Социально-перцептивная дифференциация малых групп



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-перцептивная дифференциация малых групп



Назначение: Определение типов индивидуального восприятия реальных малых групп.

 

Инструкция: На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами А, Б, В. из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно отражает вашу точку зрения. Помните, что «плохих» или «хороших» ответов в данной анкете нет. Букву вашего ответа (А., Б или В) занесите в лист ответов против соответствующего номера вопроса. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ.

 

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:
  А. Знает больше, чем я.
Б. Все вопросы стремится решать сообща.
В. Не отвлекает внимание преподавателя.
2. Лучшими преподавателями являются те, которые:
А. Имеет индивидуальный подход.
Б. Создают условия для помощи со стороны других.
В. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.
3. Я рад когда мои друзья:
  А. Знают больше, чем я, и могут мне помочь.
Б. Умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов.
В. Помогают другим, когда представится случай.
4. Больше всего мне не нравится, когда в группе:
А Некому помогать и есть у кого поучиться
Б. Мне мешают при выполнении задачи.
В. Остальные слабее подготовлены, чем я.
5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
А. Я могу получить помощь и поддержку со стороны других.
Б. Мои усилия будут достаточно вознаграждены.
В. Есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.
6. Мне нравятся коллективы, в которых:
А. Каждый заинтересован в улучшении результатов всех.
Б. Каждый занят своим делом и не мешает другим.
В. Каждый человек может использовать других для решения своих задач
7. Я не удовлетворен преподавателями, которые:
А. Создают дух соперничества на занятиях.
Б. Не занимаются увлеченно своей наукой.
В. Не создают условий напряжения и жесткого контроля.
8. Больше всего я удовлетворен жизнью, если:
А. Занимаюсь научной работой или узнаю что-то новое.
Б. Общаюсь и отдыхаю
В. Нужен кому-то и полезен.
9. Основная роль учебного заведения должна заключаться:
А. В воспитании гражданина и гармонично развитой личности.
Б. В подготовке человека к самостоятельной жизни и деятельности.
В. В подготовке к общению и совместной деятельности человека.
10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:
А. Предпочитаю не вмешиваться.
Б. Предпочитаю сам во всем разобраться, не полагаясь на других.
В. Стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.
11. Я бы учился лучше, ели бы преподаватель:
А. Имел ко мне индивидуальный подход.
Б. Создавал условия для получения мной помощи со стороны других.
В. Создавал условия для успеха, условия свободы выбора.
12. Я испытываю плохое состояние, когда:
А. Не добиваюсь успеха в намеченном деле
Б. Чувствую, что не нужен человеку, для меня очень уважаемому или любимому.
В. Тебе в трудную минуту не помогают те, на кого надеялся больше всего.
13. Больше всего я ценю:
А. Успех, в котором есть доля участия моих друзей или родных.
Б. Общий успех общих близких и дорогих мне людей, в котором есть и моя заслуга.
В. Свой собственный личный успех.
14. Я предпочитаю работать:
А. Вместе с товарищами.
Б. Самостоятельно.
В. С ведущими в данной области преподавателями и специалистами.
                 

Обработка и интерпретация результатов

Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные по всем пунктам опросника, суммируются ля каждого типа восприятия отдельно с учетом предложенного ключа. Результат записывается в виде формулы:

ПИ + лП + мК, где п,л,м, – количество набранных балов соответственно «индивидуалистическому» типу восприятия, «прагматическому» и «коллективистическому».

 

Ключ

«И» «П» «К» «И» «П» «К»
10б 10в 10а
11а 11в 11б
12а 12б 12в
13в 13б 13а
14б 14а 14в

 

Индивидуалистический тип восприятия. Индивид относится нейтрально к группе, уклоняясь от совместных форм деятельности и ограничивая контакты в общении.

Прагматический тип восприятия. Индивид оценивает группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации и способными оказать помощь.

Коллективистический тип восприятия. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность, при этом наблюдается заинтересованность в успехах каждого члена группы и стремление внести свой вклад в жизнедеятельность группы.

 

 

Шкала психосемантических различий объекта социального взаимодействия

(разработана на основе 25-шкального стандартного дифференциала Ч.Осгуда, 16-шкальной модификации семантического дифференциала Е.Ю. Артемьевой и методики личностного дифференциала, адаптированной в НИИ им. В.М. Бехтерева)

 

Целью разработки опросника «Шкала психосемантических различий» (ШПР) являлось создание нетрудоемкого по процедуре обработки и достаточно универсального инструментария для построения психосемантического описания образа социального объекта, формируемого непосредственным участником процесса межличностного общения. Применение шкалы желательно сразу же по завершении ситуации межличностной интеракции.

