Тема 3.1 Проблема группы в социальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.1 Проблема группы в социальной психологии



 

Проблема группы, как важнейшей формы социального объе­динения людей в процессе совместной деятельности и общения - одна из центральных в социальной психологии. Интерес к группе обуслов­лен рядом принципиальных моментов.

С одной стороны, личность, ее самосознание, принятые ею цен­ности и нормы, система представлений о мире формируются в про­цессе включения человека на протяжении его жизни в деятельность самых различных групп. Его психический склад, личностное содер­жание формируется на пересечении различных, групповых влияний. Следовательно, невозможно понять человека, исследовать процесс его развития, не обращаясь к анализу тех групп, членом которых он является.

С другой стороны, группа сама по себе не является простой сум­мой вошедших в нее людей, а представляет с момента своего психологического возникновения самостоятельное целостное явление, со своими собственными характеристиками, не сводимыми к индивидуальным характеристикам ее членов, собственной историей развития и закономерностями жизнедеятельности.

То есть группа - это самостоятельный субъект деятельности, который может быть рассмотрен с точки зрения своих свойств, про­цессов и структур.

Итак, группа - это существующее в едином пространстве и вре­мени объединение людей, взаимодействующих в совместной деятель­ности и вступающих в определенные деловые и межличностные отношения.

Однако следует отметить, что далеко не всякую совокупность индивидов можно называть группой в строгом смысле этого термина.

Так, несколько человек, столпившихся на улице и наблюдающих за последствиями какого-либо дорожно-транспортного происшествия, представляют собой не группу, а агрегацию.

Агрегация - это соединение людей, случайно оказавшихся в дан­ном месте, в данный момент времени. Эти люди не имеют общей цели, между ними нет взаимодействия, как и в приведенном выше примере - через минуту-другую они разойдутся навсегда, и ничто не будет их соединять.

Важным компонентом характеристики положения индиви­да в группе является система «групповых ожиданий». Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто вы­полняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оце­нивается другими. Все групповые нормы являются социальны­ми нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эта­лоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения».В более узком смысле групповые нормы -это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Ценности каждой груп­пы складываются на основании выработки определенного отноше­ния к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации опре­деленной деятельности.

Любая группа имеет ту или иную структуру - определен­ную совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами. Особенности этих взаимосвязей обусловливают всю жиз­недеятельность группы, включая продуктивность и удовлетворен­ность ее членов. Какие же факторы влияют на структуру различных групп?

Прежде всего, следует назвать цели группы. В соответствии с целью группы возникает необходимость тесной интеграции действий всех ее членов.

Отметим далее роль такого фактора, как степень автономнос­ти группы. Например, все функциональные взаимосвязи между чле­нами бригады поточного производства заранее четко определены. Рабочие не могут внести изменения в существующую структуру этих связей без согласования с руководством. Степень автономности та­кой группы незначительна. Наоборот, члены киносъемочной группы, степень автономности которой высока, обычно сами определяют ха­рактер внутригрупповых взаимосвязей. Поэтому структура такой группы отличается большей гибкостью. К числу существенных фак­торов, влияющих на структуру группы, относятся также социально­демографические, социальные и психологические особенно­сти ее членов.

Высокая степень однородности группы по таким признакам, кок пол, возраст, образование, уровень квалификации и наличие на этой основе общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций и т.д. является хорошей основой для возникновения тесных попей между работниками. На основе такой общности рождается чувство спаянности, чувство «мы».

Как показывают исследования, степень сплоченности груп­пы зависит от того, насколько принадлежность к ней удовлетворяет потребности ее членов. Факторами, привязывающими человека к группе, могут быть интересная работа, осознание ее общественной важности, престиж группы, наличие друзей и т.д.

Все разнообразие человеческих групп в обществе можно под­разделить, прежде всего, на первичные и вторичные группы.

Первичные (контактные) группы - это те объединения, в которые люди включаются на первых этапах социализации (семья, племя, класс), взаимодействие в которых осуществляется, как гово­рится, «лицом к лицу», а их члены объединены эмоциональной близо­стью. Это, как правило, группы, которые не выбирают, и в них индивид включается стихийно.

Вторичные (контактные) группы - это сообщества, в кото­рые индивид включается на более поздних этапах своего развития, получив предшествующим воспитанием возможность произвольного выбора своей дальнейшей деятельности, реализации своих жизнен­ных целей (выбор вуза, профессии, политической партии, научной школы и т.п.).

По характеру контактов выделяются реальные (контактные) и условные группы.

