Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и развитие социальной психологии как науки за рубежом.

Поиск

Возникновение и развитие социальной психологии как науки за рубежом.

Начало зарубежной социальной психологии обычно связывают с экспериментами В. Мёде, Ф. Олпорта, которые в 20-е годы стали экспериментально изучать социально-психологические явления в группах.

В 1924г. в работе «Социальная психология» Ф. Олпортом были опубликованы следующие результаты экспериментов в группе студентов: суждения о текстах философов по качеству выше, но по скорости выдвижения опровержений медленней в изолированных условиях, чем в группе; в изолированных условиях больше личных моментов в ассоциациях по сравнению с групповыми условиями в оценке запахов и веса предметов группа сглаживает крайности суждений.

Определенным поворотом в истории социальной психологии стал хоуторнский эксперимент Э. Мэйо, положивший начало доктрине «человеческих отношений», которая становится центральной в промышленной социологии Запада.

В эти же годы разрабатываются такие методы социальной психологии, как глубинное интервью, проективные тесты, биографический метод и др.

Курт Левин одним из первых предложил так называемый полевой эксперимент для исследования групповой динамики, психологической атмосферы в группе. Наметилось целое направление, получившее название социометрии, возглавленное Дж. Морено. Социометрия дословно в переводе - измерение товарища, соучастника. Измеряя товарища, измеряю самого себя.

Развитие социальной психологии в нашей стране.

20 - 30-е годы - это этап становления и роста марксистской социальной психологии. Впервые вопрос о предмете социальной психологии в 20-е годы был поставлен Г.И. Челпановым в работах «Психология и марксизм», «Социальная психология или «условные рефлексы»?», в которых обосновывался тезис о психологии как социальной. Разрабатывалось направление, получившее название «психология поведения».

Большой вклад в развитие социально- психологических идей в нашей стране внесла школа реактологии В.М. Бехтерева. Он считал социальную психологию одной из областей социологии, понимая под ней, прежде всего, психологию группы, которая изучает психические проявления в тех случаях, когда образуются социальные объединения (два и более индивида), массовидные явления группы, коллективное наблюдение, коллективное сосредоточение, коллективные эмоции и настроения. Задачей коллективной рефлексологии является установление характера «социальной связи, устанавливаемой между отдельными индивидами», влияния характера взаимосвязи индивидов на особенности психической деятельности коллектива и влияния коллектива на личность, особенности поведения личности в коллективе. Заслуга В.М.Бехтерева состояла в том, что он поставил вопрос о необходимости социальной психологии как науки и определил ее предмет.

Особо выделим так называемую культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского. Согласно этой концепции, культура человеческого рода хранит универсальную информацию о поведении индивидов. Появляясь в этом мире, мы усваиваем определенный фрагмент этой культуры, именно тот фрагмент, который потом будет регулировать наше поведение в конкретных видах деятельности. Вне культуры взаимодействие людей невозможно. Социализация индивида есть приобщение к культуре рода. Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев разрабатывали деятельностный подход в социальной психологии.

Однако в силу ряда объективных и субъективных причин социальная психология в нашей стране не оформилась в самостоятельную науку. С начала второй половины 30-х годов развитие социальной психологии фактически прекратилось. Педология, психотехника, социальная психология рассматривались как буржуазные лженауки. Господствующим стало утверждение, что советская психологическая наука по природе своей социальна, и разрабатывать особую социальную психологию - значит протаскивать в отечественную науку буржуазные теории

После длительного и трагичного перерыва в истории развития социальной психологии в нашей стране в 1958-59 годах появляются первые публикации по вопросам социальной психологии, развертываются конкретные социально-психологические исследования. С 1962 года в печати начинает обсуждаться вопрос о предмете социальной психологии и ее месте в системе общественных наук. К концу 60-х - началу 70-х годов в основном завершился процесс становления и выделения социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину. В 1962г. в ЛГУ организуется первая в стране лаборатория социальной психологии. Возникают многочисленные исследовательские центры в Москве, Ленинграде, Курске, Костроме, Ярославле, Киеве, Минске, Тбилиси, в республиках Прибалтики. В 1968 году создается кафедра социальной психологии в ЛГУ, а в 1972 году и в Москве. Такова история формирования социально-психологических идей. Среди выдающихся ученых, развивающих социальную психологию как науку в нашей стране можно назвать Г.М.Андрееву, В. Б. Ольшанского, И.С. Кона, Б. Д. Парыгина,

Основные направления социальной психологии

Основные направления социальной психологии. К основным направлениям социальной психологии принято относить

бихевиоризм и необихевиоризм (Б. Скиннер, Э. Халл, Д. Хоманс, А.Бандура и др.),

Бихевиоризм — направление в психологии, определившее облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. (Отсюда и название — от англ. behaviour, поведение.) Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику.

