Типы организаций и бюрократия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы организаций и бюрократия



Наиболее часто различаются формальные и неформальные организации. Критерием этого разграничения, как следует из названных типов организаций, служит степень формализации существующих в них связей, взаимодействий и отношений. А.И. Пригожий характеризует формальную организацию как способ организационного построения на основе социальной формализации связей, статусов и норм. В основе формальной организации лежит разделение труда, возникающее как результат необходимой специализации. Разделение труда выступает в виде системы статусов — должностей, каждая из которых наделена специфическими Пункциями таким образом, что все функциональные задачи оказываются распределенными между членами организации. Должностные статусы упорядочиваются в иерархическую структуру по сходству функциональных задач, в различные организационные подразделения по принципу руководящие — подчиненные, в лестницу зависимостей между низшими (подчиненными) и высшими (руководящими).

Формальная организация обеспечивает прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия. Она включает в себя различные регуляторы, нормирующие и планирующие деятельность данной социальной организации: нормы и образцы служебного поведения, программы деятельности, принципы и нормы вознаграждения. Формальная организация рациональна, т. е. в ее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели. Она принципиально безлична, т. е. рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми не предусмотрено никаких отношений, кроме служебных, проходящих по определенной программе.

Формальная организация имеет сильную тенденцию превращаться в бюрократическую систему. Вебер считал формирование бюрократии (управленческого аппарата) главным аспектом процесса рационализации. Для описания характерных особенностей бюрократии он использовал ее идеальный тип, или модель.

Под бюрократией обычно понимается организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность. Термин «бюрократия» французского происхождения, от слова «бюро» — офис, контора.

Бюрократия в современном, буржуазном виде возникла в Европе в начале XIX в. и сразу же стала означать, что официальные должности, чиновники и управляющие, обладающие специальными знаниями и компетенцией, становятся ключевыми фигурами в управлении. Возникновение бюрократии в обществе с развивающейся фабричной системой было, безусловно, явлением прогрессивным. Бюрократия имела доступ ко всем рычагам управления и подчинялась только «интересам дела»; она обеспечивала четкость; однозначность потоков информации в организациях. Бюрократ должен быть профессионалом высокого класса. Идеальный тип бюрократа, его отличительные свойства лучше всего описаны М. Вебером:

— индивиды, входящие в органы управления организации, лично свободны и действуют только в рамках «безличных» обязанностей, существующих в данной организации. «Безличный» здесь означает, что все обязанности и обязательства принадлежат должностям и постам, а не индивиду, который может занимать их какое-то определенное время;

— ярко выраженная иерархия должностей и позиций, при иерархических отношениях индивид, занимающий определенную должность, может принимать решения относительно индивидов, занимающих более низкие должности, и подчиняется решениям ли находящихся на более высоких должностях;

— ярко выраженная спецификация функций каждой и должностей и позиций;

— индивиды нанимаются и продолжают работу на основе контракта;

— отбор действующих индивидов производится на основе их квалификации;

— людям, занимающим должности в организациях выплачивают зарплату, размер которой зависит от занимаемого ими уровня в иерархии;

— бюрократия представляет собой карьерную структуру, в которой продвижение производится по заслугам или по старшинству, независимо от суждений начальника;

должность, занимаемая индивидом в организации рассматривается им как единственное, или, по крайней мере, главное занятие;

деятельность представителей бюрократии основывается на строгой служебной дисциплине и подлежит контролю. Определив специфические свойства бюрократии, М. Вебер разработал таким образом идеальный тип управления организацией. Бюрократия в таком идеальном виде представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рационализации.

Однако такого идеального положения не существует в действительности, более того, бюрократия, первоначально предназначенная для достижения целей организации, на деле часто отходит от них и начинает не только работать вхолостую, но и тормозить все прогрессивные процессы. Она доводит формализацию деятельности до абсурда, ограждаясь формальными правилами и нормами от реальности.

27. Личность в сфере социологии: различные концепции и подходы.

