Динамика межличностного восприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика межличностного восприятия.



В процессе межличностной перцепции возникают различного рода барьеры, помехи, искажающие результаты восприятия и влияющие как на перцептивный образ, так и на характер отношений. Разберем некоторые из барьеров восприятия.

Установка - готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы. Ее эффект был продемонстрирован экспериментально еще более сорока лет назад известным американским психологом Г. Келли. Двум группам студентов предлагалось прослушать лекцию, читавшуюся одним и тем же ранее им незнакомым лектором в действительности это был актер, о чем слушатели понятно не знали. В одной аудитории лектор был заранее представлен студентам как очень сердечный, расположенный к людям человек, в другой –как человек весьма холодный, замкнутый. И хотя лекции обеим группам читалась абсолютно одинаково, эффект первоначальной информации о лекторе повлиял на восприятие. «Очень сердечный», «или теплый» (по терминологии Г. Келли) лектор был воспринят слушателями гораздо благожелательнее как в чисто человеческом, так и профессиональном плане, нежели «холодный» лектор». Установка, следовательно, это готовность к взаимодействию на основе априорной (до опыта) информации о человеке.

Советским ученым Узнадзе, создавшим теорию установки, выделяются три функции установки:

1.Селективная (отборочная) функция установки позволяет выделить из всего многообразия информации все основное и необходимое для организации данного действия, создает модель или образ ожидания.

2.Оценочная функция установки позволяет упорядочить полученную информацию с помощью той цели, на реализацию направлены действия, поэтому действия выполняются целенаправленно, создает оценочный стереотип, эталон.

3.Ориентировочная функция позволяет активизировать как психологические процессы, которые могут обеспечить выполнение действий, так и сами действия через активизацию, соответствующих навыков поведения это план действий, образец поведения. Как пишет Р.Л.Кричевский, в практике повседневного общения подобная экспериментальная ситуация воспроизводится многократно, когда установки, сложившиеся у человека, предопределяют его поведение. Простейший пример: в коллектив приходит новичок, начинает работать. Его еще толком никто не знает, какое-то определенное мнение о нем в коллективе пока что еще не сложилось. И вдруг кто-то из сотрудников, основываясь на первом (а потому поверхностном и, вполне возможно, ошибочном) впечатлении, обнародует свое суждение об этом человеке. Тем самым как бы задается установка на него. И если автор установки пользуется в коллективе авторитетом, его суждение может стать мнение коллектива, пусть даже и ошибочным. И пройдет немало времени пока восторжествует истина, обнаружится, что человек этот вовсе не такой, как показалось, что он гораздо лучше, словом, изменится мнение коллектива о нем. Но все это будет, увы, потом. Отсюда специалист дает нехитрый совет: «Не торопитесь делать свои суждения о людях достоянием окружающих, особенно если оцениваемых людей вы плохо знаете. Легко навесить ярлык, но гораздо труднее, как показывает жизнь, избавится от него»

Принцип себе – подобия. Суждение о другом по аналогии с собой, перенос на других своих переживаний. Суть данного перцептивного барьера заключается в том, что, на восприятие и оценку другого человека влияет склонность переносить на других свои собственные качества, чувства, переживания

Следующим барьером межличностной перцепции является эффект стереотипизации - наложение на восприятие отдельного человека стереотипа. Социальный стереотип – это «схематизированный образ или представление о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. В основе социального стереотипа находится реальный психологический феномен, представляющий один из компонентов установки восприятия, которая аккумулирует предшествующий опыт индивида в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту». В ходе проведенных А.А. Бодалевым исследований из 72 опрошенных 9 человек заявили, что люди с квадратными подбородками обладают сильной волей. 17 человек сказали, что люди с большим лбом - умные. Три человека полагали, что люди с жесткими волосами имеют непокорный характер, 14 человек считали, что подобные люди обладают добродушным характером, 2 человека сказали, что толстые губы свидетельствуют о большой сексуальности, 5 человек утверждали, что люди ниже среднего роста всегда отличаются властностью, энергией, большим желанием командовать. Один человек написал, что люди с близко посаженными друг другу глазами очень вспыльчивы, 5 человек убеждали нас, что красивые люди всегда или глупы, или большие себялюбцы. Двое утверждали, что если у человека большой рот и «владелец» его шутник и насмешник, а если у него тонкие, бескровные губы, он – ханжа и ему присуща скрытность».