НЕОБИХЕВИОРИЗМ - общеметодологическая ориентация позитивистского характера, распространенная в американской социологии. Н. возник в психологии в 1930-е, когда стала очевидной несостоятельность классического бихевиоризма (см.) - невозможность описания поведения человека только посредством наблюдаемых стимулов и реакций на них. В схему "стимул-реакция" (S-R) Н. ввел опосредующее звено, так называемые промежуточные переменные психологического содержания, и усложнил схему (S-O-R).

неофрейдизм (Э. Фромм, Дж. Салливан, Г. Шепард, В. Шутц и др.),

Неофрейди́зм (др.-греч. neo — новый + фрейдизм) — направление в психологии, развившееся в 20—30-е годы XX века из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны.

когнитивизм (К.Левин, Ф. Хайдер, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, С. Аш и др.),

познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений

интеракционизм (Г. Мид и др.)

Интеракционизм (interactionism; interpretivism; от англ. interaction — «взаимодействие») — методологический подход, объединяющий нескольких различных направлений в общественных науках:

* Символический интеракционизм * Социальный конструктивизм * Этнометодология

Социальная перцепция.

Первым исследователем социальной перцепции (в плане межличностного восприятия) был Аристотель, поскольку, именно он обратил внимание значение эмоций и их правильной оценки в человеческом общении.

Долгое время учеными понятие восприятие не дифференцировалось. Термин «социальная перцепция» предложен Дж. Бруннером, который отождествлял его с понятием «социальное познание», «познание другого». Это произошло в связи с уточнением процесса восприятия. В отличие от восприятия человеком неодушевленных предметов, разрабатывая т.н. «новый взгляд» на проблему перцепции, Дж. Бруннер в 1947г. предложил этот термин. Другим ученым, обратившим внимание на различие восприятия человеком одушевленных и неодушевленных объектов был Хайдер: «Мы будем говорить о несоциальной перцепции, когда имеем в виду восприятие неодушевленных объектов, и... о социальной перцепции, когда имеем в виду восприятие другого человека». Сегодня представления о процессе социальной перцепции дополнены следующими положениями:

1. в процессе восприятии происходит взаимовлияние людей;

2. процесс перцепции сопровождается стремлением понять другого человека;

3. понимание людей невозможно без общего знания того, чем является личность другого;

4. полное понимание личности другого человека невозможно без установления межличностных отношений с ним;

5. результатом восприятия другого человека является создание перцептивного образа;

6. социальная перцепция всегда опосредуется системой ценностей, социальными стандартами восприятия;

7. объектом восприятия может выступать индивид, принадлежащий к "своей группе", индивид; принадлежащий "чужой" группе, "своя группа", "чужая группа, восприятие групповой своего члена, восприятие групповой представителя другой группы, восприятие группой самой себя, наконец, восприятие группой в целом другой группы.

Процесс социального восприятия возможен при наличии как минимум 2-х человек, причем оба -активные субъекты. Поэтому одной из актуальных проблем является взаимопонимание в процессе восприятия. Взаимопонимание «может истолковываться по разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение целей, мотивов, установок, что позволяет не просто "согласовывать действия", но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви».

Значение взаимопонимания важно, во-первых потому, что индивид, познавая другого, формируется и сам, во-вторых потому, что от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. «Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания: чем более полно раскрывается другой человек, тем более полно становится и представления о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка другого, и попытка понять строй его поступков, и построение стратегии своего поведения»

Виды власти в группе.

В группе существует два вида власти: лидерство и руководство.

Как лидерство, так и руководство связны с проблемой власти и регуляцией взаимоотношений индивидов в процессе совместной деятельности.

