Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления и виды работы психолога в школе.

Поиск

Основными направлениями деятельности школьного психолога являются:

I. Психопрофилактическая работа. определяется ориентацией школьной психологической службы на изучение учащихся с целью обеспечения индивидуального подхода к ним, предупреждения трудностей в интеллектуальном и личностном развитии. Психопрофилактическая работа может проводиться с отдельными учащимися, группами учащихся и классами. В процессе психопрофилактической работы школьный психолог осуществляет виды работ: 1. изучает интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности школьников, их интересы и склонности. 2. диагностирует психологическую готовность к школьному обучению, его работа направлена на раннее выявление возможных отклонений и их коррекцию; предлагает родителям методы занятий с ребенком для ликвидации пробелов в подготовке к обучению; совместно с учителями намечает программу индивидуальной работы с детьми для лучшей их адаптации к школе, для обеспечения всестороннего и гармонического развития в процессе обучения. 3. Проводит психологическое обследование детей при переходе их из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней — в среднюю общеобразовательную и профессиональную, намечает совместно с учителями, родителями, мастерами программу индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуальной готовности к обучению на новом этапе.

II. Диагностическая работа. Школьные психологи могут осуществлять диагностику проблем в обучении и воспитании; интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей детей, препятствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, формированию социально активной личности; нарушений межличностных отношений учащегося со сверстниками и педагогами.

III. Коррекционная работа. Направление этой работы связано с устранением отклонений в воспитании и обучении учащихся. Программа коррекции включает психологическую и педагогическую части. Психологическую часть планирует и осуществляет школьный психолог. Педагогическую составляют школьный психолог и учитель, а выполняют педагог и родители с помощью школьного психолога. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда определенные отклонения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания. В тех случаях, когда у психолога возникают подозрения о патопсихологическом или дефектологическом характере нарушений, он рекомендует родителям обратиться в соответствующие учреждения.

IV. Консультативная работа. При осуществлении консультативной работы школьный психолог следующие виды работ: 1. проводит индивидуальные и групповые консультации для администрации школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п. 2. Консультирует группы учащихся и классы в целом по проблемам самовоспитания, культуры умственного труда и т. п. 3. По запросам народных судов, органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, инспекций по делам несовершеннолетних райотделов милиции проводит психологическую экспертизу психического состояния ребенка, условий семейного воспитания с целью вынесения соответствующими инстанциями более обоснованных решений при лишении родительских прав, направлении школьников в специальные учебные заведения и т. п. 4. На базе психологического кабинета и библиотеки школы психолог комплектует библиотеку психолого-педагогической литературой по проблемам обучения и воспитания детей разных возрастов и психологической литературой для учащихся

 

66. Метод и критерии оценки профессионального самоопределения старшеклассников.

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии.

Методы профессиональной психодиагностики: беседа-интервью, наблюдение, опроса (родителей, педагогов и других специалистов), использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности (например, особенности общения или нравственного выбора), что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур, методы, рассчитанные на не подготовленные в плане внутренней активности аудитории, позволяющими постепенно формировать у школьников внутреннюю активность при рассмотрении и решении своих профориентационных проблем. В отечественной психологии и педагогике постепенно накапливается интересный опыт разработки и использования игровых профконсультационных методов и создания профориентационных программ с элементами активизации старшеклассников (Пряжников Ник.Серг.) Можно назвать следующие конкретные игровые методики: игры, где отрабатываются навыки принятия решений и поведения при ответственных собеседованиях, — «Профконсультация», «Приемная комиссия», «Пять шагов», «Советчик». Важным условием проведения этих игр является их высокая динамика (темп), что позволяет решать и проблемы, связанные с организацией дисциплины учащихся на уроке, чего больше всего обычно боятся психологи перед выходом в школьный класс. Очень популярны среди школьных профконсультантов игровые микроситуации (для 3—6 человек), где моделируются различные элементы профессионального общения, связанные обычно с конфликтностью отношений. Например, ситуации общения продавца с покупателями,, зубного врача с клиентами, экскурсовода с иностранными туристами и т. п.

Выделяются следующие критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению:

когнитивный 1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств. 2. Владение способами самодиагностики и саморазвития. 3.знания о профессиях, своих профессиональных качествах, путях профессионального самоопределения;

мотивационно-потребностный 1. положительное отношение к профессиональной карьере, 2. адекватное отношение к себе как субъекту профессионального самоопределения, 3. творческое отношение к деятельности, способствующей профессиональному самоопределению, 4. оценочные суждения о своих действиях по подготовке к профессиональному самоопределению);

деятельностно-практический 1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей. 2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере. 3. Ориентация на творчество. 4. Стремление к совершенствованию.

 

67. Психологическая характеристика зрелого и пожилого возрастов.