 


Первичным агентом социального взаимодействия и отношений явля­ется личность. Что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и спо­собностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой ис­торически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материаль­ных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Бла­годаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах ис­торического развития, во всех точках земного шара остается тождест­венным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

Итак, существует человечество как специфическая матери­альная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «ин­дивид». Индивид — это единичный представитель человеческого ро­да, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный че­ловек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенно­сти действия различных биологических факторов (возрастных осо­бенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых истори­ческих эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и ис­торического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состоя­ния для онто- и филогенеза человека, личность — итог развития ин­дивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Филосо­фия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изу­чает личность в качестве устойчивой целостности психических про­цессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способнос­тей, волевых качеств и т. д.

Социологический же подход выделяет в личности социальнотипи-ческое. Основная проблематика социологической теории личности связа­на с процессом формирования личности и развития ее потребностей в не­разрывной связи с функционированием и развитием социальных общно­стей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Здесь сформулированы некоторые наиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии. Однако социология содержит множест­во теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. Теория личности как субъекта и объ­екта деятельности и общения в марксистской социологии, ролевая тео­рия личности Ч. Кули, Р. Дарендорфа, Р. Минтона, Р. Мертона и др.

В марксистской теории личности главный акцент смещен в сто­рону взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных качеств человека, как выражаются авторы учебника «Социология» под ред. Г. В. Осипова: «Определенным образом реализованная в индивиде ин­теграция социальных отношений данного общества», продукт истори­ческого развития, результат включения индивида в социальную систе­му посредством активной предметной деятельности и общения. На ри­сунке 2а. в детальном виде показана связь «общие социальные условия — личность как объект». Эта схема дана в монографии российского со­циолога В. А. Ядова «Социологические исследования: методология, программа, методы». Общие социальные условия, прежде всего, представлены экономическими отношениями, от которых зависит со­циальная структура общества, т. е. разделение на классы, социальная дифференциация, закрепление общественного разделения труда. Со­циальная структура общества - это основа социальных отношений.

Далее даны идеологические отношения как компонент общих социальных условий, а также духовная культура аккумулирующая исторически сложившиеся традиции и обычаи данного общества. Социальная структура и общественное разделение труда, по мне­нию марксистской социологии, является главным элементом обу­словливающим все социальные отношения и отношения в духовной сфере, ибо они определяют специфику интересов различных клас­сов и социальных слоев общества.

Важным компоненом макросреды являются социальные ин­ституты, которые связаны и с социальной структурой, и с идеологи­ческими отношениями.

Общие социальные условия определяют специфические со­циальные условия жизни людей. К последним относятся, прежде всего, социальное положение индивидов, т. е. принадлежность к оп­ределенной социальной группе и место в системе социальных пози­ций. Социальное положние индивидов прямо связано с характером и содержанием труда и условиями его жизни, с его полом, возрас­том, этнической и религиозной принадлежностью, семейным поло­жением и положением в системе управления общественными про­цессами. Его социальное положение через условия труда и быта включает и его ближайшее социальное окружение — социальные связи, в которых человек «обучается» ролевому поведению.

Таким образом, система «личность как объект» предстает в ка­честве определенной системы научных понятий, отражающих неко­торые существенные свойства нормативных требований, предъяв­ляемых социальными общностями их

Большое значение в марксистской социологии придается ис­следованию субъективных свойств личности, формирующихся в процессах предметной деятельности и выражающихся в опреде­ленных свойствах сознания, в разнообразных творческих проявле­ниях, включая активное формирование новых общественно необхо­димых функций и образцов поведения. На рисунке 26. развернуто содержание системы «личность как субъект». Социальные условия (общие и специфические) сказываются на интересах индивида. Че­рез социальный интерес осуществляется обратная связь — от субъ­екта к его социальному поведению, т.е. люди действуют, преследуя определенные социально обусловленные интересы. При этом на ос­нове динамической системы потребностей и предшествующего опыта субъект формирует определенные и относительно устойчи­вые предпочтения (диспозиции) к восприятию и способу действий в различных конкретных ситуациях. Формирование новых потребно­стей, интересов и диспозиций стимулирует творческое, нестерео­типное поведение, выход за рамки жестких ролевых предписаний, возможный лишь при условии развитого самосознания.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независи­мости от общества, способной противопоставить себя обществу. Лич­ная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоана­лизу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную по­зицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведе­ния, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная (от лат. dispositio-расположение) теория саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этой теории были американские социоло­ги Т. Знанецкий и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию ак­тивно разрабатывал В. А. Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологи­ческим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию ус­ловий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют об­щую направленность поведения. Они включают в себя: 1) концеп­цию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуа­тивные социальные установки как предрасположенность к воспри­ятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной пред­метной и социальной среде. Низшие — поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных си­туациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом об­щих социальных условий и отвечая наиболее важным потребнос­тям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воз­действуют на низшие диспозиции.

