Понятие социальной группы, типология групп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие социальной группы, типология групп



Общество — совокупность самых разных групп. Социальная группа — фундамент человеческого общества, и само общество — тоже социальная группа, только самая большая. Численность социальных групп на Земле превышает численность индивидов, т.к. один человек способен состоять сразу в нескольких группах.

Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, имеющих общий социальный признак.

Социальная группа — своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Не только общество в целом, но и отдельный человек живет по законам социальной группы. Многие особенности человека — способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии, закладывается основа социальной жизни.

Человек нуждается в группе и зависит от нее: люди выживают только сообща. Уже в первобытном обществе люди жили социальными группами: мобильные сообщества первобытных охотников и собирателей численностью в 20—30 человек, ведущих бродячий образ жизни, передвигались по поверхности планеты в поисках пищи.

Все многообразие социальных групп можно классифицировать по различным основаниям.

Социальные группы делят на:

номинальные и реальные;

большие и малые;

формальные и неформальные;

первичные и вторичные.

Номинальная группа — искусственно выделенная по какому-то признаку совокупность людей, реально не имеющих никаких связей между собой: избиратели, покупатели стирального порошка определенной марки, лица с высшим образованием и пр. Номинальные группы выделяются для решения как научных, так и практических задач. Большие номинальные группы, выделенные по социально значимым признакам (пол, возраст, профессия и т.д.), называются социальными категориями. Их выделяют для целей статистического учета населения и решения крупных социально-экономических проблем.

Реальная группа — реально существующая общность людей, в которой имеются связи и отношения между членами и которая взаимодействует с другими группами. Семья, класс, спортивная команда, партия, нация — все это реальные группы. Члены реальной группы четко идентифицируют себя с ней, ощущают свою принадлежность к группе и осознают отличие от других групп.

Промежуточное положение между номинальными и реальными группами занимают группы-агрегаты, сочетающие в себе черты тех и других. Очередь, пассажиры поезда — это группы-агрегаты. Для таких групп характерны размытость границ, спонтанность образования, кратковременность и неустойчивость взаимодействий. Особое место занимают такие группы-агрегаты, как аудитория и толпа. Аудитория — это совокупность людей, объединенная взаимодействием (как правило, односторонним) с источником информации: лектор — студенты, телеканал — зрители. Толпа — совокупность людей, объединенных в пространственно-временных границах некоторым общим интересом.

В зависимости от размеров выделяют большие и малые социальные группы.

Большой группой называется большая совокупность людей, не имеющих между собой непосредственных контактов, но объединенных осознанием принадлежности к группе, образом жизни, общей психологией, обычаями и традициями: нация, класс, сословие, этническая общность.

Малой группой называется немногочисленная (2—10 человек) общность людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении: семья, дружеская компания, производственная бригада.

Г. Зиммель считал, что размер группы тесно коррелирует со степенью развития индивидуальности ее представителей. Размер группы прямо пропорционален степени свободы, которой пользуются ее члены: чем меньше группа, тем сплоченнее она должна выступать, тем теснее держать своих членов с целью защиты собственной целостности от враждебных воздействий внешней среды. По мере количественного роста группы расширяются допустимые границы идентификации ее членов как таковых, следовательно, возрастает степень индивидуальной свободы. Увеличение численности индивидов в группе, сопровождающееся дифференциацией ее элементов, порождает умственную способность к ассоциации. Так рождается интеллект, способность сознания.

По характеру внутригрупповых отношений социальные группы делятся на формальные и неформальные.

В формальной группе статус ее членов и внутригрупповые отношения регламентируются официальными правилами, взаимодействия являются безличностными и функциональными, цель деятельности четко определена. Все виды социальных организаций — формальные группы.

В неформальной группе статус членов и цель деятельности не всегда четко определены, взаимодействия — межличностные и основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке. Соседи, друзья, «тусовщики» — это неформальные группы. Неформальные группы могут существовать как в рамках формальных групп, так и отдельно и независимо от них. Если цель формальной группы — удовлетворение какой-либо общественной потребности, то неформальная удовлетворяет потребность ее членов в общении.

Ч. Кули (1864—1929) предложил различать первичные и вторичные социальные группы.

Первичной группой Ч. Кули называет кооперацию и ассоциацию индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом лицом к лицу. Это небольшой круг людей, поддерживающих устойчивые тесные отношения, которые, как правило, отличаются интимностью, взаимной симпатией и пониманием. В первичную группу входят лица, о которых можно сказать: «Мы». Для первичных групп характерны эмоциональная близость их членов, длительность существования, непосредственные взаимодействия. Семья, компания друзей — первичные группы. В первичных группах происходит начальная социализация индивида, в них наиболее эффективно усваиваются социальные ценности и нормы. Именно здесь индивид впервые обретает чувство социальной принадлежности и усваивает общие идеалы. Первичные группы «не независимы от большего общества, но в некоторой степени отражают его дух», в них существует не только гармония, но и соперничество, конкуренция, вражда. Первичные группы составляют основу того, что является в человеческой природе и человеческих идеалах универсальным, и «первичность» их состоит «прежде всего в том, что они играют решающую роль в формировании социальной природы и идеалов индивидуума».

Во вторичных группах отсутствуют непосредственно межличностные отношения, ее члены связаны между собой опосредованно, деятельностью по достижению общей цели. Но и внутри вторичных групп люди образуют группы первичные. Например, для школьника класс может быть первичной группой, а коллектив школы — вторичной.

В течение последних двухсот лет социологи отмечают тенденцию к ослаблению роли первичных групп в обществе. Этот процесс выражен в понятиях «массовое общество» и «упадок общины». В современном мире наблюдается господство вторичных групп, но и первичные группы оказались вполне устойчивыми и стали важным связующим звеном между личностью и более формальной, организационной стороной жизни.

Социальные группы выполняют важные для каждого индивида социальные роли.

1. Инструментальная роль группы: группы образуются ради выполнения определенной работы, это рабочие группы, коллективы. В социальной группе возникает «синергетический эффект» — эффект умножения усилий.

2. Экспрессивная роль группы: группы имеют возможности удовлетворить стремление членов групп к социальному одобрению, уважению и доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне. Это компании друзей, совместно проводящих досуг. Инструментальные группы часто выполняют и экспрессивные функции, а экспрессивные группы в определенном смысле тоже можно считать инструментальными, так как они создаются с определенной целью — для получения удовольствия от человеческого общения.

3. Поддерживающая роль группы. Люди объединяются в группы также и для получения материальной и духовной поддержки, ослабления неприятных чувств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.3.195 (0.105 с.)