Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.3. Методология и методы исследования в социальной психологии

Поиск

 

Изучение любого сложного общественного явления требует до­статочно строгого соблюдения общепринятых для всех наук и для каждой конкретной научной отрасли так называемых методологичес­ких принципов. Методология - это вся совокупность приемов и средств теоретического познания. Она определяет пути и методы поиска истины и одновременно ограждает ученого и науку в целом от эклектики, ограничивает сферу действия отдельных парадигм и ме­тодов их использования. Без выбора методологии научный поиск прак­тически безрезультативен, а иногда и вообще невозможен.

Существуют методологии разного объема и разного уровня ис­следований. Обычно выделяют общую и частную методологии.

Общая методология - это некая совокупность необходимых и достаточных научных принципов рассмотрения общественного явле­ния, например, психологического (вообще).

Частная методология (ее еще иногда называют специальной) определяет специфику применения общих принципов исследования для конкретной сферы психологии, например, социальной.

По мнению Г.М. Андреевой, понятие «методология» охватывает три уровня анализа. Первый уровень - общая методология, когда «можно проследить, как те или иные философские принципы претво­ряются в ткани конкретных социально-психологических исследова­ний...». Второй уровень методологии уместно квалифицировать как специальную, или частную, методологию каждой отдельной научной дисциплины, представляющую собой реализацию общефилософских принципов при исследовании специфического предмета. Третий уро­вень методологии - совокупность конкретных методик исследования!

Ядро социально-психологической теории составляют методоло­гические и теоретические основы социальной психологии* которые кратко можно представить в виде исходных положений, сво­дящихся к следующему:

1) по своей сущности социально-психологические явления пред­ставляют собой идеальный (в смысле - нематериальный) образ ок­ружающей социальной действительности, возникающий как резуль­тат отражения в сознании людей ее влияния и выступающий регуля­тором их отношений с ней;

2) непрерывное взаимодействие социальной среды и индивидов, в ней находящихся, с одной стороны, и взаимодействие самих людей и их групп между собой с другой, способствуют формированию и раз­витию общественных отношений;

3) среда, общение и совместная деятельность определяют спе­цифику психологии различных групп (повышают их организованность), однако с ростом численности этих групп роль общения и совместной деятельности уменьшается, а значение среды, объективных условий жизни и деятельности возрастает (снижается уровень организован­ности людей);

4) характер и содержание многочисленных общественных отно­шений во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами са­мого взаимодействия людей, конкретными целями, преследуемыми ими в его ходе, а также местом и ролью, которые они занимают в обществе;

5) все виды общественных отношений пронизывают в свою оче­редь психологические отношения людей, т.е. субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопро­вождаемые уже эмоциональными переживаниями (симпатиями и ан­типатиями и т.д.) индивидов, в них участвующих;

6) как результат материальной и духовной жизни индивидов, их исторического развития формируется общественное (массовое) сознание людей, представляющее собой отражение их социального бытия, общественных и психологических отношений.

Программа и методы социально-психологического исследования. Социально-психологическое исследование - вид науч­ного исследования с целью установления в поведении и деятельнос­ти людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие и малые) группы, а также психо­логических характеристик самих этих групп. Специфика социально - психологического исследования по сравнению с другими социальны­ми науками характеризуется:

1) использованием в качестве полноправных как данных об от­крытом поведении и деятельности индивидов в группах, так и характеристик сознания (представлений, мнений, установок, ценностей и г.п.) этих индивидов;

2) социальным контекстом исследования, влияющим на отбор, интерпретацию и изложение фактов;

3) неустойчивостью и постоянным изменением социально-психологических явлений;

4) культурно обусловленной относительностью социально-психо­логических закономерностей;

5) работой с реальными конкретными объектами исследования (индивидами и группами).