Реальные группы характеризуются наличием непосредствен­ных контактов в совместной деятельности: группа студентов, фут­больная команда, коллектив вузовской кафедры, воинское подразделение. Большие реальные группы подразделяются на несколько кон­тактных групп (по 5-3 человек), в которых складываются наиболее тесные личные взаимодействия.

Условные группы - это объединения людей по какому-то об­щему условному признаку, не предусматривающие реальных контак­тов между ее членами, например, по профессиональному (инженеры, гористы), возрастному (подростки и юноши), по национальному поло­вому и иному признаку. Люди, включаемые исследователями в эти группы, не имеют никаких прямых контактов и могут совсем не встре­чаться, ничего не знать конкретно друг о друге. Они взаимодейству­ют с другими людьми в присущих им реальных группах, и именно по характеру имеющихся контактов они включаются в определенного вида условные группы.

В соответствии с общественным статусом выделяют груп­пы формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).

Формальная группа формируется по воле других социальных вышестоящих групп (организаций) - в соответствии с потребностя­ми общества, задачами организации труда, подготовки кадров и т.п. Признаками формальной группы являются:

1) юридически фиксированный статус (например, приказ мини­стерства об учреждении вуза);

2) нормативно закрепленная структура и предписанный алгоритм деятельности (например, приказ ректора о зачислении в вуз, распреде­ление студентов по учебным группам, утвержденное учебное расписа­ние и т.п.), распределение должностей, их обязанностей, окладов и т.д.;

3) наличие назначенного сверху или избранного руководителя, обладающего правовой властью (контроль, отчетность, поощрения, наказания и т.п.).

Неформальная группа сверху никем не организовывается, а возникает спонтанно на основе появляющихся между людьми сим­патий и антипатий, сходных интересов, дружбы, взаимопомощи и т.д.

Неформальные группы могут складываться как внутри формаль­ных групп (на основе общей профессиональной направленности), так и выступать как изолированные сообщества вне совместной профессиональной направленности (на основе общих интересов - спортивных, игровых, дружеских).

Признаками неформальной группы являются:

1) внутренние психологические стимулы их формирования на ос­нове межличностных отношений;

2) отсутствие официальных нормативных предписаний, алгорит­мов деятельности, распоряжений о распределении ролей;

3) наличие лидера, то есть лица, выбираемого самой группой на основе его высокой компетентности в соответствующем виде дея­тельности и личностной привлекательности для всех членов группы.

По количественному признаку выделяют малые и большие группы.

Под малой социальной группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.

В социальной психологии на настоящий момент не существует единой точки зрения относительно того, какую по численности груп­пу можно считать малой. «Немногочисленность» малой группы по­нимается различным образом.

Большинство исследователей, говоря о численности малой груп­пы, начинают с диады - соединения двух лиц. Иную точку зрения высказывает польский социолог Я. Шепаньский, который полагает, что малая группа включает в себя не менее трех лиц. Не вдаваясь в дискуссию, отметим, что диада, действительно, представляет собой специфическое человеческое образование.

По мнению некоторых ученых и исследователей, малые группы состоят из небольшого числа лиц (от двух до десяти), имеющих об­щую цель и дифференцированные ролевые обязанности. Эта цель проистекает из общих интересов членов группы, которые также обыч­но проявляют удовлетворенность своим взаимодействием. Это взаи­модействие, в свою очередь, осуществляется на основе сравнитель­но частых непосредственных («лицом к лицу») контактов.

Любая группа имеет ту или иную структуру - определенную сово­купность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами. Особенности этих взаимосвязей обусловливают всю жизнедеятельность группы, включая продуктивность и удовлетворенность ее членов.

Уровень развития группы - это такой качественный этап, ко­торый характеризует ее социально-психологическую зрелость. Груп­па развивается в пределах континуума - начиная с низшего уровня, проходя несколько этапов и достигая высшего уровня.

В отечественной психологии существует несколько классифика­ций уровней развития группы. Л.И.Уманский более дифференцированно подходит к данной классификации и вычленяет шесть уровней:

1) Конгломерат

2) Номинальная группа

3) Ассоциация

4) Кооператив

5) Автономия

6) Коллектив

Взяв за основу классификацию Л.И. Уманского как наиболее раз­работанную и проверенную на практике, опишем уровни развития группы, опираясь натри главных критерия:

· общность целей совместной деятельности;

· четкость структуры группы;

· динамика групповых процессов.

На основе этих критериев можно охарактеризовать социально­психологическую зрелость группы.

Конгломерат (лат. conglomerates - собранный, скопившийся) - это группа ранее непосредственно незнакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. Структуры группы также нет, либо она крайне прими­тивна. Примерами такой группы могут служить небольшая толпа, очередь пассажиры вагона поезда, автобуса, салона самолета и пр. Общение здесь кратковременно, поверхностно и ситуативно. Люди, как правило, не знакомятся друг с другом. Такая группа легко распадает­ся, когда каждый участник решил свои индивидуальные проблемы.

