Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция ден систем: металличсекая (биметализм и монометализм: золотомонетны стандарт, зололслитковый , золотодевизный) и кредитно-бумажная.

Поиск

Теория прав собственности.

Западн экономисти акцен-т свое внимание на юридич стороне собственности, где право собст-ти сводится к «пуску» прав. Осн из них 3 правомочия: 1) право владения-возни в резул купли,продажи, дарения, наследства, созд собственным трудом, во всех случаях должно подкреплят соответ док-ми: куплей, док о дарении, завещании, патентом. 2)право пользования- возможность использования данной собственности по его назначению. Напр: земля с/х назнач.использ под гражданские или промышл подстройки. Право переход к арендатору за опред плату и на огран срок;праов пользов можно получить и на гос-ую соб-ть в виде концессий, аренды. 3) п распоряд- предостав возможн собственнику или его представителю по своему усмотрению совершатьб дей-ие, определяющие юридическому судьбу имущества.

17. приватизация, ее сущность. Цель и особен в Украине. Привати- трансфор какой-либо формы собственнсти в часную, процесс переходап в часную собственность обьектов гос-ой, смешан, или коллект собственности. В Укр осущ в 3 этопа: 1)индивидуальных тех-гий(1992-1994), аренда с выкупом или выкум трудовыми коллективами; 2) массовая приватизация (1995-1998) харак-но для крупных предприятий. 3) индивидуальная и денежная приватизация (с 1998-..) обьекты продаются на конкур основе.

18. Натуральная (традиционная) форма организации пр-ва. Товарное пр-во его и роль в развитии общест пр-ва. Натуральное пр-во - гос-во, в котором пр-во направлено лишь на удовлетворение собственных потребностей. Характерными чертами нат гос-ва:примитивность и замкнутость, ориентированность на собственные ресурсы и удовлетворение только собственных потребностей, почти отсутствует разделение труда, отсутствует мобильность рабочей силы, примитивная техника и технология воронка, преобладает ручной труд. Товарное пр-во является формой хозяйствования, при которой продукты производятся отдельными хозяйствующими субьктамы, что функционирующие не для собственных нужд, а для удовлетворения потребностей других субьктов посредством рынка. Характерными чертами товарного пр-ва являются:гос-во открытого типа, основанное на общест разделении труда, специализации и эк обособленности производителей, где продукты производятся не для собственных нужд, а на продажу, постоянное развитие прод сил и расширенное воспроизводство.Важные условия возникновения товарного пр-ва - частная собственность, специалазация, разделение труда, обособленность производителей, необходимость еквивалентноого обмена продуктами. Существуют такие разновидности товарного пр-ва, как простое и расширенное (капиталистическое). Второе более автоматизированное, производитель отделен от средств воронка, покупка и продажа рабочей силы и целью такого производства является получение особенно высоких прибылей владельцами производства. Простое хар-но частн собственностью на средс произ-ва и труд принадл одному и тому же челов. Цель- удовле личных потребностей.

19. Товар и его свойства. Противоречия товара. Товар - это продукт труда, это вещь, которая удовлетворяет любые потребности человека и предназначенная для обмена, продажи на рынке.У товарного продукта 2 начала: 1) это полезная вещь, которая может удовлетворить потребности, 2) Цели товара для обмена.Согласно товар обладает двумя свойствами: 1) потребительная стоимость, 2) меновая стоимость. Потребительная стоимость -это полезность вещи, ее способность удовлетворить любые человеческие потребности. Не является товаром вещи даны природой и не созданы человеческим трудом; созданные человеческим трудом для потребления другими людьми, но поступает в их распоряжение прямо или непосредственно без обмена или через обмен, когда они покинули сферу обмена и находятся в сфере потребления.Чтобы вещь стала товаром, она должна переходить из рук в руки не за даром, а в обмен на что-то, на какую-то другую потребительскую стоимость в той или иной пропорции.Качеством товара является общественно-потребительская стоимость - это также потребительная стоимость, которая: 1-имеет полезность,-создана не для часного потребления, а для обмена на рынке, 2-она создана в количестве и структуре общественной потребности, 3-это потребительская стоимость не только отдельных вещей, а всей массы вещей данного рода, предназначенная для продажи в сопоставление с потребностью их в обществе. Меновая стоимость товара -это количественное соотношение, пропорция в которой данный товар обменен на другой товар. Каждый товар имеет несколько меновых стоимостей. Абстрагирование от естественных качеств товаров показывает, что общим для всех товаров и основой является то, что все товары-продукты, сгустки кристаллы человеческого труда. Воплощенная в товарах общественный труд образуя стоимость товарных..