Один из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга получил название имплицитная теория личности. В случает применения этой теории восприятие конкретного человека осуществляется сквозь призму представлений того, какова должна быть личность в основных проявлениях по мнению воспринимающего. Как пишет Л.Петровская, «она представляет собой представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение. Имплицитная теория личности складывается в индивидуальном опыте общения с людьми и становится достаточно устойчивой структурой, определяющей восприятие человека человеком. Используя его, индивид на основе внешнего облика человека судит о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее настраивается на определенные формы поведения по отношению к соответствующему человеку».

Имплицицитная теория личности формирует установку человека по отношению к людям, имеющим определенные особенности внешности. Она же позволяет на основе ограниченной информации судить о том, что ему присуще по мнению воспринимающего. Действие имплицитной теории может помочь формированию точного образа другого человека, причем даже в отсутствии достаточной информации о нем. Однако, негативная или искаженная имплицитная теория личности может быть причиной разного рода расовых, национальных, социальных, религиозных и других предрассудков.

Эффект последовательности - влияние на восприятие последовательности получения сведений о человеке. Иллюстрацию этого барьера восприятия мы находим в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».

Эффект персонификации - наделение реальной личности чертами идеального образа. Часто этот феномен восприятия сопутствует периоду влюбленности в отношениях молодых людей. Как поется в популярной песенке: «Я его слепила из того, что было…»

Эффект первичности один из факторов влияющих на правильность восприятия и понимания людьми друг друга. Суть его состоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Иногда соответствующее явление, обнаруживающееся в сфере восприятия и оценки людьми друг друга, называют эффектом ореола. Сложившийся положительный или отрицательный образ становится своеобразным фильтром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о человеке, которая согласуется с первым впечатлением.

Эффект новизны является противоположным эффекту первичности. Образ другого человека складывается на основании не первого, а последнего из полученных впечатлений о нем. Информация, полученная последней по порядку, способна сильнее повлиять на последующие восприятия и оценку данного человека, чем предыдущая (за исключением самого первого впечатления). Эффект новизны основан на законе долговременной памяти, согласно которому, лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце.

Эффект ореола заключается во влиянии первого впечатления о человеке на оценку и восприятие частных свойств, и проявление личности.

Эффект инерционности проявляется в тенденции к сохранению однажды созданного образа.

Интересным социально-психологическим механизмом, влияющим на динамику социальной перцепции, является каузальная атрибуция. Термин «каузальная атрибуция» происходит от латинских сausa- причина и attribuo-придаю, наделяю) и означает попытку «простого человека с улицы» понять поведение других людей, интерпретируя их причины и мотивы. Чем, к примеру, вызваны успехи одного человека и неудачи другого? Что дает нам основание судить о правильности или ошибочности поступков, решений окружающих нас лиц? Почему действия одних людей кажутся более значимыми и весомыми, нежели действия других? Поскольку у «человека с улицы» зачастую отсутствует возможность изучения ситуации и истинных мотивов поступков другого человека, то ответы на эти вопросы часто сопряжены с разного рода интерпретационными ошибками.

Ошибка ситуационная - она заключается в приоритете, отдаваемом нами личностным или ситуационным причинам при объяснении своеобразия собственного и чужого поведения. Например, известно, что нередко мы склонны объяснять собственные успехи причинами личностного характера: «Я добился успеха потому, что способный, трудолюбивый, целеустремленный и т.д.». Неудачи – причинами ситуационного характера: «Я потерпел неудачу потому, что обстоятельства так сложились, окружающие ставили палки в колеса, начальник «зажимал» и т. д.». При интерпретации поведения других людей часто используется совершенно иная логика. Их неудачи мы склонны объяснять внутренними (личностными) моментами: «он потерпел неудачу потому, что работает с ленцой, разбрасывается, да и вообще не слишком умен». Успехи других людей – внешними обстоятельствами: «он добился успеха потому, что коллектив помог, руководитель поддержал, обстоятельства успешно сложились».

