Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интерпретация III теста «Дерево»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(комплексная, по Рене Стора; перевод с французского Н. С. Потолицыной) Данные, представленные в исследованиях Р. Стора в 70-х –80-х годах, основаны на статистической валидизации и получены в ходе наблюдения разновозрастной группы в количестве 820 человек – от 4 до 60 лет. В варианте теста Р. Стора изображение дерева выполняется на двух сторонах одного листа. Рисующему дается следующая инструкция: «Нарисуйте дерево, любое, какое хотите, но не елку». Затем лист переворачивается и инструкция повторяется. (Важно отметить, что следует избегать слова «еще», которое может послужить стимулом к повторению изображений предыдущего дерева.) Рисунок 9. К интерпретации теста «Дерево»
Первый рисунок, по мнению Р. Стора, представляет собой реакцию испытуемого на незнакомую обстановку и отражает его усилия по самоконтролю. Второй более соответствует психологическому состоянию в привычной обстановке. В одном из вариантов теста Р. Стора предлагает людям на втором листе нарисовать «дерево мечты» (т.е. воображаемое дерево, которое не существует в реальности). На обороте этого второго листа предлагается нарисовать дерево с закрытыми глазами. При этом считается, что «дерево мечты» позволяет выявить неудовлетворенные желания и отражает особенности компромисса между желаемым и действительным, при этом можно обнаружить тенденции удовлетворения и специфику решения проблем. Дерево же, нарисованное с закрытыми глазами, по мнению Р. Стора, позволяет выявить давние конфликты, детские травмы, которые могут влиять на настоящее. Интерпретация Р. Стора основывается на особой рубрикации, выявленной статистически. Среди разделов этой рубрикации можно отметить следующие. Семья: особенности состава, стиля воспитания, отношения с родителями, сестрами, братьями и т.д. Аффективные реакции: веселость, грусть, пессимизм, оптимизм, враждебность, агрессия, нежность, ощущение победы и т.п. Интересы: интеллектуальные, художественные. Роль в окружении: самоутверждение, оппозиция, потребность в согласии, зависимость и т.д. Социальные отношения: общительность, замкнутость, лживость Форма деятельности: регулярность, системность, находчивость, медлительность и т.п. Общий уровень развития: интеллект, внимание, память, воображение, прилежание. Исходя из данной рубрикации, на основании анализа графического материала Р. Стора выделил так называемые фигуры, имеющие значение при психологической диагностике. Все фигуры сгруппированы по 15 категориям: I.1–6 – свобода от инструкции; II.6–10 – почва; III. 10–15 – корни; IV. 15–22 – симметрия; V. 23–26 – кресты; VI. 26–35 – положение на странице; VII. 35–69 – форма листвы; VIII. 69–78 – штриховка; IX. 78–97 – ствол; X. 97–101 – общая высота дерева; XI. 101–113 – высота кроны; XII. 113–120 – ширина кроны; XIII. 120–125 – выступающие части; XIV. 125–146 – особенности линий; XV. 147–149 – разные признаки. Интерпретация III опирается на обобщенную аналитическую схему рисунка дерева (рис. 10) и представляет собой попытку ввести в этот процесс некоторую логическую связность. В последние годы, как мы видим тест «Дерево» претерпел существенное развитие: уточнялась его интерпретация, стабилизировались признаки деталей, результаты соотносились с данными основательных наблюдений. Приводимый ниже вариант интерпретации дает в руки практическому психологу еще один подход, позволяющий уточнить и частично верифицировать те данные, которые могут быть получены в результате применения интерпретаций I и II. Их можно сопоставить с интерпретацией Коха и, как нам представляется, получить более надежные сведения об особенностях личности автора рисунка.
