ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие группы в соц. психологии. Классификация групп.



Группа – это ограниченная в размерах общность людей, выделенная из социального целого на основе следующих признаков. Фокус анализа в социальной психологии – содержательная характеристика групп, выявление специфики воздействия на личность конкретной социальной группы. Значимость группы для личности прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда и потому сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений.

К психологическим характеристикам группы должны быть отнесены такие групповые образования, как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели. И хотя современный уровень развития социальной психологии не располагает ни традицией, ни необходимым методическим оснащением для анализа всех этих образований, важно говорить об этих аспектах, так как именно по этим характеристикам одна группа отличается от другой. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что позволяет ему идентифицироваться с группой.

Определение социальной группы включает четыре основных момента: социальная интеракция — то есть коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов»); стигматизация —«наклеивание ярлыков», по которым мы распознаем членство в группе, оформившееся в социальный гештальт (образ в массовом сознании) — стиль жизни данной группы; идентификация— отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы — другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе—выходе», а также через механизм социального контроля; хабитуализация — то есть «опривычивание», освоение индивидом данной социальной позиции и формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе.

Классификация групп:

По числу участников различают малые и большие группы, Малая группа – это небольшое количество людей (2-7), которые постоянно взаимодействуют друг с другом, находятся в непосредственном контакте, имеют общие цели, интересы, поэтому малую группу иногда называют контактной, первичной (семья, друзья). Большая группа – совокупность людей, которых объединяет, как правило, какой-то один социально-значимый признак (национальность, принадлежность вероисповеданию).

по непосредственности взаимодействия и взаимоотношений — первичные и вторичные Первичные – это малые группы, которые характеризуются тесными связями между членами и оказывают большое влияние на индивида. Вторичные – не имеют тесных взаимоотношений между членами группы,

по способу образования — спонтанно возникшие, неформальные (неофициальные, «естественные») и институционально созданные, формальные (официальные) группы, Формальность групп проявляется: 1. в более или менее жесткой иерархии; 2. четкая специализация членов группы, выполняющих свои обязанности. Неформальные складываются стихийно, не имеют регламентирующих правовых актов. Скрепление происходит за счет авторитета (лидера). 2. По размеру: малые, средние, большие.

по длительности существования — временные и постоянные,

по степени регламентации групповой жизнедеятельности— организованные и неорганизованные,

по проницаемости границ — открытые (толпа зевак) и закрытые (семья), по личностной значимости для участников — референтные группы и группы членства. Референтные группы - это те, которые в силу авторитета для индивида способны оказывать на него сильное влияние. Эталонная для индивида группа.,

по уровню развития — становящиеся (вновь созданные, «диффузные») и развитые группы (коллективы).

Понятие малой группы. Основные направления исследования малых групп.

Малая группа характеризуются тем, что ее члены объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений групповых норм и групповых процессов. Нижний предел малой группы определяется как диада – это особый случай малой группы, т.к. в диаде отношения строятся сугубо как эмоциональные (существует триада, 3-ий разрешает спор). Верхний предел малой группы принадлежит определению по реальному составу, можно прибегнуть к неколичественному критерию. Малой будет считаться такая группа, в которой периодически создаются ситуации, позволяющие непосредственно общаться друг с другом всем членам данной группы.

В первых исследованиях малой группы в ХХ столетии изучено, что более эффективной индивидуально или в присутствии людей, изучены коактные группы (люди, находящиеся в одном помещении).

Были открыты 2 эффекта:1. Эффект социальной фацилитации – присутствие других людей ускоряет действие одного. 2. Эффект ингибиции – присутствие других людей тормозит действие одного. Проявление того или иного эффекта связано с типом задания: 1. Задание логарифмическое.2. Задание творческое.

В конце 20-х годов в США при изучении малой группы рассматривались подходы:1. Социометрический подход Д. Морено, предпочтение отдает малой группе. Морено создал социометрический тест. Изучал эмоц отн-ия в группе. Исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить2 системы отн-ий: макроструктуру(пространственное размещение инд-ов в различных формах их жизнедеятельности) и микроструктуру(структуру псих отн-ий индивида с окруж его людьми. Все напряжения, конфликты, в том числе социальные происходят из-за несовпадения микро-и макро структур: система симпатий и антипатий часто не вмещается в рамки макроструктуры, а ближайшим окружением оказывается не обяз окружение, состоящие из приятных в псих отношении людей. Следовательно, задача-в перестраивании макростр таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой.

2. Социологический подход к изучению малой группы связано с именем Мейо. Хоторнский эсперимент-производ труда сборщиц реле. В эспер группе увеличили освещенность и произв труда выросла, в контрольной группе это не делали. На 2 этапе в эксп группе еще увеличили освещеннось и опять рост произ труда, но и в контр группе она вдруг выросла. На 3 этапе в эксп грунне были отменены улучшения проз. труда продолжала расти, тоже и в контр группе. Важным оказался сам факт участия работниц в экспер осознании важности происходящего. Мейо – особый случай социабильности-потребность ощущать себя принадлежащим к какой-то группе. Второй вывод- в ходе экспериментов открывает факт существования в малой группе 2-х структур отношений: формальные, неформальные.Далее созданы технологии, позволяющие использовать неформальные отношения для повышения деятельности этой структуры.

3. Школа групповой динамики - Курт Левин. Изучена групповая динамика, т.е. процессы, которые означают переход малой группы от одной стадии развития к другой. Левин полагал, что одним из отличительных, признаков 'группы является принцип взаимозависимости ее членов. На основе этой теории были созданы различные частные, теории групповой психологии: 1.теории сплоченности; 2)теории еоциальной власти; , 3)теории соперничества-сотрудннчества; 4)теории внутригруппового давления; 5)теории групповых притязаний.

Эмпирико-статистический подход строится на том. что основные понятия групповой теории должны выводиться из результатов статистических процедур, а не формулироваться априорно. Параметрическая концепция Л.И. Уманского базируется на предположении, что поэтапное развитие малой группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров (организационных, эмоциональных и динамических).





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.007 с.)