Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция социального конфликта Марксаи его последователей↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Весьма детальная концепция социального конфликта была предложена экономистом и социологом Карлом Марксом (1818-1883). По Марксу, конфликты свойственны всем уровням социальной жизни: политике, экономике, культуре. Вся история до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Ее главной причиной было господство частной собственности, на которой основываются все так называемые «антагонистические общественно-экономические формации». В коммунистическом обществе, основанном на общественной собственности, исчезнут антагонистические противоречия, конфликты. Тем самым будет окончена предыстория человечества и начнется его подлинная история. Последователи Маркса в России, В. И. Ленин у другие, полагали, что острые социальные противоречия исчезнут уже при социализме, на первой, низшей фазе коммунизма. В советской философии это положение признавалось бесспорным, провозглашалось, что «с построением развитого социализма перерастание неантагонистических противоречий в антагонистические становится объективно невозможным.»2 1 Кант И. Соч. в 6 Т.- М, Т. 6. - С. 266. 2 Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. – С 546. Однако достижение этого идеала связывалось в марксизме с применением массового насилия в виде непримиримой борьбы пролетариата с буржуазией, социалистической революции, вооруженного восстания, гражданской войны и диктатуры пролетариата. Поэтому именно эта формы социальных конфликтов марксизме разработаны наиболее детально. Следуя учению Маркса, Ленин и его соратники создали развернутое учение о движущих силах социалистической революции, искусстве подготовки и проведения вооруженного восстания, методах осуществления диктатуры пролетариата в целях ликвидации правящей элиты во главе с царской фамилией, а также дворянства, духовенства, буржуазии, кулачества, разнообразных «врагов народа», «инакомыслящих» и т. п. Революционное насилие было для Маркса и его последователей главным методом разрешения социальных конфликтов, а реформы, компромиссы — лишь его побочным продуктом. В своем последующем развитии теория конфликта постоянно опирается на исходные идеи о природе конфликта, высказанные выдающимися мыслителями древности, Средневековья и Нового времени. Так, современная конфликтология, используя эти идеи классической философии, тек или иначе придерживается двух основных концепции человеческой природы. Одни ученые, руководствуясь идеями Руссо. Маркса, утверждают, что человек есть существо рациональное, а всплески агрессии и жестокости возникают как вынужденная реакция на жизненные обстоятельства. По их мнению, человеческое сознание и психика формируются прижизненно под влиянием конкретных социальных условий. Они считают, что реформы и совершенствование социальных институтов приведут с неизбежностью к уничтожению конфликтов и войн. Другие утверждают изначальную иррациональную природу человека, для которого насилие и агрессия являются природными и естественными. Следуя установкам Т. Гоббса, развитым в трудах Ф. Ницше (1844—1900) и 3. Фрейд (1856-1939), сторонники этой концепции рассматривают агрессивные проявления в поведении человека как патологию и отклонение в его природе, а как естественное состояние, диктуемое его природой. По их мнению, именно поэтому, стремясь к вечному н последнему миру, человечество неизбежно возвращается к войне. Однако, несмотря на плодотворность идей о природе конфликта, высказанных классической философией, в изучении сущности конфликта вплоть до конца XIX в. имелись существенные недостатки: 1. конфликты рассматривались лишь в самом общем плане, в связи с философскими категориями противоречий и борьбы, добра и зла, как всеобщее свойство не только социального, но и природного бытия; 2. специфика социальных конфликтов в целом не исследовалась, давалось лишь описание отдельных видов социальных конфликтов: в экономике, политике, культуре, психике; 3. исследовались преимущественно лишь конфликты макро – уровня, между классами, нациями, государствами, а конфликты в малых группах, внутриличностные конфликты оставались вне поля зрения ученых; 4. общие черты конфликта как феномена социальной жизни не исследовались, в связи с чем не было и самостоятельной теории конфликта, а следовательно, и конфликтологии как науки. В качестве самостоятельной дисциплины конфликтология сложилась лишь к середине XX в., выделившись из двух фундаментальных наук: социологии и психологии.
