личности изолированно от других существенно затруднено, поскольку эти качества взаимозависимы и проявляются по-разному в различных ситуациях; 3) требование ситуационной ориентированности психодиагностических систем и одновременного исследования свойств личности, наиболее активно выражаемых в заданной ситуации, можно обозначить термином «ситуационная валидность психодиагностической системы». Вопросы для закрепления: 1) Теоретические подходы к проблемному полю ситуационных исследований. 2) Цели и задачи ситуационного анализа. 3) Эффекты социальных ситуаций. Литература: [4], [27].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1679; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.107 (0.008 с.) |