Ошибка «ложного согласия». Суть её в следующем: мы часто полагаем, что так, как думаем мы, думает большинство людей. В ситуации, когда кто-либо говорит другим, что «по мнению большинства необходимо принять такое-то решение» и не приводит аргументов в виде достоверных фактов, статистических данных и т.д., имеет место заблуждения, основанные на ошибке «ложного согласия».

Ошибка «неравных возможностей ролевого поведения возникает в силу того, что выполняемая социальная роль, позволяет человеку демонстрировать свои преимущества и скрывать недостатки. Например, у экзаменатора гораздо больше возможностей «подать» себя эрудированным человеком, чем у экзаменующегося, у руководителя – в выборе для себя выгодного способа взаимодействия по сравнению с подчиненным.

Ошибка «иллюзорных корреляций». Она проявляется в нашем стремлении апеллировать к причинам, которые, что называется, лежат под рукой, т.е. легче припоминаются, быстрее воображаются. Но при этом очень часто упускаются из вида подлинные причины того или иного явления. В результате делаемый вывод может быть поверхностным и не полным, а принимаемые на его основе решения ошибочными.

Важным механизмом, влияющим на процесс восприятия и взаимодействия человека с человеком является стереотип. Рассмотрим его особенности и закономерности формирования. Впервые понятие «стереотип» было введено в оборот в 1922г. американским журналистом Уолтером Липпманом». Термин «социальный стереотип» происходит от греческих stereos — твердый, прочный и typos — форма. Различные специалисты определяют его следующим образом. Авторы «Словаря практического психолога» социальный стереотип определяют как образец, относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта -группы, человека, события, явления и пр., складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых о обществе (нередко предвзятых). Одним из ведущих исследователей в области социальной психологии, Федоровым Ю.М. социальный стереотип определяется как «схематизированный образ или представление о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. В основе социального стереотипа находится реальный психологический феномен, представляющий один из компонентов установки восприятия, которая аккумулирует предшествующий опыт индивида в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту».

Ольшанский В.Б., вслед за Шибутани Т. видит данное явление как «схематичное и эмоциональное представление о типичном представителе определенной группы людей с точки зрения какого-то легко различимого признака».

Американский профессор психологии Дэвид Дж. Майерс отмечает сходство стереотипа с предрассудком и установкой. «Стереотипы – это обобщенные представления о группе людей, они могут быть верными, ложными или чрезмерно обобщенными относительно содержащегося в них зерна истины. Стереотипы – это общие мнения о распределении тех или иных черт в группах людей». «Предрассудок – это заведомо ложное осуждение; он внушает нам предубеждение против человека исключительно на основании его идентификации с некой группой. Предрассудок – это неоправданно негативная установка по отношению к группе и отдельным ее членам. Предрассудок – сочетание установок, объединяющее аффект (чувства), поведенческую тенденцию (склонность действовать определенным образом) и знания (убеждения). Предрассудок – это вынесение суждения до всякого выяснения»,- отмечает американский социальный психолог.

Стереотипы формируются под влиянием социальных условий (влияние средств массовой информации и других социальных структур), в результате стремления человека упрощать и схематизировать сложную информацию, превращая ее в более простую и непротиворечивую. Стереотипы могут базироваться на личном опыте и в результате некритичного согласия с суждениями, принятыми в референтной группе. В этом случае стереотип, так же как и установка, мешает адекватному восприятию человека или социальной группы, сообщения или действия людей.

