Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1.3. Методология и методы исследования в социальной психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Изучение любого сложного общественного явления требует достаточно строгого соблюдения общепринятых для всех наук и для каждой конкретной научной отрасли так называемых методологических принципов. Методология - это вся совокупность приемов и средств теоретического познания. Она определяет пути и методы поиска истины и одновременно ограждает ученого и науку в целом от эклектики, ограничивает сферу действия отдельных парадигм и методов их использования. Без выбора методологии научный поиск практически безрезультативен, а иногда и вообще невозможен. Существуют методологии разного объема и разного уровня исследований. Обычно выделяют общую и частную методологии. Общая методология - это некая совокупность необходимых и достаточных научных принципов рассмотрения общественного явления, например, психологического (вообще). Частная методология (ее еще иногда называют специальной) определяет специфику применения общих принципов исследования для конкретной сферы психологии, например, социальной. По мнению Г.М. Андреевой, понятие «методология» охватывает три уровня анализа. Первый уровень - общая методология, когда «можно проследить, как те или иные философские принципы претворяются в ткани конкретных социально-психологических исследований...». Второй уровень методологии уместно квалифицировать как специальную, или частную, методологию каждой отдельной научной дисциплины, представляющую собой реализацию общефилософских принципов при исследовании специфического предмета. Третий уровень методологии - совокупность конкретных методик исследования! Ядро социально-психологической теории составляют методологические и теоретические основы социальной психологии* которые кратко можно представить в виде исходных положений, сводящихся к следующему: 1) по своей сущности социально-психологические явления представляют собой идеальный (в смысле - нематериальный) образ окружающей социальной действительности, возникающий как результат отражения в сознании людей ее влияния и выступающий регулятором их отношений с ней; 2) непрерывное взаимодействие социальной среды и индивидов, в ней находящихся, с одной стороны, и взаимодействие самих людей и их групп между собой с другой, способствуют формированию и развитию общественных отношений; 3) среда, общение и совместная деятельность определяют специфику психологии различных групп (повышают их организованность), однако с ростом численности этих групп роль общения и совместной деятельности уменьшается, а значение среды, объективных условий жизни и деятельности возрастает (снижается уровень организованности людей); 4) характер и содержание многочисленных общественных отношений во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами самого взаимодействия людей, конкретными целями, преследуемыми ими в его ходе, а также местом и ролью, которые они занимают в обществе; 5) все виды общественных отношений пронизывают в свою очередь психологические отношения людей, т.е. субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже эмоциональными переживаниями (симпатиями и антипатиями и т.д.) индивидов, в них участвующих; 6) как результат материальной и духовной жизни индивидов, их исторического развития формируется общественное (массовое) сознание людей, представляющее собой отражение их социального бытия, общественных и психологических отношений. Программа и методы социально-психологического исследования. Социально-психологическое исследование - вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие и малые) группы, а также психологических характеристик самих этих групп. Специфика социально - психологического исследования по сравнению с другими социальными науками характеризуется: 1) использованием в качестве полноправных как данных об открытом поведении и деятельности индивидов в группах, так и характеристик сознания (представлений, мнений, установок, ценностей и г.п.) этих индивидов; 2) социальным контекстом исследования, влияющим на отбор, интерпретацию и изложение фактов; 3) неустойчивостью и постоянным изменением социально-психологических явлений; 4) культурно обусловленной относительностью социально-психологических закономерностей; 5) работой с реальными конкретными объектами исследования (индивидами и группами). В социальной психологии различают три уровня исследования: эмпирический, теоретический и методологический. Эмпирический уровень представляет собой сбор первичной информации, фиксирующей социально-психологические факты, и описание полученных данных, обычно в рамках определенных теоретических концепций. Теоретический уровень исследования обеспечивает объяснение эмпирических данных путем соотнесения их с результатами других работ. Это уровень построения концептуальных, теоретических моделей социально-психологических процессов и явлений. Методологический уровень с содержательной стороны рассматривает многоуровневую, системную организацию социально-психологических явлений и составляющих их элементов, соотношение принципов и категорий, определяет исходные принципы изучения этих явлений. С формальной стороны методология определяет операции, при помощи которых происходит сбор и анализ эмпирических данных. Иногда выделяют и четвертый уровень - процедурный (Г.М. Андреева, 1972). Это система знаний о методах, приемах исследования, обеспечивающая надежность и устойчивость психологической информации. В совокупности эти уровни создают условия для разработки исследовательской программы. Программа исследования, этапы исследования. Любое исследование начинается с составления исследовательской программы. От ее научной обоснованности в значительной степени зависят; эффективность исследования, значимость его теоретических и практических результатов. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу психологических процедур исследования: сбора, обработки и анализа данных. Программа задает определенную логику (этапность) исследования. Обычно она включает: определение проблемы, объекта и предмета исследования; предварительный теоретический анализ объекта исследования; характеристику целей и задач исследования; интерпретацию и операционализацию основных понятий; формулирование рабочих гипотез; определение плана исследования (поискового, описательного, экспериментального); составление плана выборки; описание методов сбора и обработки данных, схемы их анализа и интерпретации (Г.М. Андреева, 1972; В А. Ядов, 1995; В.Е. Семенов, 1977). Иногда в программе выделяют теоретический (методологический) и методический (процедурный) разделы. К первому относят компоненты программы, которые начинаются с постановки проблемы и завершаются составлением плана выборки, ко второму - описание методов сбора, обработки и анализа данных. Важным элементом программы принято считать пилотажное исследование. Цель его - оценка качества и надежности методического инструментария и процедур организации исследования, а также возможность внесения корректив и изменений в окончательные варианты методик и приемов сбора данных. Итоги исследования обычно оформляются в виде отчета, который составляется по определенному плану, содержит описание всех разделов программы, а также описание анализа полученных результатов. Источниками информации в социальной психологии принято считать: 1) характеристики реального поведения и деятельности людей и групп; 2) характеристики индивидуального и группового сознания (мнения, оценки, представления, установки, ценности и т.п.); 3) характеристики продуктов человеческой деятельности - материальной и духовной; 4) отдельные события, состояния социального взаимодействия. Методы, применяемые в социальной психологии для сбора эмпирических данных, являются в известной мере междисциплинарными и применяются не только в социальной психологии, но и в других науках, например, в социологии, психологии, педагогике. Различают следующие основные методы социальной психологии: наблюдение, эксперимент, метод анализа документов, аппаратурный метод, опрос, тестирование, социометрию. Наблюдение в социальной психологии - метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Классификация наблюдения производится по различным основаниям. В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения принято выделять две основные разновидности этого метода: стандартизированное и нестандартизированное наблюдение. В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают включенное (участвующее) и невключенное (простое) наблюдение. По условию организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (наблюдения в условиях эксперимента). Метод анализа документов. Данный метод является разновидностью способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях (В.А. Ядов, 1995). Впервые в социальной психологии применен как основной метод исследования У. Томасом и Ф. Знанецким при изучении феномена социальной установки. Документы различаются по способу фиксации информации (рукописные, печатные, кино-, фото-, видеодокументы), по целевому назначению (целевые, естественные), по степени персонификации (личные и безличные), к зависимости от статуса документа (официальные и неофициальные). Иногда их также делят по источнику информации на первичные (документы на базе непосредственной регистрации событий) и вторичные документы. Предпочтение того или иного вида документа как носителя социально-психологической информации определяется исходя из цели исследования и места документов в общей программе исследования. Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные). Количественные методы анализа текстовых материалов получили широкое распространение в 30-40-х годах в связи с разработкой специальной процедуры, названной контент-анализом (дословно термин означает анализ содержания). Основные единицы и процедуры контент-анализа. Процедура контент-анализа предполагает несколько этапов: выделение единиц анализа (качественных и количественных), составление кодировочной инструкции, пилотажную кодировку текста, кодировку всего массива исследуемых текстов и расчет количественного соотношения единиц анализа в исследуемом тексте, а также интерпретацию полученных данных. Качественные (смысловые) единицы контент-анализа: 1) категории - наиболее общие, ключевые понятия, составляющие концептуальную схему исследования; 2) подкатегории - частные понятия, раскрывающие смысловое содержание категорий; 3) индикаторы - формы выражения смысловых единиц анализа на языке изучаемого текста. К количественным единицам анализа относят: 1) единицы контекста - части текста (предложение, ответ на вопрос, абзац текста), в которых считаются частота и объем употребления категорий; 2) единицы счета и объема - пространственные, частотные, временные характеристики представленности в тексте смысловых единиц анализа. Метод опроса. Суть метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т.д.) фактах со слов опрашиваемых. Область применения опроса в социальной психологии: 1) на ранних стадиях исследования, для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструментария; 2) опрос как средство уточнения, расширения и контроля данных; 3) как основной метод сбора эмпирической информации. Специфика применения опроса в социальной психологии связана со следующим: 1) в социальной психологии опрос не является основным методическим инструментом, например, по сравнению с социологией; 2) опрос, как правило, не используется для выборочных исследований; 3) применяется как сплошной опрос на реальных социальных I руппах; 4) чаще всего проводится в очной форме; 5) в социально-психологическом исследовании анкета не просто вопросник, а комплекс специальных приемов и методик (шкалы, ассоциативные приемы, тесты и др.) изучения объекта и др. (A.JI. Жу- равлев, 1995). Наибольшее распространение имеют два типа опроса: 1) опрос «лицом к лицу» - интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом); 2) заочный опрос - анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами. Метод социометрии. Относится к инструментарию