 

28. Социализация личности.

 

 


Личность как объект общественных отношений рассматривается в со­циологии в контексте двух взаимосвязанных процессов — социализа­ции и идентификации. Социализация — это процесс усвоения индиви­дом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализа­ция охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и вос­питания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализа­ции принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверст­ники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, про­исходит по трем различным стадиям: 1) стадии подражания и копирова­ния детьми поведения взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр, на которой де­ти учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка 3. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» — ис­точник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» — осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом «развертыва­ния» врожденных свойств человека, в результате которого проис­ходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре стадии, каждая из кото­рых связана с определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познава­тельных структур индивида и их последующей перестройке в зави­симости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменя­ют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-мо­торная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс со­циализации продолжается в течение всей жизни человека, и ут­верждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее из­меняет внешнее поведение, в то время, как социализация детей фор­мирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчита­на на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией по­ведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социа­лизация взрослых рассматривается не как продолжение детской со­циализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как все­могущество авторитета или идея о том, что наши требования долж­ны быть законом для окружающих).

Каковы же механизмы социализации? Уже 3. Фрейд выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентифи­кацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Об­разцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т. д. Идентификация — это способ осознания принадлежно­сти к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т. д., их цен­ности, нормы, образцы поведения как свои собственные.

Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. 3. Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоб­лачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие по­ступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих по­ступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирую­щей формой выступает совесть.

Т. Парсонс и С. Бейлз применяли понятия, введенные 3. Фрей­дом к теории социального действия и социальных систем. Они опре­деляют имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т. д. По их мнению, имитация не предполагает никакого длительно­го отношения с «моделью». Идентификация же для них означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой про­цесс социального научения. Степень идентификации определяется характером привязанности к «другому». Поскольку наиболее силь­ны привязанности в семье, постолькоу семья считается основной формой социализации. Но помимо семьи в этом процессе принимает активное участие внешнее окружение индивида, в том числе и сред­ства массовой информации и коммуникации.

Процесс социализации достигает определенной степени за­вершенности при достижении личностью социальной зрелости, ко­торая характеризуется обретением личностью интегрального соци­ального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является откло­няющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм мо­рали и права. К основным формам отклоняющегося поведения при­нято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянст­во, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свиде­тельствуют о состоянии конфликта между личностными и общест­венными интересами. Отклоняющееся поведение — это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных не­взгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющее­ся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К откло­няющемуся поведению могут быть отнесены различные виды науч­ного, технического и художественного творчества.

29. Ролевые теории личности. Личность как субъект социальной деятельности: потребности, интересы, установки.

 

 


Значительное место в социологии личности занимает ролевая тео­рия личности. Основные положения этой теории были сформулиро­ваны американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, актив­но разрабатывались Р. Мертоном и Т. Парсонсом, а также западно­германским социологом Р. Дарендорфом. Каковы же основные положения этой теории?

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Разберем, что означают эти понятия. Каждый человек в соци­альной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется ста­тусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или инте­гральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессио­нальной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.). Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный — это, зна­чит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг лично­сти. Он обусловливается этническим происхождением, местом рожде­ния, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный секре­тарь, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессио­нально-должностной статусы. Естественный статус личности предпо­лагает существенные и относительно устойчивые характеристики че­ловека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Профессионально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интеграль­ного статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и произ­водственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое за­нимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требова­ний, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание со­циальной роли. Социальная роль — это совокупность действий, кото­рые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Со­вокупность ролей, вытекающих изданного статуса, называется роле­вым набором. Марксистская социология качественно различает ин-ституциализированные и конвенциональные (по соглашению) роли. Первые являются ведущими, так как вытекают из социальной струк­туры общества, а вторые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают субъективную окраску.

