Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, структура и виды общения

Поиск

 

Рассматривая образ жизни человека, мы выделяем в нем две стороны: действия с предметами и взаимодействия с людьми. Действия с предме­тами, подчиняющиеся их культурному назначению, называют предмет­ной деятельностью, взаимодействия с людьми обозначают как общение.

Общение свойственно не только человеку, но и многим животным. Однако на уровне человека оно приобретает наиболее совершенные формы, становясь культурно обусловленной формой социального вза­имодействия, осознанной и опосредствованной языком и речью. Че­ловек, кроме того, отличается от животных наличием у него особой потребности в общении, а также тем, что большую часть своего време­ни он проводит именно в общении с людьми.

Общение — это сложная форма социальной активности. В нем вы­деляются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание общения — это информация, которая через общение передается от человека к человеку. В ней могут быть сведения о моти­вации, эмоциональном или ином состоянии. Один человек, например, с помощью общения может передавать другому информацию об име­ющихся у него потребностях. Через общение от человека к человеку могут передаваться данные, свидетельствующие об удовлетвореннос­ти и других эмоциях: радости, гневе, печали, страдании и т. п., — ори­ентированные на то, чтобы определенным образом настроить собесед­ника, вызвать с его стороны определенные действия. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает чувство радости.

Содержанием общения может стать информация о состоянии внеш­ней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, напри­мер сигналы об опасности или о присутствии положительных, биоло­гически значимых факторов, скажем пищи. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Животные вступают в общение друг с другом только в связи с удовлетворением их органи­ческих потребностей или инстинктов. Люди, общаясь, обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, приоб­ретенный опыт, способности, умения, навыки, идеи, представления, оценки и т. п.

Цель общения — то, ради чего человек вступает в общение с другими людьми. Целью общения может стать побуждение другого человека к определенным действиям, предупреждение о том, что ему, напротив, необходимо воздержаться от каких-либо действий, передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование действий в сов­местной деятельности, установление и выяснение личных и деловых взаимоотношений и многое другое. У человека общение представляет собой средство удовлетворения многих потребностей, включая соци­альные, культурные, познавательные, творческие, эстетические нужды, потребности интеллектуального роста, нравственного развития и мно­гие другие.

Под средствами общения понимается то, с помощью чего оно реа­лизуется. Средства общения могут быть естественными и искусствен­ными. Естественными называют средства общения, данные человеку от природы. Это, например, заложенные в генетической программе развития жесты, мимика, звуки голоса и телодвижения. Искусствен­ные — это те способы общения, которые изобрели или придумали сами люди. К ним, например, можно отнести многообразные языки, пись­менность, технические средства записи, хранения и передачи инфор­мации. Отличия средств общения людей от средств общения живот­ных не менее существенны, чем отличия содержания и целей общения человека и содержания и целей общения представителей фауны.

Социальные психологи, изучая общение как процесс, прежде все­го выясняют его структуру. Структура общения, по Г. М. Андреевой, представляется как коммуникация, интеракция и социальная перцеп­ция. Соответственно в структуре общения выделяются коммуникатив­ная, интерактивная и социально-перцептивная стороны.

Коммуникативная составляющая общения — это обмен информа­цией между людьми или та информация, которой в процессе общения они обмениваются друг с другом.

Интерактивная сторона общения включает в себя взаимодействие людей друг с другом. Социально-перцептивный аспект общения пред­ставляет собой восприятие и познание друг друга общающимися меж­ду собой людьми.

Структура общения — коммуникации, по Лассуэллу, выглядит не­сколько иначе и представляется следующей схемой:

• коммуникатор — человек, который передает сообщение;

• содержание сообщения — то, что передается коммуникатором;

• канал коммуникации — то, как или с помощью чего осуществля­ется передача сообщения;

• адресат коммуникации — люди или аудитория, которой направ­ляется сообщение;

• результат коммуникации — то, с каким эффектом передано соот­ветствующее сообщение.

Общение в зависимости от его содержания, целей и средств мож­но разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное, когнитивное, кондиционное (от англ. condinion — «состояние»), мотивационное и деятельностное. При мате­риальном общении люди, будучи заняты деятельностью, обменивают­ся ее продуктами. Когнитивное общение — это обмен идеями, знания­ми, представлениями, логикой мышления и т. п.

При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определен­ное физическое или психическое состояние, например поднять на­строение или, напротив, испортить его, возбудить или успокоить, оказать определенное воздействие на состояние и самочувствие друг друга.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, целей, интересов, мотивов, потреб­ностей, стимулов, установок. В качестве примера такого общения мож­но назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у другого человека возникло или пропало некоторое стремление, же­лание, чтобы у него сформировалась определенная установка к дей­ствию, актуализировалась некоторая потребность или мотив.

