Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Предмет социальной психологии

Поиск

И.Т. Кавецкий С.А. Беляев

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Конспект лекций

2-е издание, переработанное

 

Минск Издательство МИУ 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

Раздел 1. Предмет социальной психологии

Тема 1.1 Объект, предмет и структура социальной психологии

Тема 1.2 Основные направления и школы в социальной психологии

Тема 1.3 Методология и методы исследования в социальной психологии

Раздел 2. Социальная психология личности

Тема 2.1 Личность в социальной психологии

Тема 2.2 Социализация личности

Тема 2.3 Социальные установки личности

Тема 2.4 Я – концепция

Тема 2.5 Влияние общности на формирование личности

Раздел 3. Социальная психология групп и коллективов

Тема 3.1 Проблема группы в социальной психологии

Тема 3.2 Социальная психология малой группы

Тема 3.3 Понятие о коллективе. Социально-психологический климат в коллективе

Тема 3.4 Психологические основы лидерства

Тема 3.5 Психологические характеристики больших социальных групп. Психология наций

Тема 3.6 Психология межгрупповых отношений

Раздел 4. Социальная психология общения и взаимодействия

Тема 4.1 Общение как социально - психологический феномен

Тема 4.2 Методы и способы психологического воздействия.

Тема 4.3 Ведение переговоров

Тема 4.4 Социальная психология конфликтов и способы их преодоления

Раздел 5. Массовые социально-психологические явления

Тема 5.1 Понятие о массовидной психике

Тема 5.2 Социально-психологические особенности стихийного поведения

Тема 5.3 Психология лжи и обмана

Тема 5.4 Социальная психология массовых движений. Психология религии

Тема 5.5 Психология антисоциального поведения

Раздел 6. Прикладная социальная психология

Тема 6.1 Особенности прикладного социально-психологического исследования

Тема 6.2 Психология социальных ситуаций

Тема 6.3 Политическая психология

Тема 6.4 Экономическая психология

Тема 6.5 Психология рекламы

Основная и дополнительная литература

Глоссарий


 

РАЗДЕЛ I. ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Тема 2.4. Я-концепция

 

Изучение личности в принципе представляет собой своеобраз­ный интеграл исследований, накопленных в различных традициях психологической науки и практики. Многие перспективы, представлен­ные в них, продуктивно дополняют друг друга, вносят новое видение, дают возможность взаимообогащения.

Центральной категорией, своеобразным ядром социально-психологической проблематики личности выступает категория самости, рассматриваемая с различных позиций в интеракционистской, когнитивистской, психодинамической, экзистенциально-феноменологичес­кой и других традициях. Несмотря на разночтение в содержании са­мости (Эго, Я-концепция и т.п.), существует согласие в том, что она стержневое образование, определяющее как само-, так и миропони­мание субъекта.

Самость - сложное, динамическое единство, отражающее реа­лизующееся поведение, опосредующее и регулирующее его.

В отечественной традиции самость определяется как интеграль­ная целостность, «одноличие», «подлинность» индивида, его тожде­ственность самому себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и от других людей.

Наиболее часто ассоциируемым с самостью понятием является «Я-концепция», попытки же отождествления этих родственных понятий ошибочны. Если самость включает все аспекты челове­ческой сущности, в том числе и неосознаваемые, то Я-концепция - только осознаваемые, фиксируемые человеком и выступающие для него в качестве ориентиров самооценки, саморазвития. «Я-концеп­ция» в западной традиции - многоаспектный феномен, включающий в себя набор образов, схем, понятий, прототипов, теорий, целей или задач. В отечественной традиции под «Я-концепцией» понимается от­носительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с дру­гими людьми и относится к самому себе.

Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже 19-20 веков в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. Американский пси­холог У. Джеймс («Принципы психологии», 1890) первым предложил идею Я-концепции и внес существенный вклад в ее разработку. Со­гласно Джеймсу, «глобальное Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирический объект (Me), познаваемый субъектив­ным оценивающим сознанием (1). Я, как объект, состоит из че­тырех аспектов: духовное Я, материальное Я, социальное Я и теле­сное Я, которые и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности.

