Интерпретация III теста «Дерево» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интерпретация III теста «Дерево»



(комплексная, по Рене Стора; перевод с французского Н. С. Потолицыной)

Данные, представленные в исследованиях Р. Стора в 70-х –80-х годах, основаны на статистической валидизации и получены в ходе наблюдения разновозрастной группы в количестве 820 человек – от 4 до 60 лет. В варианте теста Р. Стора изображение дерева выполняется на двух сторонах одного листа. Рисующему дается следующая инструкция: «Нарисуйте дерево, любое, какое хотите, но не елку». Затем лист переворачивается и инструкция по­вторяется. (Важно отметить, что следует избегать слова «еще», которое может послужить стимулом к повторению изображе­ний предыдущего дерева.)

Рисунок 9. К интерпретации теста «Дерево»

 

Первый рисунок, по мнению Р. Стора, представляет собой реакцию испытуемого на незнакомую обстановку и отражает его усилия по самоконтролю. Второй более соответствует психологическому состоянию в привычной обстановке.

В одном из вариантов теста Р. Стора предлагает людям на втором листе нарисовать «дерево мечты» (т.е. воображаемое дерево, которое не существует в реальности). На обороте этого второго листа предлагается нарисовать дерево с закрытыми глазами. При этом считается, что «дерево мечты» позволяет выявить неудовлетворенные желания и отражает особенности компромисса между желаемым и действительным, при этом можно обнаружить тенденции удовлетворения и специфику ре­шения проблем. Дерево же, нарисованное с закрытыми глаза­ми, по мнению Р. Стора, позволяет выявить давние конфликты, детские травмы, которые могут влиять на настоящее.

Интерпретация Р. Стора основывается на особой рубрика­ции, выявленной статистически. Среди разделов этой рубрика­ции можно отметить следующие.

Семья: особенности состава, стиля воспитания, отношения с родителями, сестрами, братьями и т.д.

Аффективные реакции: веселость, грусть, пессимизм, оп­тимизм, враждебность, агрессия, нежность, ощущение побе­ды и т.п.

Интересы: интеллектуальные, художественные.

Роль в окружении: самоутверждение, оппозиция, потребность в согласии, зависимость и т.д.

Социальные отношения: общительность, замкнутость, лжи­вость

Форма деятельности: регулярность, системность, находчи­вость, медлительность и т.п.

Общий уровень развития: интеллект, внимание, память, во­ображение, прилежание.

Исходя из данной рубрикации, на основании анализа графи­ческого материала Р. Стора выделил так называемые фигуры, имеющие значение при психологической диагностике. Все фи­гуры сгруппированы по 15 категориям:

I.1–6 – свобода от инструкции;

II.6–10 – почва;

III. 10–15 – корни;

IV. 15–22 – симметрия;

V. 23–26 – кресты;

VI. 26–35 – положение на странице;

VII. 35–69 – форма листвы;

VIII. 69–78 – штриховка;

IX. 78–97 – ствол;

X. 97–101 – общая высота дерева;

XI. 101–113 – высота кроны;

XII. 113–120 – ширина кроны;

XIII. 120–125 – выступающие части;

XIV. 125–146 – особенности линий;

XV. 147–149 – разные признаки.

Интерпретация III опирается на обобщенную аналити­ческую схему рисунка дерева (рис. 10) и представляет со­бой попытку ввести в этот процесс некоторую логическую связность.

В последние годы, как мы видим тест «Дерево» претерпел существенное развитие: уточнялась его интерпретация, стаби­лизировались признаки деталей, результаты соотносились с данными основательных наблюдений.

Приводимый ниже вариант интерпретации дает в руки практическому психологу еще один подход, позволяющий уточнить и частично верифицировать те данные, которые могут быть получены в результате применения интерпретаций I и II. Их можно сопоставить с интерпретацией Коха и, как нам представ­ляется, получить более надежные сведения об особенностях лич­ности автора рисунка.