В социальной психологии различают три уровня исследования: эмпирический, теоретический и методологический. Эмпирический уровень представляет собой сбор первичной информации, фиксирую­щей социально-психологические факты, и описание полученных дан­ных, обычно в рамках определенных теоретических концепций. Теоретический уровень исследования обеспечивает объяснение эмпирических данных путем соотнесения их с результатами других ра­бот. Это уровень построения концептуальных, теоретических моде­лей социально-психологических процессов и явлений. Методологи­ческий уровень с содержательной стороны рассматривает много­уровневую, системную организацию социально-психологических яв­лений и составляющих их элементов, соотношение принципов и кате­горий, определяет исходные принципы изучения этих явлений. С фор­мальной стороны методология определяет операции, при помощи

которых происходит сбор и анализ эмпирических данных. Иногда выделяют и четвертый уровень - процедурный (Г.М. Андреева, 1972). Это система знаний о методах, приемах исследования, обеспечива­ющая надежность и устойчивость психологической информации. В совокупности эти уровни создают условия для разработки исследо­вательской программы.

Программа исследования, этапы исследования. Любое исследование начинается с составления исследовательской програм­мы. От ее научной обоснованности в значительной степени зависят; эффективность исследования, значимость его теоретических и практических результатов. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу психологических процедур исследования: сбора, обработки и анализа данных. Программа задает определен­ную логику (этапность) исследования. Обычно она включает: опре­деление проблемы, объекта и предмета исследования; предваритель­ный теоретический анализ объекта исследования; характеристику целей и задач исследования; интерпретацию и операционализацию основных понятий; формулирование рабочих гипотез; определение плана исследования (поискового, описательного, экспериментально­го); составление плана выборки; описание методов сбора и обработ­ки данных, схемы их анализа и интерпретации (Г.М. Андреева, 1972; В А. Ядов, 1995; В.Е. Семенов, 1977). Иногда в программе выделя­ют теоретический (методологический) и методический (процедур­ный) разделы. К первому относят компоненты программы, которые начинаются с постановки проблемы и завершаются составлением плана выборки, ко второму - описание методов сбора, обработки и анализа данных. Важным элементом программы принято считать пилотажное исследование. Цель его - оценка качества и надежности методического инструментария и процедур организации исследова­ния, а также возможность внесения корректив и изменений в оконча­тельные варианты методик и приемов сбора данных. Итоги исследо­вания обычно оформляются в виде отчета, который составляется по определенному плану, содержит описание всех разделов программы, а также описание анализа полученных результатов.

Источниками информации в социальной психологии принято считать:

1) характеристики реального поведения и деятельности людей и групп;

2) характеристики индивидуального и группового сознания (мне­ния, оценки, представления, установки, ценности и т.п.);

3) характеристики продуктов человеческой деятельности - материальной и духовной;

4) отдельные события, состояния социального взаимодействия.

Методы, применяемые в социальной психологии для сбора эмпи­рических данных, являются в известной мере междисциплинарными и применяются не только в социальной психологии, но и в других науках, например, в социологии, психологии, педагогике. Различают следующие основные методы социальной психологии: наблюдение, эксперимент, метод анализа документов, аппаратурный метод, опрос, тестирование, социометрию.

Наблюдение в социальной психологии - метод сбора информа­ции путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях.

Классификация наблюдения производится по различным основа­ниям. В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения принято выделять две основные разновидности этого метода: стандартизированное и нестандартизированное наблюдение.

В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают включенное (участвующее) и невключенное (простое) наблюдение.

По условию организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (наблюде­ния в условиях эксперимента).

Метод анализа документов. Данный метод является разновидностью способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях (В.А. Ядов, 1995). Впервые в социальной психологии применен как основной метод исследования У. Томасом и Ф. Знанецким при изу­чении феномена социальной установки. Документы различаются по способу фиксации информации (рукописные, печатные, кино-, фото-, видеодокументы), по целевому назначению (целевые, ес­тественные), по степени персонификации (личные и безличные), к зависимости от статуса документа (официальные и неофици­альные). Иногда их также делят по источнику информации на первичные (документы на базе непосредственной регистрации событий) и вторичные документы.

Предпочтение того или иного вида документа как носителя социально-психологической информации определяется исходя из цели исследования и места документов в общей программе исследования. Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные).

