Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъективная оценка межличностных отношений (С.В. Духновский)

Поиск

Методика «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОМО) представляет собой психодиагностический инструмент для измерения характеристик дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок обследуемого. Индикаторами дисгармоничности отношений выступают напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность в отношениях между людьми.

Межличностные отношения.

Межличностные отношения, по мнению Н.Н. Обозова, могут рассматриваться как установка, как взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. Готовность к взаимодействию сопровождается эмоциональным переживанием – положительным, индифферентным, отрицательным. Готовность к взаимодействию может реализовываться в поведении субъектов в условиях общения, совместной деятельности.

Я. Л. Коломинский выделяет и описывает такой вид отношений, как «взаимоотношения». Под ними автор понимает специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного личностного отношения. Поэтому термин «взаимоотношения» является синонимом межличностных отношений, так как проблематично, и даже невозможно, представить межличностные отношения без взаимоотношений между людьми.

Подобный подход обнаруживается в исследованиях Духновского С.В., который под межличностными отношениями понимает реализацию субъективных отношений людей друг к другу, изменяющую их состояния и настроения. Это взаимодействие по типу обмена (который может быть односторонним и обоюдным) и сотрудничества. Здесь акцент ставится именно на «взаимо-», что предполагает взаимную связь между людьми, их обусловленность друг другом, взаимное притяжение, близость между ними (что не всегда можно наблюдать в совместной деятельности и общении).

Такие отношения могут быть непосредственными или опосредованными, контактными или бесконтактными, одновременными или отсроченными, множественными или единичными, но в них сохраняется действительная возможность взаимности. Следует иметь в виду, что межличностные отношения не обязательно предполагают «симметрическую, актуальную взаимность» (термин Я. Л. Коломинского) между людьми, однако всегда сохраняется реальная возможность какого-то личностного отношения со стороны партнера.

Составляющими межличностных отношений выступают: «Я» желаемое и воспринимаемое субъектов отношений, эмоционально-чувственные (состояния, настроения) и установочно-волевые характеристики личности, субъективная позиция человека, его жизненный опыт, а также его поведенческие характеристики, но к ним добавляется межличностная коммуникация. Считаем, что доминирующим – специфическим для межличностных отношений – является эмоционально-чувственный компонент (состояния и настроения человека), обеспечивающий поддержание отношений даже при отсутствии непосредственного контакта между людьми.

Поле, в котором реализуется взаимодействие между людьми, будем называть «социальное пространство межличностных отношений». Социальное пространство – абстрактное понятие, представленное совокупностью связей и отношений людей. Социальное пространство – это силовое поле, создаваемое взаимодействующими людьми. В содержание социального пространства входят социально-психологические и духовные процессы.

Нарушение значимой для личности системы отношений человека неизбежно ведет к болезням личности – неврозам (Куликов Л.В.). В отношениях личности выделяют «интеракционные (диспозициональные) чувства», регулирующие межличностные отношения. Их подвидами выступают сближающие и удаляющие чувства. Отсутствие единства, баланса, оптимума между ними приводит к дисгармонии отношений, в том числе и межличностных.

Гармония отношений.

В словаре русского языка слово «гармония» означает согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.

Понятие гармонии в большинстве случаев раскрывается через понятие согласованности и стройности. Это же соответствует и понятие согласованности и стройности. Это же соответствует и гармоничным отношениям. «Согласованный» означает достигший единства, тогда как «стройный» – имеющий правильное соотношение между своими частями.

Гармония личности и ее отношений – соразмерность и согласованность основных сторон бытия личности: многомерного пространства личности, времени и энергии личности (как потенциальной, так и реализуемой).

Гармония предполагает равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности. Гармоничные отношения – стабильные, предполагающие длительное сохранение взаимодействия в паре, вызывающие положительные чувства, комфорт и удовлетворенность у обоих партнеров. Таким образом, гармония межличностных отношений представляет собой:

- стройность, в том плане, что отношения отличаются упорядоченностью развития, согласованностью, слаженностью действий;

1. равенство субъектов отношений, их позиций;

- зависимость субъектов соотношений (но не «симбиотическая», по Э. Фромму) как обусловленность их друг другом, предполагающая наличие обоюдной потребности, желания и т.п. продолжать отношения;

1. взаимность отношений, предполагающая совместность, общность чувств по отношению друг к другу;

2. единство субъектов отношений, их общность, неразрывность.

Дисгармония отношений.

В словаре русского языка приставка «дис-» обозначает разделение, отделение, отрицание и соответствует по значению приставкам: «раз-», «не-», сообщает слову, к которому прилагается, отрицательный или противоположный смысл.

Дисгармония межличностных отношений включает в себя все сферы человеческого бытия; это субъективное чувство неблагополучия в основных жизненных сферах – семейной, профессиональной, общественной, сфере обучения и образования.

Дисгармония межличностных отношений представляет собой:

1. отсутствие единства, согласия между людьми;

2. ослабление позитивных эмоциональных связей между субъектами отношений, преобладание удаляющих чувств над сближающими чувствами;

3. гиперболизированное доминирование сближающих чувств, их «симбиоз» (по Э. Фромму).

Индикаторами дисгармоничности межличностных отношений выступают их напряженность, конфликтность, агрессивность, а также отчужденность между субъектами отношений.

На основе описанных выше теоретических положений Духновским С.В. разработана методика СОМО – «Субъективная оценка межличностных отношений».

