Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные движения являются массовым групповымСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
субъектом, хотя они и не подходят под определение группы как имеющей определенные границы и относительно устойчивой общности людей. Общность, охватываемая движением, обычно чрезвычайно подвижна: состав его участников постоянно меняется, то расширяясь, то сужаясь; форма его существования - более или менее спорадические акции, которые могут многократно возникать и прекращаться в течение более или менее длительного времени, но могут быстро и необратимо пойти на убыль, затухнуть вместе с самим движением. Эти черты движения объясняются их массовым характером: масса не в состоянии вся сразу и в течение длительного времени отдаваться общественной или политической деятельности. Каким бы уровнем социальное движение ни обладало, оно демонстрирует несколько общих черт. 1. Социальное движение базируется всегда на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социальное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения. 2. Всякое социальное движение имеет в качестве цели изменение ситуации в зависимости от его уровня: то ли в обществе в целом, то ли в регионе, то ли в какой-либо группе. 3. В ходе организации движения формулируется его программа, с той или другой степенью разработанности и четкости. 4. Движение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей, в частности в том, допустимо ли насилие как одно из средств. 5. Всякое социальное движение реализуется в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр. (Штомпка, 1996). Социальные движения демонстрируют сложный предмет социальной психологии как науки: единство базовых психологических процессов и социальных условий, в которых развертывается поведение индивидов и групп. Исходным пунктом всякого социального движения является проблемная ситуация, которая и дает импульс возникновению движения. Механизмы присоединения к движению могут быть объяснены через анализ мотивов участников. Они подразделяются на фундаментальные, которые определяются условиями существованияконкретной социальной группы, ее статусом, устойчивым интересом по отношению к какому-либо явлению, политическому решению, за конодательству, и сиюминутные, которые порождены проблемной ситуацией, общественным инцидентом, новым политическим актом. Рекрутация сторонников движения осуществляется различными путями: в локальных движениях это может быть и рекрутация «на улице», когда организуется сбор подписей в пользу какой-либо акции. В движениях более высокого уровня рекрутация происходит в тех группах, в которых родилась инициатива. Теория относительной депривации утверждает, что человек испытывает потребность достижения какой-либо цели не в том случае, когда он абсолютно лишен какого-то блага, права, ценности, а в том случае, когда он лишен этого относительно. Иными словами, потребность эта формируется при сравнении своего положения (или положения своей группы) с положением других. Критика справедливо отмечает упрощение проблемы в этой теории или, как минимум, абсолютизацию фактора, который в действительности может иметь место. Другая теория - мобилизация ресурсов - делает акцент на более «психологические» основания присоединения к движению. Здесь утверждается, что человек руководствуется потребностью в большей степени идентифицироваться с группой, ощутить себя частью ее, тем самым почувствовать свою силу, мобилизовать ресурсы. В данном случае также можно сделать упрек в односторонности и переоценке лишь одного из факторов. По-видимому, вопрос о рекрутации сторонников социальных движений еще ждет своих исследований. Вторая проблема касается соотношения позиций большинства и меньшинства в любом массовом, в том числе социальном движении. Учитывая неоднородность социальных движений, объединение в них представителей разных социальных групп, а также специфические формы действий (высокий эмоциональный накал, наличие разноречивой информации), можно предположить, что во всяком социальном движении актуальна проблема выделения «несогласных», более радикальных, решительных и т.д. Иными словами, в движении легко обозначается меньшинство. Неучет его позиции может ослабить движение. Следовательно, необходим диалог, обеспечивающий права меньшинства, перспективы для торжества и его точки зрения. В концепции С. Московичи предлагаются характеристики условий, при которых меньшинство может рассчитывать на влияние в движении. Главное из них - последовательный стиль поведения. Под этим понимается обеспечение последовательности в двух «сечениях»: в синхронии (единодушие участников в каждый данный момент) и диахронии (стабильность позиции и поведения членов меньшинства во времени). Только при соблюдении таких условий переговоры меньшинства с большинством (а это неизбежно во всяком движении) могут быть успешными. Необходима проработка также и самого стиля переговоров: умение достигать компромисса, снимать излишнюю категоричность, готовность к продвижению по пути поиска продуктивного решения. Третья проблема, возникающая в социальном движении, - это проблема лидера или