 

Рисунок 10. К тесту «Дерево»

Психологическое значение фигур (по Р. Стора)

I. «Свобода от инструкции «

· Множество деревьев (не связанных почвой – детское по­ведение; не подчиняется инструкциям).

· 2. Два дерева – может символизировать «он и другие» (см. расположение на странице и использованные фигуры).

· Разное содержание. Дополнительные объекты на рисунке дерева – воображение, эмоциональность.

· Пейзаж вокруг дерева – чувствительность.

· Поворачивание листа по горизонтали – независимый ум, признак ума, рассудительность.

II. «Основание»

6. Одной чертой – фиксируется на одной цели, принимает какой-либо приказ, указание.

7. Разные основания (разные линии особой формы) – навя­зывает себе свои правила, потребность в идеале.

7а. Несколько линий оснований до края листа – спонтан­ный контакт, неожиданное отступление. Импульсивность. Капризность.

8. Подъем основания в правый верхний угол – задор, энту­зиазм, увлеченность.

9. Основание вниз – отсутствие рвения, подавленность.. разбитость.

III. Корни

10. Корни меньше, чем ствол хочет узнать, что от него скрыто,

11. Корни на высоте ствола – любопытство, вызывающее проблемы.

12. Корни больше, чем ствол – большое любопытство, вы­зывающее тоску.

13. Корни, нарисованные одной чертой, – инфантильное поведение с желанием узнать секрет.

14. Корни, нарисованные двумя чертами, – способен разли­чать и распознавать реальность.

IV. Симметрия

15. Прямолинейная симметрия ствола. Ветви образуют пря­мой угол и расположены напротив друг друга – слиться, ка­заться в согласии с окружением.

16. Угольная симметрия. Ветви образуют со стволом острый угол, но расположены симметрично-напряженное усилие над агрессивностью.

17. Прямолинейное чередование. Ветви образуют со стволом угол в расположении поочерёдно с обеих сторон – колебание в выборе отношения к аффекту. Амбивалентность – источник внутреннего конфликта.

18. Угольное чередование – подвижность, сопровождающа­яся блокировкой. Моральные проблемы.

19. Прямоугольная симметрия листвы.

20. Угольная симметрия листвы.

21. Прямоугольное чередование листвы.

22. Угольное чередование листвы.

Примечание: наличие листвы в этих четырех фигурах, свиде­тельствует о внутренней, скрытой фантазии, наличии вообра­жения у личности, никак не проявляемого внешне.

V. Крест

23. Крест в корнях.

24. Крест в стволе.

25. Крест в листве.

Крест означает конфликт, страдание. Имеет значение и его форма.

 

VI. Расположение на странице

(страница разделена на 4 части линиями по вертикали и по горизонтали)

26. Чисто левая позиция – привязанность к прошлому, к матери к тому, что связано с ее образом. 27. Левая позиция с тенденцией к центру –двойное желание покровительства и независимости в этих рамках.

28. Центральная позиция с тенденцией влево.

29. Центральная позиция с тенденцией вправо – желание найти согласие, равновесие между собой и другими. Важен на­клон вправо или влево. При доминировании наклона слева на­право.– направленность к внешнему миру, будущему.

29а.Строго центральная позиция свидетельствует о потребности острой систематизации на основе привычек.

30. Правая позиция – потребность опереться на авторитет. Иногда – мать, не обеспечивающая безопасности.

30а. Правая позиция с тенденцией к центру – поиск согласия с окружением.

31. Верхняя позиция (целиком в верхней четверти) – ком­пенсация депрессии возбуждением. Нестабильность и поиск са­мообладания. Амбиции, желание навязать себя другим.

32. Нижняя позиция (целиком в нижней половине) – впечат­ление покинутости, депрессии, самообвинение, ненужность,

33. Левая и правая позиции, несколько деревьев.

34.Левая позиция, центральная и правая позиции, несколь­ко деревьев – может быть сомнение в поведении или богатство соображения, в соответствий, с качеством линии и оригиналь­ностью форм.

34а. Центр дерева – личный способ поиска равновесия.

