Методика «ценностные оринтации личности – 8» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика «ценностные оринтации личности – 8»



Методика, представляющая собой вариант методики Г.Е. Леевика ЦОЛ-8, служит для изучения профессиональных ценностных ориентаций личности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначенадля подростков и юношей 14–17 лет. Исследование проводитпедагог-психолог1 раз в год с выпускниками школ и учащимися ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначеныдля преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социальных педагогов, классных руководителей. Методика проводитсяв стандартных условиях учебных заведений (возможны групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатовпроводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Преимущества использования методики ЦОЛ-8 заключается в том, что она позволяет выявить именно профессиональные ЦО, другие же указанные методики диагностируют общие ценностные ориентации личности.

Ценностные ориентации личности подразделяются на ценностные ориентации – цели жизни и ценностные ориентации – средства достижения целей жизни. Первая группа включает ценностные ориентации на труд, на общение, на познание, на общественно-политическую деятельность, на материальные ценности. Вторая группа – ценностные ориентации на развитие нравственных качеств, деловых качеств, волевых качеств, моральных качеств.

ЦО на труд обобщает в себе такие ценности, как приобретение богатого профессионального опыта, тонкое, до мелочей, знание специальности, знание современного состояния науки и техники по своей специальности, а также получение удовлетворения от самого процесса труда, осознание его общественной ценности, добросовестного отношения к делу.

ЦО на общение связана с возможностями удовлетворения потребностей человека в общении, в том числе с такими ценностями, как: информированность, наличие свойств характера, способствующих общению (жизнерадостность и чувство юмора), наличие возможности общения при отдыхе, обсуждении философских и производственных проблем. Ориентация на общение предполагает также хорошие отношения с товарищами по работе и личными друзьями.

ЦО на познание объединяет стремление человека к самосовершенствованию, расширению своего кругозора, образованию, повышению культурного и интеллектуального уровня, а также самокритичности, с одной стороны, и образованности, зрелости, мудрости в понимании жизни, с другой.

ЦО на общественно-политическую деятельность включает в себя различные виды общественной работы, являющиеся ценностью для человека: это пропаганда идей и знаний, различного рода общественная работа у себя в коллективе и по месту жительства, работа в выборных общественных органах.

ЦО на материальные ценности обобщает ценности, которые присущи материальной обеспеченности – высокая заработная плата, благоустроенная квартира и личная автомашина, возможность одеваться по моде. В то же время быть материально обеспеченным – это предполагает либо быстрое продвижение по службе, либо хорошие взаимоотношения с нужными людьми.

ЦО на развитие нравственных качеств объединяет ценности, которые характеризуют отношение человека к другим людям – любить людей, уважать их, быть чутким, искренним, прощать их ошибки и заблуждения, уметь почувствовать чужую беду и помочь людям.

ЦО на развитие деловых качеств включает в себя достаточно противоречивый набор ценностей: организаторские и педагогические способности, инициативность, самостоятельность и предприимчивость, умение быстро и правильно оценить ситуацию, сделать прогноз наличия собственного плана действий, высокая трудоспособность.

ЦО на развитие волевых качеств проявляется в высокой оценке настойчивости и упорства в преодолении препятствий, целеустремленности, выдержки и самообладания, смелости и решительности, уверенности в своих силах, быстроты в решении производственных и житейских вопросов.

ЦО на развитие моральных качеств характеризует отношение человека к себе – скромность и бескорыстие, требовательность и чувство собственного достоинства, а также способность понять, почувствовать прекрасное в человеке, природе и искусстве.

Опросник ЦОЛ

Перед Вами список различных ценностей, каждой из которых человек может обладать, а может и не обладать. Для одного очень важно одно, для другого – иное. Мы просим Вас оценить, насколько важно Вам обладать этими ценностями, независимо от того, есть они у Вас или нет.

Мы просим оценить их по семибальной шкале. Цифры обозначают:

1. совершенно не важно, есть у меня это качество или нет

2. скорее не важно, чем важно

3. не очень важно

4. важно в средней степени

5. скорее важно, чем не важно

6. очень важно

7. обладать этим качеством для меня самое главное в жизни.

Прежде ознакомьтесь со всем списком ценностей, а затем по очереди оцените каждую. Свою оценку (цифру от 1 до 7) напишите на бланке для ответов в клеточку, соответствующую номеру.