Существует несколько теорий лидерства, в основе каждой важные качества и функции групповой динамики. Теория черт лидера основывается на предположении, что люди рождаются с набором личностных черт, благодаря которым потом могут руководить (Платон). К основным чертам лидера относят психологические, морально-нравственные, конституциональные, например, интеллект, инициативность, внешний облик, уверенность в себе, здоровье (физическое и психическое), происхождение из «высшего класса», рост физический, который должен заметно отличаться от среднего в любую сторону. Теория лидерства как функции ситуации рассматривает лидерство как способность одного из членов малой группы взять управление в свои руки и вывести группу из кризиса в то время как прежний лидер оказывается неспособным к этому. Сторонники теории лидерства как функции влияния последователей отмечают, что лидер должен учитывать установки, мнение, ценности; должен ориентироваться на своих последователей. К. Левиным предложена типология лидерства. Он выделяет автократический, демократический и попустительский.

Сегодня некоторыми специалистами эта типология применяется при анализе стилей управления в группе.

Итак, деятельность группы начинается с установления лидерства. Лидер - это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует вокруг себя группу людей с теми же, что и у него, нормами, ценностями и способствует организации и управлению этой группой при достижении общей цели (Берн,2000).

Лидер - начальник группы официальной или вожак неформальной. Особенно удачным является совмещение обоих качеств в одном лице. "Штатный" (универсальный) лидер назначается или избирается на достаточно длительный срок. Ситуативный лидер член группы, взявший на себя функции ее лидера в отсутствие или по причине бездействия "штатного" в ситуации, потребовавшей срочного принятия решения, осуществления руководства.

Основной принцип лидерства - превосходство. Он обязан в чем-то превосходить других членов группы. Он решает главные задачи в группе. Специфика в том, что его на эту роль выдвигают и он также «берет» ее в свои руки. Лидер представляется группе через характеристику своих важных для дела качеств. Это должны быть такие качества, которые соответствовали бы предмету взаимодействия (спортсмен должен быть сильным, ловким, иметь медали и т.д.). Лидер должен намекнуть членам группы на свою исключительность в чем-либо важном для дела. Он подает надежду членам группы, что и они смогут, сотрудничая под его руководством, получить некую долю этих качеств. Однако он должен держаться в рамках.

Если лидерство возможно при наличии двух условий - выбор группой на эту роль какого-либо из участников взаимодействия и его стремление играть эту роль, то руководство – это процесс управления индивидом группой (организацией), официально оформленный, предполагающий его юридическую ответственность за функционирование группы, возможность использования санкций для поощрения или наказания подчиненных. В отличие от лидера руководитель обладает формально закрепленными правами и обязанностями.

Куртом Левиным предложны три основных типа руководства группой.

Авторитарный (автократический) стиль - характеризуется явным неравноправием руководителя и рядовых членов группы, исполняющих его волю, основывается на авторитете или могуществе лидера.

Мы можем говорить об авторитарном стиле управления, когда руководитель лично обращается к членам группы, чтобы узнать их позицию; прерывает аргументацию говорящего, если считает ее не верной; самостоятельно принимает решения; не дает подчиненным проявлять инициативу; отдает распоряжения в энергичной, часто грубой форме; проявляет недоверие к подчиненным.

Руководитель демократического стиля, прежде чем принять решение, советуется с членами группы, участвует в дискуссии наравне со всеми принятое решение реализуется при разделенной ответственности, все члены группы могут высказываться свободно; активность подчиненных стимулируется, распоряжения отдаются спокойно, по-деловому.

При либеральном (попустительском, анархическом) стиле руководства дела в группе идут сами собой, руководитель соглашается с любым мнением, даже если на стадии реализации решения предлагается все переменить. В чистом виде этот стиль самый непродуктивный, гибельный для группы. Ни один из указанных стилей управления группой не является однозначно плохим или хорошим. Важно, чтобы тип руководства соответствовал стадии социально-психологической зрелости группы. Для группы находящейся на уровне высокоразвитого коллектива, имеющего органы самоуправления, способного к самоорганизации, оптимальным является демократический стиль руководства. В группах со средним уровнем социально-психологической зрелости, предпочтителен гибкий стиль руководства, сочетающий в себе элементы демократического и авторитарного.

Конфликтное поведение.

Конфликтное поведение. Когда у людей есть зона разногласий, есть различные представления о ситуации, возникающей в связи с существованием этой зоны, есть противоречащие друг другу, одновременно неосуществимые мотивы и цели, то люди начинают вести себя так, что их действия сталкиваются. Действия одной стороны по достижении цели мешают действиям другой достичь своей.

