Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Предмет социальной психологии↑ Стр 1 из 25Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
И.Т. Кавецкий С.А. Беляев СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Конспект лекций 2-е издание, переработанное
Минск Издательство МИУ 2010 СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Предмет социальной психологии Тема 1.1 Объект, предмет и структура социальной психологии Тема 1.2 Основные направления и школы в социальной психологии Тема 1.3 Методология и методы исследования в социальной психологии Раздел 2. Социальная психология личности Тема 2.1 Личность в социальной психологии Тема 2.2 Социализация личности Тема 2.3 Социальные установки личности Тема 2.4 Я – концепция Тема 2.5 Влияние общности на формирование личности Раздел 3. Социальная психология групп и коллективов Тема 3.1 Проблема группы в социальной психологии Тема 3.2 Социальная психология малой группы Тема 3.3 Понятие о коллективе. Социально-психологический климат в коллективе Тема 3.4 Психологические основы лидерства Тема 3.5 Психологические характеристики больших социальных групп. Психология наций Тема 3.6 Психология межгрупповых отношений Раздел 4. Социальная психология общения и взаимодействия Тема 4.1 Общение как социально - психологический феномен Тема 4.2 Методы и способы психологического воздействия. Тема 4.3 Ведение переговоров Тема 4.4 Социальная психология конфликтов и способы их преодоления Раздел 5. Массовые социально-психологические явления Тема 5.1 Понятие о массовидной психике Тема 5.2 Социально-психологические особенности стихийного поведения Тема 5.3 Психология лжи и обмана Тема 5.4 Социальная психология массовых движений. Психология религии Тема 5.5 Психология антисоциального поведения Раздел 6. Прикладная социальная психология Тема 6.1 Особенности прикладного социально-психологического исследования Тема 6.2 Психология социальных ситуаций Тема 6.3 Политическая психология Тема 6.4 Экономическая психология Тема 6.5 Психология рекламы Основная и дополнительная литература Глоссарий
РАЗДЕЛ I. ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Тема 2.4. Я-концепция
Изучение личности в принципе представляет собой своеобразный интеграл исследований, накопленных в различных традициях психологической науки и практики. Многие перспективы, представленные в них, продуктивно дополняют друг друга, вносят новое видение, дают возможность взаимообогащения. Центральной категорией, своеобразным ядром социально-психологической проблематики личности выступает категория самости, рассматриваемая с различных позиций в интеракционистской, когнитивистской, психодинамической, экзистенциально-феноменологической и других традициях. Несмотря на разночтение в содержании самости (Эго, Я-концепция и т.п.), существует согласие в том, что она стержневое образование, определяющее как само-, так и миропонимание субъекта. Самость - сложное, динамическое единство, отражающее реализующееся поведение, опосредующее и регулирующее его. В отечественной традиции самость определяется как интегральная целостность, «одноличие», «подлинность» индивида, его тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и от других людей. Наиболее часто ассоциируемым с самостью понятием является «Я-концепция», попытки же отождествления этих родственных понятий ошибочны. Если самость включает все аспекты человеческой сущности, в том числе и неосознаваемые, то Я-концепция - только осознаваемые, фиксируемые человеком и выступающие для него в качестве ориентиров самооценки, саморазвития. «Я-концепция» в западной традиции - многоаспектный феномен, включающий в себя набор образов, схем, понятий, прототипов, теорий, целей или задач. В отечественной традиции под «Я-концепцией» понимается относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе. Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже 19-20 веков в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. Американский психолог У. Джеймс («Принципы психологии», 1890) первым предложил идею Я-концепции и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джеймсу, «глобальное Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирический объект (Me), познаваемый субъективным оценивающим сознанием (1). Я, как объект, состоит из четырех аспектов: духовное Я, материальное Я, социальное Я и телесное Я, которые и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности. Феноменологический подход к поведению (гуманистическая психология), в котором теория Я-концепции стала связующим интегративным принципом, интерпретирует поведение на языке феноменального поля субъекта как субъективно воспринимаемой и осознаваемой реальности индивида (К. Левин), а не на языке аналитических категорий, конструируемых внешним наблюдателем. В целом теория Я-концепции, разработанная в рамках феноменологического подхода, сводится к следующим положениям: 1. Поведение есть продукт восприятий индивида, которые по своей природе феноменологичны. Психологическая реальность индивида но не объективная реальность как таковая, а продукт его субъективных восприятий в момент поведения. 