Назначение методики – определение характеристик дисгармонии межличностных отношений с помощью самооценок обследуемого.

Предмет данной методики – напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессия в отношениях между людьми, выступающие индикаторами их дисгармоничного взаимодействия.

 

ЛИСТ ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ф. И. О. (полностью)_____________________________________________________

Дата опроса_____________________________________________________________

Число, месяц, год рождения________________________________________________

Образование_____________________________________________________________

Пол____________________________________________________________________

Должность______________________________________________________________

Инструкция. Перед вами опросник, содержащий различные характеристики отношений, состояний и чувств, возникающих при взаимодействии с другими людьми.

Оцените, насколько перечисленные ниже признаки свойственны вашим отношениям с другими людьми, имея в виду не только сегодняшний день, но и более длительный отрезок времени.

Оценку каждого приведенного суждения необходимо выразить, используя семибалльную шкалу:

- – полностью не согласен,

- – согласен в малой степени,

- – согласен почти наполовину,

- – согласен наполовину,

- – согласен более чем наполовину,

- – согласен почти полностью,

- – согласен полностью.

 

Текст опросника:

1. Обычно я стараюсь не создавать слишком близких отноше­ний с людьми.

2. Я всегда стремлюсь доказать свою правоту.

3. Если я не одобряю поведение другого человека, то даю ему это почувствовать.

4. Бывает, я чувствую, что в отношениях что-то не так.

5. Я стараюсь сохранять дистанцию в отношениях с людьми.

6. Я всегда отстаиваю свою точку зрения.

7. Я часто бываю не согласен с людьми.

8. Отношения с другими людьми часто беспокоят меня.

9. Я чувствую неискренность других людей в отношениях со мной.

10. Бывает, я чувствую неприязнь к себе со стороны других людей.

11. Бывает, мне кажется, что отношения зашли в тупик.

12. Я не ищу близости с другими людьми.

13. Я чувствую, что в отношениях каждый преследует свои цели.

14. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.

15. Меня устраивают формальные отношения с другими людьми.

16. Я не чувствую согласия в отношениях с людьми.

17. Я не могу удержаться от спора, если люди не соглашаются со мной.

18. Бывает, у меня возникают противоречия, приводящие к ссорам с людьми.

19. В отношениях с людьми у меня возникает чувство, что меня обманывают или могут обмануть.

20. Мне трудно идти на уступки другому человеку.

21. Иногда я чувствую грубость по отношению ко мне.

22. Я часто испытываю чувство неудовлетворенности отношениями.

23. Я не слишком откровенен в отношениях с другими людьми.

24. У меня бывают разногласия с другими людьми.

25. Я чувствую, что в отношениях каждый старается задеть «слабые места» друг друга.

26. В отношениях возникают ситуации недопонимания друг друга.

27. У меня бывают ситуации, когда я чувствую себя одиноко.

28. Я чувствую противостояние в отношениях с другими людьми.

29. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

30. У меня появляется желание прекратить отношения.

31. Я сомневаюсь в искренности других людей в отношениях со мной.

32. Мне трудно идти на компромисс в отношениях с другими людьми.

33. Я бываю грубоват в отношениях с людьми.

34. Я стараюсь не проявлять свои чувства в отношениях с людьми.

35. Мысль о предстоящей встрече вызывает у меня внутреннее напряжение.

36. Я чувствую «недосказанность» в отношениях с людьми.

37. Я стараюсь не обсуждать свои проблемы с другими людьми.

38. У меня возникает чувство, что отношения могут прекратиться в любую минуту.

39. Я чувствую, что люди не понимают или не хотят понимать меня.

40. В отношениях с людьми у меня возникают вопросы: «почему так происходит?», «зачем все это?».

 

Методика может применяться как в групповом, так и в инди­видуальном варианте. Испытуемым предъявляется текст опрос­ника, содержащий 40 пунктов. Каждый пункт опросника предполагает 7 вариантов ответов, приведенных в инструкции. При обработке за ответ «полнос­тью не согласен» присваивается 1 балл, за ответ «согласен в ма­лой степени» – 2 балла, за ответ «согласен почти наполовину» – 3 балла, за ответ «согласен наполовину» – 4 балла, за ответ «со­гласен более чем наполовину» – 5 баллов, за ответ «согласен почти полностью» – 6 баллов и за ответ «согласен полностью» – 7 баллов.

Обработка результатов заключается в суммировании баллов по пунктам, входящим в соответствующую шкалу. За­тем «сырые» баллы переводятся в шкальные оценки (шкала стенов) по нормативным таблицам, соответствующим полу обследуемого (Таблицы 1–3).

Стеновые значения по каждой шкале суммируются и образу­ют итоговый балл – «Индекс дисгармоничности отношений». Полученные значения переводятся в шкалу вторичных стенов (Таблицы 1–3).

Ключи к опроснику СОМО

Шкалы СОМО Номера утверждений
Напряженность отношений (Н) (в шкале 11 пунктов) 4, 8, 11, 19, 22, 26, 30, 35, 36, 38, 40
Отчужденность в отношениях (О) (в шкале 11 пунктов) 1, 5, 9, 12, 15, 23, 27, 31, 34, 37, 39
Конфликтность в отношениях (К) (в шкале 9 пунктов) 2, 6, 13, 16, 18, 20, 24, 28, 32
Агрессия в отношениях (А) (в шкале 9 пунктов) 3, 7, 10, 14, 17, 21, 25, 29, 33


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.206.105 (0.008 с.)