Классификация межличностных взаимоотношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация межличностных взаимоотношений



 

Межличностные отношения, или отношения между отдельными людь­ми (личностями), делятся на следующие основные виды:

1)официальные и неофициальные;

2)деловые и личные;

3)рациональные и эмоциональные;

4)руководства и подчинения;

5)первичные и вторичные.

Официальными называют взаимоотношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они регулируются документами (за­конами, положениями, постановлениями, уставами, приказами и т. п.), имеющими правовую основу и утвержденными официально. В отли­чие от них, неофициальные отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей. Для них не существует правовой основы, об­щепринятых законов, твердо установленных социальных норм и т. п. Неофициальные (неформальные) — это взаимоотношения между людьми, которые не носят официального характера. Неофициальны­ми иногда также называют взаимоотношения между людьми, скла­дывающиеся помимо тех должностных, деловых отношений, в кото­рые они вынуждены (обязаны) вступать друг с другом (в этом плане неофициальные взаимоотношения не являются обязательными).

В официальные (формальные) взаимоотношения люди чаще всего вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу, и это объединяет официальные взаимоотношения с деловыми взаимоотношениями. Однако не все официальные отношения явля­ются деловыми, равно как и не все деловые отношения выступают как официальные.

Деловые отношения возникают в связи с совместной работой людей (делом, которое их объединяет) или по ее поводу, а личные — как отно­шения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой ими работы. Примерами деловых взаимоотношений могут быть служеб­ные взаимоотношения, распределение обязанностей между людьми в группе (коллективе). Характер деловых взаимоотношений людей на­прямую не определяется эмоциями, которые люди испытывают в от­ношении друг друга, а больше зависит от распределения между ними ролей в совместной деятельности. Деловые взаимоотношения людей, в отличие от личных взаимоотношений, основаны на тех ролях, кото­рые люди играют в совместной деятельности, на обязательствах, кото­рые они берут на себя, или на обязанностях, которые другие люди воз­лагают на них.

Личные взаимоотношения — это отношения между людьми, кото­рые складываются вне их совместной деятельности. Примерами лич­ных взаимоотношений могут служить взаимные симпатии, антипа­тии, уважение, неуважение и т. п. В основе личных взаимоотношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к дру­гу, а также их индивидуальные психологические особенности. Чув­ства людей, проявляемые в личных взаимоотношениях, могут быть положительными и отрицательными, включать в себя такие, напри­мер, переживания, как симпатии, антипатии, любовь, вражда, нена­висть, уважение, неуважение, признание, непризнание, доверие, не­доверие и ряд других. Что касается индивидуальных особенностей, которые могут оказывать влияние на взаимоотношения людей, то к ним можно отнести способности, темперамент, характер, волю, мо­тивы и потребности. Личные взаимоотношения всегда носят субъектив­ный характер, они выражают собой сугубо индивидуальное (личное) отношение одного человека к другому, которое может не разделяться другими людьми.

В рациональных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружаю­щие люди. Рациональные — это взаимоотношения, которые основаны на расчете и разуме, строятся и развиваются исходя из ожидаемой или реальной пользы, которую вступающие в них люди могут принести или приносят друг другу. Эмоциональные отношения — это, напро­тив, отношения, основанные на субъективных оценках людей, на их личном, индивидуальном восприятии окружающих. Такие отношения, как правило, сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями и далеко не всегда базируются на объективной информа­ции о человеке. Рациональные взаимоотношения не всегда совпадают с эмоциональными и могут им не соответствовать. Так, например, один человек может испытывать по отношению к другому человеку прият­ные чувства, симпатии, но вместе с тем понимать, что от общения с ним никакой материальной или иной пользы для себя он не получит. И на­оборот, человек может испытывать личную неприязнь к другому че­ловеку, но тем не менее вступать с ним в рациональные, то есть осно­ванные на расчете взаимоотношения, исходя из выгоды, которую он может получить от взаимодействия с ним.

Отношения руководства (лидерства) и подчинения (следования за лидером) проявляются в следующем: это неравноправные отношения, в которых одни люди (лидеры или руководители) имеют больше прав, чем другие — следующие за ними или подчиненные им. Такие отноше­ния иногда называют субординационными, а равноправные отноше­ния — координационными. Субординационные — это соответственно отношения между людьми, имеющими различный социальный статус, занимающими разные должности в некоторой организации (группе, коллективе) или различное положение в обществе. Таковыми, напри­мер, являются взаимоотношения между руководителями и подчинен­ными. Наряду с ними существуют равноправные, или паритетные (ко­ординационные), отношения. Их социально-психологическая основа заключается в том, что люди, вступающие в такие отношения, имеют одинаковые права, которые распределяются между ними на паритетной (равноправной) основе. Такие люди не подчинены друг другу и высту­пают по отношению друг к другу как самостоятельные, независимые личности.