Номинальная группа (лат. nominalis - именной, существующий только по названию) - это группа людей, собравшихся вместе и полу­чивших общее название, наименование. Например, поступившие в вуз абитуриенты собираются в первый день занятий и получают наиме­нование группы первокурсников. На производстве начальник цеха может собрать вновь поступивших рабочих и объяснить им, что они являются бригадой ремонтников. Такое наименование группы необ­ходимо не только для того, чтобы она получила официальный статус, но и для того, чтобы определить цели и виды ее деятельности, режим работы, взаимоотношения с другими группами. Так, деятельность бригады ремонтников является сервисной, обслуживающей деятель­ность других групп рабочих, которые выполняют основную работу по производству продукции.

Номинальная группа может остаться группой - конгломератом, если собравшиеся вместе люди не примут предложенных им условий деятельности, официальных целей организации и не вступят в меж­личностное общение. В таком случае номинальная группа распада­ется. Но если цели и условия понятны и люди с ними согласны, то номинальная группа приступает к началу деятельности и поднимает­ся на следующий уровень развития. Поэтому номинальная группа -

это всегда кратковременный этап группообразования. Характерным для нее является то, что для того, чтобы группа стала номинальной, необходим организатор - один человек или целая организация, кото­рые собрали бы людей вместе и предложили бы им цели совместной деятельности.

Основное, чем занимаются члены номинальной группы, - это общение, т.е. знакомство друг с другом и с целями, способами и ус­ловиями предстоящей совместной деятельности. До тех пор, пока не начата сама деятельность, а идет процесс обговаривания и согласо­вания, группа будет номинальной. Как только люди приступят к со­вместной работе, группа переходит на другой уровень развития.

Ассоциация (лат. associatio - соединение) - это группа людей, объединенных совместной деятельностью. На этом уровне начинает формироваться групповая структура и развиваться групповая дина­мика. Для ассоциации характерно появление общих интересов груп­пы с учетом интересов каждого. Совместная деятельность стимули­рует групповую динамику, которая начинается с выработки требова­ний к элементарным нормам поведения. Эти элементарные нормы чаще всего бывают дисциплинарными и определяют режим работы. На уровне ассоциации происходит развитие неформальной структу­ры на основе симпатий и антипатий. Появляются первые попытки лидерства (пробное лидерство), поскольку некоторые члены группы претендуют на роль лидера - делового или популярного.

Характерной особенностью группы - ассоциации является такой групповой процесс, как консолидация. Именно на этом уровне разви­тия возможно достижение таких состояний, как подготовленность к совместной деятельности и направленность на решение задачи.

В терминах индустриальной социальной психологии ассоциацию можно обозначить как группу работников.

Определенное время малая группа может находиться на уровне ассоциации, однако происходящие групповые процессы стимулируют ее переход на более высокий уровень развития. Как только группа решает хотя бы первую из поставленных задач, т.е. добивается пер­вого результата своей совместной деятельности, она с уровня ассо­циации переходит на уровень кооперации.

Кооперация (лат. cooperatio - сотрудничество) - это группа ак­тивно взаимодействующих людей, добивающихся определенного ре­зультата в своей деятельности. На уровне кооперации происходит

принятие, интериоризация каждым членом группы общей цели с уче­том собственных целей и интересов. Характерными для группы-кооперации являются процессы лидерства и конкуренции. Лидерство идет успешно и эффективно: в группе определяются лидеры, способ­ные организовать ее для решения следующих, более сложных задач. Ее структура четко обозначается. Каждый член группы занимает свою статусную позицию и играет соответствующую этой позиции роль. Группа достигает состояния организованности. Структура груп­пы кристаллизуется и четко оформляется в результате процесса кон­куренции между членами группы, что способствует повышению об­щегрупповой активности.

Динамика группы на этом этапе характеризуется началом выра­ботки внутригрупповой морали — сложных норм регуляции поведе­ния, групповых ценностей и ценностных ориентаций, с применением санкций за нарушение групповых норм и правил. От того, какое на­правление приобретет внутригрупповая мораль, зависит дальнейшее развитие группы.

В целом группу-кооперацию можно охарактеризовать как группу сотрудников - людей, которые совместными усилиями добиваются общих целей.

