Основные направления использования теста Роршаха на основе Интегративной Системы в клинической практике



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления использования теста Роршаха на основе Интегративной Системы в клинической практике



Из представленных в настоящей работе данных следует, что тест Роршаха на основе Интегративной Системы представляет собой эффективный метод получения разносторонней значимой информации о поведении субъекта. В клинике невротических расстройств данный метод может использоваться для реализации ряда клинически важных и терапевтически значимых задач. Оценка характера результатов, полученных в настоящем исследовании с помощью теста Роршаха, дает возможность выделить следующие основные направления прикладного использования этого метода в клинике.

Психодиагностика личности.Использование теста Роршаха на основе Интегративной Системы позволяет получить достаточно объективную и валидную информацию, описывающую различные личностные аспекты пациента в рамках структурного подхода к личности. Полученная информация дает возможность глубже и полнее понять личность больного, выявить ее позитивные и негативные стороны.

Патопсихологическая оценка.Применение теста Роршаха на основе Интегративной Системы позволяет выявить системные патопсихологические изменения в основных сферах психической деятельности при различных психических и психосоматических расстройствах. Анализ данных обследования тестом Роршаха дает возможность осуществить следующие функции:

- оценить, как обнаруженные патопсихологические особенности влияют на эффективность адаптации пациента;

- установить иерархические взаимоотношения между обнаруженными в различных психологических сферах патопсихологическими признаками;

- определить ключевые сферы психической деятельности и наиболее важные патопсихологические изменения;

- произвести синдромальную оценку патопсихологических изменений и выявить специфические направления нарушений психической деятельности, характерные для данной формы расстройства;

- установить патогенетические взаимосвязи между патопсихологическими признаками и клиническими проявлениями и тем самым раскрыть психологический механизм развития психического расстройства у данного конкретного пациента.

Клиническая диагностика.Интегративная Система включает ряд шкал, оценка по которым дает возможность определить вероятность наличия у пациента различных психопатологических состояний, а также установить психологическую природу данной психопатологии. К данным шкалам в первую очередь относятся:

- депрессивный индекс,

- индекс копинг-дефицита,

- индекс чрезмерной вигильности,

- обсессивный индекс,

- перцепт-мыслительный индекс,

- шкала способности к установлению эмоционально-близких отношений,

- шкала эмоционального дистресса.

Указанные диагностические возможности теста Роршаха на основе Интегративной Системы позволяют использовать данные обследования этим тестом для проведения дифференциальной диагностики в клинике.

Формирование терапевтических отношений.Использование теста Роршаха на основе Интегративной Системы дает возможность выявить некоторые важные особенности пациента, которые следует учитывать при установлении с ним терапевтических отношений. К наиболее важным в этом смысле шкалам Интегративной Системы относятся шкалы негативизма, социальной пассивности, зависимости, уровня сотрудничества, уровня агрессии, социальной перцепции, нарушений эмпатии, ригидности решений, способности к установлению эмоционально-близких отношений.

Организация психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий.Применение теста Роршаха на основе Интегративной Системе прежде всего способствует оптимизации и структурированию процесса психологического вмешательства. Мы рекомендуем использовать данный метод в процессе психотерапии и психокоррекции в следующих аспектах:

- планирование психотерапевтического вмешательства на основе идентификации неадаптивных и ресурсных поведенческих элементов;

- прогноз эффективности вмешательства;

- формирование терапевтического альянса;

- контроль терапевтических изменений в динамике;

- оценка эффективности вмешательства;

- формирование однородных групп пациентов на основе заданных психологических критериев, что дает возможность выработать дифференцированный подход при организации терапевтических и реабилитационных мероприятий в клинике.

Прогнозирование.Шкалы Интегративной Системы характеризуют устойчивые стилевые особенности поведения испытуемого. В связи с этим анализ данных обследования тестом Роршаха на основе Интегративной Системы дает возможность осуществлять прогнозирование эффективности поведения испытуемого в проблемной ситуации и его адаптационных реакций. Такое прогнозирование может быть полезным при решении экспертных вопросов, организации терапевтических и реабилитационных мероприятий в клинике.