2. Центральной, интегрирующей точкой феноменального поля является Я-концепция, вокруг которой организуются все субъективные восприятия индивида. 3. Я-коицепция является одновременно и продуктом восприятий, и совокупностью представлений, в которой содержатся ценности, привнесенные из социокультурной среды. 4. С формированием Я-концепции поведение в целом начинает регулироваться ею. 5. Я-концепция относительно согласованна во времени и ситуативных контекстах, в этом состоит ее прогностическая ценность. 6. Потребность в положительном отношении к себе других людей возникает параллельно с формированием Я-концепции. Потребность в положительном отношении к себе самому (потребность в положительной самооценке) возникает через усвоение опыта положительной оценки себя другими людьми. 7. Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и Я-концепцией используются различные защитные стратегии. 8. Существует одно главное мотивационное побуждение человека - потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей Я-концепции. Понимание Я-концепции как структуры установок отражает ее структурно-динамический характер. Первый компонент - Структурный образ Я (структура представлений о себе самом) складывается из когнитивных составляющих установок (ролевые, статусные, имущественные, ценностные и др. характеристики человека). Все они входят в образ «Я» с разными весами, те. образуют иерархию с точки зрения субъективной значимости. Второй компонент динамический, эмоционально-оценочный компонент. Источниками оценочных суждений индивида о себе самом являются: 1) социокультурные стандарты и нормы социального окружения; 2) социальные реакции других людей к индивиду (их субъективная интерпретация); 3) индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни. Фактически индивид реализует два процесса самооценки: сравнение «реального Я» с «идеальным Я»; сравнение «реального Я» с «социальным Я». Мотивационная функция Я-концепции, регулирующая поведение человека, состоит в следующем: Каждая социальная ситуация воспринимается и оценивается в соответствии с теми компонентами Я-образа, которые актуализируются этой ситуацией и которые необходимо проявлять индивиду (постигать, поддерживать, защищать, избегать и т.д.); На основе базовой потребности в самоактуализации, поддержании и защите своего Я, потребности в положительной самооценке, а также (и это самое главное) в зависимости от субъективной значимости для индивида тех параметров Я-концепции, которые активизированы ситуацией, формируется и выбирается конкретная форма поведения в данной ситуации. Источники развития и формирования Я-концепции: 1) Представление о своем теле (телесное Я). 2) Язык - как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях. 3) Субъективная интерпретация обратной связи от значимых других, о себе. 4) Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина—женщина). 5) Практика воспитания детей в семье. Социальная психология признает межличностно детерминированную и, следовательно, поддающуюся воздействиям природу Я-концепции, в то же время во многом игнорирует стабилизационные и объединяющие качества, приписываемые ей в гуманистических формулировках. Такой взгляд во многом обязан школе символического интеракционизм а в социальной психологии. В частности, Ч. Кули (1902) предложил концепцию зеркального Я, в которой Я-концепция формируется на основе субъективно интерпретируемой обратной связи от других как основного источника данных о себе в процессе символического взаимодействия между индивидом и его различными первичными группами. Г. Мид (1934) в своей теории «обобщенного другого» главным предусловием развития Я-концепции считал способность индивида принимать роль другого, с тем чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены и интериоризированы. Объединение таких оценочных представлений «обобщенного другого» и есть главный источник формирования Я-концепции и внутренней регуляции поведения индивида. Однако представление о Я-концепции как о преимущественно интерпсихическом феномене может привести к экстремальному ситуационизму. Хотя есть много свидетельств тому, что Я-концепция индивида подвержена изменениям при целенаправленных воздействиях извне (например, психотерапии). Вопросы для закрепления: 1) Специфика рассмотрения самости и Я-концепции в социальной психологии. 2) Структура и функции Я-концегщии. 3) Самооценка и самоуважение. Их роль в развитии личности. 4) Методы изучения Я-концепции. 5) Внутренний мир и смысл жизни личности. Литература: [3], [4], [9], [12], [30], [33].
