ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОС-ВА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОС-ВА



Множественность целей государственного регулирования экономики определяет характер экономических функций государства.

Традиционно выделяют три основные функции:

* стабилизационная, которая состоит в поддержании стабильности цен, высокого уровня занятости, а также в стимулировании экономического роста;

* распределительная, связанная с участием государства в распределении и перераспределении доходов в обществе в целях социальной справедливости;

* аллокационная, связанная с участием государства в более эффективном размещении и использовании экономических ресурсов с целью изменить структуру национального производства и его продукта.

В современных условиях развития к экономическим функциям государства следует также отнести:

1) формирование конкурентной среды и обеспечение правовой базы ее функционирования. Это предполагает защиту мелкого и среднего бизнеса, антимонопольное законодательство и др.;

2) внешнеэкономическую деятельность и поддержание равновесия платежного баланса.

Все эти функции оказывают влияние на процесс общественного воспроизводства. Наиболее значимая функция из всех перечисленных -- стабилизационная.

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, методы и формы

Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств.

Особенностью административных средств регулирования экономики является, то что они:

- не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;

- базируются на силе и авторитете государственной власти;

- включают меры запрещения, разрешения и принуждения:

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг, либо его технологий.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

- предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики, государственной собственностью.

Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов:

- государственного экономического прогнозирования;

- государственного экономического программирования;

- бюджетно - налоговой системы;

- денежно - кредитной политики;

- валютной политики;

- таможенной политики.

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

· Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

· Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

· Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

· Неэффективность финансовой системы государства.

· Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

· Коррупция в государственном секторе.

· Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

 

Для покрытия дефицита бюджета правительства, как правило прибегают к кредитам Центрального банка, а также государственным займам, осуществляемым посредством выпуска ценных бумаг государственных облигаций. В результате появляется и растет государственный долг. Ведь государственные облигации и кредит - это не что иное, как "долговые обязательства государства" А долг, как известно платежом красен. По долгам надо обязательно рассчитываться. Если покрытие дефицита таким способом производится постоянно, то рост государственного долга может привести к банкротству государства. Кроме того, рост государственного долга является ярким свидетельством безразличия правительства к судьбе будущих поколении, ведь им придется рассчитываться за нынешние долги правительства.

Существует три традиционных способа покрытия дефицита бюджета:

1. выпуск госзаймов,

2. ужесточение налогообложения,

3. производство денег, или "сеньораж", т.е. печатание денег.

Однако в настоящее время "сеньораж" не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию.

 

ГОС.БЮДЖЕТ И его структура

Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства на определенный период (чаще всего на год), составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств.

Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы.

3. Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.

· доходная часть – показывает источники денежных сред­ств бюджета;

· расходная часть – показывает, на какие це­ли направляются акку­мулированные государ­ством средства.

4.Источники доходной части:

· налоги;

· государствен­ные займы (ценные бума­ги, казначей­ские векселя и др.);

· эмиссия (до­полнительный выпуск) бу­мажных и кре­дитных денег;

· займы у междуна­родных ор­ганизаций.

5. Структура расходной части бюджета в развитых странах:

· социальные нужды (не менее 50% всех расходов);

· поддержание обороно­способности страны (примерно 20%);

· обслуживание го­сударственного долга;

· предоставление дотаций пред­приятиям;

· развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).

Структура расходной части бюджета определяется ак­туальностью поставленных задач и способами их реше­ния в соответствии с концепцией экономической поли­тики.

 

 

НАЛОГИ, сущность, функции

Налог – изъятие пользу гос-ва заранее определенной и установленной в законод. Части дохода хоз. Объекта.

 

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.
Ряд экономистов выделяет три взаимосвязанные функции
· фискальную;
· распределительную

· стимулирующую
Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает ФИСКАЛЬНАЯ (БЮДЖЕТНАЯ) функция. (fiscus – государственная казна)
Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Это первая и главная функция налогов.
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства.
Кстати именно с выполнением фискальной функции связано происхождение известного афоризма «Деньги не пахнут». Этой старой истине мы обязаны древнеримскому императору Веспасиану, который ввел налоги на отхожие места.
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ (ПЕРЕРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ) функция налогов проявляется в том, что с помощью налоговой системы государство перераспределяет национальный доход, аккумулированный в госбюджете, в пользу тех или иных групп населения. Это достигается установлением прогрессивных ставок налогообложения, различных льгот и налоговых вычетов.
Перераспределение значительной доли доходов ведет к перемещению платежеспособного спроса , оказывает влияние практически на все стороны жизни страны, регионов, отдельных людей: на темпы экономического роста экономики в целом, на инвестиционные процессы, на цены и издержки
СТИМУЛИРУЮЩАЯ функция заключается в том, что, маневрируя налоговыми ставками, льготами и санкциями, государство стимулирует развитие технического прогресса, инвестиций в базовые отрасли экономики.
Но ведь иногда вместо стимулирующей функции появляются и дестимулирующие подфункции, поэтому многие экономисты говорят о РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ, включающей стимулирующие, дестимулирующие (сдерживающие) подфункции и подфункцию воспроизводственного назначения.
Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе налоги на пользование природными ресурсами, добычу полезных ископаемых, водный налог.
Используя РЕГУЛИРУЮЩУЮ функцию, государство изменяет условия налогообложения, применяет систему налоговых ставок, льгот и штрафов, чем способствует решению важнейших социально-экономических проблем. Регулирующая функция осуществляется по следующим направлениям: обеспечение общего экономического равновесия, в том числе смягчение конъюнктурных циклических колебаний;

В некоторых источниках может встретиться КОНТРОЛЬНАЯ функция – ведь сравнивая фактическое поступление с заложенным плановым можно контролировать выполнение бюджета. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Прямые налогиэто налоги от факторов производства и имущества. Они взимаются с денежных сумм, полученным экономическим агентом (прежде всего в качестве факторных доходов), или денежной оценки принадлежащего ему имущества.

К прямым налогам относится:
· личный подоходный налог;
· налог на прибыль;
· налог на наследство;
· налог на имущество;
· налог с владельцев транспортных средств и др.
Особенность прямых налогов состоит в том, что налогоплательщик (тот, кто оплачивает налог) и налогоноситель (тот, кто выплачивает налог государству) – это один и тот же агент.
Косвенные налогиэто налоги на товары, услуги и виды деятельности. Они представляют собой часть цены товара или услуги. Они взимаются, когда мы покупаем товары и услуги. Поскольку эти налоги входят в стоимость покупок (либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены), они носят неявный характер и выступают как налоги на потребление, а не на доход.

К косвенным налогам относятся:
· налог на добавленную стоимость –НДС
· налог с оборота;
· налог с продаж;
· акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили);
· таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров)
Особенность косвенных налогов состоит в том, что налогоплательщик и налогоноситель – это разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству.)
В развитых странах наибольшую долю (примерно 2/3) налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающих странах и странах с переходной экономикой – косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг , а не доходов экономических агентов (которые по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыться от налогообложения) По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений.
В макроэкономике налоги также делят на автономные (или аккордные) и подоходные налоги.
Автономные – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Аккордный налог представляет собой налог, который дает одну и ту же сумму налоговых поступлений при любой величине совокупного доходаTx
Подоходные налоги – это налоги, которые зависят от уровня совокупного дохода и сумма налоговых поступлений от которых определяется по формуле txY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.0.150 (0.009 с.)