Количественные методы анализа текстовых материалов полу­чили широкое распространение в 30-40-х годах в связи с разработкой специальной процедуры, названной контент-анализом (дословно тер­мин означает анализ содержания).

Основные единицы и процедуры контент-анализа. Про­цедура контент-анализа предполагает несколько этапов: выделение единиц анализа (качественных и количественных), составление кодировочной инструкции, пилотажную кодировку текста, кодировку все­го массива исследуемых текстов и расчет количественного соотно­шения единиц анализа в исследуемом тексте, а также интерпрета­цию полученных данных. Качественные (смысловые) единицы контент-анализа:

1) категории - наиболее общие, ключевые понятия, составляю­щие концептуальную схему исследования;

2) подкатегории - частные понятия, раскрывающие смысловое содержание категорий;

3) индикаторы - формы выражения смысловых единиц анализа на языке изучаемого текста.

К количественным единицам анализа относят:

1) единицы контекста - части текста (предложение, ответ на воп­рос, абзац текста), в которых считаются частота и объем употреб­ления категорий;

2) единицы счета и объема - пространственные, частотные, вре­менные характеристики представленности в тексте смысловых еди­ниц анализа.

Метод опроса. Суть метода заключается в получении инфор­мации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мо­тивах, отношениях и т.д.) фактах со слов опрашиваемых.

Область применения опроса в социальной психологии:

1) на ранних стадиях исследования, для сбора предварительной информации или пилотажного испытания методического инструмен­тария;

2) опрос как средство уточнения, расширения и контроля данных;

3) как основной метод сбора эмпирической информации.

Специфика применения опроса в социальной психологии связана со следующим:

1) в социальной психологии опрос не является основным методи­ческим инструментом, например, по сравнению с социологией;

2) опрос, как правило, не используется для выборочных иссле­дований;

3) применяется как сплошной опрос на реальных социальных I руппах;

4) чаще всего проводится в очной форме;

5) в социально-психологическом исследовании анкета не просто вопросник, а комплекс специальных приемов и методик (шкалы, ас­социативные приемы, тесты и др.) изучения объекта и др. (A.JI. Жу- равлев, 1995).

Наибольшее распространение имеют два типа опроса:

1) опрос «лицом к лицу» - интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (рес­пондентом);

2) заочный опрос - анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами.

Метод социометрии. Относится к инструментарию социально- психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой - диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы. Метод разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредствен­ных отношений внутри малой группы.

Процедура измерения включает следующие элементы:

1) определение варианта (числа) выборов (отклонений);

2) выбор критериев (вопросов) опроса;

3) организация и проведение опроса;

4) обработка и интерпретация результатов с использованием ко­личественных (социометрические индексы) и графических (социог­раммы) методов анализа.

Результаты исследования могут быть представлены в виде социометрической матрицы (таблицы), куда включены все вы­боры и (или) отклонения, сделанные или предполагаемые членами группы, в виде социограммы, графически изображающей получен­ные результаты, или в форме разнообразных социометрических ин­дексов, дающих количественное представление о положении индиви­да в группе, а также оценку группы в целом.

Социометрические индексы делят на две группы: индивидуаль­ные и групповые. К индивидуальным показателям относят: социо­метрический статус - величина позитивности или негативности от­ношения группы к отдельному ее члену, которая определяется отно­шением количества выборов и отклонений, которые получил инди­вид, к их максимально возможному числу. Индекс эмоциональной (психологической) экспансивности - степень активности индивида во взаимодействии с другими членами группы, потребность в осуще­ствлении контактов с ними. Он рассчитывается как отношение коли­чества сделанных индивидом выборов и отклонений относительно членов группы к их максимально возможному числу.

Наиболее существенными недостатками метода принято считать:

1) невозможность выявления мотивов межличностных выборов;

2) возможность искажения результатов измерения из-за неискрен­ности испытуемых или вследствие влияния психологической защиты;

3) социометрическое измерение приобретает значение лишь при исследовании малых групп, имеющих опыт группового взаимодействия.