Малая группа является частью непосредственной социальной среды человека. Обычно она насчитывает от 2-3 до 40-45 человек. Как специфический вид человеческой общности, она отличается следующими особенностями: 1) прямой (хотя может иметься и косвенный) контакт между составляющими ее индивидами, межличностное взаимодействие и взаимовлияние; 2) общая цель и деятельность, переживание общих чувств; 3) общность внимания и интересов, мотивов и установок, ценностей и норм, нравов, обычаев и привычек; 4) внутренняя расчлененность функций и групповых ролей; 5) определенная локализация в пространстве и известная устойчивость во времени; 6) групповая идентичность. Если исключить внутреннюю расчлененность функций и ролей, которая может наступить и позднее, все другие специфические особенности полностью или частично, в большей или меньшей степени присущи малой группе с момента ее возникновения и до ее распада. При отсутствии хотя бы одной из них нельзя говорить о малой группе как об относительно самостоятельном социальном образовании. Основным признаком малой группы, по мнению Л. Десева является непосредственность общения между ее членами. Хотя, на мой взгляд, это утверждение в настоящее время можно подвергнуть сомнению. При современных производственных отношениях, да и общественных отношениях в целом, все больше и больше находят применение группы, которые не объединены территориально и географически, т.е. их члены не имеют возможности непосредственно общаться, но при взаимодействии используют современные информационные системы (интернет, электронную почту). Члены подобных групп имеют общую цель, интересы, ценности, различные роли и другие характеристики, присущие группе. Процесс непосредственного социального взаимодействия, происходящий в малой группе и создающий социальную "микросреду" человека, является чрезвычайно сильным фактором формирования и воспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулирования ее деятельности. Малая группа - важный элемент социальной системы в целом, она фокусирует в себе те общественные отношения, в которые она вплетена, воплощает их во внутригрупповые отношения. Знание механизмов этих отношений представляет собой необходимый элемент социального управления, построенного на научной основе. В то же время именно в малой группе действие этих механизмов столь наглядно и разнообразно, что позволяет успешно применять и анализировать самые различные подходы к объяснению социальной реальности - социологический, социально-психологический и психологический, динамический и статистический и т. д. Виды: По роду деятельности (промышленные, учебные, любительские)
По способу возникновения формальные - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел) неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел)
По значимости индивида группы членства (все люди в группе) референтные группы (значимый для индивида круг общения) Функции групп
Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих. Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности. Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.
Социодинамика есть наука о социальных группах. Малая группа как объект исследования занимает особое место в системе социальных наук. Она концентрирует в себе целый ряд важных проблем как социально-практического, управленческого, так и теоретико-исследовательского характера.
Существует несколько моделей структуры малой социальной группы: структура межличностных отношений между членами группы, структура власти, структура коммуникаций и др. Каждая из них должна быть рассмотрена особо.
Структура межличностных отношений предполагает прежде всего выяснение положение индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие "статус", или "позиция", обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Вторая характеристика индивида в группе - это "роль". Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые выполняет личность в группе в соответствии с содержанием групповой деятельности. "Уровень" исполняемой роли определяется уровнем группы: по сравнению с ролью членов большой организованной социальной группы (русский, ученый, женщина и др.) в малых группах нельзя представлять роль как что-то неизменное: динамизм ее в том, что при сохранении статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно варьировать в ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена. Пример с семьей ярко иллюстрирует эту закономерность: изменение роли супругов в ходе исторического развития семьи.
Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система "групповых ожиданий". Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается не просто выполнение некоторых функций, но и качество их выполнения. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции.
Все групповые нормы являются социальными нормами, то есть представляют собой "установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения". В более узком смысле групповые нормы - это определенные правила, которые выработаны группой, принятые ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их пребывание в группе было возможно. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к каждому члену группы. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом и целями. Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например, о добре, зле, счастье и т.п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и они могут быть рассмотрены как ценности общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае уже трудно говорить о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений.