Феноменологический подход к поведению (гуманистическая пси­хология), в котором теория Я-концепции стала связующим интегра­тивным принципом, интерпретирует поведение на языке феноменаль­ного поля субъекта как субъективно воспринимаемой и осознавае­мой реальности индивида (К. Левин), а не на языке аналитических категорий, конструируемых внешним наблюдателем.

В целом теория Я-концепции, разработанная в рамках феноменологического подхода, сводится к следующим положениям:

1. Поведение есть продукт восприятий индивида, которые по своей природе феноменологичны. Психологическая реальность индивида но не объективная реальность как таковая, а продукт его субъек­тивных восприятий в момент поведения.

2. Центральной, интегрирующей точкой феноменального поля является Я-концепция, вокруг которой организуются все субъективные восприятия индивида.

3. Я-коицепция является одновременно и продуктом восприятий, и совокупностью представлений, в которой содержатся ценности, привнесенные из социокультурной среды.

4. С формированием Я-концепции поведение в целом начинает регулироваться ею.

5. Я-концепция относительно согласованна во времени и ситуа­тивных контекстах, в этом состоит ее прогностическая ценность.

6. Потребность в положительном отношении к себе других лю­дей возникает параллельно с формированием Я-концепции. Потреб­ность в положительном отношении к себе самому (потребность в положительной самооценке) возникает через усвоение опыта поло­жительной оценки себя другими людьми.

7. Для снятия расхождений между данными текущего жизнен­ного опыта и Я-концепцией используются различные защитные стратегии.

8. Существует одно главное мотивационное побуждение челове­ка - потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей Я-концепции.

Понимание Я-концепции как структуры установок отражает ее структурно-динамический характер.

Первый компонент - Структурный образ Я (структура пред­ставлений о себе самом) складывается из когнитивных составляющих установок (ролевые, статусные, имущественные, ценностные и др. ха­рактеристики человека). Все они входят в образ «Я» с разными веса­ми, те. образуют иерархию с точки зрения субъективной значимости.

Второй компонент динамический, эмоционально-оценочный компонент. Источниками оценочных суждений индивида о себе самом являются:

1) социокультурные стандарты и нормы социального окружения;

2) социальные реакции других людей к индивиду (их субъектив­ная интерпретация);

3) индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни.

Фактически индивид реализует два процесса самооценки:

сравнение «реального Я» с «идеальным Я»;

сравнение «реального Я» с «социальным Я».

Мотивационная функция Я-концепции, регулирующая поведение человека, состоит в следующем:

Каждая социальная ситуация воспринимается и оценивается в соответствии с теми компонентами Я-образа, которые актуализиру­ются этой ситуацией и которые необходимо проявлять индивиду (по­стигать, поддерживать, защищать, избегать и т.д.);

На основе базовой потребности в самоактуализации, поддержа­нии и защите своего Я, потребности в положительной самооценке, а также (и это самое главное) в зависимости от субъективной значи­мости для индивида тех параметров Я-концепции, которые активизи­рованы ситуацией, формируется и выбирается конкретная форма по­ведения в данной ситуации.

Источники развития и формирования Я-концепции:

1) Представление о своем теле (телесное Я).

2) Язык - как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях.

3) Субъективная интерпретация обратной связи от значимых дру­гих, о себе.

4) Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвое­ние связанных с этой ролью стереотипов (мужчина—женщина).

5) Практика воспитания детей в семье.

Социальная психология признает межличностно детерминирован­ную и, следовательно, поддающуюся воздействиям природу Я-кон­цепции, в то же время во многом игнорирует стабилизационные и объединяющие качества, приписываемые ей в гуманистических фор­мулировках. Такой взгляд во многом обязан школе символического интеракционизм а в социальной психологии. В частности, Ч. Кули (1902) предложил концепцию зеркального Я, в которой Я-концепция форми­руется на основе субъективно интерпретируемой обратной связи от других как основного источника данных о себе в процессе символи­ческого взаимодействия между индивидом и его различными пер­вичными группами. Г. Мид (1934) в своей теории «обобщенного дру­гого» главным предусловием развития Я-концепции считал способ­ность индивида принимать роль другого, с тем чтобы установки дру­гого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены и интериоризированы. Объединение таких оценочных представлений «обоб­щенного другого» и есть главный источник формирования Я-концеп­ции и внутренней регуляции поведения индивида. Однако представ­ление о Я-концепции как о преимущественно интерпсихическом фе­номене может привести к экстремальному ситуационизму. Хотя есть много свидетельств тому, что Я-концепция индивида подвержена из­менениям при целенаправленных воздействиях извне (например, пси­хотерапии).

