Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-психологические проблемы массовой культуры.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Изучение жизнедеятельности человека позволяет описать смену культурных парадигм в истории развития общества. В «начале начал» жизнь человека и общества была сакрализована, в центре традиционной культуры и самосознания человека находился Бог, Абсолют. Основным парадигмальным концептом являлось утверждение «Бог есть». Постепенно, начиная с эпохи Просвещения, Бог, Абсолют вытесняется, в центре культуры и самосознания становится Человек, Знания. Основным парадигмальным концептом являлось утверждение «Знания- сила». Это было начало сакральной катастрофы, уничтожившей коренные, базовые основания человеческой экзистенции (Федоров Ю.М.). Катастрофа утвердилась провозглашением Ф.Ницше: «Бог умер». В последующем, с развитием промышленной революции уже Человек был вытеснен из центра социокультурного контекста новой парадигмой - Обществом, Массой. В ХХ веке основным культурным концептом являлось утверждение «Массы решают все». Г. Лебон одним из первых подметил, что в то время, как все наши древние верования колеблются и исчезают, старинные столпы общества рушатся друг за другом, — могущество масс представляет единственную силу, которой ничто не угрожает и значение которой все увеличивается. Наступающая эпоха будет поистине эрой масс (Лебон,1896). Эре масс соответствует массовая культура и массовое общество. Культура массового общества является своеобразной социальной технологией, стандартизирующей социальное поведение, унифицирующей ценностные основания жизни человека, утверждающей конформизм основной социально одобряемой моделью поведения. «В качестве массы, я стремлюсь к универсальному, к моде, к кино, к сегодняшнему дню; в качестве народа я хочу быть незаменяемой личностью, мне нужен живой театр, нужно присутствие исторического; в качестве массы я в упоении аплодирую звезде у дирижерского пульта; в качестве народа — познаю в глубине интимных переживаний возносящуюся над обыденной жизнью музыку; в качестве массы я мыслю числами, аккумулирую, нивелирую; в качестве народа — примеряю шкалу ценностей и членений», -писал К. Ясперс. Массовая культура носит двойственный характер: с одной стороны через систему массовой коммуникации миллионы людей получают возможность ознакомиться с произведениями подлинной литературы, искусства, достижениями науки, с другой,- растущее влияние СМИ (радио, телевидения, журналы и т.д.) на вкусы, потребности и поведение членов общества приводит к унификация всех сторон человеческого существования: от стиля жилья и одежды до типа хобби, от выбора идеологической ориентации до форм и ритуалов интимных отношений. Особенности современной социокультурной среды существования человека заключаются в том, что информация и культура в ее «массовом телевидеоварианте» — это в огромной мере масс-культура «сенсационного парадокса». То есть — масс-культура насилия и агрессии, масс-культура секса и перверсий, масс-культура инверсии права и неправия с «плохими полицейскими» и «хорошими бандитами». То есть — масс-культура ломки всех и всяческих моральных табу. Один известный телепродюсер сформулировал свое профессиональное кредо: «...моя задача — ломать последние табу». Культуролог из Азии по этому поводу выразился так: «Когда мы открывались западному миру, мы надеялись, что подключаемся к чистому источнику высокой и бессмертной мировой культуры. А нас подключили к канализационной трубе». Но общество, привыкающее к нарушениям табу (что тоже хорошо известно культурологам), практически всегда неуклонно десоциализуется. И наиболее болезненно это отражается на детях, которые особенно плохо различают виртуальную (экранную) образную систему и реальность. В США, в Европе — об этом уже буквально кричат. По данным американской ассоциации юристов, более 70% детских преступлений в стране — прямые кальки из недавних «перверсивных» телесюжетов. 25. Массовое общество и массовое сознание. Массовой культуре соответствует и массовое общество, которому присущи следующие характерные черты: 1. Дегуманизация труда - труд лишается своего содержания. Все процессы производства и общения уподобляются конвейерной линии, потоку. 2. Урбанизация. Люди преимущественно селятся в городах. Оторванные от традиционных корней, они поддерживают формальные, не имеющие личностной значимости отношений. В массовом обществе происходит приватизация человеческих отношений. 3.