Психология наций Нация - это высший этап развития этнической общности, которая соответствует определенной экономической формации, формирующейся на основе общности национального самосознания, территории, языка, особенностей материальной и духовной культуры, в том числе психического склада, проявляющегося в национально-психологических особенностях, традициях и обычаях. Психология этнической общности (нации), или национальная психология, имеет свою материальную базу, своих конкретных носителей и отражает то общее, что есть у представителей целой нации (этнической общности) в мировосприятии, устойчивых формах поведения, чертах психологического облика, в реакциях, речи и языке, отношении к другим людям. Национальная психология представителей конкретных этнических общностей - результат длительного и специфического развития, в котором задействованы многие факторы. Социально-политическое и экономическое развитие является важнейшим из них. Под его влиянием формируется своеобразие всех основных характеристик национальной психики, поскольку последняя во многом зависит от производственных и общественных отношений, особенности проявления которых в каждом государстве накладывают особый отпечаток на развитие сознания представителей каждой этнической общности. Историческое развитие этнической общности, по мнению многих ученых, - это те жесткие рамки многочисленных, но закономерных, временных, качественных трансформаций жизни и особенностей психики ее представителей, внешние и внутренние атрибуты которых предопределяют своеобразие зарождения, функционирования и проявления национальной психики. Возраст этнической общности обычно свидетельствует о длительности формирования национальной психики людей, возможностях ее перспективного развития или деградации. Чем он больше, тем устойчивее и консервативнее проявления ее различных черт. Межнациональные отношения этнической общности, их характер и исторические традиции влияют на характер формирования и проявления национального сознания и самосознания ее представителей, на специфику и динамику проявления чувств по отношению к другим нациям. Культурное развитие этнической общности (ее культура в целом) оказывает влияние на основные качественные характеристики национальной психики людей, специфику эстетического, морального и нравственного восприятия ими окружающего мира, отношения к представителям других социальных групп. Язык и письменность этнической общности определяют своеобразие мышления ее представителей, отражают в своем содержании разнообразие и богатство их мировоззрения, взглядов на особенности своей жизни и деятельности. Национальная психика - составная часть общественного сознания (общественной жизни), его важнейшего компонента - общественной психологии. Это явление реальное, проявляющееся в поступках и поведении людей и их групп и опосредующее все формы их общественного сознания - идеологию, правосознание, мораль, религию, науку, искусство и философию. К системообразующим компонентам национальной психики обычно относят национальное самосознание и сознание, национальный характер, национальные интересы и ориентации, национальные чувства и настроения, национальные традиции и привычки. Национальное самосознание - осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности ее положения в системе общественных (государственных, межэтнических) отношений. Оно проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации о своей определенной идентичности и отличии от представителей других общностей, о национальных ценностях и интересах, об истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития, а также о месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях. Не следует забывать и о национальном сознании различных этнических общностей, представляющем собой сложную совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и др. взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации. Национальный характер - это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической общности, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим нациям. Национальные интересы и ориентации - это общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Национальные интересы и ориентации являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности людей. Национальные чувства и настроения — это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям. Национальные чувства могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок. Национальные традиции и привычки - сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью. Однако в содержании системообразующих компонентов национальной психологии, во-первых, присутствуют разнопорядковые элементы. Например, в национальном характере людей можно констатировать наличие как эмоциональных, так и мотивационных черт, которые не могут быть адекватно интерпретированы, на основе одинаковых психологических закономерностей и встречаются также в других составляющих психологии нации. Во-вторых, главным этнодифференцирующим признаком является не статика, а динамика национально-психологических феноменов. Поэтому наряду с системообразующими необходимо исследовать еще и динамические компоненты. Динамические компоненты психологии нации (национально-психологические особенности) в отличие от системообразующих позволяют осмыслить и с использованием экспериментальных методик наиболее точно выявить специфику проявления и функционирования национально-психологических феноменов. Принято считать, что в структуру динамических компонентов национальной психологии входят мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей на воздействия окружающей среды и других людей. Мотивационно-фоновые национально-психологические особенности характеризуют побудительные силы деятельности представителей той или иной этнической общности, показывают своеобразие их мотивов и целей. Интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности определяют своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, выражающееся в наличии у них специфических познавательных качеств, отличных от аналогичных у представителей других народов и дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности, модели и схемы способов достижения результатов. Эмоционально-волевые национально-психологические особенности обусловливают функционирование у представителей той или иной этнической общности четко выраженных своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности. Коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности охватывают информационное и межличностное взаимодействие, общение ^взаимоШ'НР1]Шшя1:Гредставителей конкретных народов, показывают их отличие, поскольку у этнической общности существуют свои установившиеся нормы взаимоотношений и обмена необходимыми сведениями, особенности организации и руководства. Существуют также принципы изучения и анализа национальной психологии, в соответствии с которыми целесообразно строить процесс, методическую систему изучения национально-психологических особенностей: 1) принцип учета исторических условий развития; 2) принцип анализа национальной психики в единстве с психологией социальных классов, других групп общества; 3) принцип учета многообразия проявления национально-психологических особенностей; 4) принцип сравнительности в анализе национально-психологических особенностей. Проблемы национальной психологии связаны с государственным устройством. Мировой опыт свидетельствует о том, что государство целесообразно строить на основе административно-территориального признака, предоставляя той или иной нации культурную автономию. В настоящее время до предела обострилась проблема национализма, крайней формой проявления которого является расизм, представляющий собой определенный тип отношений между каким-то одним этническим меньшинством и каким-то другим этническим большинством. Выделяют следующие варианты этих отношений: 1) ассимиляцию, которая предполагает полное исчезновение национальных меньшинств; 2) плюрализм, означающий право на самостоятельность групп меньшинства и готовность господствующих групп поддержать это право; 3) правовую защиту этнических меньшинств; 4) перемещение населения; 5) длительное порабощение. Для преодоления национализма и расизма необходим комплекс социально-политических, экономических, культурных, межнациональных и других мероприятий. Вопросы для закрепления: 1) Проблематика больших групп. 2) Условия формирования и существования больших групп. 3) Стихийные группы и массовые движения. 4) Функции национальной психологии. 5) Особенности национального характера. Литература: [2], [3], [7], [8], [9].
Ведение переговоров Нельзя предложить точную модель проведения любых конкретных переговоров, если не считать, конечно, крайне обобщенные схемы: 1) приветствие и введение в проблематику; 2) характеристика проблемы и предложения о ходе переговоров; 3) изложение позиции (подробно); 4) ведение диалога; 5) решение проблемы; 6) завершение. Переговоры предназначены в основном для того, чтобы с помощью взаимного обмена мнениями (в форме различных предложений по решению поставленной на обсуждение проблемы) «выторговать» отвечающее интересам обеих сторон соглашение и достичь результатов, которые бы устроили всех участников переговоров. Причины переговоров: 1) по определенному поводу (например, в связи с необходимостью налаживания кооперационных связей); 2) при определенных обстоятельствах (например, несовпадение интересов); 3) с определенной целью (например, заключение соглашения); 4) по определенным важным вопросам (политического, экономического, социального или культурного характера). Выделяются четыре основных способа подачи позиции, которые могут быть использованы участниками переговоров при их ведении: 1) открытые позиции; 2) закрытые позиции; 3) подчеркивание общности в позициях; 4) подчеркивание различий в позициях. Всякие переговоры требуют тщательной подготовки: чем интенсивней они ведутся (с использованием анализов, расчетов экономического эффекта, заключений и т.д.), тем больше шансов на успех. Обратная же картина наблюдается в том случае, когда при ведении переговоров в должной мере не учитываются различные объективные и психологические аспекты. Вопросы для закрепления: 1) Переговоры как диалог двух сторон. 2) Формулирование цели и подготовка к переговорам. 3) Этапы и процесс, согласование мнений и использование экспертов. 4) Подведение итогов переговоров. Литература: [3], [14], [25], [28].