20 Теории стоимости и цена: альтернативные теории.Стоимость - это форма и количественная мера экономических отношений между людьми по поводу пр-ва различных вещей для обмена и присвоения их через эквивалентно равный обмен.Это отношения между людьми по поводу вещей, это производственные отношения. В связи с этим стоимость выступает как свойство вещи как особая общественная качество товара. Стоимость проявляется при обмене товаров, поэтому меновая стоимость - это форма внешнего выражения стоимости. Рассмотрим трудовую теорию стоимости: она утверждает, что при обмене товаров они количественно сравниваются на основе вложенной в их пр-во абстрактного трудасущность закл в том,что стоимость товара опердел содержащимся в нем общественно необход трудом и изменяется необх рабочим временем. Существует и субъективно-психологическая теория стоимости В ее основе лежит теория предельной полезности. - полезности предельного, последнего, удовлет-го наименьшую значимую полезность в благе данног вида. Изменяется предельная полезность - меняется и ценность.Неоклассическая теория стоимости (А Маршалл). Соединилд теорию предельной полезности+ теор спроса и предлож+ теор издержек произ-ва.Что касается цены, то цена –определяется 2 факторами: полезностью(спрос) и издержками (предложение).

21. Возникновение и развитие денежных отношений. Концепция возникновения деенг: 1)революционная- обьясняет возникновения денег как результат договоренности между людьми про введения спец инструмента(денег) для осущ обмена товаров. 2) эволюционная- деньги появ стихийно, независимо от воли людей, в результате длятельного эволюционного развития общественного разделения труда, товарного производства и обмена.(основ Рикардо. Смит и Маркс.) Эволюционная сформ формы стои-ти: 1) простая, единичная, случайная (1 менялся на 2) 2) полный или развернутый(обен носит разверн хара-р А на В, С на Д). 3) всеобщая (появл товаров –эквивалентов. А на В, С на А). 4) денежная.Деньги в первом представлении представляют собой товар особого рода, способный обмениваться на все другие товары, а следовательно деньги - это общий товарный эквивалент. Основной формой получения денег является выручка от продажи товаров, а берутся они для осуществления покупок. Поэтому деньги являются посредником в обмене товаров. Сначала, когда продукты труда только начинали получать товарную форму, круг товаров было весьма ограничено и товары обменивались непосредственно Т-Т. потом такой обмен стал почти невозможным из-за увеличения количества товаров. В таких условиях непосредственный обмен товаров трансформируется в опосредствованный обмен Т-Т.еквивалент-Т. при этом роль товарного эквивалента могли выполнять только такие товары, которые пользовались наибольшим спросом. В разные времена и в разных местах товарным эквивалентом выступало зерно, скот, кожи, соль, железо, серебро, золото. Это были локальные, гериональни или временные деньги. Деньги за их глубинной сути - это обособленный вид товара образ его стоимости. Деньги как стоимость - это средство и мера осуществления торговых отношений между товаропроизводителями. С возникновением денег обмен начал осуществляться по схеме Т-Д-Т. таким образом и возникают денежные отношения, с развитием которых возникают такие денежные знаки, как бумажные и монетные эквиваленты. Деньги - становятся категорией товарного пр-ва и товарного обращения. Они имеют товарное происхождение и выражают определенные производственные отношения между товаропроизводителями по поводу обмена продуктами труда через рынок. В деньгах, как всеобщем эквиваленте воплощен непосредственно общест характер труда. Они позволяют измерять общественные затраты и полученные результаты.