Нормы как правило, регулирующие поведение и деятельность членов группы, естественно опираются именно на групповые ценности, хотя правила обыденного поведения могут и не нести на себе какой-то особой специфики группы. Нормы группы включают в себя, таким образом, и общезначимые нормы, и специфические, выработанные именно данной группой. Все они, в совокупности, выступают важным фактором регуляции социального поведения, и важно выяснить соотношение двух этих типов норм в жизнедеятельности каждой группы, причем в конкретном типе общества.
Понять взаимоотношения индивида с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимает и какие отвергает, какие ценности разделяет и почему он так поступает. Все это приобретает особое значение, когда возникает рассогласование норм и ценностей группы и общества, когда группа начинает ориентироваться на ценности, не совпадающие с нормами общества. Важная проблема - эта мера принятия норм каждым членом группы: как соотносятся для него социальные, групповые и "личностные" нормы. Одна из функций социальных (и в том числе групповых) норм состоит именно в том, что при их посредстве требования общества адресуются и предъявляются человеку как личности и члену той или иной группы, общности, общества.
При этом необходим анализ санкций - механизмов, посредством которых группа "возвращает" своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, их система предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм.
Вскрыта зависимость между статусом индивида в группе и соблюдением им норм: как правило, люди с высоким статусом более конформны, в большей степени стремятся соответствовать нормам; как будет показано далее - им иногда в большей степени "позволено" нарушать нормы.
Структура власти в малой социальной группе означает не формы политической власти, а чисто психологическое распределение отношений руководства и подчинения. В исследованиях выявлены различные формы власти: награждающая (существующая, например, в семье для поддержания согласия); принуждающая (необходимая, например, в учреждении для поддержания дисциплины); экспертная (опирающаяся на особые знания, которые могут быть востребованы в каких-то специальных ситуациях); наконец, информационная (опирающаяся на убеждение). Каждый из этих типов власти предполагает и разные санкции, обусловленные спецификой групповой деятельности.
Структура коммуникаций - третья разновидность групповых структур. Успех групповой деятельности в большей степени зависит от того, насколько четко и хорошо распространяется в группе необходимая информация, каким образом обеспечивается обмен ею между членами группы. В этой структуре особое значение имеют: положение, которое индивиды занимают в системе коммуникаций (доступ к получению и передачи информации, циркулирующей в группе, объем информации, важной для осуществления жизнедеятельности группы); направленность и интенсивность коммуникаций в группе. Выделено несколько моделей коммуникативных сетей. В крупах с централизованными коммуникативными структурами коммуникации осуществляются через одного индивида, занимающего центральную позицию. Это способствует повышению управляемости группы и более быстрому решению простых задач. В группах с децентрализованными коммуникативными структурами возможности индивидов участвовать в коммуникациях распределены более равномерно. Таки е группы более успешно решают сложные и творческие задачи, в них выше удовлетворенность индивидов членством в группе.
Кроме групповых структур, важное место в понимании группы занимает анализ групповых процессов, "набор" которых может быть рассмотрен в двух планах. С одной стороны, групповые процессы характеризуют функционирование группы в каждый момент: это описание того, что в группе происходит на данном этапе ее существования; с другой стороны, групповые процессы - это набор тех изменений, которые происходят в группе по мере ее длительного существования, когда она совершает переход от одного этапа ее "жизни" к новому этапу. В первом случае речь идет о групповой динамике, во втором случае - о развитии группы. Проблема лидерства актуализировалась из-за ее важности в образовании, социально-групповой работе, управлении и особенно политике. Классическим образцом изучения лидерства является исследование групповой атмосферы и стилей лидерства, проведенное К. Левиным, Р. Липпиттом и Р. Уайтом. Основная цель этих исследователей состояла в изучении влияния на группу и отдельных ее членов некоторых экспериментально вводимых "групповых атмосфер" или "стилей лидерства". Изучались три типа групповой атмосферы: демократическая, авторитарная и атмосфера невмешательства. В ходе исследования в лабораторных условиях были сформированы группы 10- и 12-летних детей под лидерством взрослого, который регулярно (через период в несколько недель) создавал различные групповые атмосферы. Исследование показало, что в зависимости от характера лидерства меняется поведение членов группы. Для того чтобы уяснить характер влияния лидера на группу, необходимо определить само это понятие. Кто же такой лидер? Понятие "лидер" не является однозначным. Лидерство рассматривается и как наибольшая осведомленность, и как наибольший авторитет, и как законная власть. Все эти подходы позволяют утверждать, что лидер группы - это лицо, обладающее