Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные групповые процессы. Динамика группы (К.Левин)↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные групповые процессы. Динамика группы (К.Левин) Динамика группы – это социально-психологические процессы приводящие группу в определенные состояния посредством различных групповых механизмов и обеспечивающие ее формирование, функционирование и развитие. В зарубежной социальной психологии существует целое направление исследований, получившее название «Групповая динамика». Основателем этого направления был американский психолог К. Левин. Представление о динамике группы предполагает рассмотрение следующих вопросов: групповые процессы; групповые состояния; групповые эффекты; уровни развития группы. Групповой процесс – это совокупность последовательных спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности. Групповые процессы совершаются под влиянием внутренних и внешних условий. Они различаются по времени протекания и интенсивности воздействия на личности членов группы. Групповые процессы могут быть двух типов: процессы развития и процессы функционирования. Процессы развития обусловливают переход группы к качественно новому состоянию. Процессы функционирования обеспечивают стабильность достигнутого качественного состояния группы и постепенное накопление количественных изменений. Когда такое накопление происходит – осуществляется качественный скачок, т.е. процесс функционирования переходит в процесс развития. Стержнем групповых процессов является процесс решения групповой задачи в ходе совместной деятельности. Он интегрирует и подчиняет себе другие процессы, происходящие в группе. По мнению 3.А. Богданова, в число основных групповых процессов входят: коммуникация, управление, адаптация, соревнование, консолидация, эмоциональная идентификация, принятие решения. Групповое состояние – это относительно статический момент динамики группы, характеризующийся устойчивостью, закрепленностью и повторяемостью действий и психических состояний членов группы, а также социально-психологических особенностей их взаимоотношений и взаимодействия. Основные групповые процессы и состояния: Первый процесс: общение – это взаимный обмен между членами группы информацией, действиями, состояниями, личностным содержанием и пр. Общение как сложный процесс человеческих взаимоотношений включает в себя следующие компоненты: информирование – передача информации от одного человека к др., без обратной связи; коммуникация – обмен информацией между людьми, с обратной связью; интеракция – взаимодействие людей, обмен действиям; перцепция – восприятие и понимание людьми друг друга; трансакция – обмен между людьми психическими состояниями, эмоциями, чувствами, переживаниями (предпосылкой адекватной трансакции служит наличие эмпатической способности общающихся людей); персоноакция – обмен личностным содержанием, передача одним человеком и принятие другими личностных свойств, качеств, ценностных ориентации, жизненных принципов и опыта. Процесс общения является предпосылкой готовности группы к совместной деятельности. Первое состояние: подготовленность – характеризуется степенью подготовки и готовности членов группы к решению поставленной задачи и формируется на основе процесса общения. Второй процесс: консолидация – это согласование членами группы в ходе совместной деятельности целей, норм, средств и способов деятельности. Процесс консолидации проходит несколько этапов: 1. Знакомство членов группы с поставленной перед ними задачей. 2. Осознание своих индивидуальных целей, интересов, возможностей, знаний при решении данной задачи. 3. Обмен членов группы между собой информацией – целями, интересами, знаниями, опытом. 4. Анализ каждым членом группы полученной от других информации. 5. Выработка единых для группы целей, норм, способов действий, направленных на решение задачи. 6. Согласование общих для группы целей и норм деятельности. 7. Интериоризация каждым членом группы согласованных целей, ценностей, норм, средств и способов деятельности. Процесс консолидации строится на основе процесса общения, способствует подготовленности группы к деятельности и, в итоге, определяет направленность группы на решение задачи. Второе состояние: направленность – характеризуется четким, согласованным и интериоризированным осознанием членами группы ее целей, интересов, норм, способов и средств деятельности, а также критериев оценки результатов. Третий процесс: лидерство – это управление группой в ходе решения групповой задачи. Это процесс влияния одного человека на другого ради достижения групповых целей. Наука о лидерстве - аркология (от греч. archos – правитель) Парыгин Б.Д. разводит понятия лидерство и руководство: лидер –неформальный, возникает стихийно, руководитель – формальный, назначается.Большинство теорий лидерство отождествляют с руководством. Виды лидерства (на самом деле руководства) по Курту Левину: 1) Авторитарный 2) Демократический 3) Попустительский Важно, что нет универсального стиля.