Одна из первых попыток систематизации ролей была пред­принята Т. Парсонсом. Он считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками: 1) эмоциональной — одни роли тре­буют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности; 2) спо­собом получения — одни предписываются, другие завоевываются; 3) масштабом — часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая — размыта; 4) формализацией ^— действие в строго установ­ленных правилах либо произвольно; 5) мотивацией — на личную прибыль, на общее благо и т. д. Любая роль характеризуется некото­рым набором этих пяти свойств.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ро­левого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя ас­пектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение ц поведении личности. Наши роли опреде­ляются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он всту­пает в определенный конфликт с обществом. Например, родитель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть неравноду­шен к нашим проблемам и т. д.

Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социаль­ных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего дан­ной роли; 2) предписания (требования), связанные с данным поведени­ем; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкция—социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть мораль­ными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (например, презрение), или юридическими, политическими, экологическими и т. д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл социальных санкций состоит в том, что­бы побудить человека к определенному типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социального регулирования.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моде­лью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожи­даниями и ролевым поведением служит характер индивида. Это зна­чит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального, свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в мно­жестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть кон­фликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Конфликт создает стрессовую ситуацию, и необходимо изыскивать способы гармонизации ролей.

 

30. Социальное взаимодействие: различные подходы (М. Вебер, Дж. Мид и другие).

 

 


Социальное взаимодействие - систематически устойчивое выполнение каких-то действий, которые нацелены на партнера, для вызова ответной реакции с его стороны, которая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего. То есть, если говорить иначе, социальное взаимодействие - это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Взаимодействие приводит к появлению новых социальных отношений.

Для социологии важно, прежде всего, осознание границы - почему одни действия человека, относящиеся к общению с другими людьми, их интересами, целями, желаниями, приводят к обмену с ними какими-то результатами деятельности и в силу этого вызывают у них как у социального окружения ту или иную ответную реакцию; другие же действия того же человека лишены всего этого и ограничиваются только его внутренним миром. Именно первые действия и могут быть названы социальными. Они и порождают социальное взаимодействие, в них, в конечном счете, лежат истоки всех социальных явлений, структур, процессов.

Социальное взаимодействие - систематически устойчивое выполнение каких-то действий, которые нацелены на партнера, для вызова ответной реакции с его стороны, которая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего. То есть, если говорить иначе, социальное взаимодействие - это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Взаимодействие приводит к появлению новых социальных отношений.

В истории социологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействия. Большое распространение получила так называемая теория действия, в которой в различных вариантах предполагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались социологи: (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс). Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения.

Существует довольно-таки много социологических теорий (например, концепции социального взаимодействия, проявление многообразия социологического знания). В свою очередь это только частный случай действия системного принципа множественности описания сложных систем. Существует три основные концепции:

- Концепция социального обмена Дж. Хоманса - характеризует социальное взаимодействие как обмен материальными и нематериальными ценностями.

- Символический интеракционизм Дж. Мида, Герберта Блумера - диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, стремятся истолковать действия других людей.

- Управление впечатлениями (социодраматический подход) Эрвина Гофмана. Спектакль, где люди исполняют свои "партии", создают тот или иной образ.

Общепринятыми признаками социального взаимодействия являются: предметность, доступность для наблюдения со стороны и регистрации, ситуативность, рефлексивная многозначность. Видами взаимодействия могут являться: консенсус (компромисс, соглашение, сделка), конфронтация (борьба, конфликт, антагонизм, соревнование), сотрудничество (сотворчество - творческий союз).

Человеческое действие, как убедительно показал М. Вебер, только тогда приобретает черты социального действия, когда оно осознанно (рационально), и находится в связке с действиями других людей, оказывает влияние на их поведение, и одновременно испытывает воздействие от поведения других лиц. Когда люди временно влияют друг на друга, на поведение и действия друг друга, тогда складывается их взаимосвязь и социальное взаимодействие, лежащие в основе всех процессов жизни общества.

Социальная связь - это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях для достижения конкретных целей. Социальная связь может выражаться в форме социального контекста, или же в форме социального взаимодействия - как системы взаимообусловленных социальных действий.