22. Денежное обращение и его законы. Оборот денег- процесс движения денег в налич и безналич формах, кот обслуживает реализацию товаров и нетоварные платежи и расчеты в хоз-ве..Законы денежного обмена определяют количество денег, необходимое для реализации общественного продукта.Если отбросить кредитные отношения, то Масса денег = Цены * всех Товаров и услуг / разделить на скорость обращения Денежные единицы.Если с учитывать кредитные отношения, тогда уместно воспользоваться формулой К.Маркса: Масса денег = (СЦ+К-П-ВП)/О.

Инфляция,ее виды

Инфляция-переизбыток массы денег по сравнению с реальным выпуском товара. Инфляция может протекать в открытой (рыночная экономика) и закрытой (командно-административная экономика) формах.

Классификация открытой инфляции:

1)Темпы роста цен:

· Ползучая(2-3% в год)

· Умеренная (10-20% в год)

· Галопирующая(20-25% в месяц)

· Гиперинфляция(50% и больше в месяц или больше 1000% в год)

2)Степень расхождения роста цен по различным товарным группам:

· Сбалансированная(цены растут одними и теми же темпами)

· Несбалансированная(разные темпы роста)

3) В зависимости от ожидаемости и предсказуемости:

· Ожидаемая

· Неожидаемая

4) В зависимости от причин возникновения:

· Инфляция спроса(со стороны потребителя, рост дохода потребителя)

· Инфляция предложения, издержек(рост издержек производства)

Для борьбы с инфляцией проходит антиинфляционная политика,которая предвидит осуществление е тактических(краткосрочных) мероприятий по поводу снижения уровня явной инфляции и стратегических(долгосрочных) мероприятий, направленных на недопущение инфляции в продолжительной перспективе.

Основные мероприятия антиинфляционной государственной политики:

· Рост производства и насыщение рынка товарами

· Ограничение эмиссии денег

· Преодоление дефицита государственного бюджета

· Стимулирование нагромаждений и инвестиций

· Проведение обоснованной кредитной политики

· Сокращение ставок налогов

· Проведение приватизации и стимулирование развитие среднего и малого бизнеса

· Увеличение безналичного оборота

· Широкое введение электронной системы расчетов

· Сокращение бартерных операций

· Регулирование валютного курса

· Развитие рынка ценных бумаг

· Подавление инфляционных ожиданий населения

· Проведение денежных реформ конфискационного типа.

РЫНОК, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ

Рынок рассматривают в узком и широком его значении. В узком понимании: рынок – место реализации товаров и услуг, в широком понимании: рынок-система социально-экономических отношений между потребителями и производителями по поводу покупки и продажи товаров и услуг.

Функции рынка:

1) Информационная (главным источником информации является цена, которая выполняет 3 функции: передает информацию, служит стимулом для применения наиболее экономических средств и технологий производства, определяет того кто и какую долю прибыли созданного продукта получает)

2)Стимулирующая(стимулирует рынок к НТП)

3)Распределительная (распределение ресурсов и рабочей силы по отраслям производства)

4)Регулирующая (регулирует объемы производства, за счет отношения спроса и предложения)

5)Сонирующая (очищает экономическую систему от неэффективных производств)

26. Закон спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.

Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить объём или величину спроса.

С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.

Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.

Неценовые характеристики товара

Но кроме цены на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют неценовыми. Это прежде всего потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие товары, возможность замещения данного товара другими.

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

Ситуация на рынке когда предприниматели предлагают по некоторой цене столько товара.сколько потребители готовы купить,называют рыночным равновесием. Другими словами рыночное равновесие имеет место тогда.когда спрос и предложение при некоторой цене являются уравновешенными.

МОНОПОЛИЯ

Монополия(в широком понимании)-исключительное право.государства, предприятия.физического лица на владение чем угодно или на осуществление какого-нибудь вида деятельности. Монополия(экономическая)-большое предприятие,фирма или объединение, которое занимает господствующее место на рынке и концентрирует значительную часть производства и сбыта определенного вида продукции с целью получения монопольной прибыли.