Социальный контроль
Социальный контроль — это механизм саморегуляции в социальных системах, который осуществляется благодаря нормативному (правовому, моральному и т.д.) регулированию поведения индивидов. В связи с этим социальный контроль выполняет и соответствующие функции, с помощью него создаются необходимые условия для устойчивости социальной системы, он способствует сохранению социальной стабильности, а также, одновременно с этим, позитивным изменениям в социальной системе. Реализация социального контроля начинается в процессе социализации, в это время индивид начинает усваивать социальные нормы и ценности, соответствующие уровню развития общества, у него формируется самоконтроль, и он принимает различные социальные роли, которые накладывают на него необходимость выполнения ролевых требований и ожиданий. Основные элементы системы социального контроля: привычка, обычай и система санкций. Привычка — это устойчивый способ поведения в определенных ситуациях, в некоторых случаях принимающий для индивида характер потребности, который не встречает отрицательной реакции со стороны группы. Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом целенаправленного воспитания. Также привычки появляются в результате приобретения навыков и устанавливаются традициями. Обычно нарушение привычек не приводит к негативным санкциям. Обычай — стереотипная форма социальной регуляции поведения, воспринятая из прошлого, которая отвечает определенным моральным оценкам группы и нарушение которой ведет к негативным санкциям. Обычай — это система признанных группой ценностей, определенные ситуации, в которых эти ценности могут иметь место, и эталоны поведения, соответствующие этим ценностям. В докапиталистическом обществе обычай являлся основным социальным регулятором общественной жизни. Но обычай выполняет не только функции социального контроля, поддерживает и укрепляет внутригрупповую сплоченность, он помогает передавать социальный и культурный опыт человечества от поколения к поколению, т.е. выступает как средство социализации молодого поколения. В настоящее время роль основного социального регулятора в современных обществах выполняют уже не обычаи, а социальные институты. Обычаи в “чистом” виде сохранились еще в сфере быта, морали, гражданской обрядности и в условных правилах различного рода — конвенциях (например, правила дорожного движения). В зависимости от системы общественных отношений, в которой они находятся, обычаи делятся на прогрессивные и реакционные, устаревшие. Социальные санкции. Санкции — это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением ее членов, цель которых — обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы. Санкции могут быть негативными (наказание за нежелательные действия) и позитивными (поощрение за желательные, одобряемые обществом действия). Они выступают в качестве внешнего стимула, побуждающего индивида к определенному поведению или определенному отношению к совершаемому действию. Санкции бывают формальными и неформальными. Формальные санкции — это реакция формальных институтов на какое-то поведение или действие в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении) процедурой. Неформальные (диффузные) санкции — это уже спонтанная, эмоционально окрашенная реакция неформальных институтов, общественного мнения, группы друзей, сослуживцев, соседей, Т.е. непосредственного окружения на отклоняющееся от социальных ожиданий поведение. По способу внутреннего давления выделяют следующие санкции: - правовые санкции — это система наказаний и поощрений, разработанных и предусмотренных законом; - этические санкции — это система порицаний, выговоров и побуждений, опирающихся на моральные принципы; - сатирические санкции — это система всевозможных насмешек, издевок, применяемых по отношению к тем, кто ведет себя не так, как принято; - религиозные санкции — это наказания или награды, установленные системой догматов и верований определенной религией, в зависимости от того, нарушает или соответствует поведение индивида предписаниям и запрещениям данной религии. Моральные санкции реализуются непосредственно самой социальной группой через разные формы поведения и отношения к индивиду, а юридические, политические, экономические санкции — через деятельность различных социальных институтов, даже специально созданных для этой цели (судебно-следственные и др.). В цивилизованных обществах наиболее часто встречаются следующие виды санкций: Негативные неформальные санкции — это может быть выражение неудовольствия, огорчения на лице, прекращение дружеских отношений, отказ подать руку, различные сплетни и т.