Социальный стереотип имеет следующие характеристики:

- изменчивость, например, бедно одетый, испачканный мелом школьный учитель как частный стереотип фактически умер. Мы уже забыли, что еще в начале века финнов считали «дикими и невежественными чухонцами», а японцев до второй мировой войны – «не способными к прогрессу азиатами»;

- инертность- «сформировавшись однажды, предрассудок сохраняется преимущественно по инерции. Если он является социально приемлемым, многие люди пойдут по пути наименьшего сопротивления и будут сообразовывать свое поведение с этим предрассудком»;

- лаконичность/образность-с помощью стереотипов мы получаем сжатую и лаконичную информацию об окружающих нас людях и социальных группах, формируем отношение к другим, ориентируемся среди множества окружающих нас социальных объектов и вырабатываем линию поведения в общении с ними;

-эмоциональность – стереотипы и основанные на них предрассудки обеспечивают чувство социального превосходства, а также могут облегчать маскировку чувства неполноценности;

- устойчивость - стереотипы относительно устойчивы и с трудом поддаются изменению;

- вербализованность - стереотипы передаются людьми друг другу с помощью языка;

В основе процесса стереотипизации лежат следующие механизмы:

- категоризация - организация окружающего мира путем группировки объектов. Если люди, составляющие группу, похожи, то это помогает узнать и саму группу. Например, таможенные инспектора и группы захвата в аэрофлоте представляют собой определенные «профили» индивидуумов с характерной подозрительностью;

- селективное восприятие позволяет выбирать из многообразия случаев только часто повторяющиеся, которые замечаются и запоминаются;

- селективная интерпретация - интерпретируются наблюдения, относящиеся к стереотипам, например, евреи - предприниматели, богатые люди – жадные, «новые русские» - глупы;

- селективная идентификация и селективное исключение, когда в утверждении соединяется человек и социальная роль, например, «ты выглядишь, как цыган»; ты выглядишь, как аристократ или «он поступает не как англичанин, он совершенно не похож на преподавателя»)

Восприятие социальных объектов стереотипизировано, механизм появления социальных стереотипов до конца не исследован и остается еще много вопросов о природе и механизмах и последствиях влияния стереотипов на результаты перцепции и взаимодействия индивидов и социальных групп. Однако имеющаяся информация о процессе стереотипизации позволила социальным психологам предложить классификацию стереотипов. Например, по заключенной в стереотипе информации он может быть:

1. позитивным или негативным. Например, кто-либо воспринимается как добрый, храбрый, а другой – как беспринципный, трусливый, неэтичный, лживый, враждебный;

2.точным или неточным (ложным). Социальный стереотип позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Однако, возникая в условиях ограниченной информации об объекте, социальный стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную и даже реакционную роль, формируя ошибочное знание людей и серьезно деформируя межличностное взаимодействие.

3. верным, истинным либо ложным. В случае восприятия социальной группы может возникнуть рассогласованность между аутостереотипами группы и приписываемым ей стереотипом. Поскольку стереотип формируется без учета индивидуальных различий членов группы, то он никогда не бывает полностью истинным. Например, говорить о том, что все представители какой – либо нации жестокие, агрессивные, глупые, добрые и т.д. Однако стереотипы никогда не бывают и полностью ложными, они в любом случае в некоторой в некоторой степени отражают характеристики личности из стереотипизируемой группы, иначе они не были бы распознаваемы;

4. смешанным. Например, стереотип - немцы дисциплинированы, но жестоки.

Социальные стереотипы выполняют ряд функций.

1) когнитивную - схематизации, упрощения воспринимаемой информации об объекта восприятия;

2) ценностно-защитную - создания и сохранения положительного “Я - образа”;

3) идеологическую - формирования и сохранения групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы;

4) идентифицирующую - создания и сохранения положительного группового «Мы - образа».

В структуре стереотипа, как социально-психологического явления, можно выделить 4 компонента: когнитивный или рациональный - в виде оценочных суждений; эмоциональный или аффективный содержит чувства, которые вызывает к себе воспринимаемое объект; образный в виде обобщенного наглядного представления воспринимаемого явления и поведенческий - как программу действий относительно воспринимаемого объекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.185.100 (0.037 с.)