Иллюстрацией деятельностного общения может служить обмен меж­ду людьми действиями, умениями и навыками.

Среди видов общения можно выделить также деловое и личное, ин­струментальное и целевое. Деловое общение организуется между людьми в связи с выполняемой ими работой или делом, которое их интересует. Такое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность, служит средством улучше­ния результатов этой деятельности. Его содержанием может стать то, чем заняты люди.

В отличие от делового, личное общение сосредоточено вокруг во­просов сугубо личного характера, тех интересов, которые затрагивают личность человека и не имеют прямого отношения к работе.

Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, преследует какую-то иную цель, кроме получения удов­летворения от самого акта общения.

Целевое — это общение, которое само служит средством удовлетво­рения специфической потребности в общении.

По целям общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое — это общение, необходимое для поддержания, со­хранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением орга­нических потребностей.

Социальное общение преследует цель расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональ­ных отношений, личностного роста индивида.

По средствам общение может быть непосредственным и опосред­ствованным, прямым или косвенным.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естествен­ных органов, данных человеку природой: рук, ног, головы, туловища, голосовых связок и т. п.

Опосредствованное общение связано с использованием специаль­ных средств и орудий для обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или куль­турные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.).

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредствен­ное восприятие общающихся друг с другом людей, например прямую беседу людей, когда они видят и непосредственно реагируют на дей­ствия друг друга.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (например, переговоры между конфлик­тующими сторонами с помощью арбитра).

Важнейшими видами общения людей являются вербальное, невербаль­ное и проксемальное. Вербальное — это общение с помощью языка и речи.

Невербальное общение не предполагает использования речи или ес­тественного языка в качестве средства общения. Невербальное — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через сенсорные или телесные контакты. Это также тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица и несущие в себе определенную информацию. Большинство не­вербальных форм и средств общения человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Мно­гим из высших животных, в том числе собакам, обезьянам и дельфи­нам, от природы дана возможность невербального общения и между собой, и с человеком.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обяза­тельного условия предполагает знание языка и использование зву­ков. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех других видов и форм общения, в том числе невербального, хотя не в состоянии полностью его заменить. Да и само развитие вербаль­ного общения первоначально опирается на невербальные средства коммуникации.

Проксемальным называют общение, которое осуществляется через особое расположение людей в пространстве относительно друг друга.

Так, например, Э. Холл заметил, что расположение общающихся людей на определенном расстоянии друг от друга само по себе несет информа­цию об отношениях этих людей, причем независимо от того, какие слова они произносят, какими невербальным средствами общения пользуют­ся. Холлом были выделены следующие четыре расстояния (зоны), сви­детельствующие о различных взаимоотношениях людей.

1. Публичная зона. Она составляет примерно 400-750 см и указывает на то, что на этом расстоянии друг от друга находятся в процессе об­щения люди, не имеющие каких-либо личных или деловых отноше­ний, не намеренные идти на дальнейшей сближение друг с другом или установление личных взаимоотношений. Это зона, в пределах которой относительно друг друга располагаются люди во всех случа­ях их публичного общения (отсюда название «публичная зона»).

2. Социальная зона. Она составляет около 120-140 см и указывает на то, что люди, общающиеся на таком расстоянии друг от друга, явля­ются знакомыми, партнерами или коллегами по работе и между ни­ми сложились только деловые (не личные) взаимоотношения.

3. Личная зона. Она примерно равна 45-120 см. В пределах этой зо­ны относительно друг друга располагаются люди, между которы­ми сложились не только деловые, но и личные взаимоотношения, не переходящие, однако, в интимные.

4. Интимная зона. Она составляет 0-45 см. В эту зону допускаются только самые близкие люди, между которыми сложились интим­ные отношения или которые готовы пойти на установление таких взаимоотношений друг с другом.

Содержание и цели общения являются его относительно неизменны­ми составляющими, зависящими от потребностей человека и не всегда сознательно контролируемыми. То же самое можно сказать о средствах общения. Их использованию можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приемам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содер­жание и цели общения. Это зависит от культуры человека, уровня ин­теллектуального развития, воспитания и образования. Когда говорят о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, то прежде всего имеют в виду технику и средства общения.

Техника общения — это способы преднастройки человека на обще­ние с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы — предпо­читаемые средства общения, включая вербальные и невербальные.

Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать подходящую технику и при­емы общения.