Политические движения Анархизм (Anarchism, от греч. Anarchia - безвластие) - общественно-политическое течение, выступающее с идеей немедленного уничтожения государственной власти в результате стихийного бунта масс и создания федерации мелких автономных ассоциаций производителей. Анархизм отвергает организованную политическую борьбу, тактическим средством провозглашает акционизм. Клерикализм (от лат. Clericalis - церковный) - общественно- политическое течение, стремящееся к усилению роли церкви в политической и духовной жизни общества и осуществляющее свою деятельность посредством находящихся в ряде стран мира политических партий, а также различных религиозных организаций. Консерватизм (Conservatism, от лат. Conservo - сохраняю) - идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящие социальным изменениям, отстаивающие сохранение традиционных ценностей и порядков. Монархизм (Monarchism) - политическое движение, имеющее своей целью установление и сохранение монархии. Мондиализм (Mondialism, от фр. Mondial - мировой, всемирный) движение за объединение мира и его отдельных регионов на федеративной основе с общим и всемирным правительством. Панславизм (Panslavism, от греч. Pan - все + Slaws - славянин) идейное и социально-политическое движение 19 века, направленное на культурное и политическое объединение всех славянских народом. Пацифизм (Pacifism, от лат. Pacificus - миротворческий) - м широком смысле - безоговорочное осуждение всякой войны; отказ от войны как средства внешней политики. Пацифизм - в узком смысле - движение, представители которого стоят на позиции морального осуждения всяких войн и настаивают на необходимости мирного разрешения конфликтов между странами и народами. Сепаратизм (Separatism, от лат. Separatio - отделение) - движение к самостоятельности некоторой группы или организации, стремящихся к отделению от большой ассоциации. Сепаратизм - обычно движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии. Этические движения Просвещение (Enlightment) - философско-этическое течение, характеризующееся духом эмпиризма и скептицизма, стремлением к переустройству общественных отношений на началах разума, вечной справедливости, вытекающих из самой природы неотъемлемых естественных прав человека. Националистические движения (Сионизм (Zionism, от Сион - холм в Иерусалиме) - националистическое движение, провозглашающее идею исключительности еврейской нации. Сионизм возник в конце 19 века с целью создания еврейского национального государства в Палестине. Неофашизм (фашизм) - националистическое движение, провозглашающее идеи превосходства «избранных» наций над «низшими». Характеризуется проявлениями расизма, шовинизма, использует формы крайнего экстремизма на пути установления диктатуры в государственном и международном масштабе. Современный неофашизм объединяет также различные направления скинхедов. Реформаторские движения - группы социальных движений, стремящихся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы. Различают: - аболиционистские движения за отмену некоторого закона; - экологические движения за охрану окружающей среды; - феминистские движения за равноправие женщин и др. В течение двух последних столетий во многих странах мира произошли революции. При этом большинство революций XX века вдохновлялось идеями социального переустройства общества, основной из которых был марксизм. Революционное движение - это разновидность социального движения, имеющего целью полную отмену существующей системы ценностей в государстве и обществе. Вопросы для закрепления: 4) Виды и особенности массовидной психики. Их структурные особенности. 5) Виды массового сознания и виды массовых движений. 6) Роль и место индивида в массе. 7) Механизмы поведения людей в массе. Литература: [3],[4], [7],[8], [9].
Паника и паническая толпа Согласно приведенной выше классификации, паническая толпа - это подвид действующей толпы (наряду с другими подвидами: агрессивной, стяжательной и повстанческой). Этимологически термин «паника» предполагает массовый характер явления. Однако в современных языках этот корень улавливается слабо, и, во всяком случае, в психологии принято различать массовую и индивидуальную панику. В самом общем определении паника - это состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля. Следствием оказывается либо ступор, либо то, что Э. Кречмер называл «вихрем движения», «гипобулической реакцией», т.е. дезорганизацией планомерных действий. Поведение во внутренне конфликтной ситуации становится антиволевым; эволюционно примитивные потребности, прямо или косвенно связанные с физическим самосохранением, подавляют потребности, связанные с личностной самооценкой. Выделяют четыре комплекса факторов (иначе их называют также условиями или предпосылками) превращения более или менее организованной группы в паническую толпу: 1. Социальные факторы: общая напряжённость в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это могут быть землетрясение, наводнение, резкое изменение валютного курса, государственный переворот, начало или неудачный ход войны и т.д. 2. Физиологические факторы: усталость, голод, длительная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями. Общепсихологические факторы', неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия. 3. Социально-психологические и идеологические факторы: отсутствие ясной и высокозначимой общей цели, эффективных, пользующихся общим доверием лидеров и, соответственно, низкий уровень групповой сплочённости. Меры по предупреждению массовой паники связаны с уче том её предпосылок (факторов). Если речь идёт о сформировавшейся группе, нацеленной на работу в стрессовых ситуациях (политической партии или боевом подразделении, научной экспедиции или отряде спасателей и т.д.), то,прежде всего, следует уделять внимание идейной и организационной подготовке к возможным опасностям, обеспечению эффективного руководства и воспитанию лидеров,пользующихся высоким доверием. Вопросы для закрепления: 1) Стихийное поведение как социально-психологическое явление, 2) Психология толпы: виды толпы, особенности возникновения п поведения людей в толпе. 3) Паника как социально-психологическое явление. 4) Психология управления стихийными процессами. Литература: [3], [4], [6], [7], [8], [35].