Вопросы для закрепления:

1) Специфика рассмотрения самости и Я-концепции в социальной психологии.

2) Структура и функции Я-концегщии.

3) Самооценка и самоуважение. Их роль в развитии личности.

4) Методы изучения Я-концепции.

5) Внутренний мир и смысл жизни личности.

Литература: [3], [4], [9], [12], [30], [33].

 

Психология наций

Нация - это высший этап развития этнической общности, которая соответствует определенной экономической формации, формирующейся на основе общности национального самосознания, территории, языка, особенностей материальной и духовной культуры, в том числе психического склада, проявляющегося в национально-психоло­гических особенностях, традициях и обычаях.

Психология этнической общности (нации), или национальная пси­хология, имеет свою материальную базу, своих конкретных носите­лей и отражает то общее, что есть у представителей целой нации (этнической общности) в мировосприятии, устойчивых формах пове­дения, чертах психологического облика, в реакциях, речи и языке, отношении к другим людям.

Национальная психология представителей конкретных этнических общностей - результат длительного и специфического развития, в котором задействованы многие факторы.

Социально-политическое и экономическое развитие является важнейшим из них. Под его влиянием формируется своеобразие всех основных характеристик национальной психики, поскольку последняя во многом зависит от производственных и общественных отноше­ний, особенности проявления которых в каждом государстве накла­дывают особый отпечаток на развитие сознания представителей каж­дой этнической общности.

Историческое развитие этнической общности, по мнению мно­гих ученых, - это те жесткие рамки многочисленных, но закономер­ных, временных, качественных трансформаций жизни и особеннос­тей психики ее представителей, внешние и внутренние атрибуты ко­торых предопределяют своеобразие зарождения, функционирования и проявления национальной психики.

Возраст этнической общности обычно свидетельствует о дли­тельности формирования национальной психики людей, возможнос­тях ее перспективного развития или деградации. Чем он больше, тем устойчивее и консервативнее проявления ее различных черт.

Межнациональные отношения этнической общности, их харак­тер и исторические традиции влияют на характер формирования и проявления национального сознания и самосознания ее представите­лей, на специфику и динамику проявления чувств по отношению к другим нациям.

Культурное развитие этнической общности (ее культура в це­лом) оказывает влияние на основные качественные характеристики национальной психики людей, специфику эстетического, морального и нравственного восприятия ими окружающего мира, отношения к представителям других социальных групп.

Язык и письменность этнической общности определяют свое­образие мышления ее представителей, отражают в своем содержа­нии разнообразие и богатство их мировоззрения, взглядов на особен­ности своей жизни и деятельности.

Национальная психика - составная часть общественного сознания (общественной жизни), его важнейшего компонента - общественной психологии. Это явление реальное, проявляющееся в поступках и поведении людей и их групп и опосредующее все формы их обще­ственного сознания - идеологию, правосознание, мораль, религию, науку, искусство и философию.

К системообразующим компонентам национальной психи­ки обычно относят национальное самосознание и сознание, нацио­нальный характер, национальные интересы и ориентации, нацио­нальные чувства и настроения, национальные традиции и привычки.

Национальное самосознание - осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности ее положения в системе общественных (государственных, межэтнических) отношений. Оно проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности пред­ставлений членов нации о своей определенной идентичности и отли­чии от представителей других общностей, о национальных ценностях и интересах, об истории нации, ее нынешнем состоянии и перспекти­вах развития, а также о месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях.

Не следует забывать и о национальном сознании различных этнических общностей, представляющем собой сложную совокуп­ность социальных, политических, экономических, нравственных, эс­тетических, философских, религиозных и др. взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации.

Национальный характер - это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической общности, определяющих привычную манеру их по­ведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отноше­нии к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к сво­ей и другим нациям.