Затем в процессе общения необходимо контролировать его ход и ре­зультаты, уметь правильно начинать, продолжать и завершать акт об­щения, оставляя у партнера по общению соответствующее благоприят­ное или неблагоприятное впечатление и добиваясь того, чтобы у него возникло или не возникло стремление продолжить общение.

На начальном этапе общения его техника включает такие элемен­ты, как принятие определенного выражения лица, позы, выбор началь­ных слов и тона высказывания, движений и жестов, привлекающих внимание партнера, выполнение действий, направленных на опреде­ленное восприятие сообщаемого (передаваемой информации).

Выражение лица должно соответствовать трем вещам: цели сооб­щения, результату общения и отношению к партнеру. Поза, как и вы­ражение лица, служит средством демонстрации определенного отно­шения или к партнеру, или к содержанию того, что ему сообщается (воспринимается от него). Иногда субъект общения сознательно кон­тролирует свою позу для того, чтобы облегчить или, напротив, затруд­нить акт общения. Например, разговор с собеседником лицом к лицу с близкого расстояния обычно облегчает общение и обозначает добро­желательное отношение к нему. Если же один из партнеров по обще­нию ведет разговор, глядя в сторону, стоит вполоборота или спиной к собеседнику, на значительном от него расстоянии, то общение обычно затрудняется и свидетельствует о недоброжелательном отношении лю­дей друг к другу.

Выбор начальных слов и тона, инициирующих акт общения, также оказывает определенное впечатление на партнера. Например, офици­альный тон означает, что партнер по общению не настроен устанавли­вать дружеские взаимоотношения. Той же цели служит подчеркнутое обращение на «Вы» к хорошо знакомому человеку. Напротив, обра­щение на «ты» и переход к дружескому, неофициальному тону явля­ются признаком доброжелательного отношения, готовности пойти на установление неофициальных личных взаимоотношений. О том же — об отношении к человеку или к содержанию общения — свидетель­ствует присутствие или отсутствие на лице в момент общения добро­желательной улыбки.

Первые жесты, привлекающие внимание партнера, равно как и вы­ражение лица (мимика), часто являются непроизвольными, поэтому общающиеся люди, скрывая свое состояние или отношение к парт­неру, отводят в сторону глаза или прячут от их взгляда руки. В по­добных ситуациях нередко возникают трудности в выборе первых слов, встречаются обмолвки, речевые ошибки, другие трудности, о при­роде которых много и интересно говорил 3. Фрейд.

В процессе общения применяются техника и приемы, основанные на использовании обратной связи. Под ней понимается получение ин­формации о партнере по общению, используемой для коррекции соб­ственного поведения в процессе общения. Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакции, последующее изменение в соответ­ствии с этим и собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи или не умеют пользоваться ею.

Механизм обратной связи предполагает умение соотносить свои ре­акции с поведением партнера, с оценками собственных действий и де­лать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собе­седника на сказанные слова. В обратную связь также включаются коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное пове­дение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает дей­ствия своего партнера. Умение использовать обратную связь в обще­нии является одним из важнейших моментов, входящих в процесс общения и структуру коммуникативных способностей человека.

Коммуникативные способности — это умения и навыки общения, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования и культуры, разного уровня развития, имеющие различный жизнен­ный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по своим этим свойствам. Образованные и культурные люди обладают, как пра­вило, более развитыми коммуникативными способностями, чем необ­разованные и малокультурные. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общении определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководите­ли), нередко обладают более развитыми коммуникативными способ­ностями, чем представители других профессий.

Применяемые на практике техника и приемы общения имеют воз­растные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а до­школьники общаются со взрослыми и сверстниками иначе, чем это де­лают старшие школьники. Техника и приемы общения пожилых людей, как правило, отличаются от техники и приемов общения молодых. Дети более импульсивны и непосредственны в общении, и в их техни­ке преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно выраженный эмоцио­нальный характер. С возрастом эти особенности постепенно исчезают и общение становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экономным в его экспрессивном выражении. Совершенствуется с воз­растом и обратная связь в общении.

Профессиональная принадлежность в практике общения проявля­ется на этапе преднастройки, в выборе тона высказывания и в специ­фических реакциях на действия партнера по общению. Актерам, на­пример, свойствен игровой (в смысле актерской игры) стиль общения с окружающими людьми, так как они привыкают к частому исполнению разных ролей и нередко сживаются с ними настолько, что продолжают игру и в реальных человеческих отношениях. Учителям и руководите­лям может быть свойствен начальственный, высокомерный или поучи­тельный тон общения. У врачей, особенно психотерапевтов, в общении с людьми часто проявляется повышенное внимание и сочувствие им.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.255.122 (0.015 с.)