 

                   
                   
                   
                   
                   

 

 

1. Быть образованным (иметь широкие и глубокие знания, высокую общую культуру). 28. Уметь быстро оценить и предвидеть возможные варианты хода событий.
2. Одеваться по моде. 29. Быть требовательным к себе.
3. Быстро овладевать профессиональными умениями. 30. Выполнять отдельные важные общественные поручения в своем коллективе (в группе, общежитии).
4. Быть в курсе последних местных новостей
5. Быть смелым в принятии решений. 31. Стараться расширить свой кругозор, повысить образование, общую культуру и интеллект.
6. Уметь понимать ошибки и заблуждения других людей.
7. Понимать прекрасное в человеке, природе и искусстве. 32. Получать высокую заработную плату.
8. Иметь педагогические способности (уметь учить и воспитывать людей).
9. Быть скромным. 33. Приобрести богатый профессиональный опыт.
10. Заниматься общественной работой в группе. 34. Испытывать удовлетворение от общения с товарищами по производственным и непроизводственным вопросам.
11. Знать последние достижения науки и техники в своей профессиональной области
12. Иметь свою благоустроенную квартиру. 35. Быть настойчивым и упорным в преодолении трудностей и достижении цели.
13. Сознавать, понимать полезность своего труда для других людей. 36. Быть бескорыстным.
14. Иметь возможность общаться с товарищами. 37. Любить людей, уважать их, быть чутким к их взглядам, обычаям, привычкам.
15. Быть инициативным, самостоятельным в решении задач. 38. Обладать организаторскими способностями, уметь организовать, мобилизовать, сплотить труд и отдых людей.
16. Быть искренним в отношениях с людьми.
17. Быть уверенным в себе и своих силах. 39. Быть самокритичным, критически относиться к достигнутому.
18. Уметь устанавливать хорошие отношения с нужными людьми. 40. Работать в дружине, по охране порядка и т.п.
19. Иметь чувство собственного достоинства. 41. Иметь собственное мнение по самым разным производственным и житейским вопросам.
20. Заниматься общественной работой или работать в выборных органах училища (техникума). 42. Быть материально обеспеченным.
43. Быть хорошим специалистом, до тонкостей знающим свое дело.
21. Быть зрелым, мудрым в суждениях, опираться на здравый смысл в понимании жизни. 44. Быть в хороших отношениях с товарищами по учебе.
22. Иметь личную автомашину. 45. Уметь владеть собой в трудных жизненных ситуациях.
23. Получать удовольствие от процесса труда. 46. Быть готовым словом и делом помочь другим людям.
24. Отдыхать в приятном общении с друзьями. 47. Быть жизнерадостным, иметь чувство юмора.
25. Уметь быстро решать производствен- ные и житейские вопросы. 48. Быть выносливым, способным длительно и напряженно трудиться.
26. Быть ответственным за порученное дело. 49. Стремиться к самоусовершенствованию.
27. Уметь почувствовать и сопереживать горе, беду другого человека. 50. Участвовать в решении общественных и государственных вопросов.

 

Обработка результатов.

После того, как будут проставлены оценки на бланке ответов по всем 50-ти ценностям, психолог начинает обработку сырых оценок, которые переводит в стандартные (в данном случае принимаем М=10,0 и s=4,0). Это обязательно следует делать, т.к. анализ распределений оценок по всем шкалам выявляет у части испытуемых явную асимметрию оценок либо в сторону занижения, либо в сторону завышения, а также преобладание крайних, полярных оценок у одних испытуемых и, наоборот, средних оценок у других. Стандартизация оценок осуществляется по формуле:

, где - стандартная тестовая оценка, - сырая оценка,

М – среднее арифметическое и s – стандартное отклонение.

Стандартные Z-оценки неудобны для практического использования, так как часто бывают дробными, а если < M, то и отрицательными числами. Поэтому на практике часто используются «взвешенные оценки» (), которые определяются по формуле:

, где и - константы центрирования и пропорциональности соответственно, в данном примере =10 и =4.

 

Затем по формуле приписываются новые значения в целых числах баллом от 1 до 7.

,

где мы обозначили как Хс – это «взвешенные» оценки, Хi – сырые оценки (цифры от 1 до 7).

С помощью перевода сырых оценок каждого испытуемого во «взвешенные» элиминируются погрешности измерения, связанные с индивидуальными особенностями оценочной деятельности испытуемых.

Затем проводится анализ выраженности конкретных ценностей и обобщенных ценностных ориентаций. Опыт показывает, что для понимания системы ценностных ориентаций необходим анализ обычно десяти ценностей, получивших самые высокие оценки и десяти ценностей, имеющих самые низкие оценки.

С помощью ключа высчитываются девять обобщенных ЦО. Оценка по обобщенным ЦО складывается из четырех «взвешенных» оценок тех конкретных ценностей, которые получили наибольшие баллы по шкале.

Ключ расшифровки ответов.

ЦО – цели жизни:

ЦО на труд № 11,13, 23, 26, 33, 43.

ЦО на общение № 4,14,24,34, 44,47.

ЦО на познание № 1, 21, 31, 39, 49.

ЦО на общественно-политическую деятельность (ОПД) № 10, 20, 30, 40, 50.

ЦО на материальные ценности № 2, 3, 12, 18, 22, 32, 42.

ЦО – средства достижения целей жизни:

ЦО на развитие нравственных качеств № 6, 16, 27, 37, 46.

ЦО на развитие деловых качеств № 8, 15, 28, 38, 41, 48.

ЦО на развитие волевых качеств № 5, 17, 25, 35, 45.

ЦО на развитие моральных качеств № 7, 9, 19, 29, 36.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.015 с.)