Национальные интересы и ориентации - это общественно­-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохра­нению ее единства и целостности. Национальные интересы и ориен­тации являются важнейшей движущей силой поведения и деятельно­сти людей.

Национальные чувства и настроения — это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям. Национальные чувства могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок.

Национальные традиции и привычки - сложившиеся на осно­ве длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этничес­кой общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, об­щения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью.

Однако в содержании системообразующих компонентов нацио­нальной психологии, во-первых, присутствуют разнопорядковые эле­менты. Например, в национальном характере людей можно конста­тировать наличие как эмоциональных, так и мотивационных черт, ко­торые не могут быть адекватно интерпретированы, на основе одина­ковых психологических закономерностей и встречаются также в дру­гих составляющих психологии нации. Во-вторых, главным этнодифференцирующим признаком является не статика, а динамика национально-психологических феноменов. Поэтому наряду с системообразующими необходимо исследовать еще и динамические компоненты.

Динамические компоненты психологии нации (националь­но-психологические особенности) в отличие от системообразующих позволяют осмыслить и с использованием экспериментальных мето­дик наиболее точно выявить специфику проявления и функциониро­вания национально-психологических феноменов.

Принято считать, что в структуру динамических компонентов национальной психологии входят мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-­поведенческие национально-психологические особенности, проявля­ющиеся как результат непосредственного реагирования психики пред­ставителей конкретных этнических общностей на воздействия окру­жающей среды и других людей.

Мотивационно-фоновые национально-психологические осо­бенности характеризуют побудительные силы деятельности пред­ставителей той или иной этнической общности, показывают своеоб­разие их мотивов и целей.

Интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности определяют своеобразие восприятия и мышле­ния носителей национальной психики, выражающееся в наличии у них специфических познавательных качеств, отличных от аналогичных у представителей других народов и дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, стро­ить планы деятельности, модели и схемы способов достижения ре­зультатов.

Эмоционально-волевые национально-психологические особенности обусловливают функционирование у представителей той или иной этнической общности четко выраженных своеобразных эмоцио­нальных и волевых качеств, от которых во многом зависит результа­тивность деятельности.

Коммуникативно-поведенческие национально-психологичес­кие особенности охватывают информационное и межличностное взаимодействие, общение ^взаимоШ'НР1]Шшя1:Гредставителей конк­ретных народов, показывают их отличие, поскольку у этнической об­щности существуют свои установившиеся нормы взаимоотношений и обмена необходимыми сведениями, особенности организации и ру­ководства.

Существуют также принципы изучения и анализа нацио­нальной психологии, в соответствии с которыми целесообразно строить процесс, методическую систему изучения национально-пси­хологических особенностей:

1) принцип учета исторических условий развития;

2) принцип анализа национальной психики в единстве с психоло­гией социальных классов, других групп общества;

3) принцип учета многообразия проявления национально-психо­логических особенностей;

4) принцип сравнительности в анализе национально-психологичес­ких особенностей.

Проблемы национальной психологии связаны с государственным устройством. Мировой опыт свидетельствует о том, что государство целесообразно строить на основе административно-территориального признака, предоставляя той или иной нации культурную автономию.

В настоящее время до предела обострилась проблема национа­лизма, крайней формой проявления которого является расизм, пред­ставляющий собой определенный тип отношений между каким-то одним этническим меньшинством и каким-то другим этническим большинством. Выделяют следующие варианты этих отношений:

1) ассимиляцию, которая предполагает полное исчезновение на­циональных меньшинств;

2) плюрализм, означающий право на самостоятельность групп меньшинства и готовность господствующих групп поддержать это право;

3) правовую защиту этнических меньшинств;

4) перемещение населения;

5) длительное порабощение.

Для преодоления национализма и расизма необходим комплекс социально-политических, экономических, культурных, межнациональ­ных и других мероприятий.

Вопросы для закрепления:

1) Проблематика больших групп.

2) Условия формирования и существования больших групп.

3) Стихийные группы и массовые движения.

4) Функции национальной психологии.

5) Особенности национального характера.

Литература: [2], [3], [7], [8], [9].

 

Ведение переговоров

Нельзя предложить точную модель проведения любых конкрет­ных переговоров, если не считать, конечно, крайне обобщенные схемы:

1) приветствие и введение в проблематику;

2) характеристика проблемы и предложения о ходе переговоров;

3) изложение позиции (подробно);

4) ведение диалога;

5) решение проблемы;

6) завершение.