Рисунок 10. К тесту «Дерево» Психологическое значение фигур (по Р. Стора) I. «Свобода от инструкции « · Множество деревьев (не связанных почвой – детское поведение; не подчиняется инструкциям). · 2. Два дерева – может символизировать «он и другие» (см. расположение на странице и использованные фигуры). · Разное содержание. Дополнительные объекты на рисунке дерева – воображение, эмоциональность. · Пейзаж вокруг дерева – чувствительность. · Поворачивание листа по горизонтали – независимый ум, признак ума, рассудительность. II. «Основание» 6. Одной чертой – фиксируется на одной цели, принимает какой-либо приказ, указание. 7. Разные основания (разные линии особой формы) – навязывает себе свои правила, потребность в идеале. 7а. Несколько линий оснований до края листа – спонтанный контакт, неожиданное отступление. Импульсивность. Капризность. 8. Подъем основания в правый верхний угол – задор, энтузиазм, увлеченность. 9. Основание вниз – отсутствие рвения, подавленность.. разбитость. III. Корни 10. Корни меньше, чем ствол хочет узнать, что от него скрыто, 11. Корни на высоте ствола – любопытство, вызывающее проблемы. 12. Корни больше, чем ствол – большое любопытство, вызывающее тоску. 13. Корни, нарисованные одной чертой, – инфантильное поведение с желанием узнать секрет. 14. Корни, нарисованные двумя чертами, – способен различать и распознавать реальность. IV. Симметрия 15. Прямолинейная симметрия ствола. Ветви образуют прямой угол и расположены напротив друг друга – слиться, казаться в согласии с окружением. 16. Угольная симметрия. Ветви образуют со стволом острый угол, но расположены симметрично-напряженное усилие над агрессивностью. 17. Прямолинейное чередование. Ветви образуют со стволом угол в расположении поочерёдно с обеих сторон – колебание в выборе отношения к аффекту. Амбивалентность – источник внутреннего конфликта. 18. Угольное чередование – подвижность, сопровождающаяся блокировкой. Моральные проблемы. 19. Прямоугольная симметрия листвы. 20. Угольная симметрия листвы. 21. Прямоугольное чередование листвы. 22. Угольное чередование листвы. Примечание: наличие листвы в этих четырех фигурах, свидетельствует о внутренней, скрытой фантазии, наличии воображения у личности, никак не проявляемого внешне. V. Крест 23. Крест в корнях. 24. Крест в стволе. 25. Крест в листве. Крест означает конфликт, страдание. Имеет значение и его форма.
VI. Расположение на странице (страница разделена на 4 части линиями по вертикали и по горизонтали) 26. Чисто левая позиция – привязанность к прошлому, к матери к тому, что связано с ее образом. 27. Левая позиция с тенденцией к центру –двойное желание покровительства и независимости в этих рамках. 28. Центральная позиция с тенденцией влево. 29. Центральная позиция с тенденцией вправо – желание найти согласие, равновесие между собой и другими. Важен наклон вправо или влево. При доминировании наклона слева направо.– направленность к внешнему миру, будущему. 29а.Строго центральная позиция свидетельствует о потребности острой систематизации на основе привычек. 30. Правая позиция – потребность опереться на авторитет. Иногда – мать, не обеспечивающая безопасности. 30а. Правая позиция с тенденцией к центру – поиск согласия с окружением. 31. Верхняя позиция (целиком в верхней четверти) – компенсация депрессии возбуждением. Нестабильность и поиск самообладания. Амбиции, желание навязать себя другим. 32. Нижняя позиция (целиком в нижней половине) – впечатление покинутости, депрессии, самообвинение, ненужность, 33. Левая и правая позиции, несколько деревьев. 34.Левая позиция, центральная и правая позиции, несколько деревьев – может быть сомнение в поведении или богатство соображения, в соответствий, с качеством линии и оригинальностью форм. 34а. Центр дерева – личный способ поиска равновесия. VII. Форма листвы 35. Маленькие букетики с кругами в 1/3 высоты ствола – нежная эмоциональность, чувствительность. 36. Маленькие букетики без кругов – фрустрированная нежность. 37. Круги в листве – словесная активность, поиск ободряющих переживаний. 38. Падающие (или упавшие) листья – чувствует себя покинутым, разочарован. 39. Опускающаяся листва – отчаяние, бессилие. 40. Листья вверх (ветви направлены к верху страницы) – порыв, энтузиазм, стремление к доминированию. 41. Листья во все стороны –ищет уверенности в разнообразных контактах. Распыляется. Возбужден. 42. Открытая листва (не замкнутая) – чувствительность к окружению, малая сопротивляемость ему. 42а. Нитевидная листва (очень похожа на запутанную нить) – ловкость, более или менее выделяющаяся в решении проблем, 43. Листва в открытых (разомкнутых) кривых линиях – принятие, открытость к другому. 