Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение и развитие социальной психологии как науки за рубежом.↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Возникновение и развитие социальной психологии как науки за рубежом. Начало зарубежной социальной психологии обычно связывают с экспериментами В. Мёде, Ф. Олпорта, которые в 20-е годы стали экспериментально изучать социально-психологические явления в группах. В 1924г. в работе «Социальная психология» Ф. Олпортом были опубликованы следующие результаты экспериментов в группе студентов: суждения о текстах философов по качеству выше, но по скорости выдвижения опровержений медленней в изолированных условиях, чем в группе; в изолированных условиях больше личных моментов в ассоциациях по сравнению с групповыми условиями в оценке запахов и веса предметов группа сглаживает крайности суждений. Определенным поворотом в истории социальной психологии стал хоуторнский эксперимент Э. Мэйо, положивший начало доктрине «человеческих отношений», которая становится центральной в промышленной социологии Запада. В эти же годы разрабатываются такие методы социальной психологии, как глубинное интервью, проективные тесты, биографический метод и др. Курт Левин одним из первых предложил так называемый полевой эксперимент для исследования групповой динамики, психологической атмосферы в группе. Наметилось целое направление, получившее название социометрии, возглавленное Дж. Морено. Социометрия дословно в переводе - измерение товарища, соучастника. Измеряя товарища, измеряю самого себя. Развитие социальной психологии в нашей стране. 20 - 30-е годы - это этап становления и роста марксистской социальной психологии. Впервые вопрос о предмете социальной психологии в 20-е годы был поставлен Г.И. Челпановым в работах «Психология и марксизм», «Социальная психология или «условные рефлексы»?», в которых обосновывался тезис о психологии как социальной. Разрабатывалось направление, получившее название «психология поведения». Большой вклад в развитие социально- психологических идей в нашей стране внесла школа реактологии В.М. Бехтерева. Он считал социальную психологию одной из областей социологии, понимая под ней, прежде всего, психологию группы, которая изучает психические проявления в тех случаях, когда образуются социальные объединения (два и более индивида), массовидные явления группы, коллективное наблюдение, коллективное сосредоточение, коллективные эмоции и настроения. Задачей коллективной рефлексологии является установление характера «социальной связи, устанавливаемой между отдельными индивидами», влияния характера взаимосвязи индивидов на особенности психической деятельности коллектива и влияния коллектива на личность, особенности поведения личности в коллективе. Заслуга В.М.Бехтерева состояла в том, что он поставил вопрос о необходимости социальной психологии как науки и определил ее предмет. Особо выделим так называемую культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского. Согласно этой концепции, культура человеческого рода хранит универсальную информацию о поведении индивидов. Появляясь в этом мире, мы усваиваем определенный фрагмент этой культуры, именно тот фрагмент, который потом будет регулировать наше поведение в конкретных видах деятельности. Вне культуры взаимодействие людей невозможно. Социализация индивида есть приобщение к культуре рода. Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев разрабатывали деятельностный подход в социальной психологии. Однако в силу ряда объективных и субъективных причин социальная психология в нашей стране не оформилась в самостоятельную науку. С начала второй половины 30-х годов развитие социальной психологии фактически прекратилось. Педология, психотехника, социальная психология рассматривались как буржуазные лженауки. Господствующим стало утверждение, что советская психологическая наука по природе своей социальна, и разрабатывать особую социальную психологию - значит протаскивать в отечественную науку буржуазные теории После длительного и трагичного перерыва в истории развития социальной психологии в нашей стране в 1958-59 годах появляются первые публикации по вопросам социальной психологии, развертываются конкретные социально-психологические исследования. С 1962 года в печати начинает обсуждаться вопрос о предмете социальной психологии и ее месте в системе общественных наук. К концу 60-х - началу 70-х годов в основном завершился процесс становления и выделения социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину. В 1962г. в ЛГУ организуется первая в стране лаборатория социальной психологии. Возникают многочисленные исследовательские центры в Москве, Ленинграде, Курске, Костроме, Ярославле, Киеве, Минске, Тбилиси, в республиках Прибалтики. В 1968 году создается кафедра социальной психологии в ЛГУ, а в 1972 году и в Москве. Такова история формирования социально-психологических идей. Среди выдающихся ученых, развивающих социальную психологию как науку в нашей стране можно назвать Г.