Причины возникновения монополий:

1)концентрация производства(за счет увеличения производительности данного производства)

2)Централизация производства(укрупнение производства за счет слияния и поглащения)

Формы монополии:

1)открытая(монополия образованная за счет научно-технического прорыва)

2)Закрытая(монополия, предоставляемая государством путем лицензирования и выдачи патентов)

3)Естественная (отрасли, издержки производства которых минимальны в условиях функционирования одного предприятия)

30. Предприятие как субъект рыночной экономики. Формы предприятий

Предприятие-коллектив людей. Связанных в определенном производственном процессе, кооперации труд и общими экономическими интересами.

Предприятие-имущественный комплекс средств производства, обладающий технологическим единством и приспособленный для изготовления определенной продукции или оказания услуг.

Виды предприятий:

1)По сферам деятельности

· Промышленные

· Сельскохозяйственные

· Финансовые

2)По основным целям

· Коммерческие

· Некоммерческие

3)По размерам

· Малые(до 99 человек)

· Средние(100-499)

· Большие(более 500)

4)По формам собственности:

1.Частные

· Индивидуальные предприятия

o Индивидуальная трудовая деятельность(без найма)

o Индивидуальное частное предприятие(с наймом)

2.партнерство(товарищество)

· Полное товарищество(полная ответственность-несут ответственность вкладами и имуществом, субсидиарная ответственность)

· Товарищество н вере(основные пайщики несут полную ответственность, а вкладчики неполную)

3. акционерное

· Публичные

· Частные

4.хозяйственные общества

· Общество с ограниченной ответственностью(ответственность только в пределах своих вкладов)

· Общество с дополнительной ответственностью(полная ответственность пропорциональна сумму вклада)

· Акционерное общество(ограниченная ответственность в пределах кол-ва акций которое есть у того или иного держателя)

31. Кругооборот и оборот капитала

Процесс движения капитала при котором он проходит 3 стадии и приобретает 3 различные формы(денежная, производственная, товарная) называется кругооборотом капитала. Время в течении которого вся стоимость возвращается в денежной форме с прибылью называется временем оборота капитала. Тогда оборот включает несколько кругооборотов. Для измерения времени оборота принято считать год.

Кредит и его формы

Кредит-это форма движения ссудного капитала в масштабах общества-ссудного фонда

Формы кредита:

· Коммерческий-используется при продаже товара с отсрочкой платежа, его объектом выступает средство в товарной форме. Цель этого кредита: ускорение реализации товаров и услуг. Документом осуществления сделки служит вексель.

· Банковский-предоставляется банками и другими кредитно-финансовыми учрежденьями на условиях возвратности и платности в виде банковского процента. Объектом банковского кредита является денежный капитал,кредитором является банк,заемщиком домохозяйствапредпринимательские государственные секторы.цель –получение прибыли.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Экономический рост - это увеличение объема производства продукции в национальной экономике за определенный период времени

Факторы, влияющие на экономический рост: [3]

1. количество и качество трудовых ресурсов

2. эффективность основного капитала

3. количество и качество природных ресурсов

4. эффективность управления

5. эффективность технологий

ТИПЫ эк.роста

Различают интенсивные и экстенсивные факторы экономического роста[4]:

· Экстенсивный фактор роста реализуется за счёт количественного увеличения ресурса (например, за счет роста численности работников). При этом средняя производительность труда существенно не изменяется. Для экстенсивных факторов роста характерен закон снижения отдачи при чрезмерном увеличении ресурса. Например, неоправданное увеличение численности организации может привести к избытку рабочей силы и к снижению производительности труда. Также к экстенсивным факторам роста относятся увеличение земли, затрат капитала труда. Эти факторы не связаны с инновациями, с новыми производственными технологиями и технологиями управления, с ростом качества человеческого капитала.

· Интенсивные факторы экономического роста определяются совершенствованием и повышением качества систем управления, технологий, использованием инноваций, модернизацией производств и повышением качества человеческого капитала. Главным интенсивным фактором роста и развития современной экономики, как индустриальной, так инновационной является высококачественный человеческий капитал[5].

