Предпосылки, условия и движущие силы психического развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития.



(Л.С.Выготскому) В кул. ист. концепции врожденные свойства организма, его созревание были определены в качестве условий психического развития. Органические свойства создают анатомофизиологические предпосылки для формирования культурных форм поведения, но не определяют ни их содержание, ни их структуры. Социал.среда-культурный опыт человечества в развитии ребенка выступают в качестве источника психического развития. Движущей силой психического развития выступает обучение – это внутренне необходимый и всеобщий момент развития неприродных, но исторических особенностей человека, т.е. ВПФ. Доказательством ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка выступило понятие зоны ближайшего развития. Ключевой характеристикой психологического возраста он считал «социальную ситуацию развития», т.е. место ребенка в системе общественных отношений, ведущую деятельность ребенка и новообразования (возрастные «прибавки») в сфере сознания и личности. Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. кризис новорожденности – младенческий возраст (2мес.– 1 год); кризис 1 года – раннее детство (1-3 года) – кризис 3-х лет – дошкольный возраст (3-7лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (8-12лет) – кризис 13лет – пубертатный возраст (14-17 лет) – кризис 17 лет. (По Леонтьеву) движущей силой психического развития выступило собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослых присваивает исторически сложившиеся человеческие способности.

Зарубежные– основное условие развития – наследственность. Концепция рекопитуляции Стенли Холла: Ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Это первая теоретическая концепция и попытка показать, что между историческим и индивидуальным развитием есть связь. Концепция Анри Гезелла: Он разработал практическую систему диагностики псих. разв. ребенка от рождения до 16, которая базировалась на систематических сравнительных исследованиях нормы и патологии с помощью кино и фото- регистрации возрастных изменений моторики, общения, речи и т.д. Концепция Карла Бюллера: (концепция 3-х ступеней развития). 1ст – инстинкт 2ст – дрессура (навык) 3ст – Интеллект. Эволюцию развития он связывал с перемещением, переживанием удовольствия с конца действия на начало. Концепция корвергенции (теория 2-х факторов) Штерн: Наследственная одаренность (сочетание высокоорганизованных способностей (индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения деятельности)) и среда. Он считал что психическое развитие это результат корвергенции внутренних задатков (наследственно закрепленные предпосылки) и внешних условий. Но все таки отдавал предпочтение факторам наследственности. Пиаже «генетическая эпистемология» (наука о происхождении и развитии различных механизмов, форм и способов мышления и познания действительности): не делал упор на фактор наследственности, Развитие ребенка идет по линии децентрации в результате чего ребенок начинает разделять явления мира и свои впечатления.

(Эльконина Д.Б.) В основе -закономерная смена двух типов ведущей деятельности. Первый тип – деятельность, внутри которой происходит ориентация и освоение задач, мотивов и норм отношения между людьми. Второй тип – деятельность, внутри которой происходит усвоение общественно выработанных способов действия с предметами те или иные стороны. Эти типы деятельности меняют друг друга. 1. Младенческий возраст (0-1 год). ВД – эмоциональное общение, Новообразование – формирование потребности в общении; 2. Раннее детство (1-3). ВД–предметно-манипулятивная, Н-развитие речи и наглядно-действенного мышления; 3. Дошкольный возраст (3-7).ВД- ролевая игра, Н- стремление к общественной значимости; 4. Младший школьный возраст (7-11). ВД- учение, Н- произвольность психических явлений; 5. Подростковый возраст (11-15). ВД- общение со сверстниками, Н- формирование самооценки, стремление к взрослости; 6. Старший школьный возраст (15-17). ВД- учебно-профессиональная, Н- мировозрение, профессиональные интересы.

 

Понятие социализации. Содержание и механизмы социализации.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; и процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Может рассматриваться как:

1.инкультуризация (анализ факторов культуры, формирование соц. культуры, соц. деятельности и Я-концепции);

2.интернационализация (совокупность мотив-ых и когнитивных процессов с помощью которых внешние требования становятся внутренними; изучается вопрос о мех-мах трансляции соц. опыта; рассм-ся процесс усвоения моделей поведения и систем ценностей).

3.адаптация (анализируется с т.з. результатов; основным ре-том считается формирование таких характеристик чел-ка, к. обеспечивают его успешное функционирование в обществе.

4.конструирование социального мира (т.е. видоизменение социальной реальности)

Содержание процесса социализации - три сферы становления личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой этих сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

Деятельность: социализация предполагает расширение набора деятельностей (Леонтьев). 3 процесса. 1. ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между различными ее видами, осуществляется через посредство личностных смыслов. Продукт такой ориентации можно назвать личностным выбором деятельности. В следствии возникает и 2-ой процесс - центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех ост. деятельностей. 3. процесс –освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. процесс расширения возможностей индивида как субъекта деятельности. Общение – рассматривается также со стороны его расширения и углубления. Расширение - умножение контактов с др. людьми, их специфику на каждом возрастном рубеже. Углубление – это переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, развитие самосознания личности. Структура самосознания включает 3 компонента: Познавательный (знание себя); Эмоциональный (оценка себя); Поведенческий (отношение к себе). Единство трех – социализация.

Общепринятым считается «распространение» социализации на периоды детства, отрочества, юности. В отечественной СП сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего, в ходе трудовой деятельности. Основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. 3 основные стадии: 1. Дотрудовая - весь период жизни до начала трудовой деятельности. Два периода: ранняя социализация (от рождения до школы, семья и дошкольные учреждения); стадия обучения (период юности, школа, ВУЗ) Усвоение социального опыта. 2. Трудовая – весь период трудовой деятельности институт социализации - (трудовой коллектив, период зрелости). 3. Послетрудовая – активность лиц пожилого возраста (изменение форм активности, соц. инст – семья и объединения по интересам).

Механизмы социализации: Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие: Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п. Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами. Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом. Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.027 с.)