VII. Форма листвы

35. Маленькие букетики с кругами в 1/3 высоты ствола – нежная эмоциональность, чувствительность.

36. Маленькие букетики без кругов – фрустрированная нежность.

37. Круги в листве – словесная активность, поиск ободряю­щих переживаний.

38. Падающие (или упавшие) листья – чувствует себя поки­нутым, разочарован.

39. Опускающаяся листва – отчаяние, бессилие.

40. Листья вверх (ветви направлены к верху страницы) – порыв, энтузиазм, стремление к доминированию.

41. Листья во все стороны –ищет уверенности в разнооб­разных контактах. Распыляется. Возбужден.

42. Открытая листва (не замкнутая) – чувствительность к окружению, малая сопротивляемость ему.

42а. Нитевидная листва (очень похожа на запутанную нить) – ловкость, более или менее выделяющаяся в решении проблем,

43. Листва в открытых (разомкнутых) кривых линиях – при­нятие, открытость к другому.

43а. Листва, следующая форме страницы – немного стеснен нормами своего окружения, но подчиняется им.

44. Закрытая и открытая листва – умение получать и давать. Поиск объективности.

45. Полная, закрытая листва (замкнутая кривая) – сохране­ние самообладания инфантильным способом.

46. Пустая закрытая листва (пустой круг) – непроявляемая агрессивность.

47. Детали листьев, не связанных с целым (замкнутые), – ин­фантильные суждения, которые проводят незначимую личную точку зрения выше общепринятой.

48. Однообразные детали – тенденция к повторению.

49. Разнообразные детали в листве –разнообразит свои зна­ния. Память.

49а. Детали на стволе – помнит о мелочах в повседневной жизни;

50. Множество серий деталей – тенденция к систематичес­кой деятельности.

51. Явное дерево, подстриженное шапкой,– круглый протуберанец, нарисованный на вершине ствола, откуда выходят вет­ви в разные стороны– инфантильный поиск покровительства.

52. Скрытое дерево, подстриженное шапкой (закругление есть, но не прочерчено),--- потребность в поддержке.

52а. Инфантильное дерево, подстриженное шапкой (круг на вершине ствола, лучи вокруг),– нормально для детей 7 лет. Признаки отставания – после 7 лет.

53. Ветви на одной линии – побег от неприятной реальнос­ти, приукрашивание ее или трансформация.

54. Ветви на одной и двух линиях на одном рисунке – поиск точности. Нюансы оценивания.

55. Ветви из двух линий – хорошее различение реальности. 55а. Обрезанная ветвь – аффективная травма.

56. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии + круги в листве – неудовлетворенные желания отрицаются.

57. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии – менее уязвимый, чем предыдущий, испытуемый, осознает свою неудовлетворенность.

58. Ромбы из одной и двух линий + круги – отдает отчет в том, что разделяет мечты и реальность, но требует компенса­ции нежности.

59. Ромбы из одной и двух линий без кругов – больше зре­лости, которая помогает перенести фрустрацию.

60. Ромбы и 1/2 ромба из двух линий + круги – испытуемый осознает борьбу, разыгрывающуюся между двумя противопо­ложными желаниями, и ищет эмоциональной компенсации, что­бы заглушить свое беспокойство.

61. Ромбы и 1/2 ромба или двух линий без кругов – умеет луч­ше, чем предыдущий, прятать свои сомнения в выборе занятий и хочет показаться уверенным в себе.

62. Листва в виде гирлянд (птичкой) – находится в обороне;

остается вежливым и не атакует в лоб.

63. Петлевидная листва – желание пользоваться своим оба­янием для победы.

64. Листва в форме кривой без множества разрывов внутри или по краям – осторожный и сдержанный, настороже.

65. Нитевидная листва – ловкость в избегании того, что не нравится.

65а. Листва с прогрессирующим расширением – поиск про­гресса через улучшение.

656. Беспорядочная повторяющаяся листва: малые формы листвы, очерченные контуром, повторяющиеся на всем дереве – общая, захватывающая мысль беспокойства, тревоги.

