Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные движения являются массовым групповым

Поиск

субъектом, хотя они и не подходят под определение группы как име­ющей определенные границы и относительно устойчивой общности людей. Общность, охватываемая движением, обычно чрезвычайно подвижна: состав его участников постоянно меняется, то расширя­ясь, то сужаясь; форма его существования - более или менее спора­дические акции, которые могут многократно возникать и прекращаться в течение более или менее длительного времени, но могут быстро и необратимо пойти на убыль, затухнуть вместе с самим движением. Эти черты движения объясняются их массовым характером: масса не в состоянии вся сразу и в течение длительного времени отдавать­ся общественной или политической деятельности.

Каким бы уровнем социальное движение ни обладало, оно демонстрирует несколько общих черт.

1. Социальное движение базируется всегда на определенном общественном мнении, которое как бы подготавливает социаль­ное движение, хотя впоследствии само формируется и укрепляется по мере развития движения.

2. Всякое социальное движение имеет в качестве цели изменение ситуации в зависимости от его уровня: то ли в об­ществе в целом, то ли в регионе, то ли в какой-либо группе.

3. В ходе организации движения формулируется его про­грамма, с той или другой степенью разработанности и четкости.

4. Движение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей, в частности в том, допустимо ли насилие как одно из средств.

5. Всякое социальное движение реализуется в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, ма­нифестации, митинги, съезды и пр. (Штомпка, 1996).

Социальные движения демонстрируют сложный предмет социаль­ной психологии как науки: единство базовых психологических процессов и социальных условий, в которых развертывается поведение индиви­дов и групп. Исходным пунктом всякого социального движе­ния является проблемная ситуация, которая и дает импульс возникновению движения.

Механизмы присоединения к движению могут быть объяс­нены через анализ мотивов участников. Они подразделяются на фун­даментальные, которые определяются условиями существованияконкретной социальной группы, ее статусом, устойчивым интересом по отношению к какому-либо явлению, политическому решению, за­ конодательству, и сиюминутные, которые порождены проблемной ситуацией, общественным инцидентом, новым политическим актом.

Рекрутация сторонников движения осуществляется различ­ными путями: в локальных движениях это может быть и рекрутация «на улице», когда организуется сбор подписей в пользу какой-либо акции. В движениях более высокого уровня рекрутация происходит в тех группах, в которых родилась инициатива. Теория относитель­ной депривации утверждает, что человек испытывает потребность достижения какой-либо цели не в том случае, когда он абсолютно лишен какого-то блага, права, ценности, а в том случае, когда он ли­шен этого относительно. Иными словами, потребность эта формиру­ется при сравнении своего положения (или положения своей группы) с положением других. Критика справедливо отмечает упрощение проблемы в этой теории или, как минимум, абсолютизацию фактора, который в действительности может иметь место. Другая теория - мобилизация ресурсов - делает акцент на более «психологичес­кие» основания присоединения к движению. Здесь утверждается, что человек руководствуется потребностью в большей степени иденти­фицироваться с группой, ощутить себя частью ее, тем самым почув­ствовать свою силу, мобилизовать ресурсы. В данном случае также можно сделать упрек в односторонности и переоценке лишь одного из факторов. По-видимому, вопрос о рекрутации сторонников соци­альных движений еще ждет своих исследований.

Вторая проблема касается соотношения позиций большин­ства и меньшинства в любом массовом, в том числе социальном движении. Учитывая неоднородность социальных движений, объе­динение в них представителей разных социальных групп, а также спе­цифические формы действий (высокий эмоциональный накал, нали­чие разноречивой информации), можно предположить, что во всяком социальном движении актуальна проблема выделения «несогласных», более радикальных, решительных и т.д. Иными словами, в движении легко обозначается меньшинство. Неучет его позиции может осла­бить движение. Следовательно, необходим диалог, обеспечивающий права меньшинства, перспективы для торжества и его точки зрения.

В концепции С. Московичи предлагаются характеристики ус­ловий, при которых меньшинство может рассчитывать на влияние в движении. Главное из них - последовательный стиль поведения. Под этим понимается обеспечение последовательности в двух «сечени­ях»: в синхронии (единодушие участников в каждый данный момент) и диахронии (стабильность позиции и поведения членов меньшинства во времени). Только при соблюдении таких условий переговоры мень­шинства с большинством (а это неизбежно во всяком движении) мо­гут быть успешными. Необходима проработка также и самого стиля переговоров: умение достигать компромисса, снимать излишнюю категоричность, готовность к продвижению по пути поиска продук­тивного решения.

Третья проблема, возникающая в социальном движении, - это проблема лидера или лидеров.

Религия принадлежит к тем явлениям, которые сопровождают человечество и человеческие отношения на всем пути их существо­вания и трансформации.