Социальное взаимодействие имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона — это хотя и связи, независимые от людей, но которые все же обу­словливают и контролируют содержание и характер взаимодействия между этими людьми. Субъективная сторона социального взаимодействия — это уже сознательное отношение индивидов друг к другу, и оно основано на взаимном ожидании соответствующего поведения.

Таким образом, социальное взаимодействие состоит из следующих элементов:

- индивид или социальные группы, совершающие определенные действия;

- изменения, произошедшие в социальной общности или обществе в целом в результате этих действий;

- влияние перемен на других индивидов данной социальной общности или общества; - обратная реакция этих индивидов. Социальные взаимодействия, как и контакты, бывают непосредственные и опосредованные.

Социальное взаимодействие — это систематически устойчивое выполнение каких-то действий, которые направлены на партнера для того, чтобы вызвать определенную (ожидаемую) ответную реакцию с его стороны, которая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего.

 

Схематично это можно представить следующим образом: А воздействует на Б, чтобы вызвать какую-то реакцию, которая, в свою очередь, вызывает определенное ответное действие А. Таким образом, взаимодействие — это система действий по крайней мере двух индивидов либо двух групп, или индивида и группы (обмен действиями), а социальное действие, в отличие от него, это действие одного индивида или группы, цель которых изменить только поведение, взгляды другого индивида или группы.

Социальное взаимодействие имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона — это хотя и связи, независимые от людей, но которые все же обусловливают и контролируют содержание и характер взаи­модействия между этими людьми. Субъективная сторона социального взаимодействия — это уже сознательное отношение индивидов друг к другу, и оно основано на взаимном ожидании соответствующего поведения.

Таким образом, социальное взаимодействие состоит из следующих элементов:

- индивид или социальные группы, совершающие определенные действия;

- изменения, произошедшие в социальной общности или обществе в целом в результате этих действий;

- влияние перемен на других индивидов данной социальной общности или общества; - обратная реакция этих индивидов. Социальные взаимодействия, как и контакты, бывают непосредственные и опосредованные. Также выделяются взаимодействия, возникшие в результате субъективных намерений А действовать именно на Б, и взаимодействия, возникшие в результате совместного участия в сложных системах (экономических, политических), в данном случае А не имеет никаких непосредственных намерений относительно Б, но, так как их связывает сеть объективных зависимостей, то каждое действие А будет вызывать реакцию Б и т.д., хотя они могут и не осознавать того, что между ними происходит взаимодействие. Например, министр обороны объявляет начало военных действий в каком- либо регионе, он воздействует на всех своих солдат, а также и на тех, об индивидуальном существовании которых он даже не знает.

При рассмотрении понятия «взаимодействие» необходимо также остановиться на рассмотрении взаимодействий, возникающих на основе определенной системы зависимостей, которые существуют между индивидами вне зависимости от того, осознают ли индивиды их наличие или нет. Подробное изучение такого рода взаимодействий дает возможность исследовать структуры и процессы, возникающие в результате действия индивидов.

Социальная зависимость, возникающая между людьми, может быть структурно-функциональной и интенциональной [см.: 312. С.102].

 

Структурно-функциональная зависимость возникает в том случае, если А и Б действуют в рамках одной и той же структуры, в этом случае зависимость А от Б проявляется в том, что А, начиная действовать, должен считаться с существованием Б, Т.е. само существование Б, его права и обязанности ставят определенные рамки начинаниям А.

Интенциональная зависимость — когда Б не только имеет какие-то непосредственные намерения по отношению к А, но и располагает, и это является обязательным условием, возможностями реализовать эти намерения, Т.е. зависимость А от Б возникает потому, что Б имеет возможность непосредственно навязать А определенный способ поведения.

Чеслав Знамеровский в связи с этим приводит следующее определение социальной зависимости: «Б зависит от А, когда А имеет возможность совершить какой-либо поступок, который создает положение вещей, затрагивающее Б, причем какое-то положение вещей, касающееся одного Б, состояние ли это тела или души этого Б» [312. С. 103]. То есть Б зависит от А с точки зрения какого-то предмета, ценности, которые имеют большую важность для Б, но зависят от А.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.068 с.)