Понятие конфликта. Сущность, структура и функции конфликтов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие конфликта. Сущность, структура и функции конфликтов.



ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ.

Противоречие- основа конфликта.

Объективные противоречия:

· столкновение интересов, обусловленное различием позиций в социальной структуре

· недостаток благ или неравенство при их распределении

· недостаточный уровень проработанности социальных норм, и др.

Субъективные противоречия:

· поведенческая агрессивность

· искажения при передаче и восприятии информации

· несовпадение взглядов, привычек, стилей поведения

· несбалансированное ролевое взаимодействие, и др.

Функции конфликтов:

Негативные (деструктивные):

· разрушение социальных связей и коммуникаций

· нанесение материального и морального ущерба

· провокация насильственных действий

· создание стрессовых ситуаций, и др.

Позитивные (конструктивные):

· сигнал о наличии в обществе проблем

· снятие напряженности, отрицательных эмоций

· стимул для появления новых отношений и институтов

· сближение социальных групп, и др.

Структура конфликта:

n Объект конфликта – какой-либо ресурс, недостаточный для одновременного удовлетворения потребностей заинтересованных в контроле над ним сторон

n Предмет конфликта – это проблема, связанная с объектом, которую пытаются разрешить участники в ходе конфликтного взаимодействия.

n Стороны:

Непосредственные участники – ведут борьбу друг с другом

«Третьи стороны» - оказывают воздействие на конфликт (наблюдатели, пособники, посредники и др.)

n Фон конфликта – события в обществе, развивающиеся параллельно с конфликтом и накладывающие свой отпечаток на его развитие

n Социальная среда конфликта – совокупность общественных структур, механизмов контроля

n Пространственные и временные границы

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ.

 

Классификация конфликтов по сферам их возникновения и проявления:


· политические

· правовые

· экономические

· идеологические

· статусно-ролевые

· межличностные, и др.


Типологизация по степени проявления

· латентные (скрытые) – практически незаметны для посторонних наблюдателей

· явные (открытые) – явно проявляется и легко диагностируется

· демонстративные – стороны стараются привлечь к нему внимание

Типологизация в зависимости от тактики (А. Раппопорт)

· спор (дискуссия, дебаты) – стороны стремятся достичь своих целей путем убеждения

· игра – принудительные действия, но лишь в рамках установленных правил

· сражение (война) – любые методы, вплоть до крайних форм насилия

Типологизация по степени остроты противоречий (Л. Козер)

· конфликты «с нулевой суммой» («выигрыш – проигрыш») – интересы сторон полностью противоположны

· конфликты «с положительной суммой» («выигрыш – выигрыш») – интересы сторон частично совпадают + конфликты «с отрицательной суммой» («проигрыш – проигрыш»)

Классификация по субъектам


· международные

· внутригосударственные

· межгрупповые

· межличностные

· внутриличностные


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНФЛИКТУЮЩИХ СТОРОН. СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ.

Ранг определяется в соответствии с ресурсными возможностями субъекта, например:

· материальные ресурсы;

· статус;

· поддержка общественного мнения;

· владение информацией, интеллектуальные ресурсы;

· временной фактор и др.

 

- Оппонент первого ранга – человек, выступающий от своего имени и преследующий собственные интересы.

- Оппонент второго ранга – человек, защищающий групповые интересы.

- Оппонент третьего ранга – структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп.

- Оппонент высшего ранга – государственная структура, выступающая от имени закона

Стратегия поведения в конфликте - установка на определенные формы поведения в конфликте, которые, по мнению использующей их стороны, способствуют достижению поставленной цели.

n Конкуренция (соперничество) – навязывание противнику выгодного для себя решения, стремление к нанесению ему поражения (стиль акулы – главное внимание уделяется целям, а не отношениям).

n Уклонение (избегание) – игнорирование или фактическое отрицание наличия конфликта, при котором не предпринимается никаких активных действий (стиль черепахи – отказ и от целей, и от отношений).

n Приспособление – принятие позиции противника и односторонние уступки(стиль медвежонка – отказ от целей во имя сохранения отношений).

n Компромисс – осуществление взаимных уступок сторон по каким-либо важным для них позициям (стиль лисы – умеренное отношение к целям и к отношениям).

n Сотрудничество (решение проблемы) – нацеленность на поиск решения, наиболее соответствующего интересам обеих сторон (стиль совы – высокий уровень внимания и к целям, и к отношениям).