б5в. Листва, подобная вышивке – женское начало, обаяние;

любезность.

65г. Переделанная листва – хочет скрыть и исправить свои ошибки, чтобы избежать возможных упреков.

65д. Листва с цветами на дереве или вне его – мягкость, сен­тиментальность, нежность.

65е. Утолщенные замкнутые ветви – внезапные гневные ре­акции, более или менее предвидимые.

б5з. Плакучая ива– отсутствие смелости, мотивированное или немотивированное событиями отчаяние.

66. Листва, направленная вправо,– желание прочной под­держки и поиск позитивных контактов.

67. Листва, направленная влево,– возврат к прошлому и опыту детства.

68. Листва без четкого направления – затрудненный выбор.

VIII. Штриховка

69. Зажатая штриховка, повторяющаяся в листве, на стволе, или в корнях – интерпретируется в зависимости от места штри­ховки: общее напряженное беспокойство.

70. Судорожная штриховка, повторяющаяся и ограниченная – акцентуация значения признака 69 + возможные гневные реакции.

71. Штриховка на стволе (судорожная, повторяющаяся, ог­раниченная или нет) – значительные проблемы с родителями, вызывающие беспокойство, проявляемое или нет. Аккумулиру­ется злобность, тоска от покинутости

72. Равномерная штриховка – значимость ощущений, впе­чатлений. Живет в мечтах и воображает для самоутешения.

73. Черное и белое – ригидное поведение. Возмущается в случае нападок и в то же время старается во имя принципов ог­раничить себя.

74. Штриховка в виде петли – детская зависимость, покорность, отчаяние.

75. Прямолинейная штриховка, – желание предвидеть, лю­бовь к планированию.

76. Нитевидная штриховка (похожа на замкнутую нить) – страх невозможности сдержать собственные агрессивные силы, беспокойство. Может разразиться гневом.

77. Штриховка в мелких деталях – повторяющиеся мечты, которые позволяют компенсировать, но не устранять грусть.

77а. Заштрихованные круги – неудовлетворенность аффек­тивных потребностей. Проблемы по поводу пищи.

IX. Ствол

78. Изолированная ветвь на стволе слева– желание быть похожим на мать или поступать так же. как она..

79. Изолированная ветвь на стволе справа – желание быть похожим на отца, сравниваться с ним в силе.

80. Шрам на стволе – сознание пережитых провалов, которые оставили след.

81. Ствол, отделенный от листвы чертой,– чувствует воспи­тательное принуждение, отрицает или принимает его,

82. Ствола форме конуса – оппозиция с целью доказать свою силу.

82а. Ствол в форме раздавленного свода – сильно чувствует внешнее принуждение и «проваливается» в желание ему проти­виться, противостоять.

83. Листва, прерывающая ствол вогнутой кривой, – пассив­ность, мягкость, принятие.

84. Ствол из одной линии –отказ видеть существующую реальность и учитывать ее.

85. Ствол из двух линий, ветви из одной линии – видит ре­альность, но не считает ее соответствующей своим, желаниям, старается избежать ее в мечтах или игре.

86. Открытый ствол, соединенный с листвой,– хороший ин­теллект, нормальное развитие.

87. Ствол, входящий в листву – желание сохранить то, что имеешь, но возможно и беспокойство по поводу сексуальности.

88. Ствол, висящий над почвой, – отсутствие контакта с миром.

88а. Листва, висящая над стволом – повседневная и интел­лектуальная жизнь плохо связаны).

89. Ствол, отделанный от почвы чертой, – чувствует себя изолированным, несчастным.

90. Ствол с наклоном влево отступает в страхе от нападок.

91. Ствол с наклоном вправо – ищет поддержки.

92. Ствол с разным наклоном – напряженное сомнение. Мо­жет внезапно перейти от одного состояния к противоположному.

93. Ствол, поднимающийся вверх, – дух предприимчивости.

94. Ствол, опускающийся вниз, – разочарование грусть.

