Тема 1.2. Основные направления и школы в социальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.2. Основные направления и школы в социальной психологии



 

Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем со­циальной психологии весьма значителен. Следует отметить, что лю­бая психологическая школа не могла не внести свой вклад в разра­ботку проблем социальной психологии, исходя из ее предмета.

В связи с этим можно выделить некоторые идеи, разрабатывае­мые в рамках функционализма, бихевиоризма, психоанализа, гумани­стической психологии, когнитивизма и интеракционизма.

Совершенно особый вклад в развитие социальной психологии внес функционализм, или функциональная психология, возникшая под вли­янием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера. Английский философ Г. Спенсер, сыгравший ключевую роль в возникновении функционалиизма, считается основоположником органической школы в социологии и одним из родоначальников позитивизма. Он полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп. По Спенсеру, все субъекты социальной жизни (люди, группы, общества) должны функционировать и развиваться, полагаясь лишь на собственные силы и не рассчитывая на помощь или поддержку со стороны. Это концеп­ция выживания сильнейших при социальной конкуренции. Вполне по­нятно, что данные идеи получали широкое распространение в услови­ях развития свободного предпринимательства, и прежде всего в та­ких странах, как Англия и США в конце XIX века.

Представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр и др.) изучали людей и социальные группы с точки зрения их социаль­ной адаптации - приспособления к сложным условиям жизни. Иссле­довались феномены независимости, самоподдержания, развития, ста­билизации и распада социальных систем. Главной социально-пси­хологической проблемой функционализма стала проблема наи­более оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Именно в рамках функционализма впервые появилось большое ко­личество исследований, ориентированных на практический результат.

Бихевиоризм, позднее необихевиоризм, - поведенческая пси­хология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И.В. Павлов, В.М. Бехтерев, Д. Уотсон, Э. Толмен, Б. Скиннер и др.). Поведение рассматривалось как объективная, наблю­даемая реальность, которую можно исследовать в эксперименталь­ных условиях. Поведение - это все поступки человека, которые он совершает от рождения до смерти. В основном, поведение изучалось в соответствии с формулой: стимул - реакция. Причем реакция рассматривается как ответ на внешний стимул, посредством которо­го индивид приспосабливается к окружающей среде. Закономернос­ти поведения человека в обществе выводились, таким образом, из закономерностей внешнего стимулирования.

Одной из центральных социально-психологических про­блем бихевиоризма стала проблема научения, т.е. приобрете­ния индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Было выделено четыре основных закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига.

Разработка психоаналитического направления в психологии свя­зана прежде всего с именем 3. Фрейда. Он исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и ее поведении.

Бессознательные процессы в жизни человека имеют огромное зна­чение. Они служат единой цели: не перегружать сознание человека, не доводить до его осознания часть информации о себе и окружаю­щем мире, допускать в область восприятия только такую информа­цию, которая не противоречит социальным нормам. Несмотря на то, что большая часть психической жизни индивида проходит на уровне неосознаваемых процессов, она существенно влияет на принятие ре­шений и поступки.

Особая роль неосознаваемой сферы связана с источниками со­циальной активности личности. 3. Фрейд полагал, что центральной, движущей силой человека выступает совокупность влечений, осно­вой которых является половое влечение. Становление психического склада личности происходит в первые годы жизни ребенка, когда его естественные влечения сталкиваются с системой нормативных зап­ретов. Глубинные тенденции личности (биологические по своей при­роде) вытесняются в подсознание. Они могут проявляться в виде неожиданных ассоциаций, в ошибочных действиях, оговорках и т.д. Если эти тенденции не находят адекватного выхода, то они обусловливают различные нарушения психики и соматики, от невротических нарушений до болезни.

Позднее некоторые вопросы психоаналитического направления, снизанные с социальной психологией, получили свое развитие в рабо­тах учеников Фрейда - К. Юнга и А. Адлера. Можно выделить две социально-психологические проблемы психоаналитического направления:

1) проблему конфликта человека и общества, проявляющую­ся в столкновении влечений человека с социальными запретами;

2) проблему источников социальной активности личности.

В психоанализе основным источником активности выступает

стремление человека к редукции напряжения, т.е. стремление снять внутреннее напряжение за счет удовлетворения первичных, биологи­ческих потребностей.

В рамках гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К Роджерс и др.) исследуется проблема человека как полно­ценно развивающейся личности, которая стремится реализо­вать свои возможности и достигнуть самоактуализации, лич­ностного роста. В каждом нормальном человеке заложена тенден­ция выразить себя, реализовать свои способности, создать что-то неповторимое, в чем, как в зеркале, отразились бы и специфические особенности данного человека. Результаты любой деятельности не­сут в себе отпечаток личности, ее реализующей. Высшие потребно­сти, потребности роста заставляют человека идти вперед и стремить­ся к напряжению.

В когнитивной психологии заметно стремление объяснить социальное поведение человека при помощи описания преимуществен­но познавательных процессов. Данная психологическая школа дела­ет акцент на процессе познания мира, постижении сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (память, внимание, ощущение и т.д.), развития интеллектуальных функций, изменения системы представлений и ценностей. Собственно, веду­щей социально-психологической проблемой когнитивизма явля­ется проблема принятия решения человеком. Речь идет об опре­деленной структуре восприятия, когда та или иная ситуация видится под каким-либо углом зрения. В отличие от психоанализа когнитив­ная психология занимается в основном сознательными процессами. Психика человека рассматривается, прежде всего, как сознание. Но сознание человека воспринимает окружающий мир в определенной структуре. Люди склонны развивать упорядоченный взгляд на мир. Если возникает противоречие между тем, что человек знает, и тем, что происходит, то он стремится разрешить его через собственную трактовку, интерпретацию, объяснение, чтобы вновь достигнуть со­стояния внутренней когнитивной согласованности.

Интеракционизм, позднее символический интеракционизм, исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия меж­ду людьми в процессе деятельности и общения. Одна из основ­ных идей интеракционизма заключается в том, что личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов, выраженных в тех или иных знаковых системах, главнейшей из которых является язык. В широ­ком понимании символ - это слово, жест, знак. Символическая ком­муникация - начало человеческой психики. Это то, что выделяет человека из животного мира. Развитие личности рассматривается через усвоение различных знаковых систем. В рамках данного на­правления изучались также проблемы референтных групп, структура и динамика развития личности, ролевые теории, микропроцессы со­циального взаимодействия, среда социальной деятельности.

В целом, большинство психологических школ можно разграничить лишь с известной долей условности, поскольку все они исследу­ют человека в группе, обществе, мире. При изучении конкретных фактов действительности следует опираться на разнообразные психологические школы, так как они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Такой интегративный подход имеет смысл в большинстве исследований. В то же время есть явления, которые можно изучить с уче­том только одной-двух психологических школ.

Вопросы для закрепления:

1) Назовите основные теоретические проблемы психоанализа и бихевиоризма.

2) Центральные проблемы интеракционизма и функционализма.

3) Особенности когнитивного и гуманистического направления в социальной психологии.

Литература: [3], [5], [7], [9], [38].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2774; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.251 (0.007 с.)