Эксперимент. Термин «эксперимент» имеет в социальной пси­хологии два значения: опыт и испытание, как принято в естественных науках; исследование в логике выявления причинно-следственных связей. Одно из существующих определений метода эксперимента указывает, что он предполагает организованное исследователем вза­имодействие между испытуемым (или группой) и эксперименталь­ной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимо­действия. Среди специфических признаков эксперимента вы­деляют: моделирование явлений и условий исследования (экспери­ментальная ситуация); активное воздействие исследователя на яв­ления (варьирование переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов.

В зависимости от основания классификации выделяют разные типы эксперимента:

1) по специфике задачи - научные и практические;

2) по характеру экспериментального плана - параллельные (наличие контрольной и экспериментальной групп) и последовательные (эксперимент «до и после»);

3) по характеру экспериментальной ситуации - полевые и лабо­раторные; по числу изучаемых переменных - однофакторные и многофакторные эксперименты.

Метод аппаратурный. Данная группа методов является развитием экспериментальных процедур исследования социально-пси­хологических особенностей индивида, малой группы и различных со­циальных общностей (аудиторий) (Н.Н. Обозов, 1977; В.А. Терехин, |‘Ж8; Р.Б. Гительмахер, В.Н. Куликов, 1985). Наиболее известны и широко применяются в социальной психологии аппаратурные мето­пы изучения различных социально-психологических феноменов, которые проявляются в условиях групповой работы. В основе констру­ирования аппаратурных методов и их классификации лежат следую­щие принципы: технический (особенности конструкции, функциональ­ные возможности модели, способность регистрации различных ком­понентов деятельности), общепсихологический (включенность раз­личных психических процессов в моделируемую деятельность), со­циально-психологический (характер, тип, уровень взаимосвязанности действий при выполнении заданий). Принято выделять на основе этих критериев следующие группы аппаратурных моделей:

1) модели сравнительной оценки индивидуальных вкладов (Арка, Лабиринт, Эстакада);

2) модели суммарного воздействия (Ритмограф, Волюнтограф);

3) модели многосвязанного управления равновесием в системе (Гомеостат);

4) модели многосвязанного управления движущимся объектом (Кибернометр, Групповой сенсомоторный интегратор).

Несмотря на то, что все методы конструктивно весьма условны, они считаются достаточно адекватными природе изучаемых социально-психологических явлений.

Тестирование. Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. С помощью тестов в социаль­ной психологии определяются межиндивидуальные, межгрупповые различия. Области применения тестов в социальной психологии: ди­агностика групп, изучение межличностных и межгрупповых отноше­ний и социальной перцепции, социально-психологических свойств лич­ности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль ли­дерства и др.). Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или полу­чение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный харак­тер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помо­щи «ключа» соотнести полученные данные с определенными пара­метрами оценки, например с характеристиками личности. Итоговый результат измерения выражается в тестовом показателе. Тестовые показатели относительны. Их диагностическое значение обычно оп­ределяют через соотнесение с нормативным показателем, получен­ным статистически на значительном числе испытуемых. Главную методологическую проблему измерения в социальной психологии с помощью тестов составляет определение нормативной (базовой) шкалы оценки при диагностике групп. Она связана с системной, мно­гофакторной природой социально-психологических явлений и их ди­намичностью. Классификация тестов может быть по нескольким основаниям: по основному объекту исследования (межгрупповые, межличностные, личностные), по предмету исследования (тесты со­вместимости, групповой сплоченности и т.д.), по структурным осо­бенностям методик (опросники, аппаратурные, проективные тесты), по исходной точке отсчета оценки (методики экспертной оценки, пред­почтений, субъективного отражения межличностных отношений).

Вопросы для закрепления:

1) Понятие и уровни методологии.

2) Основные методы социально-психологического исследования.

3) Сущность эксперимента.

4) Специфика применения опроса в социально-психологических исследованиях.

5) Аппаратурный метод и метод тестирования в социальной пси­хологии.

Литература: [3], [7], [25], [38].




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.169.14 (0.01 с.)