лидеров. Религия принадлежит к тем явлениям, которые сопровождают человечество и человеческие отношения на всем пути их существования и трансформации. Религия как социальный феномен связана с особой сферой проявления психики человека, отражающей поиск им духовной и психологической «ниши», идейных и других ориентиров. Она функционирует в форме верований и практических действий, к которым, как давно уже доказано, люди обращаются тогда, когда в борьбе за свое существование в условиях окружающей их сложной действительности они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами. Сами верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с «чудом», с неожиданным озарением и просветлением, с приобщением к Богу. Соприкосновение человека с реальностью религии есть его религиозный опыт. Обычно выделяют ряд психологических показателей, помогающих понять, что такое религия. Во-первых, религия - это специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая собственные особенности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих. Во-вторых, религия предполагает наличие особых групп - групп верующих и конфессиональной (групповой) исключительности. В-третьих, религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные. В-четвертых, религия подразумевает определенную совокупность верований (идей), выраженных в религиозных канонах. Исходные моменты религиозных верований представлены в религиозной доктрине. Доктрина - это конкретная рациональная интерпретация учения о Боге и веры в него, позволяющая вести пропаганду религиозных идей и полемику с другими конфессиями и атеистами. Доктрина выполняет определенные функции: · инструктирует верующих относительно понимания священных текстов, обязанностей членов религиозной общности, различения допустимой вольности и действительной ошибки; · с ее помощью пытаются зафиксировать и сохранить интерпретацию исходных догм той или иной религии; · ограждает веру от ложных интерпретаций и недопонимания, от критики со стороны других конфессий, реформаторов, атеистов. · Существует большое множество ритуалов, которые можно разделить на: · имитативные, в основе которых лежит тот или иной миф; · позитивные или негативные (первые обычно связаны с освящением или обновлением субъекта или индивида, а вторые - с установлением запрета или табу); · ритуалы жертвоприношения; · ритуалы жизненных кризисов (знаменующие переход от одной стадии жизни к другой). Ритуал есть реальная, социально-объективированная форма воздействия на иллюзорный предмет религиозной веры. В обобщенном виде можно выделить несколько стадий, которые проходит человек в развитии своей религиозности. Начальная стадия характеризуется слабо осмысленным стремлением к поиску защиты от трудностей жизни в потустороннем мире. На второй стадии у человека начинает проявляться интерес к существу божественного. На третьей стадии человек испытывает серьезную потребность в поддержке религиозного авторитета, у него формируется приоритетное предпочтение «преимуществ» загробной жизни. На четвертой стадии верующие уже обладают способностью управлять своими религиозными чувствами и переживаниями. На пятой стадии у верующего доминируют устойчивые религиозные ценностные ориентации, формируется способность к правильному восприятию представлений о других религиозных традициях. Изучение психологии верующих должно опираться на определенные теоретические принципы анализа их религиозности и атеистичности. К ним можно отнести: 1) необходимость единого логического основания для вычленения всех групп типологии - глубоко верующие, верующие, колеблющиеся, индифферентные, пассивные атеисты, активные атеисты (таким основанием является отношение личности к религии и атеизму, точнее - степень религиозной веры или соответственно атеистической убежденности); 2) реализация этого основания в двух видах признаков, относящихся: а) к сфере сознания индивида и б) к сфере его поведения; 3) набор субъективных и объективных признаков для отнесения тех или иных людей к определенной типологической группе специфичен для каждой из этих групп. На основании данных принципов российскими исследователями в области психологии религии разработана примерная методика для изучения представителей различных групп верующих. Глубоко верующие. Общая характеристика сознания: наличие глубокой религиозной веры. Эмпирические признаки: а) вера в основные религиозные догматы и мифы; б) осознание себя членом определенной религиозной общности (конфессии); в) позитивное отношение к новым религиозным ценностям и нормам; г) негативное отношение к атеизму, его ценностям и нормам. Общая характеристика поведения: вера в основном реализуется в поведении. Эмпирические признаки: а) регулярное отправление религиозных обрядов, праздников; б) регулярное выполнение ритуальных предписаний религии в домашней обстановке; в) участие в деятельности религиозных организаций; г) воспитание детей в религиозном духе. Верующие. Общая характеристика сознания: наличие религиозной веры. Эмпирические признаки: а) вера в самые существенные религиозные догматы и мифы (вера в Бога); б) как правило, осознание себя членом определенной