М.Андрееву, В. Б. Ольшанского, И.С. Кона, Б. Д. Парыгина, Основные направления социальной психологии Основные направления социальной психологии. К основным направлениям социальной психологии принято относить бихевиоризм и необихевиоризм (Б. Скиннер, Э. Халл, Д. Хоманс, А.Бандура и др.), Бихевиоризм — направление в психологии, определившее облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. (Отсюда и название — от англ. behaviour, поведение.) Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. НЕОБИХЕВИОРИЗМ - общеметодологическая ориентация позитивистского характера, распространенная в американской социологии. Н. возник в психологии в 1930-е, когда стала очевидной несостоятельность классического бихевиоризма (см.) - невозможность описания поведения человека только посредством наблюдаемых стимулов и реакций на них. В схему "стимул-реакция" (S-R) Н. ввел опосредующее звено, так называемые промежуточные переменные психологического содержания, и усложнил схему (S-O-R). неофрейдизм (Э. Фромм, Дж. Салливан, Г. Шепард, В. Шутц и др.), Неофрейди́зм (др.-греч. neo — новый + фрейдизм) — направление в психологии, развившееся в 20—30-е годы XX века из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны. когнитивизм (К.Левин, Ф. Хайдер, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, С. Аш и др.), познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений интеракционизм (Г. Мид и др.) Интеракционизм (interactionism; interpretivism; от англ. interaction — «взаимодействие») — методологический подход, объединяющий нескольких различных направлений в общественных науках: * Символический интеракционизм * Социальный конструктивизм * Этнометодология Социальная перцепция. Первым исследователем социальной перцепции (в плане межличностного восприятия) был Аристотель, поскольку, именно он обратил внимание значение эмоций и их правильной оценки в человеческом общении. Долгое время учеными понятие восприятие не дифференцировалось. Термин «социальная перцепция» предложен Дж. Бруннером, который отождествлял его с понятием «социальное познание», «познание другого». Это произошло в связи с уточнением процесса восприятия. В отличие от восприятия человеком неодушевленных предметов, разрабатывая т.н. «новый взгляд» на проблему перцепции, Дж. Бруннер в 1947г. предложил этот термин. Другим ученым, обратившим внимание на различие восприятия человеком одушевленных и неодушевленных объектов был Хайдер: «Мы будем говорить о несоциальной перцепции, когда имеем в виду восприятие неодушевленных объектов, и... о социальной перцепции, когда имеем в виду восприятие другого человека». Сегодня представления о процессе социальной перцепции дополнены следующими положениями: 1. в процессе восприятии происходит взаимовлияние людей; 2. процесс перцепции сопровождается стремлением понять другого человека; 3. понимание людей невозможно без общего знания того, чем является личность другого; 4. полное понимание личности другого человека невозможно без установления межличностных отношений с ним; 5. результатом восприятия другого человека является создание перцептивного образа; 6. социальная перцепция всегда опосредуется системой ценностей, социальными стандартами восприятия; 7. объектом восприятия может выступать индивид, принадлежащий к "своей группе", индивид; принадлежащий "чужой" группе, "своя группа", "чужая группа, восприятие групповой своего члена, восприятие групповой представителя другой группы, восприятие группой самой себя, наконец, восприятие группой в целом другой группы. Процесс социального восприятия возможен при наличии как минимум 2-х человек, причем оба -активные субъекты. Поэтому одной из актуальных проблем является взаимопонимание в процессе восприятия. Взаимопонимание «может истолковываться по разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение целей, мотивов, установок, что позволяет не просто "согласовывать действия", но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви». Значение взаимопонимания важно, во-первых потому, что индивид, познавая другого, формируется и сам, во-вторых потому, что от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. «Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания: чем более полно раскрывается другой человек, тем более полно становится и представления о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка другого, и попытка понять строй его поступков, и построение стратегии своего поведения» Виды власти в группе. В группе существует два вида власти: лидерство и руководство. Как лидерство, так и руководство связны с проблемой власти и регуляцией взаимоотношений индивидов в процессе совместной деятельности. Существует несколько теорий лидерства, в основе каждой важные качества и функции групповой динамики. Теория черт лидера основывается на предположении, что люди рождаются с набором личностных черт, благодаря которым потом могут руководить (Платон). К основным чертам лидера