Конфликт подобен айсбергу: действия образуют его «надводную» часть, все остальное (мотивы, зоны разногласий, мотивы конфликтантов) – «подводную». Ситуация осложняется тем, что конфликтанты могут скрывать какие-то свои действия друг от друга и от посторонних.

Действия одной из конфликтующих сторон, которые другая сторона оценивает как конфликтные, враждебные, направленные против нее, могут быть следующими:

- прямые или косвенные помехи для осуществления планов или намерений другой стороной;

- невыполнение одной стороной своих обязательств или обязанностей по отношению к другой;

- захват или удержание того, что, по мнению одной стороны, не должно находиться во владении другой;

- нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации другой стороне, например, слухи;

- унижающие человеческое достоинство поступки, в том числе словесные оскорбления и оскорбительные требования;

- угрозы и другие принуждающие действия, заставляющие другого человека делать то, что он не хочет и не обязан делать;

- физическое насилие.

Существуют конструктивные и деструктивные пути выхода из конфликтной ситуации. Конструктивный путь выхода из конфликта предполагает интенсификацию усилий, замену средств достижения цели, замену цели, переоценку ситуации.

К деструктивным способам выхода из конфликта можно отнести агрессию (прямую атаку на препятствие или барьер, посторонние объекты), бегство от ситуации.

Лидерство в группе.

Лидерство в малой группе объясняется феноменом влияния или воздействия человека на отношения, оценки, мнения и поведение как всей группы, так и отдельных ее членов. Лидерство основывается не только на личных качествах лидера, но и на социально-психологических отношениях, которые сложились в группе. Таким образом, лидерство следует отличать от руководства, которое основано на организационных, экономических и административных способах воздействия.

 

Среди основных признаков лидерств:

 

* более высокая инициативность и активность человека в процессе решения группой совместных задач;

* лучшая информированность о решаемом вопросе, о членах группы, а также и в целом о ситуации;

* лучше выраженные способности оказывать влияние на людей;

* большее соответствие тем социальным нормам, ценностям и установкам, которые приняты в группе;

* лучше выраженные личные качества, которые в данной группе считаются эталонными.

 

Лидер малой группы выполняет такие функции:

 

* организовывает совместную жизнедеятельность в разнообразных сферах;

* вырабатывает групповые нормы и способствует их поддержанию;

* внешне представляет группу во взаимоотношениях с другими коллективами;

* несет ответственность за результаты деятельности группы;

* устанавливает и поддерживает хорошие социально-психологические отношения в группе.

 

Существуют два основных вида лидерства в малой группе, это лидерство в деловой области, также называемое инструментальным лидерством, и лидерство в эмоциональной области, называемое еще экспрессивным лидерством. Чаще всего эти два вида лидерства распределены между разными участниками группы, но иногда они могут объединяться и в одном лице. В зависимости от сферы, на которую направлена деятельность группы, выделяют такие типы лидеров: направленные на решение групповых задач, направленные на установление благоприятных взаимоотношений в группе, универсальные лидеры. Также в зависимости от сферы жизнедеятельности группы лидеры дифференцируются по ролям: организатор, мотиватор, специалист, генератор эмоционального настроя и прочие.

38. Руководство как форма осуществления власти в группе.

Возникновение и развитие социальной психологии как науки за рубежом.

Начало зарубежной социальной психологии обычно связывают с экспериментами В. Мёде, Ф. Олпорта, которые в 20-е годы стали экспериментально изучать социально-психологические явления в группах.

В 1924г. в работе «Социальная психология» Ф. Олпортом были опубликованы следующие результаты экспериментов в группе студентов: суждения о текстах философов по качеству выше, но по скорости выдвижения опровержений медленней в изолированных условиях, чем в группе; в изолированных условиях больше личных моментов в ассоциациях по сравнению с групповыми условиями в оценке запахов и веса предметов группа сглаживает крайности суждений.

Определенным поворотом в истории социальной психологии стал хоуторнский эксперимент Э. Мэйо, положивший начало доктрине «человеческих отношений», которая становится центральной в промышленной социологии Запада.

В эти же годы разрабатываются такие методы социальной психологии, как глубинное интервью, проективные тесты, биографический метод и др.

Курт Левин одним из первых предложил так называемый полевой эксперимент для исследования групповой динамики, психологической атмосферы в группе. Наметилось целое направление, получившее название социометрии, возглавленное Дж. Морено. Социометрия дословно в переводе - измерение товарища, соучастника. Измеряя товарища, измеряю самого себя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.143 (0.015 с.)