Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Противоречие- основа конфликта.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Объективные противоречия: · столкновение интересов, обусловленное различием позиций в социальной структуре · недостаток благ или неравенство при их распределении · недостаточный уровень проработанности социальных норм, и др. Субъективные противоречия: · поведенческая агрессивность · искажения при передаче и восприятии информации · несовпадение взглядов, привычек, стилей поведения · несбалансированное ролевое взаимодействие, и др. Функции конфликтов: Негативные (деструктивные): · разрушение социальных связей и коммуникаций · нанесение материального и морального ущерба · провокация насильственных действий · создание стрессовых ситуаций, и др. Позитивные (конструктивные): · сигнал о наличии в обществе проблем · снятие напряженности, отрицательных эмоций · стимул для появления новых отношений и институтов · сближение социальных групп, и др. Структура конфликта: n Объект конфликта – какой-либо ресурс, недостаточный для одновременного удовлетворения потребностей заинтересованных в контроле над ним сторон n Предмет конфликта – это проблема, связанная с объектом, которую пытаются разрешить участники в ходе конфликтного взаимодействия. n Стороны: Непосредственные участники – ведут борьбу друг с другом «Третьи стороны» - оказывают воздействие на конфликт (наблюдатели, пособники, посредники и др.) n Фон конфликта – события в обществе, развивающиеся параллельно с конфликтом и накладывающие свой отпечаток на его развитие n Социальная среда конфликта – совокупность общественных структур, механизмов контроля n Пространственные и временные границы ТИПОЛОГИЗАЦИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ.
Классификация конфликтов по сферам их возникновения и проявления: · политические · правовые · экономические · идеологические · статусно-ролевые · межличностные, и др. Типологизация по степени проявления · латентные (скрытые) – практически незаметны для посторонних наблюдателей · явные (открытые) – явно проявляется и легко диагностируется · демонстративные – стороны стараются привлечь к нему внимание Типологизация в зависимости от тактики (А. Раппопорт) · спор (дискуссия, дебаты) – стороны стремятся достичь своих целей путем убеждения
· игра – принудительные действия, но лишь в рамках установленных правил · сражение (война) – любые методы, вплоть до крайних форм насилия Типологизация по степени остроты противоречий (Л. Козер) · конфликты «с нулевой суммой» («выигрыш – проигрыш») – интересы сторон полностью противоположны · конфликты «с положительной суммой» («выигрыш – выигрыш») – интересы сторон частично совпадают + конфликты «с отрицательной суммой» («проигрыш – проигрыш») Классификация по субъектам · международные · внутригосударственные · межгрупповые · межличностные · внутриличностные ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНФЛИКТУЮЩИХ СТОРОН. СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ. Ранг определяется в соответствии с ресурсными возможностями субъекта, например: · материальные ресурсы; · статус; · поддержка общественного мнения; · владение информацией, интеллектуальные ресурсы; · временной фактор и др.
- Оппонент первого ранга – человек, выступающий от своего имени и преследующий собственные интересы. - Оппонент второго ранга – человек, защищающий групповые интересы. - Оппонент третьего ранга – структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп. - Оппонент высшего ранга – государственная структура, выступающая от имени закона Стратегия поведения в конфликте - установка на определенные формы поведения в конфликте, которые, по мнению использующей их стороны, способствуют достижению поставленной цели. n Конкуренция (соперничество) – навязывание противнику выгодного для себя решения, стремление к нанесению ему поражения (стиль акулы – главное внимание уделяется целям, а не отношениям). n Уклонение (избегание) – игнорирование или фактическое отрицание наличия конфликта, при котором не предпринимается никаких активных действий (стиль черепахи – отказ и от целей, и от отношений). n Приспособление – принятие позиции противника и односторонние уступки(стиль медвежонка – отказ от целей во имя сохранения отношений). n Компромисс – осуществление взаимных уступок сторон по каким-либо важным для них позициям (стиль лисы – умеренное отношение к целям и к отношениям).
n Сотрудничество (решение проблемы) – нацеленность на поиск решения, наиболее соответствующего интересам обеих сторон (стиль совы – высокий уровень внимания и к целям, и к отношениям). Тактика поведения в конфликте - Совокупность конкретных приемов и методов, используемых субъектом конфликта для решения своих задач в соответствии с избранной стратегией Силовые тактики: · Захват и удержание объекта конфликта · Физическое насилие (нанесение ущерба) · Психологическое насилие (нанесение ущерба) · Тактика давления · Санкционирование Несиловые тактики: · Демонстративные действия · Тактика коалиций · Фиксация своей позиции · Тактика дружелюбия · Тактика сделок
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА. 1. Предконфликтная стадия - происходит, формирование конфликтной ситуации: · возникновение социальной напряженности; · формирование противоречий; · подготовка к конфликту. 2. Конфликтная ситуация и инцидент - Конфликтная ситуация является сложившейся, когда по крайней мере один из субъектов считает себя готовым вступить в конфликт. Инцидент – событие, дающее толчок для перехода от потенциального к реальному конфликту. 3. Открытое противоборство - На данном этапе реализуются функции конфликтного взаимодействия. Возможно увеличение числа участников, вовлечение в конфликт новых противоречий Эскалация – интенсификация конфликта, переход к более жестким и разрушительным методам ведения борьбы. Усиливает наносимый ущерб, минимизирует позитивные функции конфликта 4. Завершение (урегулирование) конфликта - Конкретизируются и закрепляются в отношениях сторон достигнутые результаты конфликтного взаимодействия. Имплементация – реализация соглашения на практике.
5. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И СХЕМА ОПИСАНИЯ КОНФЛИКТОВ. ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ: n принцип детерминизма (обусловленность всех явлений действием тех или иных причин) n принцип системности ( трактовка всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной системы) n принцип развития (признание непрерывного изменения) Общие методы исследования конфликтов: n Структурный анализ - выявление основных элементов конфликтного взаимодействия n Процессуальный анализ - определение основных этапов, или стадий развития конфликта n Типологизация
Методы прогнозирования конфликтов: Моделирование: - Структурно-логическое - Математическое - Компьютерное (Л. Блумфилд) Социологические методы: n Интервью n Экспертный опрос n Фокус-группа n Контент-анализ n Анкетирование n Тестирование Специальные методы: n Диагностика n Экспертиза n Ситуационный анализ (кейс-стади) n Сравнительный анализ Схема описания конфликта по М.Дойчу: n характеристики конфликтующих сторон n предыстория взаимодействий конфликтующих сторон n природа конфликта n социальная среда n заинтересованные стороны n стратегия и тактика n результаты конфликта Картографирование конфликта: n Описание проблемы в общих чертах n Определение участников конфликта n Перечисление потребностей и опасений участников n Выявление возможностей взаимодействия участников
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1095; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.244.11 (0.01 с.) |