95. Ствол, расширенный внизу, – поиск прочной позиции в своей среде.

96. Ствол, суженный у основания, – чувство небезопасности в окружении, которое не приносит желаемой поддержки.

96а. Ствол, «приваренный» к основанию,– изолируется и хочет укрепить свое «Я» перед миром, который признается бес­покойным.

X. Общая высота

(страница разделена на четыре части в направлении высоты)

97. Высота 1 – зависимость, уязвимость, недоверие к себе, но возможны мечты о компенсирующем могуществе.

98. Высота 2 – зависимость и робость, менее заметные, чем предыдущие.

99. Высота 3 – хорошая адаптация в среде.

100. Высота 4 – хочет быть замеченным, значимым для дру­гих, утвердиться.

100а. Контраст высоты (варианты разных по высоте деревь­ев одного испытуемого) – амбивалентность в своих чувствах: утвердиться или пройти незамеченным.

XI. Высота листвы

(страница разделена на восемь частей в направлении высоты)

101. Листва 1-й высоты – отсутствие рефлексии и контроля. Нормально для 4 лет.

102. Листва 2-й высоты – способность размышлять над своим опытом и сдерживать свои реакции.

103. Листва 3-й высоты – хороший контроль и рефлексия.

104. Листва 4-й высоты – интериоризация, компенсаторные мечты.

105. Листва 5-й высоты -– интенсивная интеллектуальная жизнь. Подчеркивает значение

106. Листва 6-й высоты – интеллектуальное напряжение.

107. Листва 7-й высоты – высота листвы находится в пря­мой связи с интеллектуальным развитием и интересом к духов­ным объектам. Если листва занимает всю страницу или почти всю, возможен уход в мечты. Тогда нужно проследить ее связь со стволом и особенности рисунка интерпретировать в этом направлении.

108. Ствол больше листвы – живет настоящим моментом, интересуется конкретными вещами. Потребность в движении.

109. Ствол явно больше листвы, например, в 2 или 3 раза – сильно зависит от окружения, противостоит ему агрессией, сдерживаемой беспокойством. Возбудимость, импульсивность, ко­торую трудно сдерживать.

110. Ствол равен высоте листвы – поиск равновесия. Хочет.удовлетворять требования среды.

111. Листва больше ствола – рефлексия помогает в поисках ав­тономии и самоконтроля. Способность сдерживать свои реакции.

112. Листва явно больше ствола – высокий интеллектуальный уровень, артистические интересы. Иногда также, в зависимости от других признаков, возможность ухода в воображаемый: сказочный мир, который может привести к бреду и психозу.

XII. Ширина листвы

(страница разделена на четыре части в направлении ширины)

113. Ширина 1-й листвы – сомнение в своем интеллекте, позиция напряженной, судорожной защиты.

114. Ширина 2-й листвы – еще мало убежден в собственной ценности. Ставит под сомнение свой интеллект.

115. Ширина 3-й листвы – хороший интеллект, но может трудно объясняться. Дилеммы в контактах.

116. Ширина 4-й листвы – любит говорить, привлекать вни­мание, быть замеченным.

117. Листва первого дерева широкая, второго – узкая – проблема выбора. Недоверчивость с одновременной потребно­стью зависеть от других. Осознание конфликтов.

118. Листва первого дерева узкая, второго – широкая – упрямство и противодействие. Прячет свою слабость за показ­ной силой, оставаясь внутренне напряженным к зажатым. Мож­но добавить поиск автономии.

119. Острая листва (узкая вершина), заканчивающаяся пере­вернутым V – защита от опасности, настоящей или подозрева­емой, воспринимается как атака па личность.

XIII. Выступающие части

120. Листва, выступающая слева,–одновременно привязан­ность и агрессивная оппозиция к матери, вызывающей неудов­летворенность по некоторым причинам.

121. Листва, выступающая справа,–желание воздействовать на другого, атака или защита. Избирательность в контактах.

122. Выступающий верх – хочет компенсировать чувство недостаточности желанием могущества.