Психология религии
Социальные движения - особый класс социальных явлений, который должен быть рассмотрен в связи с анализом психологической характеристики больших социальных групп и массового стихийного поведения. Психологический подход В психоанализе основным источником отклонений обычно считается постоянный конфликт между бессознательными влечениями, образующими в своей подавленной и вытесненной форме структуру «Оно», и социальными ограничениями естественной активности ребенка. Нормальное развитие личности предполагает наличие оптимальных защитных механизмов, которые уравновешивают сферы сознательного и бессознательного. В случае невротической защиты формирование личности принимает аномальный характер (3. Фрейд). К. Хорни, Д. Боулби, Г. Салливан видят причины отклонений в дефиците эмоционального контакта, теплого обращения матери с ребенком в первые годы жизни. Негативную роль отсутствия чувства безопасности и доверия в первые годы жизни отмечает в этиологии отношений и Э. Эриксон. А. Адлер корни отклонений видит в неспособности индивида установить адекватный контакт с окружающей средой. В качестве важного фактора формирования личности А. Адлер выделяет структуру семьи. Различное положение ребенка в этой структуре и соответствующий тип воспитания оказывают значительное, а зачастую решающее влияние на возникновение девиантного поведения. Например, гиперопека, по А. Адлеру, ведет к мнительности, инфантильности, комплексу неполноценности. Большой популярностью в США и Канаде пользуется поведенческий подход к пониманию девиантного поведения. Здесь акцент переносится на неадекватное социальное научение. Данный подход носит эмпирический характер и сосредотачивает свое внимание на возможности коррекции неадекватного поведения путем организации положительного подкрепления и коррекции последствий отклоняющегося поведения. Экологический подход трактует отклонения в поведении как результат неблагоприятного взаимодействия между ребенком и социальной средой. Ребенок рассматривается как субъект нарушений в той мере, в какой он оказывается объектом нарушающих воздействий со стороны социальной микросреды. Коррекция здесь понимается как оптимизация этого взаимодействия путем взаимного изменения позиций и научения ребенка навыкам сотрудничества. Практически сливается с экологическим подходом психодидактический подход, который акцентирует роль учебных неудач ребенка в развитии отклонений (Д. Халаган, Дж. Кауфман, 1978). Представители этого направления выделяют значение индивидуального подхода в обучении и возможностей самовыражения личности в учебной деятельности. Гуманистический подход рассматривает отклонения в поведении как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания. Представители этого направления видят возможность коррекции отклонений в создании специфического для данного подхода контакта учителя с ребенком, позволяющего в тёплой и доверительной атмосфере по-новому ввести ребенка в учебные ситуации, без традиционной дидактической дивергенции (расхождения) позиций и игнорирования интересов ребенка (П. Роблок, 1973). Эмпирический подход заключается в феноменологической классификации, где каждый поведенчески различимый устойчивый симптомокомплекс получает свое название (аутизм, депрессия, виктимность и т.д.). Этот подход является попыткой сблизить психиатрию и психологию. Д. Халаганом и Дж. Кауфманом были выделены четыре типа синдромов (аномалий): 1) нарушение поведения; 2) нарушение личности; 3) незрелость; 4) асоциальные тенденции. Таким образом, существуют взаимосвязанные факторы, обусловливающие генезис девиантного поведения: 1) индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, которые затрудняют социальную и психологическую адаптацию индивида; 2) педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания; 3) психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе и проявляющийся, прежде всего, в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, саморегулированию своего окружения. Многообразие форм девиантного поведения составляет ее типологию. Типология девиантного поведения у разных авторов имеет как множество схожих, так и различных черт. Ниже приведена типология Ц.П. Короленко и Т.А. Донских: 1) антисоциальное и делинквентное поведение (хулиганство, бродяжничество, преступность, проституция, вандализм); 2) аддиктивное поведение (наркомания, алкоголизм, сексуальная аддикция, длительное переедание или голодание); 3) суицидное поведение; 4) конформистское поведение; нарцисстическое поведение; 5) фанатическое поведение; 6) аутистическое поведение. Антисоциальное поведение - вид поступков, проявляющихся в изоляции индивида от других людей или частых конфликтах с другими людьми или социальными институтами. Делинквентный тип девиантного поведения - отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние. Отличие делинквентного от криминального поведения заключается в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера. Аддиктивное поведение - выражается в ст
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.8 (0.02 с.) |