 

 

Стимульный материал












РУКИ ТЕСТ (Напd Теsт)

Обзор

Проективная методика исследования личности. Опубликована Б. Брайклином, 3. Пиотровским и Э. Вагнером в 1961 г. (идея теста принадлежит Э. Вагнеру) и предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения.

Стимульный материал теста составляют 9 стандартных изображений кистей рук и одна пустая таблица (подобно пустой карточке в Тематической апперцепции тесте), при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения предъявляются в определенных последовательности и положении. Обследуемый должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек, рука которого принимает такое положение). Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит таблицу, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.

 

Оценка полученных данных осуществляется по следующим 11 категориям:

1. агрессия –рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет;

2. указания – рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми;

3. страх – рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе;

4. привязанность – рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям;

5. коммуникация – ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты;

6. зависимость – рука выражает подчинение другим лицам;

7. эксгибиционизм – рука разными способами выставляет себя напоказ;

8. увечность – рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям;

9. активная безличность – ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия;

10. пассивная безличность – также проявление «тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения;

11. описание – ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.

 

Ответы, относящиеся к первым двум категориям, рассматриваются авторами как связанные с готовностью обследуемого к внешнему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению. Четыре последующие категории ответов отражают тенденцию к действием, направленным на приспособление к социальной среде, вероятность агрессивного поведения незначительна. Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путем вычитания суммы «адаптивных» ответов из суммы ответов по первым двум категориям, т.е.  («агрессия» + «указания») –  («страх + «привязанность» + «коммуникация» + «зависимость»). Ответы, попадающие под категории «эксгибиционизм», и «увечность», при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, т. к. их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнить мотивы агрессивного поведения.

В теоретическом обосновании теста его авторы исходят из положения о том, что развитие функций руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для организации любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия, можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.

Э. Вагнер (1978) на основе изучения работ, выполненных с помощью данной методики, сделал вывод о ее высокой валидности и надежности. На основе теста В. Белшнером с соавт. (1971) разработан усложненный модифицированный вариант, состоящий из 34 фотографий руки.

В 90-е гг. тест приобрел популярность в России, русскоязычный адаптированный вариант издан ГП ИМАТОН (Санкт-Петербург). Дальнейшее развитие интерпретации этого проективного теста и способов обработки полученных результатов представляют широкие возможности для практических психологов, в особенности для тех, кто работает в сферах изучения отклоняющегося поведения и медицинской психологии.

 

Инструкция

Процедура проведения.

Десять карточек, одна за другой, последовательно предлагают испытуемому, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом испытуемому задается вопрос: «Что, по вашему мнению, эта рука делает?» Если испытуемый затрудняется с ответом, ему предлагается следующий вопрос: «Как вы думаете, что делает человек, которому принадлежат эти руки? Назовите все варианты, которые вы себе можете представить». Для достижения действительного понимания цели инструкции могут варьировать при условии, что испытуемый не запугивается и не провоцируется на нужный ответ. При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, но не навязывают никакие специфические ответы. Но по желанию испытуемый может присоединиться к ним. Держать рисунок -карточку можно в любом положении; число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого.

Проективный тест руки содержит девять изображений руки. Десятая карточка пустая. Что касается этой десятой карточки, то испытуемому предлагают сначала представить себе руку, а потом описать, что эта воображаемая рука может делать.

Желательно получить 4 варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняется, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа проставляется его обозначение со знаком «х 4», то есть этот единственный безальтернативный ответ оценивается фактически в 4 балла вместо одного, и это еще не самая большая оценка проявленной безапелляционности.

 

Содержание

 

 

 

 

 

Ключи



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.124.56 (0.01 с.)