Универсальность опросника заключается в аспекте включенности в его состав дихотомических шкал, обеспечивающих отражение различных форм процесса общения и способов его представления (непосредственная беседа, визуальный контакт, телефонный разговор, видео-, аудиозапись, печатный документальный или художественный образ, произведение искусства, культуры и т.д.).

Для достижения приемлемой валидности используемые в ШПР 42 диады сгруппированы в три фактора Ч. Осгуда: «Оценка (О)», «Сила (С)», «Активность (А)». В то же время при интерпретации данных, полученных с помощью ШПР, следует помнить о субъективности суждений испытуемого, их высокой эмоциональной окраске.

Инструкция испытуемому: Оцените сформировавшийся у Вас образ объекта социального взаимодействия по предложенным ниже парам антонимов, зачеркивая соответствующую Вашей оценке цифру.

 

Ключ к методике ШПР

1. ОУмный + –Глупый
2. ССлабый – + Сильный
3. АПоспешный + –Неторопливый
4. ОПлохой – +Хороший
5. СТвердый + –Мягкий
6. АЗамкнутый – +Открытый
7. ОДобрый + – Злой
8. СЗависимый – +Свободный
9. ААктивный + –Пассивный
10. ОЧерствый – +Отзывчивый
11. ССмелый + –Трусливый
12. АВялый – +Бодрый
13. ОАдекватный + –Неадекватный
14. СРасслабленный – +Напряженный
15. АВзволнованный + –Спокойный
16. ОАгрессивный – +Миролюбивый
17. СУверенный + –Настороженный
18. АПечальный – +Жизнерадостный
19. ОЧестный + –Неискренний
20. СШероховатый – +Гладкий
21. АРаздраженный + –Умиротворенный
22. ООтталкивающий – +Красивый
23. СЧеткий + – Нечеткий
24. АБезжизненный – +Оживленный
25. ОДобросовестный + –Безответственный
26. СЛегкий – +Тяжелый
27. АСвежий + –Изнуренный
28. ОЧужой – +Родной
29. СБольшой + –Маленький
30. АМедленный – +Быстрый
31. ОНежный + –Грубый
32. СТупой – +Острый
33. АОтдохнувший + –Усталый
34. ОНедовольный – +Довольный
35. СГлубокий + –Поверхностный
36. АСдержанный – +Задиристый
37. ООкруглый + –Угловатый
38. СПодавленный – +Приподнятый
39. АТеплый + –Холодный
40. ОСложный – +Простой
41. СЯркий + –Тусклый
42. АБезмятежный – +Тревожный

 

Интерпретация факторов ШПР

При применении ШПР фактор «Оценка (О)» ориентирован на изучение направленности личности объекта социального взаимодействия. Высокие значения фактора указывают на позитивность, просоциальность направленности личности объекта, адекватность поведения в социальной группе, стремление следовать социально и профессионально одобряемым нормам. Низкие значения фактора (О) указывают на различные девиации в поведении объекта социального взаимодействия, критичность, негативность в отношении других, неприятие поведения объекта в социальной группе, асоциальность направленности его личности. Особо низкие значения фактора могут свидетельствовать о возможных психотических нарушениях в структуре личности оцениваемого объекта.

Фактор «Сила (С)» характеризует развитость эмоциально-волевой сферы объекта социального взаимодействия. Высокие значения фактора свидетельствуют о развитости таких сторон личности, как гармоничность, стабильность, сила различных черт характера, позитивность эмоционально-психического состояния объекта, развитость волевого самоконтроля. Низкие значения указывают на слабость, неустойчивость различных личностных черт, личностную несформированность, показывают наличие проблем в аффективной сфере личности. Крайне низкие оценки свидетельствуют о проблемах личностного роста, низкой психоэмоциональной адаптации личности, личностной невротизации.

Фактор «Активность (А)» отражает уровень социально-психологической адаптации объекта социального взаимодействия, раскрывает такие стороны межличностной интеракции, как инициативность, контактность, личностная эмпатийность, спонтанность поведения, идентичность, рефлексивность, сензитивность, проективность, психоэмоциональная гибкость. Высокие значения фактора указывают на развитость коммуникативных способностей объекта, наличие сформированного стиля межличностного взаимодействия, прогнозируют социальную успешность личности. Низкие оценки фактора указывают на слабое развитие у объекта коммуникативных умений и навыков, несформированность рефлексивной культуры, стиля социального взаимодействия. Крайне низкие оценки свидетельствуют о невысоком качестве общения объекта социального взаимодействия, непринятии его окружением, социальной отчужденности личности, низкой социальной потенции.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.64 (0.005 с.)