п. Перечисленные санкции имеют значение, так как после них уже следуют важные общественные последствия (лишение уважения, определенных выгод и т.д.). Негативные формальные санкции — это всевозможные наказания, которые предусмотрены законом (штрафы, аресты, заключения, конфискация имущества, смертный приговор и т.п.). Эти наказания выступают в качестве угрозы, устрашения и, одновременно с этим, предупреждают, что ожидает индивида за совершение антиобщественных поступков. Неформальные позитивные санкции — это реакция непосредственного окружения на позитивное поведение; которое соответствует эталонам поведения и системам ценностей группы, выражаемое в виде поощрения и признания. Формальные позитивные санкции — это реакция формальных институтов, осуществляемая специально выбранными для этого людьми, на позитивное поведение (награждение орденами и медалями, денежная награда, воздвижение памятников и т.п.). Каждая группа вырабатывает определенную систему надзора. Надзор — это система формальных и неформальных способов обнаружения нежелательных поступков и поведения. Также надзор — это одна из форм деятельности различных государственных органов по обеспечению законности. Но надзор это не только система институтов милиции, следственных органов и т.п., к нему относится также и повседневное наблюдение за поступками индивида со стороны окружающей его социальной среды. Таким образом, неформальная система надзора — это постоянная оценка поведения, осуществляемая одними членами группы за другими, причем взаимная оценка, с которой индивид должен считаться в своем поведении. Неформальный надзор играет большую роль в регулировании повседневного поведения в ежедневных контактах, в выполнении профессиональной работы и т.п. Формы массового поведения. Массовое поведение - тип коллективного поведения, являющийся результатом воздействия средств массовой коммуникации. Массовое поведение характеризуется единообразными реакциями, утратой индивидуальных оценок и ориентации. Массовые действия могут быть слабо организационными (паника, погромы) либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись ли лидеры, способные руководить остальными, или нет. Существуют различные формы массового поведения:
Массовая истерия – состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха. Примерами массовой истерии является средневековая «охота на ведьм», послевоенная «холодная война», процессы над «врагами народа» в эпоху сталинизма, нагнетание средствами массовой информации угрозы «третьей мировой войны» в 60—70-е гг., массовая нетерпимость к представителям иной национальности. ' Слухи – совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Распространение слухов — форма массового поведения. Слухи бывают ложными и истинными, они подтверждаются или не подтверждаются. Они возникают в ситуациях дефицита, недостатка информации или в тех случаях, когда аудитория радио, телевидения и печати не верит официальной информации. Совокупность людей, которые пассивно воспринимают слух либо активно его распространяют, составляет аудиторию воздействия слуха. Разновидностью слухов выступают сплетни. Паника – такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшись с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Участники паники действуют независимо, часто мешая или травмируя друг друга. Паника случается в экстремальных условиях: кораблекрушение, пожар, землетрясение, наводнение или военное Нашествие. В подобных ситуациях действуют силы, неподвластные человеку, поэтому обычные средства преодоления кризиса не способствуют достижению успеха. Когда индивид убеждается, что все известные и доступные ему средства, годившиеся в обычных условиях, не срабатывают, он теряет самообладание. Появляется страх, парализующий мышление и волю. Он усиливается, когда человек замечает, что и другие люди тоже охвачены паникой. Возникает цепная реакция панических действий. Массовая истерия в некоторых случаях выливается в панику, а в некоторых — в погромы Погром – коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Cпонтанный «кратковременный» всплеск насилия, подогреваемый не убеждениями, а страстями. Самым известным примером погрома являются так называемые суды Линча. Бунт – собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание. Неподчинение официальным властям. Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо (угнетением, плохим обращением, условиями труда и жизни) или кем-либо (чаще всего руководством). Бунт может относиться к социальной организации (бунт на корабле) и к реальной группе (бунт крестьян). Эмоциональное состояние (недовольство) переходит сначала в стихийное (негодование), а затем организованное (погромы, поджоги, разрушение тюрем, захват административных зданий) действие. Этнические общности Наряду с классами, сословиями и другими группами социальную структуру общества составляют и исторически сложившиеся общности, называемые этническими. Этносы — это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы. Формы этнических общностей: род, племя, народность, нация. Народ – обозначение всех исторических типов этнических общностей: племён, народностей, наций. Народ = этнос. 1) Род – коллектив кровных родственников (20 – 30 человек), ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя. Счет родства ведется по материнской (материнский род) или отцовской (отцовский род) линии. Возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита. Роды объединялись в племена. Распался с возникновением государства. Родоплеменное деление сохранилось у некоторых народов. 2) Племя – 1) тип этнической общности и социальной организации первобытного общества; 2) совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры и сознанием общего происхождения. Признаки: кровнородственная связь между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории, некоторых элементов хозяйства, единый языковой диалект, единство религиозных представлений, самосознания и самоназвания, для позднего этапа – самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей. Племенная организация сохраняется у некоторых народов и в современную эпоху. Фратрия (греч. phratria – братство) – подразделение племени, экзогамная совокупность нескольких родов; совокупность нескольких взаимобрачных родов, которые большей частью произошли от одного первоначального рода. Образование союзов племен, завоевания и переселения вели к смешению племен и возникновению более крупных этнических общностей. 3) Народность – возникает при разложении первобытнообщинного строя на основе союзов племён и предшествует нации. В отличие от племени в народности преобладают не кровнородственные, а территориальные и культурно-языковые связи. 4) Нация – исторически высшая форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнического (национального) самосознания, национального менталитета (особое восприятие окружающего мира, особые поведенческие нормы), особые антропологические признаки (преобладающий цвет глаз, волос, темперамент, форма черепа). Национальное самосознание – отражение сознания нации в индивидуальном сознании её членов, представление о месте и роли своего народа в истории и мире. Нации формируются в период возникновения товарно-денежных отношений, хотя ряд учёных ведут историю наций с древнейших времён. Государственность не является признаком нации (в прошлом евреи, армяне, в настоящее время курды, сикхи, не имели собственного государства, но нациями являлись). Для характеристики национальных особенностей народа, его культуры употребляется понятие национальный менталитет (от лат. mentalis – умственный, духовный). Зачастую это понятие заменяется понятием «национальный характер». Национальный менталитет – образ мышления, духовная настроенность, свойственная данной конкретной этнической общности. Национальный менталитет – своего рода память о прошлом, обусловливающая поведение людей и помогающая им оставаться верными своим исторически сложившимся ценностям, традициям.
Типы социальных институтов Социальный институт или общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.
Типология социальных институтов. Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур. Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты: 1. Экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность; 2. Политический — институт власти; 3. Семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей; 4. Военный – институт, организующий законное наследие; 5. Религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов. Их предназначение — удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом. Социология образования — отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами. Нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности. Современная социология образования исследует образование в качестве многоуровневой системы, функционирующей в четырех основных и взаимосвязанных формах: 1. как процесс формирования знаний у индивидов, вовлеченных в то или иное звено образования; 2. как процесс изменения общественного сознания; 3. как фактор социализации личности, и её воспитания; 4. как своеобразная феноменология личностного сознания.