Тактика поведения в конфликте - Совокупность конкретных приемов и методов, используемых субъектом конфликта для решения своих задач в соответствии с избранной стратегией


Силовые тактики:

· Захват и удержание объекта конфликта

· Физическое насилие (нанесение ущерба)

· Психологическое насилие (нанесение ущерба)

· Тактика давления

· Санкционирование

Несиловые тактики:

· Демонстративные действия

· Тактика коалиций

· Фиксация своей позиции

· Тактика дружелюбия

· Тактика сделок


 

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА.

1. Предконфликтная стадия - происходит, формирование конфликтной ситуации:

· возникновение социальной напряженности;

· формирование противоречий;

· подготовка к конфликту.

2. Конфликтная ситуация и инцидент - Конфликтная ситуация является сложившейся, когда по крайней мере один из субъектов считает себя готовым вступить в конфликт.

Инцидент – событие, дающее толчок для перехода от потенциального к реальному конфликту.

3. Открытое противоборство - На данном этапе реализуются функции конфликтного взаимодействия. Возможно увеличение числа участников, вовлечение в конфликт новых противоречий

Эскалация – интенсификация конфликта, переход к более жестким и разрушительным методам ведения борьбы. Усиливает наносимый ущерб, минимизирует позитивные функции конфликта

4. Завершение (урегулирование) конфликта - Конкретизируются и закрепляются в отношениях сторон достигнутые результаты конфликтного взаимодействия.

Имплементацияреализация соглашения на практике.

 

5. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И СХЕМА ОПИСАНИЯ КОНФЛИКТОВ.

ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ:

n принцип детерминизма (обусловленность всех явлений действием тех или иных причин)

n принцип системности ( трактовка всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной системы)

n принцип развития (признание непрерывного изменения)

Общие методы исследования конфликтов:

n Структурный анализ - выявление основных элементов конфликтного взаимодействия

n Процессуальный анализ - определение основных этапов, или стадий развития конфликта

n Типологизация

 


Методы прогнозирования конфликтов:

Моделирование:

- Структурно-логическое

- Математическое

- Компьютерное

(Л. Блумфилд)

Социологические методы:

n Интервью

n Экспертный опрос

n Фокус-группа

n Контент-анализ

n Анкетирование

n Тестирование

Специальные методы:

n Диагностика

n Экспертиза

n Ситуационный анализ (кейс-стади)

n Сравнительный анализ


Схема описания конфликта по М.Дойчу:

n характеристики конфликтующих сторон

n предыстория взаимодействий конфликтующих сторон

n природа конфликта

n социальная среда

n заинтересованные стороны

n стратегия и тактика

n результаты конфликта

Картографирование конфликта:

n Описание проблемы в общих чертах

n Определение участников конфликта

n Перечисление потребностей и опасений участников

n Выявление возможностей взаимодействия участников


Конфликт и стабильность

n Стабильность не означает бесконфликтность

n Политические конфликты способствуют поддержанию стабильности в тех случаях, когда с помощью регуляторов удается предотвращать развитие их деструктивных форм

Источники политических конфликтов:


n Внесоциальные факторы

n Статусно-ролевые источники

n Расхождения между политическими ценностями и идеалами

n Расхождения между требованиями моделей и стереотипов поведения

n Ущемление базовых потребностей

n Процессы идентификации


Особенности политических конфликтов:


n Публичный характер

n Гармония в политической сфере негарантируема

n Предметом политического конфликта являются специфические ресурсы

n Рынок политики является одним из наиболее свободных, что ведет к жесткой конкуренции

n Политическая дискуссия чаще всего направлена на дискредитацию противников

n Предполагается широкая мобилизация сторонников, которых сложно контролировать


Виды конфликтов:


n В зависимости от возможностей регулирования: институализированные и неинституализированные

n По направленности: горизонтальные и вертикальные

n В зависимости от глубины затрагиваемых проблем: глубоко укорененные и неглубоко укорененные

n Исходя из сущности проблемы: конфликты ценностных ориентаций, конфликты интересов, конфликты политических культур

n По форме развертывания: насильственные и ненасильственные

n По функциональному значению: конструктивные и деструктивные


Политический кризис:

n Переломное состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности и нестабильности

n Определенная фаза в развитии отдельного конфликта, когда повышается опасность его перехода в насильственную форму

Виды политических кризисов:


n Правительственный кризис

n Парламентский кризис

n Конституционный кризис

n Кризис легитимности


 

Основа конфликтов

n Фактическое положение дел в организации входит в противоречие с ожиданием людей

n Неконтролируемый конфликт грозит помехами в работе организации, вплоть до парализации ее деятельности

Причины конфликтов:

n распределение ресурсов (часть членов организации считают его несправедливым)

n организационные изменения (инновации воспринимаются как угроза, непонятна их значимость для организации и т. д.)

n личностные расхождения (несовместимость работников)

n различия в системах ценностей (столкновения мнений, оценок)

n угроза статусу (опасность быть подсиженным, лишиться должности, привилегий, авторитета)

n недостаток доверия (члены организации слабо знакомы друг с другом, подозревают друг друга в деструктивных действиях)

n неудовлетворительность коммуникаций (неадекватное восприятие информации, барьеры в ее распространении и т. д.)