Бюрократизация жизни общества. Человек становится не властен в своем поведении. Не только профессиональная, общественная, но и личная жизнь членов общества подчиняется законам бюрократии (власти бумаг и чиновников). Массовое сознание – это коллективное отражение, непрерывно меняющаяся совокупность коллективных (разделяемых большинством людей) чувственных и умственных образов, возникающая в результате воздействия массовой информации и предвосхищающих их практическую деятельность. С содержательной точки зрения, в массовом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые какой-либо возникающей по тем или иным обстоятельствам совокупностью индивидов – массой. Они вырабатываются в процессе общения людей между собой и совместного восприятия ими социально-политической информации (демонстрации, митинги и т.д.). Для зарождения и функционирования массового сознания совершенно необязательна совместная деятельность членов общности, что традиционно принято считать обязательным для появления массового сознания. Действенное проявление массового сознания – внеколлективное поведение, в основном, стихийное, неорганизованное, ситуативное и временное, связанное с особыми обстоятельствами. Структура массового сознания состоит из двух уровней: Эмоционально-действенный включает эмоции, чувства, заменяющие групповые нормы, ценности, образцы поведения. Действенным проявлением массового сознания является массовое поведение, в основном стихийное, неорганизованное, ситуативное и временное, связанное с особыми обстоятельствами. Пример – стихийная массовая паника. Рациональный уровень представлен ценностями, общественным мнением, настроениями масс. Массовое сознание имеет следующие особенности: оно эмоционально, заразительно, мозаично, подвижно, изменчиво, однородно, аморфно, противоречиво, размыто, иррационально, мифологично, носит бессознательный характер. К.-Г. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное, представляющее собой отражение опыта предыдущих поколений, состоит из мощных первичных образов, так называемых «архетипов». По мнению Юнга, архетипы являются структурными единицами, своего рода строительными блоками коллективного бессознательного. В аналитической психологии К.-Г. Юнга «архетипы – это устойчивые формы коллективного бессознательного, врожденные идеи или воспоминания, которые располагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а, скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Архетипы – априорные формы, которые передаются по наследству, а не посредством культурной традиции; вокруг этих форм организуется внешний и внутренний опыт. В чистом виде архетип не входит в сознание, но он всегда соединяется с представлениями опыта индивида». С общественным сознанием непосредственно связано общественное мнение. Общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытые или явные отношения к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов и социальных групп. Понятие «общественное мнение» используется в двух смыслах. 1. Мнение, поддерживаемое реальным числом людей, представителями определенной социальной группы и субкультуры в данном обществе. В этом случае мнений может быть много, и их число зависит от степени социального равенства и неравенства в обществе. 2. Доминирующее мнение среди представителей общественности. Это мнение лишь большей части представителей общественности, некий консенсус большого количества точек зрения по обсуждаемой проблеме. Массовые суждения людей обладают различной степенью объективности. Это объясняется тем, что мнения могут формироваться на основе как научных, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. В случае недостатка информации люди компенсируют ее слухами, интуицией и т.д. Общественное мнение может быть ошибочным. Суждения научной критики нередко заменяются предрассудками, выдаваемыми за общественное мнение. Общественное мнение измеряют (ВЦИОМ и центр изучения общественного мнения "VP", институт Геллэпа). Чаще всего используют метод формализованного интервью, которое представляет собой вопросники, с полным учетом всех возможных ответов на поставленные вопросы. Общественным мнением управляют с помощью пропаганды и public relations, формируя у общественности нужной для управляющей стороны точки зрения, систему установок на поддержку или опровержение экономических, политических и социальных явлений. Способы и средства формирования общественного мнения: выступления лидеров перед публикой, статьи в журналах, телепередачи, реклама и продвижение товаров на рынке, образовательный процесс (передача норм и ценностей культуры). Носителями массового сознания выступают особые совокупности индивидов, именуемые массами. Это участники широких политических или социокультурных движений; аудитория средств и каналов массовой коммуникации; потребители социально значимых товаров и услуг; поклонники эстрадных «звезд»; «болельщики» футбольной команды.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.157.203 (0.007 с.) |