Зрелость (Фельдштейн, Бодалев, Ананьев) - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. В отеч. науке принята следующая схема возрастной периодизации: Пожилой возраст 60-74 года мужчины, 55-74 года женщины., Старческий возраст 75-90 лет мужчины и женщины. Социальная ситуация развития в период зрелости связана с активным включением человека в сферу общественного производства, созданием семьи, проявлением своей личностной индивидуальности в воспитании детей, творчестве, взаимоотношениях с людьми в процессе трудовой деятельности. Фельдштейн – жизнь взрослого человека это движение, изменение, развитие. Представления о ведущей деятельности сформировал Леонтьев и Эльконин – в зрелом возрасте это цель жизненного пути, в соотношении с которой насыщаются смыслом другие виды деятельности и развивается личность. Маслоу, Роджерс – человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации.

вед. деятельность - максимальная реализация сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества.

Кризисы зрелого возраста. 1. Кризис середины жизни (39-45 лет). Изучали Юнг, Левинсон. Много суицидов, инсульты, инфаркты. Описан в основном на мужском контингенте. Причины психологической тяжести: 1. «дыхание старости», когда человек чувствует убывание сил, изменение внешности, ухудшение здоровья, истощение творчества. 2. переживание несоответствия планов юности реальным достижениям. 3. переоценка ценностей. 4. переживание сокращения временной перспективы. Обострение сем. отношений. Важное новообразование зрелости: коррективы жизненного замысла и связанных с ними изменениях "Я - концепции". 2. Кризис отделяющий зрелость от старости. начинается до выхода на пенсию. В отеч. психологии в качестве важнейших проявлений зрелой личности отмечают ее активность (стремление выходить за собственные пределы), направленность (устойчивая доминирующая система мотивов, интересов, идеалов), глубинные смысловые структуры (обуславливают сознание и поведение личности), степень осознанности отношений к действительности. Интенсивность изменения интеллектуальных функций в зрелости зависит от двух факторов: внутренним фактором является одаренность человека, внешним – образование. Образование противостоит старению, затормаживает его процессы. Развитие взрослого человека- саморазвитие. Характеристики зрелой личности: чувство ответственности, потребность в заботе о др. людях, способность к активному участию в жизни общества и эффективному использованию своих знаний и способностей, способность к психол.близости с др.человеком, конструктивному решению разл.жизненных проблем на пути к самореализации.

Виды старости: оптимальное (когда человек выйдя на пенсию практически не меняется и даже перерастает), нормальное (стабилизация функций в перспективе общего их спада,тк. отдаляясь от общества человек на время стабилизируется, а дольше начинается процесс распада. Это не возраст развития, нет признаков старческого слабоумия), патологическая (проявление старческого слабоумия-гериатрия). Старость связывают с процессом адаптации. Вед.деят-сть в нормальной старости (Ермолаева)- структуриазация и передача собственного опыта. Др.т.зр. вед.вид деят-сти- особая внутренняя работа, направленная на осмысление собств.жизни.

Изменения при старении происходят на биологическом уровне, когда организм становится более уязвим, возрастает вероятность смерти; на социальном уровне, когда человек выходит на пенсию, меняется его социальный статус, социальные роли; на психологическом уровне, когда человек осознает происходящие с ним изменения и приспосабливается к ним.

 

68. Виды и особенности психологического консультирования пожилых людей.

В работе с пожилыми людьми важными и эффективными являются все основные направления психологического консультирования: возрастно-психологическое, семейное, профориентационное и индивидуальное, включая психологическое консультирование в особых ситуациях. Предметом возрастно-психологического консультирования в старости являются варианты прохождения субъектом нормаль­ных возрастных кризисов. В пожилом возрасте более или менее общепризнанным нормативным возрастным кризисом является период выхода на пенсию. Именно здесь создается ситуация, характерная для любого кризиса, — противоречие между обстоятельствами жизни (изменение социального статуса) и потребностями человека (потребность продолжать социально значимую деятельность, потребность в сохранении своего положения в семье и обществе). 1) помочь пожилому человеку обозреть и оценить свои интересы и жизненные ресурсы, самому выбрать для себя подходящее, увлекающее его дело, оценить его на жизненный для него самого и социальный смысл. 2) помощь в совладении человека со старостью как заключительным этапом жизни, помощь в принятии старости и принятии всей прошедшей жизни в целом, в поиске новых смысложизненных ориентиров. Эффективными направлениями в работе с пожилыми людьми являются семейное психологическое консультирование. Направлено на помощь семье, имеющей пожилых людей, в создании внутрисемейного психологического климата. Осторожная, деликатная форма общения консультанта со старым человеком должна помочь последнему уяснить его роль в семье, его значения для стабилизации семьи. Эта форма работы с пожилым человеком также должна начинаться в предпенсионный период (до появления характерных для старости возрастных изменений, установок и личностных черт) и включаться в общую систему психологической фассилитации адаптации к старости. Профориентационное консультирование пожилых —консультирование по вопросам профессионального самоопределения после выхода на пенсию. Профориентационное консультирование предлагает программы обучения пенсионеров, программы неполной занятости или легкого труда для пожилых. Ряд таких программ имеет успех. Так, находящиеся на пенсии бизнесмены успешно занимались обучением своих менее опытных коллег. Еще одна успешная программа была посвящена обучению пожилых людей работе с детьми-инвалидами. Индивидуальное. В ходе индивидуального психологического консультирования пожилых чрезвычайно важно раскрыть понятие удовлетворенности жизнью в старости. Постоянная и разумная активность, адекватные физические и умственные тренировки обеспечивают пожилого человека необходимыми навыками совладения с недужностью старости, способствуют решению основных задач возраста (они описаны Э. Эриксоном и Р. Пэком) и сопровождаются переживанием удовлетво­рения жизнью в этом возрасте. Психологическое индивидуальное консультирование в критических ситуациях должно учитывать особенности эмоциональных переживаний в старости в случае утраты, в ожидании смерти. Работа консультанта может помочь пожилому человеку облегчить чувство вины перед умершим, фиксируя его воспоминания на том хорошем, счастливом, что они пережили вместе. Здесь может оказаться эффективной работа с семьей пожилого человека, перенесшего утрату: члены семьи должны знать, что его не следует оставлять одного, но и не надо «перегружать» опекой. Психологическое консультирование пожилого, переживающего тяжелую депрессию, всегда сочетается с активной психотерапевтической работой. Задачи консультанта в работе с депрессивными пожилыми клиентами заключаются в том, чтобы показать, что их пессимистический взгляд на мир — это результат депрессивного состояния (его можно облегчить, и картина мира улучшится), а также чтобы поддержать клиента и помочь ему в психологическом объяснении его трудностей. При этом консультант должен активно расспрашивать пожилого человека о его переживаниях и обстоятельствах его жизни. В этом случае встречи должны быть частыми (2—3 раза в неделю) с постепенным уменьшением частоты встреч в зависимости от состояния клиента.