Виды конфликтов:

1) По сфере возникновения:

- в организационно-технологической сфере

- в социально-экономической сфере

- в административно-управленческой сфере

- связанные с функционированием неформальной организации

- в социально-психологической сфере

2) по уровням:

- «равный против равного»

- «высший против низшего»

- «высший против среднего и низшего»

Последствия конфликтов:

n Негативные:

1. усиление напряженности в отношениях между оппонентами

2. ограничение взаимодействия

3. рост группового и индивидуального эгоизма

4. снижение мотивации к труду

5. отвлечение от работы средств и времени

6. переживания и стрессы

n Позитивные

1. адаптация и социализация членов организации

2. снятие внутреннего напряжения

3. выявление и закрепление новой структуры отношений

4. поиск новых решений существующих проблем

5. активизация внутриорганизационных коммуникаций

6. групповое сплочение и рост сопричастности

Способы управления

n «Равный против равного»:

– разграничение полномочий отделов (исполнителей) или, наоборот, слияние их в единую структуру под общим руководством;

– усиление полномочий более слабых звеньев структуры;

– реорганизация структуры («перемешивание» звеньев и исполнителей)

– улучшение координационных процедур между отделами

– предоставление большей свободы самостоятельного планирования

– проведение переговоров с участием третьей стороны

– формулирование сторонами условий для сотрудничества

– улучшение межличностных коммуникаций (путем проведения тренингов, семинаров и т. д.)

n «Высший против низшего»:

– замена личной власти обезличенной путем введения правил, процедур, норм деятельности персонала

– изменение стиля лидерства руководителя

n «Высший против среднего и низшего»:

– установление более открытой коммуникации между всеми участниками конфликта

– более четкое определение задач и полномочий

– совместное обсуждение проблемы

– установление более четкой дистанции между средним и низшим

Ошибки управления

1. нарушения служебной этики (проявления неуважительного отношения к подчиненному, запрет на критику руководителя, злоупотребления служебным положением и т. д.)

2. нарушения трудового законодательства

3. несправедливая оценка подчиненных (ошибочное применение поощрений и наказаний, недостатки в распределении работ между исполнителями, приглашение работника со стороны при наличии претендента внутри организации и т. д)

 

Теория насилия Й. Галтунга

l Прямое (телесное насилие, санкции, репрессии, десоциализация и т.д.)

l Структурное (эксплуатация, ведущая к нищете, ограничение информации, маргинализация, разобщение)

Концепции ненасилия

l Ненасилие не равняется пассивности и попустительству

l Ненасилие имеет активный характер

l Ненасильственные акции могут быть индивидуальными или массовыми. Последние, как правило, более эффективны, но их сложнее организовать

Концепция М.Ганди

l Десять правил ненасильственного ведения борьбы:

1. не избегай конфронтации

2. будь открыт к общению и самокритике

3. находи решение и быстро двигайся к нему

4. относись к своему оппоненту, как к потенциальному союзнику

5. выбирай соответствующую целям тактику

6. будь гибок

7. умей выигрывать время

8. будь взвешенным в своих действиях

9. будь дисциплинированным

10. знай, когда надо остановиться

l Идеология «сатьягархи» («служения истине»):

Целью является не победа над политическим противником, а достижение гармонии в отношениях с ним. На её основе Ганди провёл три кампании ненасильственного сопротивления. Последователи – М.Л. Кинг и др.

Концепция Р. Хильдебрандта

1. Правдиво говорить о наличных формах несправедливости; уметь выбирать такие формы борьбы, которые, сочетая внутреннюю выдержанность и внешнюю оригинальность, могли бы привлечь союзников; уметь выявить несправедливости системы таким образом, чтобы и самих ее деятелей сделать более сговорчивыми

2. Избегать насилия не только в делах, но и в словах. Цель – не разгромить оппонента, а привести его самого к изменению ситуации. Не применять принципов мести после победы

3. Избегать односторонней трактовки конфликта, но уметь смотреть на него и глазами оппонента. Вести борьбу не против людей, а против системы. Сегодняшний оппонент может превратиться завтра в союзника

4. Избегать сотрудничества с оппонентом во вред делу, но постепенно готовить почву для компромиссов

