Разрешение конфликтов в процессах управления.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разрешение конфликтов в процессах управления.



Конфликт - это социальное явление, способ взаимодействия людей при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

Разрешение конфликта -- это вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта. Разрешение -- это заключительный этап управления конфликтом.

Управление конфликтами как сложный процесс включает следующие виды деятельности:

* прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;

* предупреждение или стимулирование конфликта;

* регулирование конфликта;

* разрешение конфликта.

Прогнозирование конфликта -- это один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии.

Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей. В коллективе, например, такими условиями и факторами могут быть: стиль управления; уровень социальной напряженности; социально-психологический климат; лидерство и микрогруппы и другие социально-психологические явления.

 

Классификация конфликтов:

1. по субъектам конфликта: •внутриличностный, •межличностный, •между личностью и группой/организацией, •между группами;

2. по положению конфликтующих сторон в организации: •горизонтальные, •вертикальные, •смешанные;

3. по характеру вызвавших конфликт причин: •конфликты трудового процесса, •конфликты, связанные с психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, •конфликты, связанные с личностным своеобразием членов группы;

4. по их значению для организации, а также способу их разрешения: •функциональные/конструктивные, •дисфункциональные/деструктивные.

Профилактика конфликтов. Методы: 1.разъяснение требований и задач деятельности групп, 2.постановка комплексных целей перед подразделениями, 3.устранение объекта.

Основные правила поведения в конфликтах: 1) справедливое, непредвзятое отношение к инициатору конфликт; 2) выявить предмет конфликта и не расширять его; 3) формулировка позитивного выхода из острой ситуации; 4) избегать эмоциональной стороны ведения спора, повышенного тона; 5) избегайте конфликтов, затрагивающих чувства собственного достоинства личности.

Методы управления конфликтами: 1.административные методы; 2.форма межгруппового воздействия: уклонение, конкуренция, уступчивость, сотрудничество; 3.переговоры.

Стратегии завершения конфликта: 1) Стратегия избегания, 2) Стратегия приспособления, 3) Стратегия компромисса, 4) Стратегия сотрудничества.


Таблица 1.2

Содержание управления конфликтом и его динамика

 
№ п/п Этап конфликта Содержание управления (вид деятельности)  
Возникновение и развитие конфликтной ситуации Прогнозирование Предупреждение (стимулирование)  
Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия Предупреждение (стимулирование)  
Начало открытого конфликтного взаимодействия Регулирование  
Развитие открытого конфликта Регулирование  
Разрешение конфликта Разрешение  
       

Особое место в прогнозировании конфликтов занимает постоянный анализ как общих, так и частных причин конфликтов. [15, с.78-79]

Предупреждение конфликта -- это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта. Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов. Это так называемая вынужденная форма предупреждения конфликта.

Но конфликты можно предупреждать, осуществляя в целом эффективное управление социальной системой. В данном случае управление конфликтом (в том числе и предупреждение конфликта) является составной частью общего процесса управления в этой системе. Основными путями такого предупреждения конфликтов в организациях могут быть:

* постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников;

* подбор и расстановка сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей;

* соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, затрагивающих интересы коллектива и личности;

* воспитание сотрудников, формирование у них высокой психо-логопедагогичсской культуры общения и др.

Подобную форму предупреждения конфликтов в отличие от предыдущей можно назвать превентивной.

Стимулирование конфликта -- это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными: вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т. п.; критика сложившейся ситуации на совещании; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т. д. Но при стимулировании того или иного конфликта руководитель должен быть готов к конструктивному управлению им. Это необходимое условие в управлении конфликтами, нарушение его, как правило, приводит к печальным последствиям.

Регулирование, конфликта -- это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечения его развития в сторону разрешения. Регулирование как сложный процесс предполагает ряд этапов, которые важно учитывать в управленческой деятельности.

I этап. Признание реальности конфликта конфликтующими сто-

ронами.

II этан. Легитимизация конфликта, то есть достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия.