69. Характеристика курса психологии как учебной дисциплины

Y как отдельную учебную дисциплину впервые стали преподавать в конце XIX века в США. Начиная с XX века Y становится обязательной учебной дисциплиной в вузах педагогического профиля. В настоящее время она стала одной из наиболее важных и популярных при подготовке специалистов разного профиля. Ее преподают тем специалистам, которые по роду деятельности сталкиваются с человеческим фактором. Л.С.Выготский занимался проблемой методики преподавания Y. В русле его культурно-исторической теории Ляудис написала книгу по методике преподавания (Бадмаева еще писала). По Ляудис Y следует трактовать как науку социально-историческую, хотя она может использовать и естественно-научные методы исследования. Ведущую роль в ней играют методы соц.наук и гуманитарного познания. В центре гуманитарного познания находится личность и S-S отношения (Бахтин М.М.). А в центре естественно-научного познания находится вещь и S-O отношения. Познание вещи и познание личности различны. Вещь можно познать точно, а личность нельзя познать до конца. Познание личности требует не точности, а глубины проникновения. А это достигается в диалоге. Диалог неисчерпаем. Цель обучения Y – овладение теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности. Особенность психологического сознания в единстве знания и деятельности. Т.е. обучение Y требует не только теоретического познания, но и освоения способов конструирования ситуации поведения и действия, направленных на себя и на других людей. Другими словами, обучение психологии связано с познанием и личностным преобразованием. Специфика Y как учебной дисциплины: В процессе обучения психологии происходит усвоение психологических знаний и одновременно поворот этих знаний на самого себя (рефлексия, преобразование себя). Психологическое знание можно представить в виде обобщенной структуры, в которую входит: - система понятий; - функции, механизмы, виды, закономерности психологических явлений; - индивидуальные, возрастные, половые особенности; - закономерности развития и формирования; - нарушения; - психологические теории; - методы изучения. Структура учебной психологической дисциплины определяется след. факторами.

1.Степень систематизации соответствующей области психологического знания. 2.Методологическая позиция, интересы, т.зр. преподавателя. Преподаватель должен изложить и раскрыть все существующие теории, концепции, взгляды, понятия, он вправе придерживаться опр. методологической позиции, иметь собственные интересы и т.зр. на преподаваемый предмет. 3.Уровень, тип и цели образовательной программы, в рамках которой преподается психология. Система знаний и система учебно-познавательной деятельности, направленная на их усвоение, должны быть разными в зависимости от того: 1) преподается ли эта дисциплина в начальной, основной, средней или высшей школе; 2) в общеобразовательном или профессиональном учебном заведении; 3) студентам — будущим психологам, педагогам, врачам или же студентам других специальностей. 4.Интерес учащихся к опр. темам, проблемам, фактам и понятиям, обусловленный их возрастом, уровнем развития, индивидуально-психологическими особенностями. 5.Знания и способности учащихся и студентов. Преподаватель должен строить учебную дисциплину в зависимости от имеющихся у учащихся и студентов знаний в данной области и по данной проблематике, с учетом того факта, является ли данный учебный курс первым психологическим курсом для учащегося, или он изучал психологию ранее. 6.Функции, которые выполняют разные виды и формы активности учащихся в процессе усвоения опр. психологических знаний и умений.7.дидактической разработанности учебной дисциплины может быть разной. В частности, может существовать детальная программа занятий по преподаваемому курсу, конкретные задания, наглядные материалы, контрольные вопросы, методические рекомендации по изучению определенных тем. Наличие дидактических материалов в значительной мере определяет уровень сложности в работе преподавателя и возможности студентов по усвоению учебной дисциплины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1685; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.15.124 (0.011 с.)