 

ИНВЕСТИЦИИ

под инвестициями понимают приобретение реальных или финансовых активов, то есть это сегодняшние затраты, целью которых является получение доходов в будущем. В целом можно сказать что, инвестиции это вложения каких – либо средств или капитала с целью получения дохода (прибыли). К общим структурам можно инвестиций можно отнести их распределение на реальные (прямые) инвестиции и финансовые (портфельные) инвестиции.

Реальные инвестиции предполагают непосредственное участие инвестора в отборе объекта инвестиций. В России прямыми считаются инвестиции в компанию в объеме более 10% от ее уставного или акционерного капитала (приобретение пакета акций), или в форме капиталовложений.

Портфельные инвестиции – представляют собой вложения в ценные бумаги (акции, облигации и пр.), с целью получения дохода, которое не предусматривает со стороны инвестора активного управления или контроля за компанией, выпустившей эти ценные бумаги.

Особая роль в становлении рыночной экономики отводится инвестированию и повышению эффективности этого процесса.

Инвестиции являются одним из важнейших и наиболее изменчивых компонентов ВНП. Потребление, государственные расходы, чистый экспорт довольно легко предсказуемы. Что касается инвестиций, то они трудно поддаются прогнозированию - они могут внезапно резко увеличиваться и падать. Ведущая роль инвестиций в развитии экономики определяется тем, что благодаря им осуществляется накопление капитала предприятий, следовательно, создание базы для расширения производственных мощностей страны и экономического роста.

Инвестиции играют очень важную роль в экономике любого государства. Они являются основой для: расширенного воспроизводственного процесса; ускорения НТП (технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий, обновления основных производственных фондов, внедрения новой техники и технологий); повышения качества продукции и обеспечения ее конкурентоспособности, обновления номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции; снижения издержек на производство и реализацию продукции, увеличение объема продукции и прибыли от ее реализации. В масштабах национальной экономики инвестиции - это те экономические ресурсы, которые направляются на увеличение реального капитала общества, в том числе и человеческого.

ЦИКЛИЧНОСТЬ

Цикличность экономического развития — это непрерывные колебания рыночной экономики, когда рост производства сменяется спадом, повышение деловой активности — понижением. Цикличность характеризуется периодическими взлетами и падениями рыночной конъюнктуры. Периоды повышения экономической активности характеризуются преимущественно экстенсивным развитием, а периоды понижения экономической активности — началом преимущественно интенсивного развития. Следовательно, цикл является постоянной динамической характеристикой рыночной экономики, без 'него нет развития экономики. Экономический цикл — это форма движения и развития рыночной экономики.
Экономический цикл включает четыре фазы: кризис, депрессия, оживление и подъем. Главную фазу экономического цикла составляет кризис. В нем заключены основные черты цикла.

Подъём наступает после достижения низшей точки цикла (дна). Характеризуется постепенным ростом занятости и производства. Многие экономисты полагают, что данной стадии присущи невысокие темпы инфляции. Происходит внедрение инноваций в экономике с коротким сроком окупаемости. Реализуется спрос, отложенный во время предыдущего спада.

Пик

Пик, или вершина цикла деловой активности, является «высшей точкой» экономического подъема. В этой фазе безработицаобычно достигает самого низкого уровня либо исчезает совсем, производственные мощности работают с максимальной или близкой к ней нагрузкой, то есть в производстве задействуются практически все имеющиеся в стране материальные и трудовые ресурсы. Обычно, хотя и не всегда, во время пиков усиливается инфляция. Постепенное насыщение рынков усиливает конкуренцию, что снижает норму прибыли и увеличивает средний срок окупаемости. Возрастает потребность в долгосрочном кредитовании с постепенным снижением возможностей погашения кредитов.

Спад

Спад (рецессия) характеризуется сокращением объёмов производства и снижением деловой и инвестиционной активности. Вследствие этого увеличивается рост безработицы. Официально фазой экономического спада, или рецессией, считают падения деловой активности, продолжающееся свыше трёх месяцев подряд.

]Дно

Дно (депрессия) экономического цикла — это «низшая точка» производства и занятости. Считается, что данная фаза цикла обычно не бывает продолжительной. Однако история знает и исключения из этого правила. Великая депрессия 1930-х годов, несмотря на периодические колебания деловой активности, длилась 10 лет (1929-1939гг).