43а. Листва, следующая форме страницы – немного стеснен нормами своего окружения, но подчиняется им. 44. Закрытая и открытая листва – умение получать и давать. Поиск объективности. 45. Полная, закрытая листва (замкнутая кривая) – сохранение самообладания инфантильным способом. 46. Пустая закрытая листва (пустой круг) – непроявляемая агрессивность. 47. Детали листьев, не связанных с целым (замкнутые), – инфантильные суждения, которые проводят незначимую личную точку зрения выше общепринятой. 48. Однообразные детали – тенденция к повторению. 49. Разнообразные детали в листве –разнообразит свои знания. Память. 49а. Детали на стволе – помнит о мелочах в повседневной жизни; 50. Множество серий деталей – тенденция к систематической деятельности. 51. Явное дерево, подстриженное шапкой,– круглый протуберанец, нарисованный на вершине ствола, откуда выходят ветви в разные стороны– инфантильный поиск покровительства. 52. Скрытое дерево, подстриженное шапкой (закругление есть, но не прочерчено),--- потребность в поддержке. 52а. Инфантильное дерево, подстриженное шапкой (круг на вершине ствола, лучи вокруг),– нормально для детей 7 лет. Признаки отставания – после 7 лет. 53. Ветви на одной линии – побег от неприятной реальности, приукрашивание ее или трансформация. 54. Ветви на одной и двух линиях на одном рисунке – поиск точности. Нюансы оценивания. 55. Ветви из двух линий – хорошее различение реальности. 55а. Обрезанная ветвь – аффективная травма. 56. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии + круги в листве – неудовлетворенные желания отрицаются. 57. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии – менее уязвимый, чем предыдущий, испытуемый, осознает свою неудовлетворенность. 58. Ромбы из одной и двух линий + круги – отдает отчет в том, что разделяет мечты и реальность, но требует компенсации нежности. 59. Ромбы из одной и двух линий без кругов – больше зрелости, которая помогает перенести фрустрацию. 60. Ромбы и 1/2 ромба из двух линий + круги – испытуемый осознает борьбу, разыгрывающуюся между двумя противоположными желаниями, и ищет эмоциональной компенсации, чтобы заглушить свое беспокойство. 61. Ромбы и 1/2 ромба или двух линий без кругов – умеет лучше, чем предыдущий, прятать свои сомнения в выборе занятий и хочет показаться уверенным в себе. 62. Листва в виде гирлянд (птичкой) – находится в обороне; остается вежливым и не атакует в лоб. 63. Петлевидная листва – желание пользоваться своим обаянием для победы. 64. Листва в форме кривой без множества разрывов внутри или по краям – осторожный и сдержанный, настороже. 65. Нитевидная листва – ловкость в избегании того, что не нравится. 65а. Листва с прогрессирующим расширением – поиск прогресса через улучшение. 656. Беспорядочная повторяющаяся листва: малые формы листвы, очерченные контуром, повторяющиеся на всем дереве – общая, захватывающая мысль беспокойства, тревоги. б5в. Листва, подобная вышивке – женское начало, обаяние; любезность. 65г. Переделанная листва – хочет скрыть и исправить свои ошибки, чтобы избежать возможных упреков. 65д. Листва с цветами на дереве или вне его – мягкость, сентиментальность, нежность. 65е. Утолщенные замкнутые ветви – внезапные гневные реакции, более или менее предвидимые. б5з. Плакучая ива– отсутствие смелости, мотивированное или немотивированное событиями отчаяние. 66. Листва, направленная вправо,– желание прочной поддержки и поиск позитивных контактов. 67. Листва, направленная влево,– возврат к прошлому и опыту детства. 68. Листва без четкого направления – затрудненный выбор. VIII. Штриховка 69. Зажатая штриховка, повторяющаяся в листве, на стволе, или в корнях – интерпретируется в зависимости от места штриховки: общее напряженное беспокойство. 70. Судорожная штриховка, повторяющаяся и ограниченная – акцентуация значения признака 69 + возможные гневные реакции. 71. Штриховка на стволе (судорожная, повторяющаяся, ограниченная или нет) – значительные проблемы с родителями, вызывающие беспокойство, проявляемое или нет. Аккумулируется злобность, тоска от покинутости 72. Равномерная штриховка – значимость ощущений, впечатлений. Живет в мечтах и воображает для самоутешения. 73. Черное и белое – ригидное поведение. Возмущается в случае нападок и в то же время старается во имя принципов ограничить себя. 74. Штриховка в виде петли – детская зависимость, покорность, отчаяние. 75. Прямолинейная штриховка, – желание предвидеть, любовь к планированию. 76. Нитевидная штриховка (похожа на замкнутую нить) – страх невозможности сдержать собственные агрессивные силы, беспокойство. Может разразиться гневом. 