123. Ствол, выступающий внизу страницы, поиск безопасно­сти для устранения чувства покинутости. Хочет найти стабиль­ные рамки. Потребность в нежности.

124. Маленькое дерево (1/2 клетки) и выступающий вверху страницы ствол – существует одновременно чувство «раздав­ленности» и поиск внешней компенсации.

XIV. Характер линии

125. Расширяющиеся линии в листве – агрессивность, кото­рая проявляется резким способом, но не в действиях, а в словах.. (Другие признаки могут помочь понять, есть ли подавление иди освобождение разрядки.)

126. Расширяющиеся линии на стволе или на почве – воз­можно говорит об агрессивности, пережитой или назревающей.

127. Заостренные линии в листве – агрессивная критика и возможное чувство вины (по направлению заострений)

128. Заостренные линии на стволе или на почве – разочаро­вание в жизни. Обвинение других и себя.

129. Заостренная листва вправо и вверх.

 

129а. Заостренная влево листва.

130. Листва, заостренная вниз.

Все заострения нужно рассматривать как агрессивность, про­являемую или скрытую, в зависимости от направления и фор­мы линий. Имея место в листве, она больше чувствуется, чем проявляется повседневно.

131. Жирные линии в стволе–»пропитывается» средой, пло­хо ей сопротивляется.

132. Жирные линии в стволе и в листве – значимые впечат­ления препятствуют деятельности.

133. Легкие линии ствола – страх самоутвердиться и дей­ствовать свободно.

134. Легкие линии в листве– чувствительность. Поддается влиянию.

135. Прямые и четкие линии, очерчивающие ствол,– реши­тельность, деятельность.

136. Кривые (корявые) поспешные линии, очерчивающие ствол,– ловкость, находчивость. Не задерживается на том, что печалит-

137. Кривые, медленные линии, очерчивающие ствол,– за­медленная активность из-за беспокойства и чувства непреодо­лимости препятствий.

138. «Макаронные линии» – тенденция к скрытности с це­лью застать врасплох и неожиданно атаковать. Скрытый гнев.

139. Плохо выполненные исправления ствола – выявляет ошибки из-за потребности быть наказанным. Различные амби­валентности. Неблагоприятные суждения о себе.

139а. Плохо выполненные исправления на листве или кор­нях – то же значение, что 139. (Учитывается место, где есть ис­правления, для уточнения, прочувствовано это или скрыто.)

140. Хорошо выполненные исправления на стволе– поиск улучшения. Желание скрыть неблагопрнятное с целью предста­вить то, что имеет ценность в глазах другого.

141. Изорванная линия, очерчивающая ствол,– реактивный страх реальной травмирующей ситуации. Неподвижное и немое отношение, похожее на своеобразный паралич (не путать с от­ношением упрямства).

142. Различные линии, очерчивающие ствол,– вариатив­ность состояний из-за внутренних противоречий. Противосто­ят агрессивность и пассивность.

143. Линия с нажимом, очерчивающая ствол,– активность и самоутверждение.

144. Арки, дуги и своды в листве – скрытность, недоверчивость.

145. Прямые и четкие линии на стволе – решительность, ак­тивность.

146. Геометрические фигуры на стволе или листве – тенден­ция к систематизации мыслей, деятельности, по месту этих фи­гур на дереве.

XV. Разные признаки

147. Тень от дерева на земле – доказательство некоторых тенденций, которые можно увидеть в самом изображении тени.

148. Отсутствие ветвей – трудность установления контактов.

149. Круг в основании ствола – чувствует себя защищенным и в безопасности только в узком ограниченном кругу.

В данной интерпретации выбор между различными психо­логическими значениями признаков осуществляется в ходе срав­нения различных рисунков, выполненных одним и тем же испы­туемым; при этом само значение признаков в ходе анализа ук­репляется, противопоставляется и уточняется.