Первичные взаимоотношения — это основные, базовые, долгосроч­ные и устойчивые взаимоотношения людей, основанные на сильных, глубоких эмоциональных связях, существующих между этими людь­ми, на чувстве личной привязанности или преданности друг другу. Такие взаимоотношения являются общими для многих людей, распро­страненными, охватывающими многие социальные роли, формы пове­дения и ситуации. Они не ограничены строгими правилами взаимодей­ствия, и люди, вовлеченные в такие взаимоотношения (люди, между которыми эти отношения складываются), обычно давно и хорошо зна­ют друг друга. Вторичные взаимоотношения относительно кратковре­менные, поверхностные, характеризующиеся ограниченным опытом взаимодействия людей друг с другом и отсутствием четких правил вза­имодействия. В отличие от первичных взаимоотношений, они редко эмоционально глубоко вовлекают людей.

Межличностные отношения в группе можно рассматривать в стати­ке—в том виде, в каком они сформировались на данный момент време­ни, — и в динамике, то есть в процессе их изменения и развития. В первом случае анализируются особенности существующей системы отношений, во втором — законы их формирования и дальнейшего прогрессивного преобразования. Эти два подхода в конкретных социально-психологи­ческих исследованиях нередко взаимно дополняют друг друга.

Межличностные отношения в социальных группах, где они в основ­ном и складываются, со временем изменяются. Сначала, на начальном этапе группового развития, они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут опреде­ленно и устойчиво относиться друг к другу). Затем эти отношения на некоторое время могут стать противоречивыми и даже конфликтны­ми, а далее — при благоприятных условиях их развития — превратить­ся в коллективистические.

Понятия «межличностные отношения», «общение» и «взаимодей­ствие людей» имеют между собой нечто общее и вместе с тем отлича­ются друг от друга по своему содержанию и объему. Общим для всех этих понятий является то, что все они характеризуют социальные или психологические связи, складывающиеся между людьми в обществе и в различных социальных группах. Особенности этих связей отража­ются в тех терминах, с помощью которых соответствующие отноше­ния обозначаются.

Общение — самое широкое по своему объему и содержанию поня­тие. Оно включает в себя всевозможные контакты, возникающие меж­ду людьми, независимо от их содержания и формы. Межличностные отношения — более узкое, чем общение, понятие. Оно включает в себя только такие отношения между людьми, которые описываются в психо­логических терминах, связаны с восприятием и оценкой людьми друг друга как личностей и выражают их субъективное, эмоциональное от­ношение друг к другу. Что касается общения, то оно может не иметь эмоциональной окраски (например, чисто деловое общение между со­бой двух или нескольких людей, которые не имеют особых личных вза­имоотношений).

Отличие общения от взаимодействия состоит в следующем. Обще­ние не обязательно включает в себя те или иные действия, предприни­маемые людьми и предназначенные для оказания друг на друга опре­деленного воздействия (например, простой обмен информацией или какими-либо сведениями между людьми). Взаимодействие, напро­тив, обязательно включает в себя определенные действия, предпри­нимаемые одним человеком относительно другого и рассчитанные на оказание определенного воздействия на него.

Межгрупповые отношения

Межгрупповые отношения — это отношения между различными со­циальными группами людей, не только малыми, но и большими. Ис­тория их изучения сложилась таким образом, что в центре внимания ученых оказались в основном отношения между большими социальны­ми группами, поэтому данная область научных знаний оказалась пред­ставленной не столько в социальной психологии (хотя это, безуслов­но, социально-психологическая проблематика), сколько в смежных с ней науках: социологии, этнопсихологии, экономике, истории и ряде других. Такое положение дел сохраняется до сих пор, поэтому во мно­гих современных учебниках по социальной психологии отсутствует специальный раздел, посвященный межгрупповым отношениям. Кро­ме того, эта область знаний и научных исследований формально не принадлежит ни к одному из известных направлений в социальной психологии, хотя данная проблематика затрагивалась в научных тру­дах представителей самых разных течений не только в психологии, но и в других науках.

Одним из ученых, кто специально занимался в нашей стране изу­чением межгрупповых отношений, является В. С. Агеев. Определяя предмет исследования этой области научных знаний, он считает, что сфера межгрупповых отношений затрагивает отношения не только между большими, но также и малыми социальными группами. Отно­шения между большими социальными группами больше находятся в сфере интересов социологов, в то время как отношения между малыми социальными группами больший интерес представляют для психологов.