Автономия (от греч. autonomia) - это целостная и обособлен­ная группа людей, работающих для достижения общих целей и полу­чающих не только материальный результат совместной деятельнос­ти, но и удовлетворение от участия в ней. Группа - автономия харак­теризуется тем, что в процессе совместной деятельности практи­чески полностью удовлетворяются социальные потребности и инте­ресы членов группы. Кроме того, индивидуальные цели каждого участника взаимодействия достигаются только в результате его учас­тия в совместной групповой деятельности. Происходит как бы погло­щение групповой целью индивидуальных целей участников.

На этом уровне активизируется процесс адаптации людей друг к другу и происходит их эмоциональная идентификация с группой. Таким образом достигаются состояния сплоченности и референтности группы для ее членов. Эмоциональная идентификация членов группы осуществляется тогда, когда появляется осознание целостности, ав­тономности, самодостаточности, сплоченности группы, возникает чувство «мы» - наша группа, в отличие от «они» - другие группы.

Группа-автономия характеризуется тремя основными социально-психологическими особенностями:

1) обособленностью, закрытостью от других групп. Члены груп­пы действуют в соответствии с правилом «сор из избы не выносить». Поскольку группа является для них референтной, ее нормы, стандар­ты, ценностные ориентации становятся ведущими регуляторами их поведения; негативные и критикующие высказывания в адрес своей группы не допускаются;

2) внутренней спаянностью, слитностью, совместимостью чле­нов группы, их лояльностью друг к другу;

3) внутригрупповой моралью, требующей от каждого члена груп­пы. во-первых, однотипного поведения: «будь как мы все», т.е. каж­дый должен придерживаться сложившихся ценностей, норм, стерео­типов поведения, а во-вторых, действий в интересах своей группы. Член группы, нарушивший этот императив, бывает каким-либо обра­зом наказан (от самой жесткой меры - исключение из группы, до более мягких и гуманных способов наказания: отказ группы в реко­мендации продвижения по службе, понижение в должности или не­формальном статусе, отстранение от участия в разрешении группо­вых проблем и пр.).

Группу-автономию можно охарактеризовать как группу соратни­ков, поскольку она действует как единое целое, и это целое домини­рует над каждым, в какой-то мере подавляя его индивидуальность.

С этого уровня развитие группы может пойти в двух направлени­ях. Если группа полностью подавит индивидуальность, то образует­ся корпорация. Если же будет достигнуто гармоничное сочетание ин­дивидуальных и групповых интересов и ценностей, то сформируется коллектив (в социально-психологическом смысле).

Корпорация (лат. corporatio - объединение, сообщество) - это группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп. Она начинает про­тивопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребно­сти и интересы любой ценой: и за счет интересов членов своей груп­пы, и за счет интересов других групп. Члены группы вынуждены пол­ностью подчиняться жесткой групповой морали, отказавшись от соб­ственных индивидуальных интересов. В группе преобладают эффек­ты группового эгоизма и фаворитизма. Если же группа-корпорация начинает удовлетворять свои интересы за счет общественных, она превращается в преступную организацию.

Коллектив (от лат. collectivus) - это группа людей, осуществ­ляющих совместную деятельность и добивающихся конечного ре­зультата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и об­щественных целей, интересов и ценностей. На этом уровне в процес­се коллективного принятия решения достигается групповое состоя­ние интегративности, ростки которого появляются на каждом из низ­ших уровней. Однако коллективом можно назвать только гу группу, которая своей деятельностью способствует удовлетворению всех ин­тересов: и индивидуальных, и групповых, и общественных.

Достижение уровня коллектива - трудная задача для любой груп­пы. Далеко не каждая группа может подняться на этот уровень и долго удерживаться на нем. Коллектив - это пик, вершина развития группы, дальше двигаться некуда, а продолжительное время рабо­тать на пределе сил невозможно. Появление социально-психологи­ческих черт коллектива необходимо группе прежде всего в трудных конфликтных, стрессовых условиях. Преодолев очередную трудность, справившись с конфликтом, сложной задачей, коллектив переходит на более работоспособный, спокойный, стабильный уровень - авто­номию или кооперацию. По нашему мнению, группа достигает выс­шего уровня своего развития на короткий отрезок времени, а затем вновь опускается на тот уровень, на котором она привыкла стабиль­но работать. В случае необходимости группа снова может мобилизо­вать свои резервы и достигнуть высшего уровня. Однако постоянно поддерживать высокое напряжение в группе нет необходимости, ина­че моральные и физические силы ее членов могут быстро иссяк­нуть. В терминах организационной социальной психологии коллектив можно охарактеризовать как группу единомышленников.

Вопросы для закрепления:

1) Понятие группы. Признаки группы. Функции групп. Виды групп.

2) Основные характеристики группы: состав группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности.

Литература: [3], [7], [8], [20].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 4022; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.043 с.)