Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предпосылки, условия и движущие силы психического развития.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(Л.С.Выготскому) В кул. ист. концепции врожденные свойства организма, его созревание были определены в качестве условий психического развития. Органические свойства создают анатомофизиологические предпосылки для формирования культурных форм поведения, но не определяют ни их содержание, ни их структуры. Социал.среда-культурный опыт человечества в развитии ребенка выступают в качестве источника психического развития. Движущей силой психического развития выступает обучение – это внутренне необходимый и всеобщий момент развития неприродных, но исторических особенностей человека, т.е. ВПФ. Доказательством ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка выступило понятие зоны ближайшего развития. Ключевой характеристикой психологического возраста он считал «социальную ситуацию развития», т.е. место ребенка в системе общественных отношений, ведущую деятельность ребенка и новообразования (возрастные «прибавки») в сфере сознания и личности. Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. кризис новорожденности – младенческий возраст (2мес.– 1 год); кризис 1 года – раннее детство (1-3 года) – кризис 3-х лет – дошкольный возраст (3-7лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (8-12лет) – кризис 13лет – пубертатный возраст (14-17 лет) – кризис 17 лет. (По Леонтьеву) движущей силой психического развития выступило собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослых присваивает исторически сложившиеся человеческие способности. Зарубежные– основное условие развития – наследственность. Концепция рекопитуляции Стенли Холла: Ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Это первая теоретическая концепция и попытка показать, что между историческим и индивидуальным развитием есть связь. Концепция Анри Гезелла: Он разработал практическую систему диагностики псих. разв. ребенка от рождения до 16, которая базировалась на систематических сравнительных исследованиях нормы и патологии с помощью кино и фото- регистрации возрастных изменений моторики, общения, речи и т.д. Концепция Карла Бюллера: (концепция 3-х ступеней развития). 1ст – инстинкт 2ст – дрессура (навык) 3ст – Интеллект. Эволюцию развития он связывал с перемещением, переживанием удовольствия с конца действия на начало. Концепция корвергенции (теория 2-х факторов) Штерн: Наследственная одаренность (сочетание высокоорганизованных способностей (индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения деятельности)) и среда. Он считал что психическое развитие это результат корвергенции внутренних задатков (наследственно закрепленные предпосылки) и внешних условий. Но все таки отдавал предпочтение факторам наследственности. Пиаже «генетическая эпистемология» (наука о происхождении и развитии различных механизмов, форм и способов мышления и познания действительности): не делал упор на фактор наследственности, Развитие ребенка идет по линии децентрации в результате чего ребенок начинает разделять явления мира и свои впечатления. (Эльконина Д.Б.) В основе -закономерная смена двух типов ведущей деятельности. Первый тип – деятельность, внутри которой происходит ориентация и освоение задач, мотивов и норм отношения между людьми. Второй тип – деятельность, внутри которой происходит усвоение общественно выработанных способов действия с предметами те или иные стороны. Эти типы деятельности меняют друг друга. 1. Младенческий возраст (0-1 год). ВД – эмоциональное общение, Новообразование – формирование потребности в общении; 2. Раннее детство (1-3). ВД–предметно-манипулятивная, Н-развитие речи и наглядно-действенного мышления; 3. Дошкольный возраст (3-7).ВД- ролевая игра, Н- стремление к общественной значимости; 4. Младший школьный возраст (7-11). ВД- учение, Н- произвольность психических явлений; 5. Подростковый возраст (11-15). ВД- общение со сверстниками, Н- формирование самооценки, стремление к взрослости; 6. Старший школьный возраст (15-17). ВД- учебно-профессиональная, Н- мировозрение, профессиональные интересы.
Понятие социализации. Содержание и механизмы социализации. Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; и процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Может рассматриваться как: 1.инкультуризация (анализ факторов культуры, формирование соц. культуры, соц. деятельности и Я-концепции); 2.интернационализация (совокупность мотив-ых и когнитивных процессов с помощью которых внешние требования становятся внутренними; изучается вопрос о мех-мах трансляции соц. опыта; рассм-ся процесс усвоения моделей поведения и систем ценностей). 3.адаптация (анализируется с т.з. результатов; основным ре-том считается формирование таких характеристик чел-ка, к. обеспечивают его успешное функционирование в обществе. 4.конструирование социального мира (т.е. видоизменение социальной реальности) Содержание процесса социализации - три сферы становления личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой этих сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. Деятельность: социализация предполагает расширение набора деятельностей (Леонтьев). 3 процесса. 1. ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между различными ее видами, осуществляется через посредство личностных смыслов. Продукт такой ориентации можно назвать личностным выбором деятельности. В следствии возникает и 2-ой процесс - центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех ост. деятельностей. 3. процесс –освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. процесс расширения возможностей индивида как субъекта деятельности. Общение – рассматривается также со стороны его расширения и углубления. Расширение - умножение контактов с др. людьми, их специфику на каждом возрастном рубеже. Углубление – это переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, развитие самосознания личности. Структура самосознания включает 3 компонента: Познавательный (знание себя); Эмоциональный (оценка себя); Поведенческий (отношение к себе). Единство трех – социализация. Общепринятым считается «распространение» социализации на периоды детства, отрочества, юности. В отечественной СП сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего, в ходе трудовой деятельности. Основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. 3 основные стадии: 1. Дотрудовая - весь период жизни до начала трудовой деятельности. Два периода: ранняя социализация (от рождения до школы, семья и дошкольные учреждения); стадия обучения (период юности, школа, ВУЗ) Усвоение социального опыта. 2. Трудовая – весь период трудовой деятельности институт социализации - (трудовой коллектив, период зрелости). 3. Послетрудовая – активность лиц пожилого возраста (изменение форм активности, соц. инст – семья и объединения по интересам). Механизмы социализации: Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие: Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п. Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами. Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. Идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом. Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.182 (0.01 с.) |