Общая характеристика эмоций, их виды и функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика эмоций, их виды и функции.



Эмоции – это особые психические явления, которые содержат в себе субъективную оценку значимости для человека всевозможных событий, предметов, явлений, людей в форме переживания. Это субъективные реакции организма на действия внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

Функции эмоций: отраж.-оценочная: -значимость предметов и явлений для человека, для достижения цели и удовлетворения его потребностей. Эмоции являются той системой сигналов (языком) с помощью которых человек познает о значимости происходящего. сигнальная- эмоции возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или организме человека. побудительная -от знака оценки происходящего (отрицательная или положительная) действие человека будут направлены либо на достижение цели на овладение необходимым объектом, либо, наоборот, на прекращение неуспешных действий и выбор других действий. активирующая -оптимальный уровень деятельности в ЦНС и отдельных ее структур. Морфологической основой или механизмом эмоциональных процессов является блок регуляции тонуса и бодрствования (блоки выделил Лурия). регулирующая -стойкие эмоции направляют поведение человека, поддерживают его, позволяют преодолевать на пути встречающиеся препятствия. синтезирующая -соединять синтезировать в единое целое разрозненные, разделенные во времени и пространстве события и факты. Экспрессивная -сопровождаются органическими изменениями (меняется вегетатика, проявление в изменении мимики, в локализации голоса, побледнение кожи, расширение, сужение зрачков). смыслообразующая -( Алексей Ник. Леонтьев) эмоции позволяют определять личностный смысл происходящего для человека. С биологической точки зрения эмоции закреплялись, как своеобразный инструмент, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающие разрушительный характер недостатка или избытка каких-то факторов. Классификация видов эмоций: по степени активации(Кант): стенические - переживания, повышающие активность личности, и астенические - понижающие активностью; по форме проявления: аффект -сильное, кратковременное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жиз. обстоятельств и сопровождаемое резким изменением в соз. деятельности и выраженными двигател. проявлениями; собственно эмоции- выражают оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятельности и к своим действиям; чувства -как обобщение эмоций, становление и развитие чувств, формирование устойчивых эмоциональных отношений; настроение - как человек воспринимает события своей жизни, характеризуется эмоц. тоном (положительным и отрицательным) придает окраску всему поведению и восприятию человека, выражается во всех его проявлениях; страсть -сосредоточенность, собранность помыслов и сил, направленность их на единую цель; стресс -возникает в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма, в том числе и нервно-псих. сил; фрустрации-при объективных и субъективных состояниях трудностях, испытываемых человеком на пути к цели (гамма отриц. эмоций, к. в состоянии дезорганизовать поведение и сознание человека); по модальности: (Кэррол Изард) Интерес-возбуждение - переживается как чувство захваченности и любопытства по отношению к чему-то или кому-то. Удивление –быстротечное, выступает как познавательный мотив. Радости –в ситуации реализации основных личностных потребностей, как состояние наслаждения и удовлетворения жизнью. Страдания - состояние уныния, горя, одно из важных условий духовного развития. Гнева – в ответ на препятствие в достижении желаемых целей. Стыда – несоответствие своих поступков с нормами, активизирует защитные механизмы личности. Гордости -переживание своей значимости. Отвращения к объектам несоответствующим нравственно-эстетическим требованиям. Презрения –только по отношению к людям. Вины -причастность или ответственность за причиненный ущерб. Страха – в ситуации опасности и угрозы физическому и личностному существованию человека.

Методики изучения эмоций.

Понятия и факты акцентируют представление об эмоции как о сложном феномене, имеющем нервный, выразительный и переживательные компоненты. Следовательно, диагностирование эмоций может происходить на любом из трех уровней, соответствующих одному из основных компонентов эмоционального процесса. Методы и приемы исследования диктуются в наибольшей степени тем, какой из компонентов изучается.1. Методика «Изучение эмоционального отношения к моральным нормам»( Подобрать картинки с изображением ситуаций, подлежащих моральной оценке (например, сцена в автобусе; мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место пожилой женщине). Индивидуально с детьми 3-6л. В протоколе фиксируют содержание картинки, ответы ребенка, его объяснения, эмоциональные реакции Качественный анализ состоит в оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы.2. Методика «Изучение эмоциональных реакций у детей на смешные изображения» (Подобрать картинки с нелепым изображением (например, у кота хвост петуха, у коровы лапы собаки, у курицы крылья орла и т.д.)Индивидуально с детьми 4-7л. В протоколе -содержание картинки, ответы и объяснения ребенка, его эмоциональные реакции. Оценивают адекватность эмоциональных реакций ребенка на нелепое содержание картинки.); 3. Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке»;

4. Методика "Изучение эмоциональной напряженности" (опросник, 30 утверждений для подростков),

5. Опросник САН (самочувствие, активность, настроение) старшеклассники (при анализе важны не только значения отдельных показателей, но и их отношения).

6. Методика оценки настроения старшеклассники (по ответам составляется мнение какое настроение преобладает: обычное, эйфорическое или негативное (астенизированное)

7.Методика "Изучение социальных эмоций" (Сначала за детьми 3-7 лет наблюдают в разных видах деятельности. Затем проводят индивидуально 2 серии. Первая серия. Экспериментатор задает ребенку вопросы: -Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему? И т.д. Вторая серия. Ребенку предлагают закончить несколько ситуаций: Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить, уборку». Маша ответила... Что ответила Маша? И т.д.. Анализ результатов наблюдения проводят по схеме: Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная; неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т.д.). Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, в чем оно выражается и в каких ситуациях. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно; время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно - завидует успеху другого, радуется его неудаче.При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение детей разного возраста.);

8. «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова. 9.. Шкала эмоционального отклика А. Меграбиана и Н. Эпштейна для оценки эмоциональной составляющей эмпатии. 10.Опросник «Эмоционального интеллекта» (EQ) Н. Холла для выявления способности понимать отношения личности, представленные в эмоциях, и управлять эмоциями. Обычно исследуются следующие параметры эмоций: удовольствие-неудовольствие и эмоциональная напряженность..



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 856; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.004 с.)