Образование как социальный институт Признаками института образования являются: 1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость 2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни 3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы 4. кодекс устный и письменный - правили учащихся 5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности. История социологии образования Становление социологии образования, как самостоятельной дисциплины началось в конце XIX века с работ Эмиля Дюркгейма, но при этом исследования, посвящённые образованию, проводились и раньше. Предшественник Дюркгейма, Карл Маркс показал связь содержания и функций образования с классовой структурой общества. Дюркгейм считал, что образование является одним из способов передачи подрастающим поколениям ценности господствующей культуры. Впоследствии Р. Коллинз показал, влияние различных статусных групп на развитие образования, на формирование его стандартов. Американский социолог Толкотт Парсонс с позиций структурного функционализма проанализировал роль школьного класса как специфической социальной системы. Образование Образование обладает всеми признаками социального института. Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве её основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности. Признаками института образования являются: 1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость 2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни 3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы 4. кодекс устный и письменный - правили учащихся 5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении
Социология семьи В сферу исследований данной отрасли входит: изучение функционирования семьи как социального института и малой группы, структуры и функций семьи, брачно-семейные отношения, образцы семейного поведения, характерные для того или иного типа культуры, той или иной социальной группы. Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга. Это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существования членов семьи. Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общих ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей. Функции: а) репродуктивная б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища и т.д.; в) регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. г) образовательно-воспитательная — (социализация). д) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности е) рекреативная — (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга ж) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; з) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; и) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин, ее объект изучения - социальный институт семьи - в истории человечества играет ведущую роль. Семья вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые условия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений, благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни. История социологии семьи В развитии социологии семьи выделяют несколько этапов: 1. Первый этап - с античности до середины XIX века. В этот период доминировали чисто умозрительные представления о семье. Основной формой признавалась моногамная семья. Ее считали миниатюрным прообразом общества, а само общество понималось как разросшаяся вширь семья. 2. Второй этап - с середины XIX века до начала XX века. В этот период тон в изучении семьи задавали антропологи и этнографы. Они опирались на широкий эмпирический материал, собранный в ходе полевых исследований и наблюдений примитивных обществ, а также в ходе сравнительно-исторического анализа. Умозрительные схемы уступили место конкретным фактам. Складывается понятийный аппарат социологии семьи, главное место в котором занимают антропологические понятия, сохранившие свое значение до сегодняшнего дня. 3. Третий период - первая половина XX века - назван Г. Кристенсеном периодом "спонтанной науки". В социологии семьи появляется большое число спекулятивных работ о роли семьи и одновременно накапливаются эмпирические данные о стадиях, формах и типах брачных отношений (выбор супруга, развод и т. д.). Появление спекулятивных работ свидетельствует о том, что конкретные факты не получили толкового теоретического осмысления. 4. Четвертый период - с середины XX века до настоящего времени - характеризуется планомерным построением теории и столь же планомерной организацией эмпирических исследований. Г. Кристенсен назвал его "периодом самосознания".
Социология религии — отрасль социологии, изучающая взаимоотношения между религией и обществом. Социология религии изучает религиозные практики, исторический опыт взаимодействия религии и общества, универсальные темы и роли религии в социальных процессах. В отличие от философии религии, социология религии не ставит своей целью оценку религиозных убеждений. Современную социологию религии можно представить, как совокупность трех уровней знаний: методологического, теоретического и эмпирического. Задачи социологии религии: - изучение религии как социального феномена, - особенностей функционирования религии в обществе, - структуры и элементов религиозного комплекса, - типологии религиозных организаций, - общественных функций религии, - современной религиозной ситуации - и тенденций развития современных религий, социологических теорий религии. История социологии религии Предпосылки возникновения данной отрасли социологии были заложены в эпоху французского Просвещения. К этому времени накопился богатый фактографический материал по истории христианства и не европейских религий, требовавший упорядочения и осмысления. Многие идеологи французского Просвещения сформировали критический интерес к религии как социальному институту. Позитивистская методология Огюста Конта и рационалистическая гносеология Иммануила Канта сформировали методологическую основу анализа религии. Основоположниками современной социологии религии считают Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера и Георга Зиммеля. Эмиль Дюркгейм одним из первых начал анализа религии, в 1897 году он исследовал самоубийства среди католических и протестантских групп населения, дал описание основных функций религиозного ритуала. Работы Макса Вебера подчеркнули взаимосвязь между религиозной верой и экономическими основами общества, а также заложили основу типологии религиозных групп и религиозного лидерства. Дюркгейм также изучал вопрос о ранних формах религии. Современная социология религии сосредоточена на таких вопросах, как секуляризация(процесс вытеснения религиозно-мифологической картины мира научно-рациональным ее объяснением), гражданская религия, а также согласованности религии в контексте глобализации и мультикультурализма. Имеющийся на сегодня эмпирический материал, накопленный социологией религии за вековую историю своего существования, дает основание предположить в качестве наиболее существенных черт религии: - связь религиозного опыта и практики с "предельными, конечными условиями человеческого существования", к числу которых принято относить такие фундаментальные события, как рождение и смерть человека, смысл его пребывания на земле, многочисленные страдания и переживания, добро и зло и другие драматические моменты. Социологи полагают, что возникновение и существование религии во всех без исключения обществах как раз и объясняются стремлением человечества не только найти ответы на эти фундаментальные проблемы собственного бытия, но и вместе с тем сформировать сознание и чувства верующих людей таким образом, чтобы они обрели уверенность и нашли моральную опору и утешение в религиозной деятельности. Популярное в западной социологии толкование религии определяет ее как "институционализированную систему верований, символов, ценностей и практик, которые обеспечивают группу людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий человеческого бытия". С социологической точки зрения институт религии, подобно другим социальным организациям, может быть представлен как система философской верой двух взаимосвязанных уровней: 1) ценностно-нормативной модели, включающей в себя совокупность верований, символов и предписаний, относящихся к определенному кругу явлений и предметов, называемых священными; и 2) структуры поведенческих образцов, управляемых и регулируемых посредством религиозных норм и верований. Реальным воплощением последних является существование религиозной организации, включающей в себя различные аспекты религиозной практики: моральную общность верующих, церковную организацию, отправление религиозного культа, обычаи, обряды и т.п.