Религия как социальный феномен связана с особой сферой про­явления психики человека, отражающей поиск им духовной и психо­логической «ниши», идейных и других ориентиров. Она функциониру­ет в форме верований и практических действий, к которым, как давно уже доказано, люди обращаются тогда, когда в борьбе за свое суще­ствование в условиях окружающей их сложной действительности они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами. Сами верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с «чудом», с неожиданным озарением и про­светлением, с приобщением к Богу. Соприкосновение человека с ре­альностью религии есть его религиозный опыт.

Обычно выделяют ряд психологических показателей, помогаю­щих понять, что такое религия.

Во-первых, религия - это специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая собственные особен­ности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих.

Во-вторых, религия предполагает наличие особых групп - групп верующих и конфессиональной (групповой) исключительности.

В-третьих, религия связана с верой в образы и понятия, кото­рые считаются священными и трактуются как сверхъестественные.

В-четвертых, религия подразумевает определенную совокуп­ность верований (идей), выраженных в религиозных канонах.

Исходные моменты религиозных верований представлены в ре­лигиозной доктрине. Доктрина - это конкретная рациональная ин­терпретация учения о Боге и веры в него, позволяющая вести пропа­ганду религиозных идей и полемику с другими конфессиями и атеис­тами. Доктрина выполняет определенные функции:

· инструктирует верующих относительно понимания священных текстов, обязанностей членов религиозной общности, различения до­пустимой вольности и действительной ошибки;

· с ее помощью пытаются зафиксировать и сохранить интерпре­тацию исходных догм той или иной религии;

· ограждает веру от ложных интерпретаций и недопонимания, от критики со стороны других конфессий, реформаторов, атеистов.

· Существует большое множество ритуалов, которые можно раз­делить на:

· имитативные, в основе которых лежит тот или иной миф;

· позитивные или негативные (первые обычно связаны с освяще­нием или обновлением субъекта или индивида, а вторые - с установ­лением запрета или табу);

· ритуалы жертвоприношения;

· ритуалы жизненных кризисов (знаменующие переход от одной стадии жизни к другой).

Ритуал есть реальная, социально-объективированная форма воз­действия на иллюзорный предмет религиозной веры.

В обобщенном виде можно выделить несколько стадий, кото­рые проходит человек в развитии своей религиозности.

Начальная стадия характеризуется слабо осмысленным стрем­лением к поиску защиты от трудностей жизни в потустороннем мире.

На второй стадии у человека начинает проявляться интерес к существу божественного.

На третьей стадии человек испытывает серьезную потребность в поддержке религиозного авторитета, у него формируется приори­тетное предпочтение «преимуществ» загробной жизни. На четвертой стадии верующие уже обладают способностью управлять своими религиозными чувствами и переживаниями.

На пятой стадии у верующего доминируют устойчивые религи­озные ценностные ориентации, формируется способность к правиль­ному восприятию представлений о других религиозных традициях.

Изучение психологии верующих должно опираться на определен­ные теоретические принципы анализа их религиозности и атеистичности. К ним можно отнести:

1) необходимость единого логического основания для вычлене­ния всех групп типологии - глубоко верующие, верующие, колеблю­щиеся, индифферентные, пассивные атеисты, активные атеисты (та­ким основанием является отношение личности к религии и атеизму, точнее - степень религиозной веры или соответственно атеистичес­кой убежденности);

2) реализация этого основания в двух видах признаков, относя­щихся: а) к сфере сознания индивида и б) к сфере его поведения;

3) набор субъективных и объективных признаков для отнесения тех или иных людей к определенной типологической группе специфи­чен для каждой из этих групп.

На основании данных принципов российскими исследователями в области психологии религии разработана примерная методика для изучения представителей различных групп верующих.

Глубоко верующие. Общая характеристика сознания: нали­чие глубокой религиозной веры. Эмпирические признаки: а) вера в основные религиозные догматы и мифы; б) осознание себя членом определенной религиозной общности (конфессии); в) позитивное от­ношение к новым религиозным ценностям и нормам; г) негативное отношение к атеизму, его ценностям и нормам.

Общая характеристика поведения: вера в основном реализу­ется в поведении. Эмпирические признаки: а) регулярное отправле­ние религиозных обрядов, праздников; б) регулярное выполнение ри­туальных предписаний религии в домашней обстановке; в) участие в деятельности религиозных организаций; г) воспитание детей в рели­гиозном духе.

Верующие. Общая характеристика сознания: наличие рели­гиозной веры. Эмпирические признаки: а) вера в самые существен­ные религиозные догматы и мифы (вера в Бога); б) как правило, осозна­ние себя членом определенной конфессии; в) позитивное отношение к некоторым религиозным ценностям и нормам; г) негативное или безразличное отношение к атеизму, его ценностям и нормам.