социально- психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой - диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы. Метод разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы. Процедура измерения включает следующие элементы: 1) определение варианта (числа) выборов (отклонений); 2) выбор критериев (вопросов) опроса; 3) организация и проведение опроса; 4) обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа. Результаты исследования могут быть представлены в виде социометрической матрицы (таблицы), куда включены все выборы и (или) отклонения, сделанные или предполагаемые членами группы, в виде социограммы, графически изображающей полученные результаты, или в форме разнообразных социометрических индексов, дающих количественное представление о положении индивида в группе, а также оценку группы в целом. Социометрические индексы делят на две группы: индивидуальные и групповые. К индивидуальным показателям относят: социометрический статус - величина позитивности или негативности отношения группы к отдельному ее члену, которая определяется отношением количества выборов и отклонений, которые получил индивид, к их максимально возможному числу. Индекс эмоциональной (психологической) экспансивности - степень активности индивида во взаимодействии с другими членами группы, потребность в осуществлении контактов с ними. Он рассчитывается как отношение количества сделанных индивидом выборов и отклонений относительно членов группы к их максимально возможному числу. Наиболее существенными недостатками метода принято считать: 1) невозможность выявления мотивов межличностных выборов; 2) возможность искажения результатов измерения из-за неискренности испытуемых или вследствие влияния психологической защиты; 3) социометрическое измерение приобретает значение лишь при исследовании малых групп, имеющих опыт группового взаимодействия. Эксперимент. Термин «эксперимент» имеет в социальной психологии два значения: опыт и испытание, как принято в естественных науках; исследование в логике выявления причинно-следственных связей. Одно из существующих определений метода эксперимента указывает, что он предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. Среди специфических признаков эксперимента выделяют: моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов. В зависимости от основания классификации выделяют разные типы эксперимента: 1) по специфике задачи - научные и практические; 2) по характеру экспериментального плана - параллельные (наличие контрольной и экспериментальной групп) и последовательные (эксперимент «до и после»); 3) по характеру экспериментальной ситуации - полевые и лабораторные; по числу изучаемых переменных - однофакторные и многофакторные эксперименты. Метод аппаратурный. Данная группа методов является развитием экспериментальных процедур исследования социально-психологических особенностей индивида, малой группы и различных социальных общностей (аудиторий) (Н.Н. Обозов, 1977; В.А. Терехин, |‘Ж8; Р.Б. Гительмахер, В.Н. Куликов, 1985). Наиболее известны и широко применяются в социальной психологии аппаратурные метопы изучения различных социально-психологических феноменов, которые проявляются в условиях групповой работы. В основе конструирования аппаратурных методов и их классификации лежат следующие принципы: технический (особенности конструкции, функциональные возможности модели, способность регистрации различных компонентов деятельности), общепсихологический (включенность различных психических процессов в моделируемую деятельность), социально-психологический (характер, тип, уровень взаимосвязанности действий при выполнении заданий). Принято выделять на основе этих критериев следующие группы аппаратурных моделей: 1) модели сравнительной оценки индивидуальных вкладов (Арка, Лабиринт, Эстакада); 2) модели суммарного воздействия (Ритмограф, Волюнтограф); 3) модели многосвязанного управления равновесием в системе (Гомеостат); 4) модели многосвязанного управления движущимся объектом (Кибернометр, Групповой сенсомоторный интегратор). Несмотря на то, что все методы конструктивно весьма условны, они считаются достаточно адекватными природе изучаемых социально-психологических явлений. Тестирование. Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. С помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные, межгрупповые различия. Области применения тестов в социальной психологии: диагностика групп, изучение межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцепции, социально-психологических свойств личности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль лидерства и др.). Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные данные с определенными параметрами оценки, например с характеристиками личности. Итоговый результат измерения выражается в тестовом показателе. Тестовые показатели относительны. Их диагностическое значение обычно определяют через соотнесение с нормативным показателем, полученным статистически на значительном числе испытуемых. Главную методологическую проблему измерения в социальной психологии с помощью тестов составляет определение нормативной (базовой) шкалы оценки при диагностике групп. Она связана с системной, многофакторной природой социально-психологических явлений и их динамичностью. Классификация тестов может быть по нескольким основаниям: по основному объекту исследования (межгрупповые, межличностные, личностные), по предмету исследования (тесты совместимости, групповой сплоченности и т.д.), по структурным особенностям методик (опросники, аппаратурные, проективные тесты), по исходной точке отсчета оценки (методики экспертной оценки, предпочтений, субъективного отражения межличностных отношений). Вопросы для закрепления: 1) Понятие и уровни методологии. 2) Основные методы социально-психологического исследования. 3) Сущность эксперимента. 4) Специфика применения опроса в социально-психологических исследованиях. 5) Аппаратурный метод и метод тестирования в социальной психологии. Литература: [3], [7], [25], [38].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.169.14 (0.01 с.) |