 

Рассмотрим пример:

Дерево нарисовано в центральной позиции, т.е. в центре стра­ницы. Мы знаем, что эта позиция часто встречается у испытуе­мых, имеющих систематические привычки. Если это дерево име­ет высоту, необходимо подумать, что сформулированные при­вычки имеют цель освободить испытуемого от сомнений в собственной значимости, так как 1-я высота указывает на сла­бую веру испытуемого в себя, и он часто старается компенсиро­вать ее с помощью успокаивающих привычек.

Если на выполненном рисунке листва гораздо больше ствола, то вполне возможно, что в мечтах испытуемый ищет некой ком­пенсации. Если, наоборот, ствол больше листвы,– вера в себя воз­можна для него в систематически повторяющихся поступках.

Если линии заострены, то у испытуемого может существо­вать тенденция к агрессивной критике, более или менее скры­тая. Если они расширены, мы можем предложить склонность к внезапному гневу. Направление заострений или расширений укажет, на что направлена агрессивность (включая самого ис­пытуемого, если линии направлены вниз, т.е. на себя).

Комментарий к тесту

Как видно из теста и приведенных вариантов изображения, существуют разные уровни анализа теста «Дерево», и для ис­следователя остается некая свобода выбора – что именно ис­пользовать в своей работе. Разумеется, в любом случае выбор уровня интерпретации означает необходимость критического подхода и обеспечения проверки результатов интерпретаций на валидность и надежность каждого из полученных вариантов. Полное решение этой задачи --- большая работа, которая по­требует усилий многих и многих исследователей. Но одновре­менно это и увлекательная работа, хотя необходим огромный запас терпения.

Отметим здесь, что наличие потенциального гигантского числа признаков в анализе изображения дерева ('гак же, как и других видов изображения) поначалу затрудняет работу прак­тического психолога по использованию данного типа тестов. Понятно, что такое обилие признаков невозможно удержать в голове. Поэтому в практике зарубежных авторов весьма часто используются концепции психоанализа и психоаналитические интерпретации. Но для такого рода заключений необходимы соответствующая подготовка и значительный опыт работы с диагностическими процедурами.

В нашем исследовании мы попытались выделить лишь наи­более общие признаки изображения. И сделали это сознатель­но-для того, чтобы дать возможность коллегам использовать опыт построения такой индивидуальной типологии, которая была получена нами в результате эмпирического исследования на большом и разнообразном контингенте испытуемых. Выде­ление отдельных признаков изображения и построение спосо­бов их интерпретации, по нашему мнению, является важным и нужным примером, однако недостаток научного обоснования при использовании такого рода признаков может сделать ра­боту практического психолога недостаточно корректной.

 

 

ТЕСТ «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

Цель применения теста: выявление индивидуально-типологический различий.

Инструкция: «Вам нужно нарисовать фигуру человека, со­ставленную из 10 элементов, среди которых могут быть треу­гольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или умень­шать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, на­кладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количе­ство фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами исполь­зовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать не­достающие».

Материал: испытуемым предлагается три листа бумаги раз­мером 10x10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок, далее, соответ­ственно на листе № 2 – второй, на листе № 3 – третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нару­шении инструкции данные не обрабатываются.

Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении чело­века треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чи­сел, где сотни будут обозначать количество треугольников, де­сятки – количество кругов, единицы – количество квадра­тов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую «фор­мулу рисунка», по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам, которые представлены в табл. 1.

Интерпретация данных. Собственные эмпирические иссле­дования, в которых получено и проанализировано более двух ты­сяч рисунков, показали нам, что соотношение различных элемен­тов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет выделить восемь основных типов, по которым соответствуют опи­санные ниже типологические характеристики.

Интерпретация теста основана на том, что геометричес­кие фигуры, использованные в рисунках, различаются по се­мантике. Треугольник обычно относят к «острой», «наступа­тельной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг – фи­гура обтекаемая, более созвучно с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем других, поэтому квадрат, прямо­угольник интерпретируются как специфически техническая кон­структивная фигура, «технический модуль».

Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода «систему» индиви­дуально-типологических различий (см. табл. 1).

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.094 с.)