Переговоры предназначены в основном для того, чтобы с помо­щью взаимного обмена мнениями (в форме различных предложений по решению поставленной на обсуждение проблемы) «выторговать» отвечающее интересам обеих сторон соглашение и достичь резуль­татов, которые бы устроили всех участников переговоров.

Причины переговоров:

1) по определенному поводу (например, в связи с необходимос­тью налаживания кооперационных связей);

2) при определенных обстоятельствах (например, несовпадение интересов);

3) с определенной целью (например, заключение соглашения);

4) по определенным важным вопросам (политического, экономи­ческого, социального или культурного характера).

Выделяются четыре основных способа подачи позиции, которые могут быть использованы участниками переговоров при их ведении:

1) открытые позиции;

2) закрытые позиции;

3) подчеркивание общности в позициях;

4) подчеркивание различий в позициях.

Всякие переговоры требуют тщательной подготовки: чем интен­сивней они ведутся (с использованием анализов, расчетов экономи­ческого эффекта, заключений и т.д.), тем больше шансов на успех. Обратная же картина наблюдается в том случае, когда при ведении переговоров в должной мере не учитываются различные объектив­ные и психологические аспекты.

Вопросы для закрепления:

1) Переговоры как диалог двух сторон.

2) Формулирование цели и подготовка к переговорам.

3) Этапы и процесс, согласование мнений и использование экс­пертов.

4) Подведение итогов переговоров.

Литература: [3], [14], [25], [28].

 

Политические движения

Анархизм (Anarchism, от греч. Anarchia - безвластие) - обще­ственно-политическое течение, выступающее с идеей немедленного уничтожения государственной власти в результате стихийного бунта масс и создания федерации мелких автономных ассоциаций произво­дителей. Анархизм отвергает организованную политическую борьбу, тактическим средством провозглашает акционизм.

Клерикализм (от лат. Clericalis - церковный) - общественно- политическое течение, стремящееся к усилению роли церкви в поли­тической и духовной жизни общества и осуществляющее свою дея­тельность посредством находящихся в ряде стран мира политичес­ких партий, а также различных религиозных организаций.

Консерватизм (Conservatism, от лат. Conservo - сохраняю) - идеологическая ориентация и политическое движение, противостоя­щие социальным изменениям, отстаивающие сохранение традицион­ных ценностей и порядков.

Монархизм (Monarchism) - политическое движение, имеющее своей целью установление и сохранение монархии.

Мондиализм (Mondialism, от фр. Mondial - мировой, всемирный) движение за объединение мира и его отдельных регионов на феде­ративной основе с общим и всемирным правительством.

Панславизм (Panslavism, от греч. Pan - все + Slaws - славянин) идейное и социально-политическое движение 19 века, направленное на культурное и политическое объединение всех славянских народом.

Пацифизм (Pacifism, от лат. Pacificus - миротворческий) - м широком смысле - безоговорочное осуждение всякой войны; отказ от войны как средства внешней политики. Пацифизм - в узком смыс­ле - движение, представители которого стоят на позиции морального осуждения всяких войн и настаивают на необходимости мирного разрешения конфликтов между странами и народами.

Сепаратизм (Separatism, от лат. Separatio - отделение) - движение к самостоятельности некоторой группы или организации, стре­мящихся к отделению от большой ассоциации. Сепаратизм - обычно движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии.

Этические движения

Просвещение (Enlightment) - философско-этическое течение, характеризующееся духом эмпиризма и скептицизма, стремлением к переустройству общественных отношений на началах разума, веч­ной справедливости, вытекающих из самой природы неотъемлемых естественных прав человека.

Националистические движения

(Сионизм (Zionism, от Сион - холм в Иерусалиме) - националис­тическое движение, провозглашающее идею исключительности ев­рейской нации. Сионизм возник в конце 19 века с целью создания еврейского национального государства в Палестине.

Неофашизм (фашизм) - националистическое движение, провоз­глашающее идеи превосходства «избранных» наций над «низшими». Характеризуется проявлениями расизма, шовинизма, использует фор­мы крайнего экстремизма на пути установления диктатуры в госу­дарственном и международном масштабе. Современный неофашизм объединяет также различные направления скинхедов.