Основные групповые процессы. Динамика группы (К.Левин) Динамика группы – это социально-психологические процессы приводящие группу в определенные состояния посредством различных групповых механизмов и обеспечивающие ее формирование, функционирование и развитие. В зарубежной социальной психологии существует целое направление исследований, получившее название «Групповая динамика». Основателем этого направления был американский психолог К. Левин. Представление о динамике группы предполагает рассмотрение следующих вопросов: групповые процессы; групповые состояния; групповые эффекты; уровни развития группы. Групповой процесс – это совокупность последовательных спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности. Групповые процессы совершаются под влиянием внутренних и внешних условий. Они различаются по времени протекания и интенсивности воздействия на личности членов группы. Групповые процессы могут быть двух типов: процессы развития и процессы функционирования. Процессы развития обусловливают переход группы к качественно новому состоянию. Процессы функционирования обеспечивают стабильность достигнутого качественного состояния группы и постепенное накопление количественных изменений. Когда такое накопление происходит – осуществляется качественный скачок, т.е. процесс функционирования переходит в процесс развития. Стержнем групповых процессов является процесс решения групповой задачи в ходе совместной деятельности. Он интегрирует и подчиняет себе другие процессы, происходящие в группе. По мнению 3.А. Богданова, в число основных групповых процессов входят: коммуникация, управление, адаптация, соревнование, консолидация, эмоциональная идентификация, принятие решения. Групповое состояние – это относительно статический момент динамики группы, характеризующийся устойчивостью, закрепленностью и повторяемостью действий и психических состояний членов группы, а также социально-психологических особенностей их взаимоотношений и взаимодействия. Основные групповые процессы и состояния: Первый процесс: общение – это взаимный обмен между членами группы информацией, действиями, состояниями, личностным содержанием и пр. Общение как сложный процесс человеческих взаимоотношений включает в себя следующие компоненты: информирование – передача информации от одного человека к др., без обратной связи; коммуникация – обмен информацией между людьми, с обратной связью; интеракция – взаимодействие людей, обмен действиям; перцепция – восприятие и понимание людьми друг друга; трансакция – обмен между людьми психическими состояниями, эмоциями, чувствами, переживаниями (предпосылкой адекватной трансакции служит наличие эмпатической способности общающихся людей); персоноакция – обмен личностным содержанием, передача одним человеком и принятие другими личностных свойств, качеств, ценностных ориентации, жизненных принципов и опыта. Процесс общения является предпосылкой готовности группы к совместной деятельности. Первое состояние: подготовленность – характеризуется степенью подготовки и готовности членов группы к решению поставленной задачи и формируется на основе процесса общения. Второй процесс: консолидация – это согласование членами группы в ходе совместной деятельности целей, норм, средств и способов деятельности. Процесс консолидации проходит несколько этапов: 1. Знакомство членов группы с поставленной перед ними задачей. 2. Осознание своих индивидуальных целей, интересов, возможностей, знаний при решении данной задачи. 3. Обмен членов группы меж<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 9743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.69 (0.014 с.) |