Общая характеристика поведения: вера слабо реализуется в поведении. Эмпирические признаки: а) нерегулярное отправление ре­лигиозных обрядов и праздников; б) частичное выполнение ритуаль­ных предписаний религии в домашней обстановке; в) возможно эпи­зодическое участие в деятельности религиозных организаций; г) сла­бое религиозное влияние на детей или полный отказ от религиозного воспитания.

Колеблющиеся. Общая характеристика сознания: наличие колебаний между верой и недоверием. Эмпирические признаки:

а) сомнения в правильности основных религиозных догматов;

б) колебания в отношении к религиозным и атеистическим цен­ностям и нормам; в) возможна частичная религиозная идентифика­ция (относят себя к последователям той или иной религии).

Общая характеристика поведения: возможны отдельные эле­менты религиозного поведения. Эмпирические признаки: а) нерегу­лярное отправление наиболее важных религиозных праздников и об­рядов; б) отдельные элементы ритуального поведения в домашних условиях; в) неучастие в деятельности религиозных организаций; г) отсутствие религиозного воспитания детей.

Индифферентные к религии люди. Общая характеристи­ка сознания: религиозная вера отсутствует, но нет и атеистических убеждений. Эмпирические признаки: а) не верят в религиозные дог­маты и мифы; б) безразлично относятся как к религиозным, так и к атеистическим нормам и ценностям; в) не считают, что религия при­носит вред обществу; г) не считают атеистическое воспитание необ­ходимым.

Общая характеристика поведения: религиозное поведение отсутствует, хотя не исключены отдельные его проявления. Эмпири­ческие признаки: а) религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении;

б) ритуальное поведение дома отсутствует; в) в атеистическом вос­питании участия не принимают; г) в мировоззренческом воспитании детей нет четкой линии.

Пассивные атеисты. Общая характеристика сознания: ате­истические убеждения имеются, но не всегда являются глубокими и осознанными. Эмпирические признаки: а) не верят в религиозные догматы и мифы; б) негативно относятся к религиозным ценностям и нормам; в) считают, что религия приносит вред обществу.

Общая характеристика поведения: религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реа­лизуются в поведении. Эмпирические признаки: а) не участвуют в религиозных праздниках и обрядах; б) отсутствует ритуальное пове­дение дома; в) детей стараются воспитать в духе атеизма, но это не всегда получается.

Активные атеисты. Общая характеристика сознания: на­личие глубоких атеистических убеждений. Эмпирические признаки:

а) не верят в религиозные догматы и мифы; б) негативно относятся к религиозным нормам и ценностям; в) позитивно относятся к атеис­тическим ценностям и нормам; г) полагают, что религия приносит вред обществу; д) считают себя готовыми к проведению атеисти­ческого воспитания.

Общая характеристика поведения: атеистические убеждения реализуются в поведении. Эмпирические признаки: а) не участвуют в религиозных праздниках и обрядах; б) не допускают элементов ре­лигиозного поведения дома; в) активно участвуют в атеистическом воспитании в тех или иных формах.

Существует несколько основных типов религиозных орга­низаций.

Церковь - религиозная организация (открытая, формальная, кон­структивная группа-общность верующих), способствующая интегра­ции общества и действующая внутри него. В то же время она по­средством поддерживаемых ею верований и представлений удовлет­воряет большинство личностных запросов представителей всех со­циальных слоев. Церковь по своей природе придает огромное значе­ние молитвам, которые она отправляет, системе вероучения, которая ею сформулирована, официальному управлению совершением бого­служений и образованием со стороны духовной иерархии.

Деноминация - промежуточное звено между церковью и сек­той (полузакрытая, потенциально конструктивная, формальная груп­па-общность верующих). Этот тип религиозной организации не обла­дает такой универсальностью, как церковь, поскольку в ее деятель­ности часто проявляются классовые, национальные, расовые, а иног­да и региональные интересы. С известной натяжкой деноминацию можно назвать и церковью, поскольку она находится в относительной, но не до конца совершенной гармонии со светской властной структурой.

Секты - это небольшие нестабильные (потенциально деструк­тивные, закрытые) религиозные группы, которые не согласны с опре­деленными религиозными традициями или даже выступают против некоторых из них и не склонны к компромиссу с государством и цер­ковью. Они характеризуются прежде всего либо индифферентной, либо агрессивной позицией по отношению к миру в целом, окружающему обществу, государству и церкви, стремлением к максимальной изо­ляции от них в своей замкнутости.

Религиозное сознание является иллюзорным отражением действи­тельности. Оно характеризует осмысление не реальной действитель­ности, а вымышленной, не может существовать вне определенных мифов, образов и идей, которые усваиваются людьми.

