Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-психологические характеристики малых групп.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Под малой группой понимается совокупность индивидов, которые оказались в одном месте, пространстве и в одном времени. Диффузные группы – группы которые не связаны одной целью. Малые группы – совокупность индивидов которая взаимодействует между собой для достижения общих целей и осознают свою принадлежность в данной общности. Пространственное и временное соприсутствование. Наличие постоянной цели совместной деятельности. Малая группа характеризуется наличием совместной деятельности. Малая группа характеризуется разделением и дифференциацией ролей. Наличие эмоциональных отношений. – Характеризуется выработкой и функционированием определенных групповых культур. Размеры: min – 2-3 чел. Max – 20-30 чел. Оптим. – 7+-2 В зависимость от характера малой группы делятся на условные и реальные. Реальные делятся на лабораторные и естественные. Естественные: неорганизованные и организованные. С точки зрения совместной деятельности и характера отношений в этой группу их называют ассоциациями, корпорациями и коллективами. Сложившиеся малые группы выполняют ряд функций: Фун-я социализации – включение людей в систему общественных связей. Инструментальная функция подключения совместной деятельности. Экспрессивная функция – удовлетворение потребности человека в доверии, уважении. Поддерживающая функция проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных ситуациях. Структуры: Коммуникативная стр-ра; Стр-ра социальной власти; Социометрическая – система взаиморасположения членов группы по степени проявления ими симпатии и антипатии группы; 33. Социально-психологический климат: основные характеристики. Впервые психологический климат группы предложили Ф. Ретлисбергер и У. Диксон (1939). В современной социальной психологии используются следующие термины: психологический климат коллектива, социально-психологический климат группы, моральный климат коллектива. Психологический климат – такое психическое состояние группы, которое отражает основные особенности ее жизнедеятельности: эмоциональный (групповое настроение), когнитивный (мнения и убеждения) и поведенческий (действия членов группы). Социально – психологический климат – это атмосфера в коллективе, определяемая совокупностью следующих факторов: тип руководства, идеология, культура организации, характер деловых отношений, характер межличностных отношений, эмоциональное состояние сотрудников, характер отношений сотрудников к предприятию и предприятия к сотрудникам. СПК может являться объективной характеристикой коллектива. Факторы макросреды, влияющие на социально-психологический климат: общественно-политические, социально-экономические особенности общества на данном этапе развития; воздействие со стороны официальных вышестоящих административных структур. Факторы макросреды, влияющие на социально-психологический климат: освещенность, влажность, температура, особенности формальной организационной структуры и деятельности: совместно–индивидуальная деятельность (преподаватели на кафедру в вузе), совместно – последовательная деятельность (работа на конвейере), совместно – взаимодействующая деятельность (каждый взаимодействует с каждым, например, экипаж самолета) (Уманский). Существует различные подходы при типологизации социально-психологического климата. Например, Р.Л. Кричевский разделяет социально – психологический климат на объективно наблюдаемый феномен и субъективно - переживаемое состояние. Объективно наблюдаемый психологический климат фиксируется в характере отношений, которые складываются между членами коллектива в повседневной жизни; в степени сплоченности коллектива; в степени полного рабочего дня; в степени лидерства; в отношении сотрудников к предприятию; в общественном мнении как совокупности слухов и мифов о самом предприятии и его героях; а также в традициях и нормах. Субъективно психологический климат – это переживаемое сотрудниками чувство удовлетворенности различными аспектами жизни коллектива; в особенности межличностной перцепции, коммуникации и интеракции; в характере и уровне мотивации; и в эмоциональном состоянии сотрудников. На характер социально-психологического климата влияет и стиль руководства, поэтому его можно определить как авторитарный, демократический и попустительский. Кроме этого принято различать два типа социально-психологического климата: доброжелательный или открытый и недоброжелательный или закрытый. Каждый из них имеет свои характеристики. Открытый климат характеризуется: 1. конструктивностью и содержательностью коммуникации (сообщение носит не оценочный, а информационный характер); 2. конструктивностью отношений между сотрудниками (в фокусе внимание находятся решение проблемы, а не ее трудности решения); 3. честностью (целью критики является желание помочь исправить положение); 4. заботливостью (в коллективе преобладает понимание и сочувствие); 5. равенством (ценится участие в процессе общения всех членов коллектива независимо от роли должности, которые они занимают); 6. готовностью прощать (признается неизбежность ошибок и неверность суждений); 7. наличием обратной связи. Закрытый или оборонительный климат характеризуется: 1.обвинительным характером коммуникации (акцент делается на поиск виновных; обратная связь оценочная и носит негативный характер); 2.навязыванием норм (людям навязываются определенные правила поведения, они должны скрывать и изменять свои намеренья и манеру поведения, которые не соответствуют этим нормам); 3.лицемерием (сообщение имеет скрытый характер и их целью является манипуляция); 4. безразличием (люди не проявляют интереса друг к другу); 5. неравенством (подчеркивается квалификация людей); 6. догматизмом (нет дискуссий, не принимается другая точка зрения); 7.взаимной неприязнью людей. При этом климате общение сохраняется, но служат личным целям, а не развитию организации. Закрытый тип часто наблюдается в той организации, где люди перегружены работой, где есть финансовые трудности, где есть угроза сокращения, это также может быть и результатом стиля руководства и культуры организации. 34. Внутригрупповая динамика. Групповая динамика – это модель формирования стадий малой группы в процессе ее развития. Понятие групповой динамики включает в себя пять основных элементов и несколько дополнительных (Руденский Е.В.): Основные элементы. 1. Цели группы 2. Нормы группы 3. Структура группы и проблема лидерства 4. Сплоченность группы 5. Фазы развития группы Дополнительные 6. Создание подгрупп (как развитие структуры группы) 7. Отношения личности с группой (также рассматриваемые как развитие структуры группы) Групповая динамика может характеризоваться с двух точек зрения: с точки зрения групповых процессов и с точки зрения групповых состояний (Э.Берн). Групповые процессы — это совокупность последовательных спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности. Групповые процессы совершаются под влиянием внутренних и внешних условий. Они различаются по времени протекания и интенсивности воздействия на личности членов группы. Групповые процессы могут быть двух типов: – процессы развития – процессы функционирования Процессы развития обусловливают переход группы к качественно новому состоянию. Процессы функционирования обеспечивают стабильность достигнутого качественного состояния группы и постепенное накопление количественных изменений. Когда такое накопление происходит—осуществляется качественный скачок, т. е. процесс функционирования переходит в процесс развития. Групповое состояние — это относительно статический момент динамики группы, характеризующийся устойчивостью, закрепленностью и повторяемостью действий и психических состояний членов группы, а также социально-психологических особенностей их взаимоотношений и взаимодействия. Групповые состояния возникают под действием групповых процессов и в определенной степени фиксируют момент завершенности того или иного процесса. Они также различаются по длительности и интенсивности. Механизмы групповой динамики Существует три основных механизма групповой динамики: 1. Психологический обмен — обмен между участниками мыслями, чувствами, опытом, стратегиями поведения, эмоциональными стратегиями и т.д. И. Альтмен, Д. Тейлор – описывают обмен через феномен социального проникновения, характеризующего • экстенсивность (широту) • интенсивность (глубину) развития межличностных отношений
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.33 (0.008 с.) |