77. Штриховка в мелких деталях – повторяющиеся мечты, которые позволяют компенсировать, но не устранять грусть. 77а. Заштрихованные круги – неудовлетворенность аффективных потребностей. Проблемы по поводу пищи. IX. Ствол 78. Изолированная ветвь на стволе слева– желание быть похожим на мать или поступать так же. как она.. 79. Изолированная ветвь на стволе справа – желание быть похожим на отца, сравниваться с ним в силе. 80. Шрам на стволе – сознание пережитых провалов, которые оставили след. 81. Ствол, отделенный от листвы чертой,– чувствует воспитательное принуждение, отрицает или принимает его, 82. Ствола форме конуса – оппозиция с целью доказать свою силу. 82а. Ствол в форме раздавленного свода – сильно чувствует внешнее принуждение и «проваливается» в желание ему противиться, противостоять. 83. Листва, прерывающая ствол вогнутой кривой, – пассивность, мягкость, принятие. 84. Ствол из одной линии –отказ видеть существующую реальность и учитывать ее. 85. Ствол из двух линий, ветви из одной линии – видит реальность, но не считает ее соответствующей своим, желаниям, старается избежать ее в мечтах или игре. 86. Открытый ствол, соединенный с листвой,– хороший интеллект, нормальное развитие. 87. Ствол, входящий в листву – желание сохранить то, что имеешь, но возможно и беспокойство по поводу сексуальности. 88. Ствол, висящий над почвой, – отсутствие контакта с миром. 88а. Листва, висящая над стволом – повседневная и интеллектуальная жизнь плохо связаны). 89. Ствол, отделанный от почвы чертой, – чувствует себя изолированным, несчастным. 90. Ствол с наклоном влево отступает в страхе от нападок. 91. Ствол с наклоном вправо – ищет поддержки. 92. Ствол с разным наклоном – напряженное сомнение. Может внезапно перейти от одного состояния к противоположному. 93. Ствол, поднимающийся вверх, – дух предприимчивости. 94. Ствол, опускающийся вниз, – разочарование грусть. 95. Ствол, расширенный внизу, – поиск прочной позиции в своей среде. 96. Ствол, суженный у основания, – чувство небезопасности в окружении, которое не приносит желаемой поддержки. 96а. Ствол, «приваренный» к основанию,– изолируется и хочет укрепить свое «Я» перед миром, который признается беспокойным. X. Общая высота (страница разделена на четыре части в направлении высоты) 97. Высота 1 – зависимость, уязвимость, недоверие к себе, но возможны мечты о компенсирующем могуществе. 98. Высота 2 – зависимость и робость, менее заметные, чем предыдущие. 99. Высота 3 – хорошая адаптация в среде. 100. Высота 4 – хочет быть замеченным, значимым для других, утвердиться. 100а. Контраст высоты (варианты разных по высоте деревьев одного испытуемого) – амбивалентность в своих чувствах: утвердиться или пройти незамеченным. XI. Высота листвы (страница разделена на восемь частей в направлении высоты) 101. Листва 1-й высоты – отсутствие рефлексии и контроля. Нормально для 4 лет. 102. Листва 2-й высоты – способность размышлять над своим опытом и сдерживать свои реакции. 103. Листва 3-й высоты – хороший контроль и рефлексия. 104. Листва 4-й высоты – интериоризация, компенсаторные мечты. 105. Листва 5-й высоты -– интенсивная интеллектуальная жизнь. Подчеркивает значение 106. Листва 6-й высоты – интеллектуальное напряжение. 107. Листва 7-й высоты – высота листвы находится в прямой связи с интеллектуальным развитием и интересом к духовным объектам. Если листва занимает всю страницу или почти всю, возможен уход в мечты. Тогда нужно проследить ее связь со стволом и особенности рисунка интерпретировать в этом направлении. 108. Ствол больше листвы – живет настоящим моментом, интересуется конкретными вещами. Потребность в движении. 109. Ствол явно больше листвы, например, в 2 или 3 раза – сильно зависит от окружения, противостоит ему агрессией, сдерживаемой беспокойством. Возбудимость, импульсивность, которую трудно сдерживать. 110. Ствол равен высоте листвы – поиск равновесия. Хочет.удовлетворять требования среды. 111. Листва больше ствола – рефлексия помогает в поисках автономии и самоконтроля. Способность сдерживать свои реакции. 112. Листва явно больше ствола – высокий интеллектуальный уровень, артистические интересы. Иногда также, в зависимости от других признаков, возможность ухода в воображаемый: сказочный мир, который может привести к бреду и психозу. XII. Ширина листвы (страница разделена на четыре части в направлении ширины) 113. Ширина 1-й листвы – сомнение в своем интеллекте, позиция напряженной, судорожной защиты. 114. Ширина 2-й листвы – еще мало убежден в собственной ценности. Ставит под сомнение свой интеллект. 115. Ширина 3-й листвы – хороший интеллект, но может трудно объясняться. Дилеммы в контактах. 