Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Власть как социально-политический феномен.

Поиск

Власть — это возможность влиять на поведение других.

Власть рассматривалась в истории человечества с древнейших времен как социальная роль (шаман, лидер, вождь, герой), социально-психологический ресурс для управления людьми (определенные качества и свойства личности) и механизмы управления и подчинения одних людей другим (превосходство, заражение, внушение, авторитет, страх). Мифы первобытных обществ свидетельствуют о наличии в сознании людей стремления к подчинению некоторым выдающимся личностям, отождествляемым с богами и сверхличностями. Древними греками власть рассматривалась как искушение: «Нет человеческой души, которая выстоит перед искушением властью» (Платон).

Власть как феномен проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека. В личной жизни- это власть над собой и обстоятельствами, в социуме -это власть над людьми, в биосфере- это власть над природой.

Приведем несколько определений власти как социально-психологического феномена.

1. Власть- это могущество человека, взятое в общем виде, его наличные средства, позволяющие достигнуть поставленной цели. «Власть человека, если рассматривать ее универсально, состоит в его нынешних возможностях овладеть очевидными будущими благами» (Т. Гоббс).

2. Власть над собой - это способность ставить конкретные цели, умением заставить себя целенаправленно двигаться к намеченным целям, преодолевая биологические, психологические препятствия. Власть над собой -это самообладание (Ильин, 2000).

3. Власть – это ресурсы, которые используются для связывания и опосредования целенаправленных действий и обязательств (отсроченных действий) в политике. Это мощь, харизма героя или политика.

4. Власть над обстоятельствами проявляется способности преодолевать социальные и психологические препятствия, стоящие на пути к достижению цели, использовать для этого социальные условия и обстоятельства.

5. Власть как функция, «личина», роль героя, лидера, авторитета.

6. Власть в обществе как источник отношений между людьми. Мы видим ее повсюду: в школе и у домашнего очага, на рынке и в административных учреждениях и, само собой разумеется, в государстве и церкви (С.Московичи). В первую очередь под властью подразумевают государственную власть. Ее синонимы - мощь, сила, господство, авторитет, насилие, полномочие, богатство, нормы, права, влияние, воля, обаяние… Власть в политике выступает в роли организующего начала совместных действий, основного средства политики, «символического посредника» (Т. Парсонс). И сегодня с интересом читаются труды «История Флоренции», «Государь» Н.Макиавелли, позволяющие проникнуть в механизмы политической власти.

Современный американский социолог Р. Даль считает, что власть имеет место в ситуациях, когда субъект заставляет объект делать то, что объект в ином случае не стал бы делать. Она возникает в ходе конфликта между субъектом и объектом, когда субъекту удается навязать объекту свою волю.

Три аспекта власти. Директивный аспект. Власть как господство, принуждение к исполнению. «Власть-это вероятность того, что актор в ходе социального взаимодействия будет в состоянии осуществить свою собственную волю вопреки сопротивлению» (М.Вебер).

Функциональный аспект, - власть как способность и умение практически реализовать функцию общественного управления.

Коммуникативный аспект. Власть реализуется через общение, через определенный язык, понятный обеим сторонам общественного отношения власти.

Способы властвования описываются авторами в виде метафор: «львы» - приверженцы открытого, откровенного прямолинейного господства, склонных к применению насилия) и «лисы» (властители скрытных и более гибких методов). (Н.Макиавелли); через принципы осуществления власти: принцип порядка (извне) и принцип действия, на которое рассчитывает общество (внутри) (С. Московичи); как средства осуществления: насилие («Любое государство основано на силе» (Л.Троцкий), моральное превосходство, выраженное в хартии, или ином приказе и т.д.; как легитимность - внутреннюю веру, дополняющую внешнее насилие. «Легитимность политического порядка измеряется верой в ее тех, кто подчинен его господству» (Ю. Хабермас).

Анализируя мотивы и действия субъектов власти, следует учитывать:

1.Источники власти. Между людьми существуют различия в силе стремления к умножению и увеличению своих источников власти: престижа, материального положения, статуса, руководящей должности, возможности контроля над информацией.

2 Способности индивида к быстрому и безошибочному определению мотивов и специфики поведения другого человека и соотнесению ее со своими источниками власти для выбора наиболее эффективных и экономичных методов достижения поставленных целей и получения необходимых результатов.

3 Действия власти для оказания влияния на поведение другого человека от принуждения и наказания до уговоров и убеждения.

4. Моральность цели - это границы использования власти, соответствие целей и средств.