В число главных тем соответствующих исследований входит изу­чение процессов восприятия и понимания друг друга представителя­ми различных социальных групп (межгрупповых социально-перцеп­тивных процессов). Здесь социальная группа выступает как субъект и объект восприятия со стороны представителей других социальных групп.

Специфической структурной характеристикой межгруппового вос­приятия по сравнению с межличностным восприятием является его целостность. Если межличностное восприятие отличается у различ­ных людей как личностей, то в том случае, когда люди характеризуются как представители одной и той же социальной группы, у них обнаружи­ваются общие особенности социальной перцепции. Другими словами, если, изучая межличностное восприятие людей, психологи акцентиру­ют внимание на его индивидуальных отличиях, то, представляя меж­групповое восприятие (и соответственно межгрупповые отношения), социальные психологи подчеркивают межгрупповые отличия. К при­меру, в качестве феноменов межгруппового восприятия могут высту­пать общие для той или иной социальной группы установки, убежде­ния, стереотипы и т. п.

Целостность и унифицированность, по Агееву, являются важней­шими структурными характеристиками межгруппового восприятия. Межгрупповые отношения, в том числе межгрупповое восприятие, также отличаются от межличностных отношений (межличностного восприятия) большей устойчивостью, стабильностью и инертностью. Межгрупповое восприятие, по сравнению с межличностным вос­приятием, является ценностным и отражает в основном социальные отношения между группами, в то время как межличностное воспри­ятие базируется на личных взаимоотношениях соответствующих людей.

Основные феномены межгруппового восприятия — это межгруппо­вая предубежденность и ингрупповой фаворитизм, причем оба назван­ных феномена функционально связаны друг с другом. Межгрупповая предубежденность проявляется в том, что члены одной социальной группы, социально и психологически отделяя себя от представите­лей других социальных групп, относятся к ним не так, как они отно­сятся к членам своей социальной группы. Свою группу они, как пра­вило, считают лучшей, а другие социальные группы — уступающими ей. В результате складывается более позитивное отношение к своей социальной группе по сравнению с отношением к другим («чужим») социальным группам. В отношениях к своей социальной группе, безус­ловно, преобладают позитивные моменты, а если и проявляются нега­тивные, то ее участники относятся к ним «с пониманием», прощают членам своей социальной группы замеченные у них так называемые «мелкие» недостатки. По отношению к другим социальным группам проявляются преимущественно негативные моменты, а замечаемые у них недостатки считаются «крупными» и не прощаются.

Ингрупповой фаворитизм — это обратная сторона межгрупповой предубежденности. Он проявляется в том, что в большинстве случаев члены группы отдают предпочтение «своим», то есть участникам их собственной группы. «Чужие» соответственно находятся на втором месте и лишаются тех привилегий, которыми обладают члены своей социальной группы.

Контрольные вопросы

1.Чем отличаются общественные и межличностные отношения?

2.Что называют социальной ролью?

3.Каким образом определяется социальный статус?

4.В чем выражаются социологический и социально-психологический ас­пекты изучения социальных ролей?

5.Какие существуют виды межличностных отношений?

6.Что представляют собой официальные и неофициальные взаимоотно­шения?

7.Каким образом определяются деловые и личные взаимоотношения?

8.Какие отношения называют рациональными и эмоциональными?

9.Что такое отношения руководства и подчинения?

10.Какие отношения между людьми называют первичными?

11.Как определяют вторичные взаимоотношения?

12.В чем выражаются статический и динамический аспекты исследования межличностных отношений?

13.Как соотносятся между собой понятия «общение», «межличностные от­ношения» и «межличностные взаимодействия»?

14.Что такое межгрупповые отношения?

15.Какое положение занимает проблематика межгрупповых отношений в социальных и психологических науках?

16.Какие вопросы ставятся и изучаются в сфере межгрупповых отношений?

17.Что представляет собой межгрупповое социальное восприятие?

18.Что называют межгрупповой предубежденностью?

19.Что такое ингрупповой фаворитизм?

Литература

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М., 1990. - С. 6-134.

2.Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2006. — С. 241-256.

3. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. — СПб., 2004. — С. 330-369.

4. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, 2001.-С. 26-41.

5.Социальная психология в трудах отечественных психологов. — СПб., 2000. - С. 106-197.

6. Шибутани Т. Социальная психология. — Ростов-на-Дону, 2002. — С.272-396.


Глава 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1002; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.021 с.)