Реформаторские движения - группы социальных движений, стремящихся внести в существующую систему ценностей измене­ния, способствующие более эффективному функционированию этой системы. Различают:

- аболиционистские движения за отмену некоторого закона;

- экологические движения за охрану окружающей среды;

- феминистские движения за равноправие женщин и др.

В течение двух последних столетий во многих странах мира про­изошли революции. При этом большинство революций XX века вдох­новлялось идеями социального переустройства общества, основной из которых был марксизм.

Революционное движение - это разновидность социального движения, имеющего целью полную отмену существующей системы ценностей в государстве и обществе.

Вопросы для закрепления:

4) Виды и особенности массовидной психики. Их структурные особенности.

5) Виды массового сознания и виды массовых движений.

6) Роль и место индивида в массе.

7) Механизмы поведения людей в массе.

Литература: [3],[4], [7],[8], [9].

 

Паника и паническая толпа

Согласно приведенной выше классификации, паническая толпа - это подвид действующей толпы (наряду с другими подвидами: аг­рессивной, стяжательной и повстанческой).

Этимологически термин «паника» предполагает массовый харак­тер явления. Однако в современных языках этот корень улавливает­ся слабо, и, во всяком случае, в психологии принято различать массо­вую и индивидуальную панику.

В самом общем определении паника - это состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтро­ля. Следствием оказывается либо ступор, либо то, что Э. Кречмер называл «вихрем движения», «гипобулической реакцией», т.е. дезор­ганизацией планомерных действий. Поведение во внутренне конфликт­ной ситуации становится антиволевым; эволюционно примитивные по­требности, прямо или косвенно связанные с физическим самосохране­нием, подавляют потребности, связанные с личностной самооценкой.

Выделяют четыре комплекса факторов (иначе их называют так­же условиями или предпосылками) превращения более или менее организованной группы в паническую толпу:

1. Социальные факторы: общая напряжённость в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономи­ческими, политическими бедствиями. Это могут быть землетрясе­ние, наводнение, резкое изменение валютного курса, государствен­ный переворот, начало или неудачный ход войны и т.д.

2. Физиологические факторы: усталость, голод, длительная бес­сонница, алкогольное и наркотическое опьянение снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями. Общепсихологические факторы', неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия.

3. Социально-психологические и идеологические факторы: отсутствие ясной и высокозначимой общей цели, эффективных, пользу­ющихся общим доверием лидеров и, соответственно, низкий уровень групповой сплочённости.

Меры по предупреждению массовой паники связаны с уче ­ том её предпосылок (факторов).

Если речь идёт о сформировавшейся группе, нацеленной на ра­боту в стрессовых ситуациях (политической партии или боевом под­разделении, научной экспедиции или отряде спасателей и т.д.), то,прежде всего, следует уделять внимание идейной и организаци­онной подготовке к возможным опасностям, обеспечению эф­фективного руководства и воспитанию лидеров,пользующих­ся высоким доверием.

Вопросы для закрепления:

1) Стихийное поведение как социально-психологическое явление,

2) Психология толпы: виды толпы, особенности возникновения п поведения людей в толпе.

3) Паника как социально-психологическое явление.

4) Психология управления стихийными процессами.

Литература: [3], [4], [6], [7], [8], [35].

 

Психология религии

 

Социальные движения - особый класс социальных явлений, который должен быть рассмотрен в связи с анализом психологичес­кой характеристики больших социальных групп и массового стихий­ного поведения.