В целом религиозное сознание отличают: высокая чувствен­ная наглядность, создание воображением различных религиозных образов, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, наличие религиозной веры, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики и других специальных знаков.

Содержательная сторона религиозного сознания формирует конкретные ценности и потребности верующих, их взгляды на окру­жающий мир и потустороннюю реальность, способствуя целенаправ­ленному внедрению в их психику определенных идей, образов, пред­ставлений, чувств и настроений. В ней проявляется не только и не столько идеология, как это может показаться па первый взгляд и как считают некоторые ученые, но и особенности самой психологии ве­рующих, выражающие качественные характеристики их мотиваци­онных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-поведенческих процессов.

Функциональная сторона религиозного сознания в своеобраз­ной форме удовлетворяет потребности верующих, придавая нужную направленность проявлениям их идеологии и психологии, формируя их определенное морально-психологическое состояние, настроения и переживания, способствуя эффективному воздействию на их психи­ку. К функциональной стороне религиозного сознания можно отнести специфику культовых действий и ритуалов, религиозного утешения, катарсиса религиозных чувств и настроений и т.д.

Особенностями религиозного сознания являются:

· более строгий контроль религиозных институтов над психикой и сознанием верующих, их поведением и поступками;

· более четкая продуманность идеологии и психологических ме­ханизмов ее внедрения в сознание верующих.

Религиозная вера объединяет содержательную и функциональ­ную стороны религиозного сознания.

Религиозное сознание включает в себя религиозную идео­логию и религиозную психологию. Религиозная идеология - это более или менее стройная система понятий, идей, принципов, концеп­ций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа.

В свою очередь религиозная психология представляет собой совокупность религиозных понятий, потребностей, стереотипов, ус­тановок, чувств, привычек и традиций, связанных с определенной системой религиозных идей и присущих всей массе верующих. Она формируется под влиянием непосредственных условий жизни и рели­гиозной идеологии.

В системе религиозно-психологического комплекса верующего большую роль играют ценностные ориентации, являющиеся важ­ным показателем отношения верующего к религии. Они помогают выявить мотивы культового поведения верующего, характеризуют его взаимоотношения с религиозной общиной, его социальные и нрав­ственные качества.

Для верующих характерна специфическая система ценностных ориентаций, отличающаяся тем, что в ней главную роль играют идеи и нормы, вытекающие из религиозной веры. Система ценностных ориентации верующих характеризует их общее отношение к окружа­ющей действительности, общую социальную направленность их со­знания и поведения. Однако эта общая социальная направленность реализуется в их отношениях к конкретным событиям, фактам или лицам, в отдельных актах поведения. Поэтому важным элементом религиозно-психологического комплекса являются религиозные ус­тановки.

В религиозно-психологическом комплексе особое место занима­ют религиозные установки. Религиозная установка - предраспо­ложенность верующего к определенной оценке тех или иных соци­альных явлений и готовность к соответствующим действиям, обус­ловленным этой оценкой. В частности, исследователи отмечают, что религиозные установки играют роль своеобразного фильтра по отно­шению ко всей информации, поступающей к верующему, т.е. вся нерелигиозная информация усваивается «избирательно», в соответ­ствии со сложившимися установками. Несоответствующая же этим установкам информация верующим не воспринимается.

Важным компонентом религиозно-психологического комплекса являются религиозные чувства. Религиозные чувства - это пере­живание верующими своего эмоционального отношения к религиоз­ным ценностям, персонам, местам, действиям, друг к другу и к са­мим себе.

Особую роль играет религиозное общение - личные, эмоцио­нально насыщенные связи между верующими, между ними и Богом, в форме которых реализуются религиозные отношения.

Религиозное сознание предписывает три плана общения:

1) верующих друг с другом;

2) верующих со священнослужителем;

3) верующих с Богом, ангелами, душами умерших и т.д.

С одной стороны, верующие одной конфессии противопоставля­ют себя представителям других религиозных групп и обособляются, а с другой - они сплачиваются, консолидируются, испытывают все более сильную привязанность друг к другу, их психология и особен­ности поведения становятся все более схожими, они стандартизиру­ются и конформизируются. В результате такого рода процессов и на основе сформировавшихся мнений, представлений, стереотипов у ве­рующих появляется чувство единения, а иногда и превосходства. Да­леко не последнюю роль в этом играют богословы и служители культа.

Вопросы для закрепления:

1) Виды и особенности массовых движений.

2) Механизмы присоединения к движению.

3) Понятие религиозной психологии и психологии религии.

4) Психология веры и религиозных действий.

Литература: [3], [6], [7], [8], [9].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.119 (0.013 с.)