III этап. Институциализация конфликта, то есть создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия.

Кроме того, в процессе регулирования конфликтов важно учитывать некоторые технологии, которые представлены в таблице 1.3

Разрешение конфликта -- это вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта. Разрешение -- это заключительный этап управления конфликтом.

Разрешение конфликта может быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтных ситуаций. Неполное разрешение конфликта происходит тогда, когда устраняются не все причины или конфликтные ситуации. В таком случае неполное разрешение конфликта может быть этапом на пути к его полному разрешению.

Таблица 1.3

Технологии регулирования конфликта

 
Название Основное содержание  
Информационные Ликвидация дефицита информации в конфликте; исключение из информационного поля ложной, искаженной информации; устранение слухов и т.п.  
Коммуникативные Организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками: обеспечение эффективного общения  
Социально-психологические Работа с неформальными лидерами и микрогрунпами; снижение социальной напряженности и укрепления социально-психологического климата в коллективе .... _  
Организационные Решение кадровых вопросов; использование методов поощрения и наказания; изменение условий взаимодействия сотрудников и т. и.  
     

В реальной практике по управлению конфликтами важно учитывать предпосылки, формы и способы их разрешения.

Предпосылки разрешения конфликта:

* достаточная зрелость конфликта;

* потребность субъектов конфликта в его разрешении;

* наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта.

Формы разрешения:

* уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);

* согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе (компромисс, консенсус);

* взаимное примирение конфликтующих сторон (уход);

* перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий (сотрудничество).

Способы разрешения:

* административный (увольнение, перевод на другую работу, решение суда и т. п.);

* педагогический (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.).

Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами

Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами зависит от многих факторов -- содержания самого конфликта, условий его возникновения и развития и многих других. [15, с.80-82]

Поэтому универсального алгоритма деятельности руководителя по управлению конфликтами предложить невозможно. Но какие-то основные, целесообразные шаги в таком алгоритме можно выделить. Их мы представим в таблице 1.4

Таблица 1.4

Алгоритм управления конфликтом

 
Шаг Содержание деятельности Способы (методы) реализации  
Изучение причин возникновения конфликта Наблюдение; анализ результатов деятельности; беседа; изучение документов; биографический метод, то есть изучение биографических данных участников конфликта и др.  
Ограничение числа участников Работа с лидерами в микрогруппах; перераспределение функциональных обязанностей; поощрение или наказание и т. п.  
Дополнительный анализ конфликта с помощью экспертов Опрос экспертов; привлечение медиатора, психолога; переговорный процесс (медиация) и др.  
Принятие решения Административные методы; педагогические методы  
       

В процессе управленческой деятельности по разрешению конфликтов и в выборе алгоритма такой деятельности для руководителя важно учитывать следующие принципы управления конфликтами:

* объективности и адекватности оценки конфликта;

* конкретно-ситуационного подхода;

* гласности;

* демократического воздействия, опоры на общественное мнение;

* комплексного использования способов и приемов воздействия. Не менее важным для руководителя в управлении конфликтами является учет некоторых негативных факторов принятия конструктивных решений, которые представлены в таблице 1.5.

Таблица 1.5

Негативные факторы принятия конструктивных решений по конфликту

 
Содержание фактора Последствия  
Одностороннее суждение руководителя о подчиненных (как правило, только с точки зрения того, как они выполняют его указания) Мешает понять мотивы конфликтующих и оценить динамику конфликта  
Интересы руководителя в конфликте как члена коллектива и как личности Ошибочные решения, связанные с субъективной оценкой предмета конфликта  
Стремление как можно быстрее погасить конфликт Ошибочные решения, часто приводящие к наказанию «правых» и «виноватых»  
Межличностные отношения с конфликтующими (симпатии, антипатии дружба и т. п.) Ошибочные решения, проявляющиеся в предвзятом отношении к одному из участников конфликта  

Подробнее:http://revolution.allbest.ru/psychology/00057083_0.html

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.179.79 (0.009 с.)