Психологический подход

В психоанализе основным источником отклонений обычно счи­тается постоянный конфликт между бессознательными влечения­ми, образующими в своей подавленной и вытесненной форме струк­туру «Оно», и социальными ограничениями естественной активнос­ти ребенка. Нормальное развитие личности предполагает наличие оптимальных защитных механизмов, которые уравновешивают сфе­ры сознательного и бессознательного. В случае невротической за­щиты формирование личности принимает аномальный характер (3. Фрейд). К. Хорни, Д. Боулби, Г. Салливан видят причины отклоне­ний в дефиците эмоционального контакта, теплого обращения матери с ребенком в первые годы жизни. Негативную роль отсутствия чув­ства безопасности и доверия в первые годы жизни отмечает в этио­логии отношений и Э. Эриксон. А. Адлер корни отклонений видит в неспособности индивида установить адекватный контакт с окружаю­щей средой. В качестве важного фактора формирования личности А. Адлер выделяет структуру семьи. Различное положение ребенка в этой структуре и соответствующий тип воспитания оказывают зна­чительное, а зачастую решающее влияние на возникновение девиант­ного поведения. Например, гиперопека, по А. Адлеру, ведет к мни­тельности, инфантильности, комплексу неполноценности.

Большой популярностью в США и Канаде пользуется поведен­ческий подход к пониманию девиантного поведения. Здесь акцент переносится на неадекватное социальное научение. Данный подход носит эмпирический характер и сосредотачивает свое внимание на возможности коррекции неадекватного поведения путем организации положительного подкрепления и коррекции последствий отклоняюще­гося поведения.

Экологический подход трактует отклонения в поведении как результат неблагоприятного взаимодействия между ребенком и со­циальной средой. Ребенок рассматривается как субъект нарушений в той мере, в какой он оказывается объектом нарушающих воздей­ствий со стороны социальной микросреды. Коррекция здесь понима­ется как оптимизация этого взаимодействия путем взаимного изме­нения позиций и научения ребенка навыкам сотрудничества. Практи­чески сливается с экологическим подходом психодидактический под­ход, который акцентирует роль учебных неудач ребенка в развитии отклонений (Д. Халаган, Дж. Кауфман, 1978). Представители этого направления выделяют значение индивидуального подхода в обучении и возможностей самовыражения личности в учебной деятельности.

Гуманистический подход рассматривает отклонения в поведе­нии как следствие потери ребенком согласия со своими собственны­ми чувствами и невозможность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания. Представители этого направления видят возможность коррекции отклонений в создании специфическо­го для данного подхода контакта учителя с ребенком, позволяющего в тёплой и доверительной атмосфере по-новому ввести ребенка в учебные ситуации, без традиционной дидактической дивергенции (рас­хождения) позиций и игнорирования интересов ребенка (П. Роблок, 1973).

Эмпирический подход заключается в феноменологической клас­сификации, где каждый поведенчески различимый устойчивый симптомокомплекс получает свое название (аутизм, депрессия, виктимность и т.д.). Этот подход является попыткой сблизить психиатрию и психологию. Д. Халаганом и Дж. Кауфманом были выделены четыре типа синдромов (аномалий):

1) нарушение поведения;

2) нарушение личности;

3) незрелость;

4) асоциальные тенденции.

Таким образом, существуют взаимосвязанные факторы, обуслов­ливающие генезис девиантного поведения:

1) индивидуальный фактор, действующий на уровне психобио­логических предпосылок девиантного поведения, которые затрудня­ют социальную и психологическую адаптацию индивида;

2) педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьно­го и семейного воспитания;

3) психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со своим ближайшим окру­жением в семье, на улице, в коллективе и проявляющийся, прежде всего, в активно-избирательном отношении индивида к предпочитае­мой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, само­регулированию своего окружения.

Многообразие форм девиантного поведения составляет ее ти­пологию. Типология девиантного поведения у разных авторов имеет как множество схожих, так и различных черт. Ниже приведена типо­логия Ц.П. Короленко и Т.А. Донских:

1) антисоциальное и делинквентное поведение (хулиганство, бро­дяжничество, преступность, проституция, вандализм);

2) аддиктивное поведение (наркомания, алкоголизм, сексуальная аддикция, длительное переедание или голодание);

3) суицидное поведение;

4) конформистское поведение; нарцисстическое поведение;

5) фанатическое поведение;

6) аутистическое поведение.

Антисоциальное поведение - вид поступков, проявляющихся в изоляции индивида от других людей или частых конфликтах с дру­гими людьми или социальными институтами.

Делинквентный тип девиантного поведения - отклоняющее­ся поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголов­но наказуемое деяние. Отличие делинквентного от криминального поведения заключается в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера.

Аддиктивное поведение - выражается в ст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.8 (0.02 с.)