конфессии; в) позитивное отношение к некоторым религиозным ценностям и нормам; г) негативное или безразличное отношение к атеизму, его ценностям и нормам. Общая характеристика поведения: вера слабо реализуется в поведении. Эмпирические признаки: а) нерегулярное отправление религиозных обрядов и праздников; б) частичное выполнение ритуальных предписаний религии в домашней обстановке; в) возможно эпизодическое участие в деятельности религиозных организаций; г) слабое религиозное влияние на детей или полный отказ от религиозного воспитания. Колеблющиеся. Общая характеристика сознания: наличие колебаний между верой и недоверием. Эмпирические признаки: а) сомнения в правильности основных религиозных догматов; б) колебания в отношении к религиозным и атеистическим ценностям и нормам; в) возможна частичная религиозная идентификация (относят себя к последователям той или иной религии). Общая характеристика поведения: возможны отдельные элементы религиозного поведения. Эмпирические признаки: а) нерегулярное отправление наиболее важных религиозных праздников и обрядов; б) отдельные элементы ритуального поведения в домашних условиях; в) неучастие в деятельности религиозных организаций; г) отсутствие религиозного воспитания детей. Индифферентные к религии люди. Общая характеристика сознания: религиозная вера отсутствует, но нет и атеистических убеждений. Эмпирические признаки: а) не верят в религиозные догматы и мифы; б) безразлично относятся как к религиозным, так и к атеистическим нормам и ценностям; в) не считают, что религия приносит вред обществу; г) не считают атеистическое воспитание необходимым. Общая характеристика поведения: религиозное поведение отсутствует, хотя не исключены отдельные его проявления. Эмпирические признаки: а) религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении; б) ритуальное поведение дома отсутствует; в) в атеистическом воспитании участия не принимают; г) в мировоззренческом воспитании детей нет четкой линии. Пассивные атеисты. Общая характеристика сознания: атеистические убеждения имеются, но не всегда являются глубокими и осознанными. Эмпирические признаки: а) не верят в религиозные догматы и мифы; б) негативно относятся к религиозным ценностям и нормам; в) считают, что религия приносит вред обществу. Общая характеристика поведения: религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении. Эмпирические признаки: а) не участвуют в религиозных праздниках и обрядах; б) отсутствует ритуальное поведение дома; в) детей стараются воспитать в духе атеизма, но это не всегда получается. Активные атеисты. Общая характеристика сознания: наличие глубоких атеистических убеждений. Эмпирические признаки: а) не верят в религиозные догматы и мифы; б) негативно относятся к религиозным нормам и ценностям; в) позитивно относятся к атеистическим ценностям и нормам; г) полагают, что религия приносит вред обществу; д) считают себя готовыми к проведению атеистического воспитания. Общая характеристика поведения: атеистические убеждения реализуются в поведении. Эмпирические признаки: а) не участвуют в религиозных праздниках и обрядах; б) не допускают элементов религиозного поведения дома; в) активно участвуют в атеистическом воспитании в тех или иных формах. Существует несколько основных типов религиозных организаций. Церковь - религиозная организация (открытая, формальная, конструктивная группа-общность верующих), способствующая интеграции общества и действующая внутри него. В то же время она посредством поддерживаемых ею верований и представлений удовлетворяет большинство личностных запросов представителей всех социальных слоев. Церковь по своей природе придает огромное значение молитвам, которые она отправляет, системе вероучения, которая ею сформулирована, официальному управлению совершением богослужений и образованием со стороны духовной иерархии. Деноминация - промежуточное звено между церковью и сектой (полузакрытая, потенциально конструктивная, формальная группа-общность верующих). Этот тип религиозной организации не обладает такой универсальностью, как церковь, поскольку в ее деятельности часто проявляются классовые, национальные, расовые, а иногда и региональные интересы. С известной натяжкой деноминацию можно назвать и церковью, поскольку она находится в относительной, но не до конца совершенной гармонии со светской властной структурой. Секты - это небольшие нестабильные (потенциально деструктивные, закрытые) религиозные группы, которые не согласны с определенными религиозными традициями или даже выступают против некоторых из них и не склонны к компромиссу с государством и церковью. Они характеризуются прежде всего либо индифферентной, либо агрессивной позицией по отношению к миру в целом, окружающему обществу, государству и церкви, стремлением к максимальной изоляции от них в своей замкнутости. Религиозное сознание является иллюзорным отражением действительности. Оно характеризует осмысление не реальной действительности, а вымышленной, не может существовать вне определенных мифов, образов и идей, которые усваиваются людьми. В целом религиозное сознание отличают: высокая чувственная