Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологические характеристики малых групп.

Поиск

Под малой группой понимается совокупность индивидов, которые оказались в одном месте, пространстве и в одном времени. Диффузные группы – группы которые не связаны одной целью. Малые группы – совокупность индивидов которая взаимодействует между собой для достижения общих целей и осознают свою принадлежность в данной общности.

Пространственное и временное соприсутствование.

Наличие постоянной цели совместной деятельности.

Малая группа характеризуется наличием совместной деятельности.

Малая группа характеризуется разделением и дифференциацией ролей.

Наличие эмоциональных отношений. – Характеризуется выработкой и функционированием определенных групповых культур.

Размеры: min – 2-3 чел. Max – 20-30 чел. Оптим. – 7+-2

В зависимость от характера малой группы делятся на условные и реальные.

Реальные делятся на лабораторные и естественные. Естественные: неорганизованные и организованные.

С точки зрения совместной деятельности и характера отношений в этой группу их называют ассоциациями, корпорациями и коллективами.

Сложившиеся малые группы выполняют ряд функций:

Фун-я социализации – включение людей в систему общественных связей.

Инструментальная функция подключения совместной деятельности.

Экспрессивная функция – удовлетворение потребности человека в доверии, уважении.

Поддерживающая функция проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных ситуациях.

Структуры:

Коммуникативная стр-ра;

Стр-ра социальной власти;

Социометрическая – система взаиморасположения членов группы по степени проявления ими симпатии и антипатии группы;

33. Социально-психологический климат: основные характеристики.

Впервые психологический климат группы предложили Ф. Ретлисбергер и У. Диксон (1939). В современной социальной психологии используются следующие термины: психологический климат коллектива, социально-психологический климат группы, моральный климат коллектива.

Психологический климат – такое психическое состояние группы, которое отражает основные особенности ее жизнедеятельности: эмоциональный (групповое настроение), когнитивный (мнения и убеждения) и поведенческий (действия членов группы).

Социально – психологический климат – это атмосфера в коллективе, определяемая совокупностью следующих факторов: тип руководства, идеология, культура организации, характер деловых отношений, характер межличностных отношений, эмоциональное состояние сотрудников, характер отношений сотрудников к предприятию и предприятия к сотрудникам. СПК может являться объективной характеристикой коллектива.

Факторы макросреды, влияющие на социально-психологический климат: общественно-политические, социально-экономические особенности общества на данном этапе развития; воздействие со стороны официальных вышестоящих административных структур.

Факторы макросреды, влияющие на социально-психологический климат: освещенность, влажность, температура, особенности формальной организационной структуры и деятельности: совместно–индивидуальная деятельность (преподаватели на кафедру в вузе), совместно – последовательная деятельность (работа на конвейере), совместно – взаимодействующая деятельность (каждый взаимодействует с каждым, например, экипаж самолета) (Уманский).

Существует различные подходы при типологизации социально-психологического климата. Например, Р.Л. Кричевский разделяет социально – психологический климат на объективно наблюдаемый феномен и субъективно - переживаемое состояние. Объективно наблюдаемый психологический климат фиксируется в характере отношений, которые складываются между членами коллектива в повседневной жизни; в степени сплоченности коллектива; в степени полного рабочего дня; в степени лидерства; в отношении сотрудников к предприятию; в общественном мнении как совокупности слухов и мифов о самом предприятии и его героях; а также в традициях и нормах. Субъективно психологический климат – это переживаемое сотрудниками чувство удовлетворенности различными аспектами жизни коллектива; в особенности межличностной перцепции, коммуникации и интеракции; в характере и уровне мотивации; и в эмоциональном состоянии сотрудников.

На характер социально-психологического климата влияет и стиль руководства, поэтому его можно определить как авторитарный, демократический и попустительский.

Кроме этого принято различать два типа социально-психологического климата: доброжелательный или открытый и недоброжелательный или закрытый. Каждый из них имеет свои характеристики. Открытый климат характеризуется:

1. конструктивностью и содержательностью коммуникации (сообщение носит не оценочный, а информационный характер);

2. конструктивностью отношений между сотрудниками (в фокусе внимание находятся решение проблемы, а не ее трудности решения);

3. честностью (целью критики является желание помочь исправить положение);

4. заботливостью (в коллективе преобладает понимание и сочувствие);

5. равенством (ценится участие в процессе общения всех членов коллектива независимо от роли должности, которые они занимают);

6. готовностью прощать (признается неизбежность ошибок и неверность суждений);

7. наличием обратной связи.

Закрытый или оборонительный климат характеризуется:

1.обвинительным характером коммуникации (акцент делается на поиск виновных; обратная связь оценочная и носит негативный характер);

2.навязыванием норм (людям навязываются определенные правила поведения, они должны скрывать и изменять свои намеренья и манеру поведения, которые не соответствуют этим нормам);

3.лицемерием (сообщение имеет скрытый характер и их целью является манипуляция);

4. безразличием (люди не проявляют интереса друг к другу);

5. неравенством (подчеркивается квалификация людей);

6. догматизмом (нет дискуссий, не принимается другая точка зрения);

7.взаимной неприязнью людей.

При этом климате общение сохраняется, но служат личным целям, а не развитию организации. Закрытый тип часто наблюдается в той организации, где люди перегружены работой, где есть финансовые трудности, где есть угроза сокращения, это также может быть и результатом стиля руководства и культуры организации.

34. Внутригрупповая динамика.

Групповая динамика – это модель формирования стадий малой группы в процессе ее развития.

Понятие групповой динамики включает в себя пять основных элементов и несколько дополнительных (Руденский Е.В.):

Основные элементы.

1. Цели группы

2. Нормы группы

3. Структура группы и проблема лидерства

4. Сплоченность группы

5. Фазы развития группы

Дополнительные

6. Создание подгрупп (как развитие структуры группы)

7. Отношения личности с группой (также рассматриваемые как развитие структуры группы)

Групповая динамика может характеризоваться с двух точек зрения: с точки зрения групповых процессов и с точки зрения групповых состояний (Э.Берн).

Групповые процессы — это совокупность последовательных спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности. Групповые процессы совершаются под влиянием внутренних и внешних условий. Они различаются по времени протекания и интенсивности воздействия на личности членов группы.

Групповые процессы могут быть двух типов:

– процессы развития

– процессы функционирования

Процессы развития обусловливают переход группы к качественно новому состоянию.

Процессы функционирования обеспечивают стабильность достигнутого качественного состояния группы и постепенное накопление количественных изменений. Когда такое накопление происходит—осуществляется качественный скачок, т. е. процесс функционирования переходит в процесс развития.

Групповое состояние — это относительно статический момент динамики группы, характеризующийся устойчивостью, закрепленностью и повторяемостью действий и психических состояний членов группы, а также социально-психологических особенностей их взаимоотношений и взаимодействия.

Групповые состояния возникают под действием групповых процессов и в определенной степени фиксируют момент завершенности того или иного процесса. Они также различаются по длительности и интенсивности.

Механизмы групповой динамики

Существует три основных механизма групповой динамики:

1. Психологический обмен — обмен между участниками мыслями, чувствами, опытом, стратегиями поведения, эмоциональными стратегиями и т.д.

И. Альтмен, Д. Тейлор – описывают обмен через феномен социального проникновения, характеризующего

• экстенсивность (широту)

• интенсивность (глубину)

развития межличностных отношений



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.149 (0.007 с.)