5. Распространять энергию в трех направлениях: в борьбе с системой-оппонентом; в контактах с соратниками ради солидарности и соблюдения ненасильственных принципов борьбы; в работе над собой, т. е. в собирании внутренних сил для самокритики, необходимой для прояснения и корректировки своих собственных интересов

 

 

Задачи мониторинга

1. информационное обеспечение становления стабильной социальной системы, управления конфликтами

2. обеспечение реальной возможности сравнения различных интересов в динамике социальной системы

3. создание возможности прогнозирования социальных напряжений и конфликтов, возможности их урегулирования

4. выявление факторов снижения конфликтогенной активности людей, отдельных социальных групп, населения в целом

5. предоставление возможности управленцам разного уровня соотнести свои позиции и оценки с мнением населения, его отдельных групп

Мониторинговая сеть:

Основные элементы:

- наблюдатели в точках потенциального возникновения конфликтов

- аналитические группы

- центры принятия решений

Основные проблемы мониторинга:

1. Кадровое обеспечение (компетентность + неангажированность)

2. Техническое обеспечение коммуникации между экспертами и аналитическими центрами

3. Плотность «ячеек» сети

4. Правильный выбор индикаторов наблюдения. Наличие сразу нескольких индикаторов, выходящих за предельно допустимые нормы – опасность конфликта!

Направления сбора информации:

n стороны, могущие принять участие в споре или имеющие разногласия

n возможные спорные вопросы

n специфические интересы сторон

n степень важности спорных вопросов для каждой из сторон

n возможные источники силы каждой из сторон и возможности влияния на своих оппонентов

n возможные позиции сторон и их подходы к решению спорных вопросов

n заинтересованность в сотрудничестве с другими сторонами

n история взаимоотношений сторон и их состояние в момент спора

n отношение сторон к урегулированию конфликта

n значимые для сторон ценности

n степень вовлеченности сторон в спор

n тактика, используемая сторонами

Создание базы данных:

n Структурные факторы:

1. систематическое исключение определенных групп из политической жизни

2. структурное экономическое неравенство

3. - экономическая и политическая деградация

4. - нарушения демографического баланса

Подобные факторы определяют общий фон развития ситуации

n Динамические факторы:

1. дискредитация одного из политических лидеров

2. манипуляции результатами выборов

3. резкие изменения во взаимодействии элит

4. доминирование национальных идеологий

5. этническая дискриминация

События, непосредственно приводящие к возникновению конфликта

n Ускоряющие факторы:

1. использование военных и полицейских сил

2. запрещение массовых выступлений

3. аресты активистов

События, осложняющие обстановку

Принятие решений на основе мониторинга:

n Взаимодействие между аналитическими группами и центрами принятия решений:

1. информационное обеспечение

2. моделирование и прогнозирование

3. согласование действий по урегулированию конфликта

Стили ведения переговоров.

Переговоры - Совместная с партнером деятельность, в которой преобладают отношения «субъект – субъект», направленная на достижение соглашения по обсуждаемым проблемам. Качественно новая реальность, в которой сочетаются совпадающие и расходящиеся интересы участников.

Функции переговоров:

n Совместное решение проблемы

- Разрешение конфликта, снятие спорных вопросов

- Приостановка конфликтных действий, их «замораживание»

n Информационно-коммуникативная

- Выяснение позиций противоположной стороны

- Предоставление ей информации о своих интересах, намерениях

n Регуляционная

- Контроль и регуляция действий участников переговоров

- Поддержание перемирия между сторонами

- Реализация уже достигнутых договоренностей

n Решение задач, не относящихся непосредственно к предмету переговоров

- Воздействие на каких-либо посторонних субъектов

- Решение побочных проблем

n Пропагандистская

- Активное воздействие на общественное мнение с целью разъяснения своей позиции

- Привлечение внимания к проблемам

Виды переговоров:

n В зависимости от типа отношений между участниками

- «дистрибутивные» (конфликтного характера) – отражают ситуацию «игры с нулевой суммой»

- «интегративные» (в условиях кооперации) – ведут к увеличению возможностей всех участников удовлетворять свои потребности

n В зависимости от количества участников

- двухсторонние

- многосторонние

n В зависимости от временной протяженности

- однотуровые

- многотуровые

n В зависимости от уровня участников

- на высшем уровне

- на уровне исполнителей

 

n В зависимости от целей участников

- для урегулирования

- для разрешения

- превентивные

n В зависимости от уровня участников

- на высшем уровне

- на уровне исполнителей

n В зависимости от целей участников

- для урегулирования

- для разрешения

- превентивные

Стадии переговорного процесса:

