РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ «ДЕЛОВЫЕ СИТУАЦИИ» Н. Г. ХИТРОВОЙ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ «ДЕЛОВЫЕ СИТУАЦИИ» Н. Г. ХИТРОВОЙ



Тест является модификацией ассоциативно-рисуночно­го теста С. Розенцвейга. Автор создала типологию реак­ций на фрустрацию, которая положена в основу оценки эмоционального поведения личности в напряженных ус­ловиях, в ситуации принятия решения.

Комплексное изучение психологических свойств лич­ности, относящихся к регуляции социального поведения человека в процессе труда, требует оценки его поведения в ситуации принятия решения. Об этом свидетельствуют экс­периментальные исследования деятельности инженеров, в первую очередь – руководителей.

Изучение эталонных моделей инженеров различных ста­тусных групп, диагностика их творческой активности по­требовали ввести в программу экспериментального иссле­дования наряду с применением тестовых методик диагно­стирующие социально-психологические установки, общие и специальные технические способности, личностные ха­рактеристики, а также групповую оценку личности и тест «Деловые ситуации».

В методике содержание рисунков изменено таким обра­зом, что фрустрационные реакции в большей степени опо­средованы социальным контекстом и личность инженера исследуется главным образом в условиях трудовой деятель­ности, в том числе управленческой.

Тестовой материал методики состоит из 20 рисунков, изображающих конфликтные ситуации, встречающиеся в производственных условиях. На каждом рисунке один из персонажей произносит слова, затрудняющие деятельность и фрустрирующие собеседника. Задача испытуемого – сфор­мулировать ответ, адекватный с его точки зрения конкрет­ной конфликтной ситуации.

Процедура эксперимента следующая: испытуемым вру­чается брошюра с рисунками и лист для ответов. Экспери­ментатор просит в листе для ответов указать фамилию, имя и другие необходимые данные испытуемого, затем из­лагает содержание инструкции. Инструкция: «В брошюре имеется 20 рисунков, на каждом из которых изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что будет отвечать другой человек в этой ситуации. Запишите са­мый первый ответ, который придет Вам на ум, на листке ответов под соответствующим номером. Работайте как мож­но быстрее».

Если у испытуемых нет вопросов по процедуре проведе­ния эксперимента, им предлагается приступить к выпол­нению задания.

Порядок обработки результатов эксперимента аналоги­чен анализу ответов во фрустрационно-рисуночном тесте С. Розенцвейга: с помощью специального «ключа» ответы испытуемых, данные в произвольной форме, классифици­руются экспериментатором согласно авторской типологии. Индивидуальные оценки протоколируются и суммируются, в окончательном виде представляя тип и направление эмо­циональных реакций испытуемого.

Комплекс реакций испытуемых препятственно-доми-нантного типа (OD), когда внимание отвечающего сосредо­точено на самом препятствии, включает в себя:

1) Е' (подчеркивание наличия препятствия, отказ от ре­шения проблемы) – связан с высокой самокритичностью и требовательностью к себе и своим действиям у специа­листов высокого статуса; рядовые инженеры, придержи­вающиеся этой поведенческой тактики, характеризуются коллегами как безынициативные, неэнергичные, с низкой коммуникативностью, не склонные самостоятельно решать задачу;

2) /' (фрустрирующая ситуация интерпретируется лич­ностью как своего рода благо; либо отвечающий объясня­ет степень своего затруднения расстройством из-за вовле­чения в ситуацию третьих лиц) – специалисты, предпо­читающие этот способ решения ситуации, воспринимаются окружающими как оперативные работники, обладающие критичностью ума и умеющие видеть новизну проблемы, но симпатии экспертов не на их стороне;

3) М' (минусы фрустрирующей ситуации не замечают­ся, вплоть до полного отрицания ее существования) – та­кого рода примиренческая позиция приписывается колле­гами безынициативным руководителям, обладающим мас­сой организаторских недостатков, например, неумением увлечь людей, создать трудовую атмосферу и т.п. Органи­заторская пассивность может быть следствием высокого профессионализма работника, предрасположенности к ин­дивидуальной творческой деятельности; по личностным по­казателям это могут быть люди, погруженные в себя, са­модостаточные и независимые, либо те, которые не предпринимают усилий для выполнения групповых тре­бований, подверженные чувствам.

Комплекс реакций испытуемых самозащитного типа (ED), когда активность отвечающего направлена на защи­ту собственной личности, включает в себя:

1) (враждебность, порицание, саркастические выпа­ды, направленные против кого-либо в окружении) – ре­акции такого рода свойственны людям самоуверенным, реа­листически настроенным, обладающим невысокой чувст­вительностью по отношению к окружающим: перечис­ленные характеристики, очевидно, создают предпосылки для реализации таких деловых качеств, как способность внедрять новое, болеть за производство, рационально под­ходить к решению задачи;

2) (отрицание собственной вины, ответственности за совершенный поступок) – этот показатель, по мнению эк­спертов, связан преимущественно с неумением руководи­теля работать с кадрами, правильно поощрять и наказы­вать, неуважением к людям, что, в свою очередь, вызыва­ет антипатии окружающих. За подобными поведенчески­ми проявлениями стоят такие личностные характеристи­ки, как самостоятельность и независимость в принятии решений, нежелание считаться с мнением других, консер­ватизм;

 

 

3) E` (принятие на себя вины за случившееся) – посту­пать таким образом предпочитают доверчивые, уступчи­вые, заботящиеся о других, доброжелательные, склонные «уступать дорогу другим», а также застенчивые, конформ­ные, нередко берущие вину на себя; по мнению окру­жающих, это люди самокритичные, ответственные, но с несколько сниженным творческим и рациональным потен­циалом в решении задачи;