максимальным статусом. Однако в зависимости от того, что мы понимаем под лидерством, надо пользоваться различными определениями статуса, трактуемого или как законная власть, или как "взвешенная" сумма оценок подчиненных, или как число намеренных выборов, сделанных членами группы в отношении одного из них. Непосредственно с проблемой лидерства связана проблема авторитета в группе. Авторитет данного лица характеризуется индексом авторитета, равным числу людей, над которыми доминирует это лицо в группе. В принципе социологические исследования позволяют изучать и типы лидерства, и уровни авторитета отдельных членов группы по разным проблемам. Однако оказывается, что для групп с большим числом членов сложность вычисления конечного распределения авторитета в группе возрастает настолько, что может превзойти возможности современных ЭВМ. В этом случае можно выделить только ожидаемый иерархический индекс равновесия. Будучи по природе психологическим феноменом, лидерство, так же, как и авторитет, выступает формой организации отношений и управления ими. Обобщив ряд исследований по проблеме лидерства в разнообразных по специфике группах, можно представить общую схему анализа этого явления: структурные характеристики группы; механизмы реализации; динамика протекания групповых процессов. В эти три блока вписывается по существу вся проблематика лидерства. В то время как посредством лидерства осуществляется организация и управление системой неофициальных отношений, руководство (формальное лидерство) оказывает (или может оказывать) влияние практически на все системы внутригрупповых отношений, и официальных и неофициальных. При условии реализации руководителем ведущих лидерских ролей (он принимает решение, "продает" решение, предлагает идеи, позволяет подчиненным действовать в определенных пределах норм, обеспечивает социальный контроль и т. д.) эффективность управления группами возрастает. Таким образом, лидерство (руководство) можно рассматривать как системный феномен, предполагающий вероятностный характер связи между важнейшими переменными (показателями); как реализацию обмена в структуре взаимодействия "руководитель - группа (подчиненные) "; как когнитивный феномен, являющийся результатом социально-коммуникативных процессов, присущих руководителю и подчиненным. Вероятно, именно такой многофакторный характер представлений о руководстве позволяет адекватно отобразить сложный процесс управления группой Разнообразие научных парадигм, используемых при анализе малых групп, создает большие возможности для дальнейших теоретических изысканий в этой сложной сфере человеческих отношений.
Понятие семьи и ее функции Семья является предметом изучения многих общественных наук. Каждая из этих наук стремится дать дефиницию семьи и определить ее функции. С точки зрения содержания, структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности. Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. В семье осуществляются производительно-потребительские или только потребительские виды экономической деятельности. Социологическая дефиниция семьи как парциальной социальной группы указывает на то, что характер отношений в семье, ее структура и форма исторически изменчивы, отчего и сама семья является исторически изменчивой социальной группой. Одновременно социологическая дефиниция семьи указывает на ее биологическую, биосоциальную и экономическую основу. В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой — малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, Религиозных отношений и одновременно — относительная самостоятельность. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт — институт брака. Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. Семья — малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства. Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось. Социологи вообще отмечают снижение желания и готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных развитых стран. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей). Семьи в зависимости от представленности в них различных поколений бывают нуклеарными (родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.). Процессы индустриализации и урбанизации, широко развернувшиеся в современном мире, привели к преобладанию нуклеарной семьи. Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная. Репродуктивная функция — это воспроизводство в детях численности родителей. С репродуктивной функцией тесно связана другая функция семьи — воспитательная. Давно известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает атмосфера внутри семьи. Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания: 1. Детоцентризм, т. е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним. 2. Профессионализм, т. е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах. 3. Прагматизм, т. е. воспитание, цель которого — выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентации, прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды. Хозяйственно-экономическая функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами и т. д. Рекрекреационная функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуации семья принимает на себя особую терапевтическую роль.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.210.196 (0.016 с.) |