Подготовительная стадия

- Согласование места и времени

- Повестка дня

- Уровень ведения

- Подготовка стратегии и предложений

Ведение переговоров

- Выдвижение точек зрения, уточнение интересов

- Дискуссия

- Выработка соглашения

Манифестирование конфликта

n Публичное выражение и обсуждение интересов, претензий

n Позволяет перейти к диалогу, переговорам, снизить уровень противостояния

Редукция конфликта

n Последовательное ослабление конфликта за счет перевода на другой уровень

n Друг – союзник – партнер – сотрудник – соперник – противник

Этапы принятия решений

1. подготовка к разработке решения

2. разработка решения

3. принятие и реализация решения, анализ результатов

Проблемы:

1. недостаток информации о развитии конфликта и о состоянии дел

2. эмоциональная насыщенность, субъективный характер сообщений

3. запаздывание принимаемых мер

4. стрессовое состояние лица, принимающего решения

5. принятие «простых» решений

6. принятие решений, направленных на достижение других целей

7. определенная степень автономности других лиц и институтов

Способы разрешения:

1. развитие сетей конфликтологического мониторинга

2. разработка моделей протекания конфликта

3. предварительная проработка альтернативных вариантов действий в конфликтных ситуациях

4. непрерывность управления конфликтом

5. обсуждение решений, экспертиза

6. согласование решений и действий исполнителей, контроль

7. изучение предыдущего опыта

 

Конфликты социализации

l Проявляются как столкновение индивидуального инновационного потенциала и системы представлений, норм, транслируемой агентами

l Наиболее частые примеры: при попадании в новую среду, при вступлении в организацию, при начале трудовой деятельности

Схема развития конфликта:

1. Начало взаимодействия с агентом социализации

2. Получение и оценка информации

3. Ответная реакция (в зависимости от восприятия информации)

4. Завершение конфликта (адаптация – интеграция – отторжение)

Результаты конфликта:

1. Приобретение социального опыта, в т.ч. навыков конфликтного взаимодействия

2. Интеграция в социальную среду (в случае позитивного развития)

3. Изменение социальной среды

4. Возникновение социальной девиации (при деструктивном пути развития)

 

 

Функции агентов социализации:

1. Семья призвана формировать у молодежи навыки мирного урегулирования конфликтов, поддерживать самостоятельные и ответственные поступки

2. Агенты учебной социализации обязаны развивать когнитивные и творческие потребности обучаемых индивидов

3. Агенты трудовой социализации должны использовать воздействие моральных и материальных стимулов (своевременная оплата труда, использование позитивных форм адаптации, создание хорошего микроклимата в подразделениях)

4. Государство, СМИ должны предоставлять объективную информацию, формировать гражданские идеалы, обеспечивать реализацию прав и свобод человека

5. Нарушения социальных норм агентами социализации провоцируют процесс усиления аномии в молодежном социуме, возникновение конфликтов с конфронтационными стратегиями разрешения, дискриминирующими молодежь

 

 

Администрирование конфликта

· подразумевает принятие руководителем (менеджером) управленческих решений, направленных на его урегулирование

· чаще всего применяются в организациях в случае конфликтов между их подразделениями или сотрудниками, а также в работе государственных органов

Функции администратора

1) Сбор информации

2) Организация переговоров

3) Арбитраж

4) Принятие управленческих решений

Тактики администрирования

n «Конфликтное управление» - инициирование конфликтов с последующим их разрешением

- Поддерживает конкурентность

- Дает возможность сохранять власть

- Может ослабить организацию

n «Поддержание порядка» - ориентирована на соблюдение строгой дисциплины, подавления или сглаживания противоречий

- Позволяет избегать открытых конфликтов

- Сплачивает организацию

- Может привести к росту напряженности

 

 

Методы администрирования:

- Согласительные процедуры

- Структурные изменения

- Манипулятивные методы

- Агитация и пропаганда, «внутренний PR»

- Давление, санкции

Арбитраж -Предполагает рассмотрение проблемы третьей стороной, которой участники конфликта предоставляют право вынести по ней решение, обладающее обязательной юридической силой.

Особенности арбитража

- Стороны вправе сами выбирать арбитра

- Арбитр может иметь официальный или неофициальный статус

Особенности судебных процедур:

1) рассмотрение конфликта независимым от других властей органом, обладающим соответствующими полномочиями по своему предназначению и положению

2) четко разработанная процедура установления и проверки фактических обстоятельств и принятия решения

3) наличие нормативной основы во всех действиях суда

4) обязательность исполнения принятых решений не только сторонами конфликта, но и другими юридическими и физическими лицами

ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.23.119 (0.202 с.)