4) I` (субъект, допуская свою виновность, отрицает от­ветственность, ссылаясь на смягчающие обстоятельства) – подобной тактики придерживаются специалисты с доми­нирующей узко-производственной направленностью, умею­щие ориентироваться в работе, но со сниженными адми­нистративно-организаторскими умениями несмотря на их высокие коммуникативные качества;

5) М(ответственность за кого-либо, вовлеченного во фру-стрирующую ситуацию, сведена до минимума, ситуация рассматривается как неизбежная) – толерантное поведе­ние в затруднительной обстановке связано с такими лич­ностными характеристиками, как независимость в сужде­ниях и поведении, с богатым воображением и творческим подходом к решению задачи, а также с хорошим словар­ным запасом и высоким уровнем культуры специалиста.

Комплекс реакций испытуемых разрешающего типа (N/P), когда активность субъекта направлена на поиск кон­кретного выхода из затруднительной ситуации, включает

в себя:

1) е (требование, ожидание от кого-либо разрешения фрустрирующей ситуации) – такой путь решения конфлик­та отличает людей деятельных, склонных к социальным контактам, активных, имеющих предрасположенность к эмоциональному лидерству; эксперты отмечают их опера­тивность, авторитетность в коллективе, инициативность;

2) i (субъект берется сам решить фрустрирующую про­блему) – этот фактор связан с высокой эмоциональной ста­бильностью личности и свидетельствует о развитом чувст­ве долга, повышенной ответственности специалиста, но высокий процент реакций такого рода связан с несколько сниженными экспертными оценками организационных умений, например, умением правильно распределять ра­боту, отсутствием индивидуального подхода к людям;

3) т (выражается надежда, что время, естественный ход событий разрешат проблему) – этой продуктивной такти­ки придерживаются инженеры с развитыми администра­тивно-организаторскими умениями, особенно умением пра­вильно распределять работу, а также справедливо поощ­рять и наказывать; их также отличает гармоничное соче­тание таких личностных черт, как упорство, ответствен­ность, обязательность, с одной стороны, и конформность, внимание к мнению и интересам других людей – с дру­гой.

Методика «Деловые ситуации» является инструментом, направленным на изучение предпосылок к осуществлению управленческой деятельности, демонстрирующим индиви­дуальную комбинацию приемов, позволяющих решать на­пряженные конфликтные ситуации. Но без знания инди­видуальных характеристик личности, а также интеллекту­ального потенциала инженера, нельзя адекватно оценить его управленческую деятельность и дать справедливый про­гноз его возможностей. Данная методика имеет прогно­стическую силу при определении административно-управ­ленческих особенностей рядовых и ведущих инженеров, дает дополнительную информацию при выдвижении в ре­зерв, а также служит полезным инструментом для опреде­ления уровня управленческой деятельности руководителя.

Методика может быть использована для индивидуаль­ной работы, а также в условиях группового эксперимента при одновременном участии 20–25 испытуемых. Индиви­дуальная форма проведения эксперимента, как правило, дает большую информацию исследователю, так как имеет­ся возможность выяснить эмоциональную окраску ответа, уточнить некоторые особенности реагирования на фрустрационную обстановку. Не исключена возможность полу-

 

В процессе работы с методикой создана таблица «стан­дартных ответов», т.е. наиболее часто встречающихся на определенную ситуацию (от 40%). Для этого использова­ны результаты выборки из 120 инженеров КБ г. Красно­горска (поровну мужчин и женщин); каждая подвыборка содержала по 20 представителей различного должностно­го статуса: рядовых, ведущих инженеров и руководите­лей. Были подсчитаны частоты выделенных факторов, ко­торыми оцениваются ответы испытуемых на каждую си­туацию теста. Далее подсчеты велись исходя из со­ображений равновероятности выбора с использованием фор­мулы биноминального распределения. Статистически зна­чимые (на 0,01% уровне) вероятности появления счетных факторов определили характерные для конкретной ситуации ответы. Полученная таким образом таблица «стандарт­ных ответов» служит для подсчета индивидуального коэффициента групповой адаптивности (КГА), который, по мнению С. Розенцвейга, является показателем фруст-рированности субъекта. Н. Г. Хитрова придерживается мне­ния, что КГА служит показателем коммуникативных свойств личности, навыков эмоционального реагирования.

ТАБЛИЦА «СТАНДАРТНЫХ ОТВЕТОВ»

 

Валидность теста «Деловые ситуации» определялась пу­тем сопоставления его результатов, полученных на выбор­ке, состоящей из 40 руководителей одного из предприятий г. Вильнюса, с результатами проведения фруетрационно-рисуночного теста С. Розенцвейга на той же выборке спе­циалистов. Корреляционный анализ выявил положитель­ные связи между идентичными факторами методик, при­чем наиболее тесные связи обнаружены между показате­лями по факторам: е, Е, I. Данный факт свидетельствует о том, что методика «Деловые ситуации» выявляет те же признаки, что и положенный в ее основу метод рисуноч­ных ассоциаций.

Валидность теста «Деловые ситуации» доказывается так­же сопоставлением ее результатов с данными групповой оценки личности, отражающей мнение коллектива. Рабо­та проведена на выборке инженеров одного из КБ г. Крас­ноярска – 111 человек. Полученные данные приведены выше, в описании содержания основных поведенческих реакций, и подтверждают валидность методики «Деловые ситуации» по большинству показателей теста. Результаты статистической обработки содержатся в прилагаемых таб­лицах.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.253.106 (0.007 с.)