относят психологические, морально-нравственные, конституциональные, например, интеллект, инициативность, внешний облик, уверенность в себе, здоровье (физическое и психическое), происхождение из «высшего класса», рост физический, который должен заметно отличаться от среднего в любую сторону. Теория лидерства как функции ситуации рассматривает лидерство как способность одного из членов малой группы взять управление в свои руки и вывести группу из кризиса в то время как прежний лидер оказывается неспособным к этому. Сторонники теории лидерства как функции влияния последователей отмечают, что лидер должен учитывать установки, мнение, ценности; должен ориентироваться на своих последователей. К. Левиным предложена типология лидерства. Он выделяет автократический, демократический и попустительский. Сегодня некоторыми специалистами эта типология применяется при анализе стилей управления в группе. Итак, деятельность группы начинается с установления лидерства. Лидер - это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует вокруг себя группу людей с теми же, что и у него, нормами, ценностями и способствует организации и управлению этой группой при достижении общей цели (Берн,2000). Лидер - начальник группы официальной или вожак неформальной. Особенно удачным является совмещение обоих качеств в одном лице. "Штатный" (универсальный) лидер назначается или избирается на достаточно длительный срок. Ситуативный лидер член группы, взявший на себя функции ее лидера в отсутствие или по причине бездействия "штатного" в ситуации, потребовавшей срочного принятия решения, осуществления руководства. Основной принцип лидерства - превосходство. Он обязан в чем-то превосходить других членов группы. Он решает главные задачи в группе. Специфика в том, что его на эту роль выдвигают и он также «берет» ее в свои руки. Лидер представляется группе через характеристику своих важных для дела качеств. Это должны быть такие качества, которые соответствовали бы предмету взаимодействия (спортсмен должен быть сильным, ловким, иметь медали и т.д.). Лидер должен намекнуть членам группы на свою исключительность в чем-либо важном для дела. Он подает надежду членам группы, что и они смогут, сотрудничая под его руководством, получить некую долю этих качеств. Однако он должен держаться в рамках. Если лидерство возможно при наличии двух условий - выбор группой на эту роль какого-либо из участников взаимодействия и его стремление играть эту роль, то руководство – это процесс управления индивидом группой (организацией), официально оформленный, предполагающий его юридическую ответственность за функционирование группы, возможность использования санкций для поощрения или наказания подчиненных. В отличие от лидера руководитель обладает формально закрепленными правами и обязанностями. Куртом Левиным предложны три основных типа руководства группой. Авторитарный (автократический) стиль - характеризуется явным неравноправием руководителя и рядовых членов группы, исполняющих его волю, основывается на авторитете или могуществе лидера. Мы можем говорить об авторитарном стиле управления, когда руководитель лично обращается к членам группы, чтобы узнать их позицию; прерывает аргументацию говорящего, если считает ее не верной; самостоятельно принимает решения; не дает подчиненным проявлять инициативу; отдает распоряжения в энергичной, часто грубой форме; проявляет недоверие к подчиненным. Руководитель демократического стиля, прежде чем принять решение, советуется с членами группы, участвует в дискуссии наравне со всеми принятое решение реализуется при разделенной ответственности, все члены группы могут высказываться свободно; активность подчиненных стимулируется, распоряжения отдаются спокойно, по-деловому. При либеральном (попустительском, анархическом) стиле руководства дела в группе идут сами собой, руководитель соглашается с любым мнением, даже если на стадии реализации решения предлагается все переменить. В чистом виде этот стиль самый непродуктивный, гибельный для группы. Ни один из указанных стилей управления группой не является однозначно плохим или хорошим. Важно, чтобы тип руководства соответствовал стадии социально-психологической зрелости группы. Для группы находящейся на уровне высокоразвитого коллектива, имеющего органы самоуправления, способного к самоорганизации, оптимальным является демократический стиль руководства. В группах со средним уровнем социально-психологической зрелости, предпочтителен гибкий стиль руководства, сочетающий в себе элементы демократического и авторитарного. Конфликтное поведение. Конфликтное поведение. Когда у людей есть зона разногласий, есть различные представления о ситуации, возникающей в связи с существованием этой зоны, есть противоречащие друг другу, одновременно неосуществимые мотивы и цели, то люди начинают вести себя так, что их действия сталкиваются. Действия одной стороны по достижении цели мешают действиям другой достичь своей. Конфликт подобен айсбергу: действия образуют его «надводную» часть, все остальное (мотивы, зоны разногласий, мотивы конфликтантов) – «подводную». Ситуация осложняется тем, что конфликтанты могут скрывать какие-то свои действия друг от друга и от посторонних. Действия одной из конфликтующих сторон, которые другая сторона оценивает как конфликтные, враждебные, направленные против нее, могут быть следующими: - прямые или косвенные помехи для осуществления планов или намерений другой стороной; - невыполнение одной стороной своих обязательств или обязанностей по отношению к другой; - захват или удержание того, что, по мнению одной стороны, не должно находиться во владении другой; - нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации другой стороне, например, слухи; - унижающие человеческое достоинство поступки, в том числе словесные оскорбления и оскорбительные требования; - угрозы и другие принуждающие действия, заставляющие другого человека делать то, что он не хочет и не обязан делать; - физическое насилие. Существуют конструктивные и деструктивные пути выхода из конфликтной ситуации. Конструктивный путь выхода из конфликта предполагает интенсификацию усилий, замену средств достижения цели, замену цели, переоценку ситуации. К деструктивным способам выхода из конфликта можно отнести агрессию (прямую атаку на препятствие или барьер, посторонние объекты), бегство от ситуации. Лидерство в группе. Лидерство в малой группе объясняется феноменом влияния или воздействия человека на отношения, оценки, мнения и поведение как всей группы, так и отдельных ее членов. Лидерство основывается не только на личных качествах лидера, но и на социально-психологических отношениях, которые сложились в группе. Таким образом, лидерство следует отличать от руководства, которое основано на организационных, экономических и административных способах воздействия.
Среди основных признаков лидерств:
* более высокая инициативность и активность человека в процессе решения группой совместных задач; * лучшая информированность о решаемом вопросе, о членах группы, а также и в целом о ситуации; * лучше выраженные способности оказывать влияние на людей; * большее соответствие тем социальным нормам, ценностям и установкам, которые приняты в группе; * лучше выраженные личные качества, которые в данной группе считаются эталонными.
Лидер малой группы выполняет такие функции:
* организовывает совместную жизнедеятельность в разнообразных сферах; * вырабатывает групповые нормы и способствует их поддержанию; * внешне представляет группу во взаимоотношениях с другими коллективами; * несет ответственность за результаты деятельности группы; * устанавливает и поддерживает хорошие социально-психологические отношения в группе.
Существуют два основных вида лидерства в малой группе, это лидерство в деловой области, также называемое инструментальным лидерством, и лидерство в эмоциональной области, называемое еще экспрессивным лидерством. Чаще всего эти два вида лидерства распределены между разными участниками группы, но иногда они могут объединяться и в одном лице. В зависимости от сферы, на которую направлена деятельность группы, выделяют такие типы лидеров: направленные на решение групповых задач, направленные на установление благоприятных взаимоотношений в группе, универсальные лидеры. Также в зависимости от сферы жизнедеятельности группы лидеры дифференцируются по ролям: организатор, мотиватор, специалист, генератор эмоционального настроя и прочие. 38. Руководство как форма осуществления власти в группе. Возникновение и развитие социальной психологии как науки за рубежом. Начало зарубежной социальной психологии обычно связывают с экспериментами В. Мёде, Ф. Олпорта, которые в 20-е годы стали экспериментально изучать социально-психологические явления в группах. В 1924г. в работе «Социальная психология» Ф. Олпортом были опубликованы следующие результаты экспериментов в группе студентов: суждения о текстах философов по качеству выше, но по скорости выдвижения опровержений медленней в изолированных условиях, чем в группе; в изолированных условиях больше личных моментов в ассоциациях по сравнению с групповыми условиями в оценке запахов и веса предметов группа сглаживает крайности суждений. Определенным поворотом в истории социальной психологии стал хоуторнский эксперимент Э. Мэйо, положивший начало доктрине «человеческих отношений», которая становится центральной в промышленной социологии Запада. В эти же годы разрабатываются такие методы социальной психологии, как глубинное интервью, проективные тесты, биографический метод и др. Курт Левин одним из первых предложил так называемый полевой эксперимент для исследования групповой динамики, психологической атмосферы в группе. Наметилось целое направление, получившее название социометрии, возглавленное Дж. Морено. Социометрия дословно в переводе - измерение товарища, соучастника. Измеряя товарища, измеряю самого себя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.143 (0.015 с.) |