 

Обычно выделяют четыре основных вида экономических циклов:

· краткосрочные циклы Китчина (характерный период — 2-3 года);

· среднесрочные циклы Жюгляра (характерный период — 6-13 лет);

· ритмы Кузнеца (характерный период — 15-20 лет);

· длинные волны Кондратьева (характерный период — 50-60 лет).

К краткосрочным (малым) циклам относят циклические явления продолжительностью 3—3,5 года. Эти циклы получили название циклов Дж. Китчена. В рамках малого цикла происходит обнов­ление отдельных элементов основного капитала, т. е. средств производства, а цикличность подобного характера обуславлива­ется возможным дисбалансом спроса и предложения на потре­бительском рынке. Ликвидация подобных дисбалансов требует до 3,5 лет, тем самым и закладывается продолжительность дан­ного экономического цикла.

К среднесрочным циклам относят так называемые промыш­ленные (или классические) циклы (циклы Маркса — Жугляра) и строительные циклы (циклы С. Кузнеца). Продолжительность про­мышленного цикла составляет 8—12 лет. Промышленный цикл связан с обновлением основного капитала и, соответственно, с инвестициями. Обновление основного капитала и инвестиции дают толчок для развития данного цикла. Считается, что про­мышленный цикл связан с дисбалансом спроса и предложения, но уже не на рынке потребительских благ, а на рынке средств производства. Ликвидация этого дисбаланса требует создания и внедрения новой техники, что обычно происходит с периодично­стью в 8—12 лет. Строительные циклы связаны с жилищным строительством и ситуацией на рынке некоторых видов сооруже­ний, в частности с колебаниями спроса и предложения на рынке жилья и на рынке сооружений. Немаловажное значение здесь имеют пессимистические и оптимистические настроения людей. Продолжительность этого цикла составляет 15—20 лет, в течение которых происходит обновление жилых зданий и производствен­ных сооружений.

К долгосрочным циклам относят циклы Н. Кондратьева, речь идет о так называемых длинных волнах Кондратьева (45—50 лет). Считается, что приблизительно раз в 45—50 лет все рассмотрен­ные выше циклы совпадают в своей кризисной фазе, накладываясь друг на друга. Существование длинных волн ученые-эконо­мисты связывают с множеством факторов — с крупными науч­но-техническими открытиями, демографическими процессами и процессами в сельскохозяйственном производстве, с накоплени­ем капитала для создания новой инфраструктуры в экономике.

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

· Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

· Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

· Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

· Неэффективность финансовой системы государства.

· Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

· Коррупция в государственном секторе.

· Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

 

Для покрытия дефицита бюджета правительства, как правило прибегают к кредитам Центрального банка, а также государственным займам, осуществляемым посредством выпуска ценных бумаг государственных облигаций. В результате появляется и растет государственный долг. Ведь государственные облигации и кредит - это не что иное, как "долговые обязательства государства" А долг, как известно платежом красен. По долгам надо обязательно рассчитываться. Если покрытие дефицита таким способом производится постоянно, то рост государственного долга может привести к банкротству государства. Кроме того, рост государственного долга является ярким свидетельством безразличия правительства к судьбе будущих поколении, ведь им придется рассчитываться за нынешние долги правительства.

Существует три традиционных способа покрытия дефицита бюджета:

1. выпуск госзаймов,

2. ужесточение налогообложения,

3. производство денег, или "сеньораж", т.е. печатание денег.

Однако в настоящее время "сеньораж" не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию.

 

ГОС.БЮДЖЕТ И его структура

Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства на определенный период (чаще всего на год), составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств.

Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы.

3. Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.

· доходная часть – показывает источники денежных сред­ств бюджета;

· расходная часть – показывает, на какие це­ли направляются акку­мулированные государ­ством средства.

4.Источники доходной части:

· налоги;

· государствен­ные займы (ценные бума­ги, казначей­ские векселя и др.);

· эмиссия (до­полнительный выпуск) бу­мажных и кре­дитных денег;

· займы у междуна­родных ор­ганизаций.