116. Ширина 4-й листвы – любит говорить, привлекать внимание, быть замеченным. 117. Листва первого дерева широкая, второго – узкая – проблема выбора. Недоверчивость с одновременной потребностью зависеть от других. Осознание конфликтов. 118. Листва первого дерева узкая, второго – широкая – упрямство и противодействие. Прячет свою слабость за показной силой, оставаясь внутренне напряженным к зажатым. Можно добавить поиск автономии. 119. Острая листва (узкая вершина), заканчивающаяся перевернутым V – защита от опасности, настоящей или подозреваемой, воспринимается как атака па личность. XIII. Выступающие части 120. Листва, выступающая слева,–одновременно привязанность и агрессивная оппозиция к матери, вызывающей неудовлетворенность по некоторым причинам. 121. Листва, выступающая справа,–желание воздействовать на другого, атака или защита. Избирательность в контактах. 122. Выступающий верх – хочет компенсировать чувство недостаточности желанием могущества. 123. Ствол, выступающий внизу страницы, поиск безопасности для устранения чувства покинутости. Хочет найти стабильные рамки. Потребность в нежности. 124. Маленькое дерево (1/2 клетки) и выступающий вверху страницы ствол – существует одновременно чувство «раздавленности» и поиск внешней компенсации. XIV. Характер линии 125. Расширяющиеся линии в листве – агрессивность, которая проявляется резким способом, но не в действиях, а в словах.. (Другие признаки могут помочь понять, есть ли подавление иди освобождение разрядки.) 126. Расширяющиеся линии на стволе или на почве – возможно говорит об агрессивности, пережитой или назревающей. 127. Заостренные линии в листве – агрессивная критика и возможное чувство вины (по направлению заострений) 128. Заостренные линии на стволе или на почве – разочарование в жизни. Обвинение других и себя. 129. Заостренная листва вправо и вверх.
129а. Заостренная влево листва. 130. Листва, заостренная вниз. Все заострения нужно рассматривать как агрессивность, проявляемую или скрытую, в зависимости от направления и формы линий. Имея место в листве, она больше чувствуется, чем проявляется повседневно. 131. Жирные линии в стволе–»пропитывается» средой, плохо ей сопротивляется. 132. Жирные линии в стволе и в листве – значимые впечатления препятствуют деятельности. 133. Легкие линии ствола – страх самоутвердиться и действовать свободно. 134. Легкие линии в листве– чувствительность. Поддается влиянию. 135. Прямые и четкие линии, очерчивающие ствол,– решительность, деятельность. 136. Кривые (корявые) поспешные линии, очерчивающие ствол,– ловкость, находчивость. Не задерживается на том, что печалит- 137. Кривые, медленные линии, очерчивающие ствол,– замедленная активность из-за беспокойства и чувства непреодолимости препятствий. 138. «Макаронные линии» – тенденция к скрытности с целью застать врасплох и неожиданно атаковать. Скрытый гнев. 139. Плохо выполненные исправления ствола – выявляет ошибки из-за потребности быть наказанным. Различные амбивалентности. Неблагоприятные суждения о себе. 139а. Плохо выполненные исправления на листве или корнях – то же значение, что 139. (Учитывается место, где есть исправления, для уточнения, прочувствовано это или скрыто.) 140. Хорошо выполненные исправления на стволе– поиск улучшения. Желание скрыть неблагопрнятное с целью представить то, что имеет ценность в глазах другого. 141. Изорванная линия, очерчивающая ствол,– реактивный страх реальной травмирующей ситуации. Неподвижное и немое отношение, похожее на своеобразный паралич (не путать с отношением упрямства). 142. Различные линии, очерчивающие ствол,– вариативность состояний из-за внутренних противоречий. Противостоят агрессивность и пассивность. 143. Линия с нажимом, очерчивающая ствол,– активность и самоутверждение. 144. Арки, дуги и своды в листве – скрытность, недоверчивость. 145. Прямые и четкие линии на стволе – решительность, активность. 146. Геометрические фигуры на стволе или листве – тенденция к систематизации мыслей, деятельности, по месту этих фигур на дереве. XV. Разные признаки 147. Тень от дерева на земле – доказательство некоторых тенденций, которые можно увидеть в самом изображении тени. 148. Отсутствие ветвей – трудность установления контактов. 149. Круг в основании ствола – чувствует себя защищенным и в безопасности только в узком ограниченном кругу. В данной интерпретации выбор между различными психологическими значениями признаков осуществляется в ходе сравнения различных рисунков, выполненных одним и тем же испытуемым; при этом само значение признаков в ходе анализа укрепляется, противопоставляется и уточняется.
