Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика эмоций, их виды и функции.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эмоции – это особые психические явления, которые содержат в себе субъективную оценку значимости для человека всевозможных событий, предметов, явлений, людей в форме переживания. Это субъективные реакции организма на действия внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия. Функции эмоций: отраж.-оценочная: -значимость предметов и явлений для человека, для достижения цели и удовлетворения его потребностей. Эмоции являются той системой сигналов (языком) с помощью которых человек познает о значимости происходящего. сигнальная- эмоции возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или организме человека. побудительная -от знака оценки происходящего (отрицательная или положительная) действие человека будут направлены либо на достижение цели на овладение необходимым объектом, либо, наоборот, на прекращение неуспешных действий и выбор других действий. активирующая -оптимальный уровень деятельности в ЦНС и отдельных ее структур. Морфологической основой или механизмом эмоциональных процессов является блок регуляции тонуса и бодрствования (блоки выделил Лурия). регулирующая -стойкие эмоции направляют поведение человека, поддерживают его, позволяют преодолевать на пути встречающиеся препятствия. синтезирующая -соединять синтезировать в единое целое разрозненные, разделенные во времени и пространстве события и факты. Экспрессивная -сопровождаются органическими изменениями (меняется вегетатика, проявление в изменении мимики, в локализации голоса, побледнение кожи, расширение, сужение зрачков). смыслообразующая -( Алексей Ник. Леонтьев) эмоции позволяют определять личностный смысл происходящего для человека. С биологической точки зрения эмоции закреплялись, как своеобразный инструмент, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающие разрушительный характер недостатка или избытка каких-то факторов. Классификация видов эмоций: по степени активации(Кант): стенические - переживания, повышающие активность личности, и астенические - понижающие активностью; по форме проявления: аффект -сильное, кратковременное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жиз. обстоятельств и сопровождаемое резким изменением в соз. деятельности и выраженными двигател. проявлениями; собственно эмоции- выражают оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятельности и к своим действиям; чувства -как обобщение эмоций, становление и развитие чувств, формирование устойчивых эмоциональных отношений; настроение - как человек воспринимает события своей жизни, характеризуется эмоц. тоном (положительным и отрицательным) придает окраску всему поведению и восприятию человека, выражается во всех его проявлениях; страсть -сосредоточенность, собранность помыслов и сил, направленность их на единую цель; стресс -возникает в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма, в том числе и нервно-псих. сил; фрустрации-при объективных и субъективных состояниях трудностях, испытываемых человеком на пути к цели (гамма отриц. эмоций, к. в состоянии дезорганизовать поведение и сознание человека); по модальности: (Кэррол Изард) Интерес-возбуждение - переживается как чувство захваченности и любопытства по отношению к чему-то или кому-то. Удивление –быстротечное, выступает как познавательный мотив. Радости –в ситуации реализации основных личностных потребностей, как состояние наслаждения и удовлетворения жизнью. Страдания - состояние уныния, горя, одно из важных условий духовного развития. Гнева – в ответ на препятствие в достижении желаемых целей. Стыда – несоответствие своих поступков с нормами, активизирует защитные механизмы личности. Гордости -переживание своей значимости. Отвращения к объектам несоответствующим нравственно-эстетическим требованиям. Презрения –только по отношению к людям. Вины -причастность или ответственность за причиненный ущерб. Страха – в ситуации опасности и угрозы физическому и личностному существованию человека. Методики изучения эмоций. Понятия и факты акцентируют представление об эмоции как о сложном феномене, имеющем нервный, выразительный и переживательные компоненты. Следовательно, диагностирование эмоций может происходить на любом из трех уровней, соответствующих одному из основных компонентов эмоционального процесса. Методы и приемы исследования диктуются в наибольшей степени тем, какой из компонентов изучается.1. Методика «Изучение эмоционального отношения к моральным нормам»( Подобрать картинки с изображением ситуаций, подлежащих моральной оценке (например, сцена в автобусе; мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место пожилой женщине). Индивидуально с детьми 3-6л. В протоколе фиксируют содержание картинки, ответы ребенка, его объяснения, эмоциональные реакции Качественный анализ состоит в оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы.2. Методика «Изучение эмоциональных реакций у детей на смешные изображения» (Подобрать картинки с нелепым изображением (например, у кота хвост петуха, у коровы лапы собаки, у курицы крылья орла и т.д.)Индивидуально с детьми 4-7л. В протоколе -содержание картинки, ответы и объяснения ребенка, его эмоциональные реакции. Оценивают адекватность эмоциональных реакций ребенка на нелепое содержание картинки.); 3. Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке»; 4. Методика "Изучение эмоциональной напряженности" (опросник, 30 утверждений для подростков), 5. Опросник САН (самочувствие, активность, настроение) старшеклассники (при анализе важны не только значения отдельных показателей, но и их отношения). 6. Методика оценки настроения старшеклассники (по ответам составляется мнение какое настроение преобладает: обычное, эйфорическое или негативное (астенизированное) 7.Методика "Изучение социальных эмоций" (Сначала за детьми 3-7 лет наблюдают в разных видах деятельности. Затем проводят индивидуально 2 серии. Первая серия. Экспериментатор задает ребенку вопросы: -Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему? И т.д. Вторая серия. Ребенку предлагают закончить несколько ситуаций: Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить, уборку». Маша ответила... Что ответила Маша? И т.д.. Анализ результатов наблюдения проводят по схеме: Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная; неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т.д.). Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, в чем оно выражается и в каких ситуациях. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно; время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно - завидует успеху другого, радуется его неудаче.При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение детей разного возраста.); 8. «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова. 9.. Шкала эмоционального отклика А. Меграбиана и Н. Эпштейна для оценки эмоциональной составляющей эмпатии. 10.Опросник «Эмоционального интеллекта» (EQ) Н. Холла для выявления способности понимать отношения личности, представленные в эмоциях, и управлять эмоциями. Обычно исследуются следующие параметры эмоций: удовольствие-неудовольствие и эмоциональная напряженность..
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 919; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.85 (0.01 с.) |