5.Страх перед последствиями действий власти. В какой степени применение власти может вызвать изменения в субъекте власти обратную реакцию объекта. Это страх самой власти перед: а) разрастанием своих источников; б) их потерей; в) властным использованием; г) ответным применением власти; д) безуспешностью своего воздействия;

6 Предпочтение определенных сфер использования власти. Действия власти определяются четырьмя факторами: а) силой мотива и личной значимостью целей, достижение которых возможно только при активном содействии другого человека; б) отсутствием готовности другого человека оказать это содействие по своей воле; в) типом и мощностью источников власти; г) находящимися в распоряжении субъекта конкретными средствами воздействия, позволяющими использовать власть (Хекхаузен, 1986).

Виды власти в группе.

В группе существует два вида власти: лидерство и руководство.

Как лидерство, так и руководство связны с проблемой власти и регуляцией взаимоотношений индивидов в процессе совместной деятельности.

Существует несколько теорий лидерства, в основе каждой важные качества и функции групповой динамики. Теория черт лидера основывается на предположении, что люди рождаются с набором личностных черт, благодаря которым потом могут руководить (Платон). К основным чертам лидера относят психологические, морально-нравственные, конституциональные, например, интеллект, инициативность, внешний облик, уверенность в себе, здоровье (физическое и психическое), происхождение из «высшего класса», рост физический, который должен заметно отличаться от среднего в любую сторону. Теория лидерства как функции ситуации рассматривает лидерство как способность одного из членов малой группы взять управление в свои руки и вывести группу из кризиса в то время как прежний лидер оказывается неспособным к этому. Сторонники теории лидерства как функции влияния последователей отмечают, что лидер должен учитывать установки, мнение, ценности; должен ориентироваться на своих последователей. К. Левиным предложена типология лидерства. Он выделяет автократический, демократический и попустительский.

Сегодня некоторыми специалистами эта типология применяется при анализе стилей управления в группе.

Итак, деятельность группы начинается с установления лидерства. Лидер - это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует вокруг себя группу людей с теми же, что и у него, нормами, ценностями и способствует организации и управлению этой группой при достижении общей цели (Берн,2000).

Лидер - начальник группы официальной или вожак неформальной. Особенно удачным является совмещение обоих качеств в одном лице. "Штатный" (универсальный) лидер назначается или избирается на достаточно длительный срок. Ситуативный лидер член группы, взявший на себя функции ее лидера в отсутствие или по причине бездействия "штатного" в ситуации, потребовавшей срочного принятия решения, осуществления руководства.

Основной принцип лидерства - превосходство. Он обязан в чем-то превосходить других членов группы. Он решает главные задачи в группе. Специфика в том, что его на эту роль выдвигают и он также «берет» ее в свои руки. Лидер представляется группе через характеристику своих важных для дела качеств. Это должны быть такие качества, которые соответствовали бы предмету взаимодействия (спортсмен должен быть сильным, ловким, иметь медали и т.д.). Лидер должен намекнуть членам группы на свою исключительность в чем-либо важном для дела. Он подает надежду членам группы, что и они смогут, сотрудничая под его руководством, получить некую долю этих качеств. Однако он должен держаться в рамках.

Если лидерство возможно при наличии двух условий - выбор группой на эту роль какого-либо из участников взаимодействия и его стремление играть эту роль, то руководство – это процесс управления индивидом группой (организацией), официально оформленный, предполагающий его юридическую ответственность за функционирование группы, возможность использования санкций для поощрения или наказания подчиненных. В отличие от лидера руководитель обладает формально закрепленными правами и обязанностями.

Куртом Левиным предложны три основных типа руководства группой.

Авторитарный (автократический) стиль - характеризуется явным неравноправием руководителя и рядовых членов группы, исполняющих его волю, основывается на авторитете или могуществе лидера.

Мы можем говорить об авторитарном стиле управления, когда руководитель лично обращается к членам группы, чтобы узнать их позицию; прерывает аргументацию говорящего, если считает ее не верной; самостоятельно принимает решения; не дает подчиненным проявлять инициативу; отдает распоряжения в энергичной, часто грубой форме; проявляет недоверие к подчиненным.

Руководитель демократического стиля, прежде чем принять решение, советуется с членами группы, участвует в дискуссии наравне со всеми принятое решение реализуется при разделенной ответственности, все члены группы могут высказываться свободно; активность подчиненных стимулируется, распоряжения отдаются спокойно, по-деловому.

При либеральном (попустительском, анархическом) стиле руководства дела в группе идут сами собой, руководитель соглашается с любым мнением, даже если на стадии реализации решения предлагается все переменить. В чистом виде этот стиль самый непродуктивный, гибельный для группы. Ни один из указанных стилей управления группой не является однозначно плохим или хорошим. Важно, чтобы тип руководства соответствовал стадии социально-психологической зрелости группы. Для группы находящейся на уровне высокоразвитого коллектива, имеющего органы самоуправления, способного к самоорганизации, оптимальным является демократический стиль руководства. В группах со средним уровнем социально-психологической зрелости, предпочтителен гибкий стиль руководства, сочетающий в себе элементы демократического и авторитарного.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.17 (0.008 с.)