5. Структура расходной части бюджета в развитых странах:

· социальные нужды (не менее 50% всех расходов);

· поддержание обороно­способности страны (примерно 20%);

· обслуживание го­сударственного долга;

· предоставление дотаций пред­приятиям;

· развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).

Структура расходной части бюджета определяется ак­туальностью поставленных задач и способами их реше­ния в соответствии с концепцией экономической поли­тики.

 

 

НАЛОГИ, сущность, функции

Налог – изъятие пользу гос-ва заранее определенной и установленной в законод. Части дохода хоз. Объекта.

 

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.
Ряд экономистов выделяет три взаимосвязанные функции
· фискальную;
· распределительную

· стимулирующую
Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает ФИСКАЛЬНАЯ (БЮДЖЕТНАЯ) функция. (fiscus – государственная казна)
Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Это первая и главная функция налогов.
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства.
Кстати именно с выполнением фискальной функции связано происхождение известного афоризма «Деньги не пахнут». Этой старой истине мы обязаны древнеримскому императору Веспасиану, который ввел налоги на отхожие места.
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ (ПЕРЕРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ) функция налогов проявляется в том, что с помощью налоговой системы государство перераспределяет национальный доход, аккумулированный в госбюджете, в пользу тех или иных групп населения. Это достигается установлением прогрессивных ставок налогообложения, различных льгот и налоговых вычетов.
Перераспределение значительной доли доходов ведет к перемещению платежеспособного спроса, оказывает влияние практически на все стороны жизни страны, регионов, отдельных людей: на темпы экономического роста экономики в целом, на инвестиционные процессы, на цены и издержки
СТИМУЛИРУЮЩАЯ функция заключается в том, что, маневрируя налоговыми ставками, льготами и санкциями, государство стимулирует развитие технического прогресса, инвестиций в базовые отрасли экономики.
Но ведь иногда вместо стимулирующей функции появляются и дестимулирующие подфункции, поэтому многие экономисты говорят о РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ, включающей стимулирующие, дестимулирующие (сдерживающие) подфункции и подфункцию воспроизводственного назначения.
Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе налоги на пользование природными ресурсами, добычу полезных ископаемых, водный налог.
Используя РЕГУЛИРУЮЩУЮ функцию, государство изменяет условия налогообложения, применяет систему налоговых ставок, льгот и штрафов, чем способствует решению важнейших социально-экономических проблем. Регулирующая функция осуществляется по следующим направлениям: обеспечение общего экономического равновесия, в том числе смягчение конъюнктурных циклических колебаний;

В некоторых источниках может встретиться КОНТРОЛЬНАЯ функция – ведь сравнивая фактическое поступление с заложенным плановым можно контролировать выполнение бюджета. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Прямые налогиэто налоги от факторов производства и имущества. Они взимаются с денежных сумм, полученным экономическим агентом (прежде всего в качестве факторных доходов), или денежной оценки принадлежащего ему имущества.

К прямым налогам относится:
· личный подоходный налог;
· налог на прибыль;
· налог на наследство;
· налог на имущество;
· налог с владельцев транспортных средств и др.
Особенность прямых налогов состоит в том, что налогоплательщик (тот, кто оплачивает налог) и налогоноситель (тот, кто выплачивает налог государству) – это один и тот же агент.
Косвенные налогиэто налоги на товары, услуги и виды деятельности. Они представляют собой часть цены товара или услуги. Они взимаются, когда мы покупаем товары и услуги. Поскольку эти налоги входят в стоимость покупок (либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены), они носят неявный характер и выступают как налоги на потребление, а не на доход.

К косвенным налогам относятся:
· налог на добавленную стоимость –НДС
· налог с оборота;
· налог с продаж;
· акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили);
· таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров)
Особенность косвенных налогов состоит в том, что налогоплательщик и налогоноситель – это разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству.)
В развитых странах наибольшую долю (примерно 2/3) налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающих странах и странах с переходной экономикой – косвенные налоги. Это связано с тем, что ко



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.37.74 (0.019 с.)