наглядность, создание воображением различных религиозных образов, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, наличие религиозной веры, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики и других специальных знаков. Содержательная сторона религиозного сознания формирует конкретные ценности и потребности верующих, их взгляды на окружающий мир и потустороннюю реальность, способствуя целенаправленному внедрению в их психику определенных идей, образов, представлений, чувств и настроений. В ней проявляется не только и не столько идеология, как это может показаться па первый взгляд и как считают некоторые ученые, но и особенности самой психологии верующих, выражающие качественные характеристики их мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-поведенческих процессов. Функциональная сторона религиозного сознания в своеобразной форме удовлетворяет потребности верующих, придавая нужную направленность проявлениям их идеологии и психологии, формируя их определенное морально-психологическое состояние, настроения и переживания, способствуя эффективному воздействию на их психику. К функциональной стороне религиозного сознания можно отнести специфику культовых действий и ритуалов, религиозного утешения, катарсиса религиозных чувств и настроений и т.д. Особенностями религиозного сознания являются: · более строгий контроль религиозных институтов над психикой и сознанием верующих, их поведением и поступками; · более четкая продуманность идеологии и психологических механизмов ее внедрения в сознание верующих. Религиозная вера объединяет содержательную и функциональную стороны религиозного сознания. Религиозное сознание включает в себя религиозную идеологию и религиозную психологию. Религиозная идеология - это более или менее стройная система понятий, идей, принципов, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа. В свою очередь религиозная психология представляет собой совокупность религиозных понятий, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций, связанных с определенной системой религиозных идей и присущих всей массе верующих. Она формируется под влиянием непосредственных условий жизни и религиозной идеологии. В системе религиозно-психологического комплекса верующего большую роль играют ценностные ориентации, являющиеся важным показателем отношения верующего к религии. Они помогают выявить мотивы культового поведения верующего, характеризуют его взаимоотношения с религиозной общиной, его социальные и нравственные качества. Для верующих характерна специфическая система ценностных ориентаций, отличающаяся тем, что в ней главную роль играют идеи и нормы, вытекающие из религиозной веры. Система ценностных ориентации верующих характеризует их общее отношение к окружающей действительности, общую социальную направленность их сознания и поведения. Однако эта общая социальная направленность реализуется в их отношениях к конкретным событиям, фактам или лицам, в отдельных актах поведения. Поэтому важным элементом религиозно-психологического комплекса являются религиозные установки. В религиозно-психологическом комплексе особое место занимают религиозные установки. Религиозная установка - предрасположенность верующего к определенной оценке тех или иных социальных явлений и готовность к соответствующим действиям, обусловленным этой оценкой. В частности, исследователи отмечают, что религиозные установки играют роль своеобразного фильтра по отношению ко всей информации, поступающей к верующему, т.е. вся нерелигиозная информация усваивается «избирательно», в соответствии со сложившимися установками. Несоответствующая же этим установкам информация верующим не воспринимается. Важным компонентом религиозно-психологического комплекса являются религиозные чувства. Религиозные чувства - это переживание верующими своего эмоционального отношения к религиозным ценностям, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе. Особую роль играет религиозное общение - личные, эмоционально насыщенные связи между верующими, между ними и Богом, в форме которых реализуются религиозные отношения. Религиозное сознание предписывает три плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих со священнослужителем; 3) верующих с Богом, ангелами, душами умерших и т.д. С одной стороны, верующие одной конфессии противопоставляют себя представителям других религиозных групп и обособляются, а с другой - они сплачиваются, консолидируются, испытывают все более сильную привязанность друг к другу, их психология и особенности поведения становятся все более схожими, они стандартизируются и конформизируются. В результате такого рода процессов и на основе сформировавшихся мнений, представлений, стереотипов у верующих появляется чувство единения, а иногда и превосходства. Далеко не последнюю роль в этом играют богословы и служители культа. Вопросы для закрепления: 1) Виды и особенности массовых движений. 2) Механизмы присоединения к движению. 3) Понятие религиозной психологии и психологии религии. 4) Психология веры и религиозных действий. Литература: [3], [6], [7], [8], [9].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.119 (0.013 с.) |