Рассмотрим пример: Дерево нарисовано в центральной позиции, т.е. в центре страницы. Мы знаем, что эта позиция часто встречается у испытуемых, имеющих систематические привычки. Если это дерево имеет высоту, необходимо подумать, что сформулированные привычки имеют цель освободить испытуемого от сомнений в собственной значимости, так как 1-я высота указывает на слабую веру испытуемого в себя, и он часто старается компенсировать ее с помощью успокаивающих привычек. Если на выполненном рисунке листва гораздо больше ствола, то вполне возможно, что в мечтах испытуемый ищет некой компенсации. Если, наоборот, ствол больше листвы,– вера в себя возможна для него в систематически повторяющихся поступках. Если линии заострены, то у испытуемого может существовать тенденция к агрессивной критике, более или менее скрытая. Если они расширены, мы можем предложить склонность к внезапному гневу. Направление заострений или расширений укажет, на что направлена агрессивность (включая самого испытуемого, если линии направлены вниз, т.е. на себя). Комментарий к тесту Как видно из теста и приведенных вариантов изображения, существуют разные уровни анализа теста «Дерево», и для исследователя остается некая свобода выбора – что именно использовать в своей работе. Разумеется, в любом случае выбор уровня интерпретации означает необходимость критического подхода и обеспечения проверки результатов интерпретаций на валидность и надежность каждого из полученных вариантов. Полное решение этой задачи --- большая работа, которая потребует усилий многих и многих исследователей. Но одновременно это и увлекательная работа, хотя необходим огромный запас терпения. Отметим здесь, что наличие потенциального гигантского числа признаков в анализе изображения дерева ('гак же, как и других видов изображения) поначалу затрудняет работу практического психолога по использованию данного типа тестов. Понятно, что такое обилие признаков невозможно удержать в голове. Поэтому в практике зарубежных авторов весьма часто используются концепции психоанализа и психоаналитические интерпретации. Но для такого рода заключений необходимы соответствующая подготовка и значительный опыт работы с диагностическими процедурами. В нашем исследовании мы попытались выделить лишь наиболее общие признаки изображения. И сделали это сознательно-для того, чтобы дать возможность коллегам использовать опыт построения такой индивидуальной типологии, которая была получена нами в результате эмпирического исследования на большом и разнообразном контингенте испытуемых. Выделение отдельных признаков изображения и построение способов их интерпретации, по нашему мнению, является важным и нужным примером, однако недостаток научного обоснования при использовании такого рода признаков может сделать работу практического психолога недостаточно корректной.
ТЕСТ «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР» Цель применения теста: выявление индивидуально-типологический различий. Инструкция: «Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие». Материал: испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10x10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок, далее, соответственно на листе № 2 – второй, на листе № 3 – третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции данные не обрабатываются. Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человека треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни будут обозначать количество треугольников, десятки – количество кругов, единицы – количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую «формулу рисунка», по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам, которые представлены в табл. 1. Интерпретация данных. Собственные эмпирические исследования, в которых получено и проанализировано более двух тысяч рисунков, показали нам, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет выделить восемь основных типов, по которым соответствуют описанные ниже типологические характеристики. Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, использованные в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг – фигура обтекаемая, более созвучно с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, «технический модуль». Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода «систему» индивидуально-типологических различий (см. табл. 1). Таблица 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.46.136 (0.016 с.) |