Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конвенциональная социограмма,

Поиск

Изображающая отношения в группе из 11 человек

 

Если, например, два индивида, А и Г, выбрали друг друга в первую очередь, то расстояние между изображающими их кружочками на рисунке должно быть минимальным; если индивид Д выбрал А в третью очередь, то длина стрелки, соединяющей А и Д, должна быть примерно в три раза больше, чем длина стрелки, соединяющей А и Г.

 


Социограмма-мишень,

Изображающая взаимоотношения в группе из 11 человек

 

Второй тип групповой социограммы – социограмма-мишень – представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т.п.).

 

Дифференциальная социограмма

 

Существует еще один вариант социограммы-мишени, учитывающий статистическую значимость количества полученных выборов. Испытуемые, получившие достоверно большее, чем у других, количество выборов, располагаются в центре социограммы – «звезды». Индивиды, количество выборов которых не достигает верхней границы, находятся во второй окружности – «предпочитаемые»; если количество выборов равно или меньше нижней границы, – в третьей окружности – «игнорируемые»; если выборы отсутствуют, то – «изолированные» – располагаются в пределах самой большой окружности. Для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе нередко строят индивидуальные социограммы, которые изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.


Полезной для анализа взаимоотношений в группе будет социометрическая карта-монограмма, изображающая отношения каждого члена группы с остальными ее участниками. Карта-монограмма содержит количество ячеек, численно равное количеству членов группы. Все ячейки нумеруются в нижнем левом углу, в них заносятся фамилии индивидов. В каждой ячейке, закрепленной за конкретным индивидом, изображаются выборы, которые сделаны им и адресованы ему.

 

18→°→12 1. Андреев 11←°→31 4. Гаврилова     7.  
32←°↔17 2. Борисов 21→°←11 5. Денисов     8.  
26→°→16 3. Петров     6. Гусев     9.  

Карта-монограмма

В карте-монограмме дается социометрический срез группы в индивидуально-детализированном виде. Типичные социометрические связи.

1. Взаимные:

а) парные – когда индивид находится во взаимных отношениях не более чем с одним членом группы;

б) групповые – включающие взаимные выборы с двумя и более членами группы.

2. Односторонние:

а) изолированные – сам индивид выбирает других, а его не выбирает никто;

б) блуждающие – индивида выбирают одни члены группы, а сам он выбирает совершенно других;

в) обособленные – индивиду отдают предпочтение, а сам он никого не выбирает.

Социометрические данные можно представить в виде индексов. Простейшим индексом является среднее число выборов или отклонений, полученных индивидом в группе. Полезную информацию о социометрическом статусе индивида можно получить вычитанием количества полученных им отклонений из числа полученных им выборов или делением количества выборов на количество отклонений.

Всесторонний анализ статуса индивида в группе можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) взаимных отклонений.

Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе) или «–» (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида «+, +, +, –, +, –» будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (Куд) своим положением в группе:

Куд = число взаимных выборов
число выборов, сделанных данным человеком

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд = °/3 = 0.

Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим показателем считается «индекс изоляции» – процент людей, лишенных выборов в группе.

Социометрические индексы

Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена; объема интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i – выбираемый, j – он же выбирающий, ij – совмещение ролей.

Индекс социометрического статуса i -члена группы определяется по формуле:

Ci = N (Ri+ + Ri)
i = 1
N – 1

где Ci – социометрический статус i -члена, Ri – полученные i -членом выборы, – знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i -члена, N – число членов группы.

Социометрический статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом – индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры – это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко – либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Возможен расчет Ci+ – положительного и Ci – отрицательного статуса в группах малой численности (N).

Индекс эмоциональной экспансивности j -члена группы высчитывается по формуле:

Ej = N (Rj+ + Rj )
j = 1
N – 1

где Ej – эмоциональная экспансивность j -члена, R – сделанные j -членом выборы (+, –).

С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.

Из Г.С.И. наиболее важными являются:

Индекс эмоциональной экспансивности группы. Высчитывается по формуле:

Ag = N ( N Rj(+,–))
j = 1 j = 1
N

где Agэкспансивность группы, N – число членов группы.

Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).

Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле:

Gg = N ( N Aij+)
ij = 1 ij = 1
½ N (N – 1)

где Gg – взаимность в группе по результатам положительных выборов, Aij+ – число положительных взаимных связей в группе, N – число членов группы.

Надежность рассмотренной процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях; особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Референтометрия

Для определения круга лиц, чье мнение важно для данного индивида и группы в целом, разработана методика «Референтометрия».

На первом этапе эксперимента, результаты которого представляют и самостоятельный интерес, члены группы производят взаимооценки друг друга по определенному набору качеств, например: умный, добрый, веселый, честный, смелый, общительный, эрудированный, физически сильный, выдержанный, внешне привлекательный, скромный, энергичный, трудолюбивый, властный, уверенный в себе, отзывчивый и т.п. На специальных опросных листах перечислены фамилии членов группы, а по горизонтали вверху – качества, подлежащие оценке. Оценка степени выраженности у других членов группы предложенных качеств личности производится по пятибалльной шкале, градуированной от 1 (полное отсутствие у оцениваемого испытуемого данного качества) до 5 (яркая выраженность данного качества).

Затем членов группы просят представить, что их группа подлежит расформированию, и каждый член группы должен отметить знаком «+» три-пять членов своей группы, с которыми он особенно хотел бы взаимодействовать дальше, и знаком «–» тех три-пять человек, с которыми он мог бы в случае необходимости расстаться без сожалений.

Через несколько дней начинается основной этап: он проводится в процессе индивидуальной беседы экспериментатора с каждым испытуемым, в ходе которой дают понять, что ему предоставят возможность ознакомиться с некоторыми оценками, которые ему дали товарищи по группе. «Чье мнение о себе Вам хотелось бы узнать в первую очередь?» Далее выясняются еще две фамилии. Эти данные заносятся в таблицу.

 

Кто выбирает Мнение кого выбирают
1 2 3 4 5 6 …20
1. Андреев     2        
2. Гусев 1            
3. Котов   2          
4. Белов              
             
20. Яковлев 3       2 1  
Количество полученных выборов 2 1 1 0 1 1  
Статус              

 

Экспериментатор знакомит каждого с опросными листами выбранных им трех испытуемых при условии, что лицо, чей опросный лист захотел посмотреть испытуемый, не возражает против того, чтобы его оценки стали известны кому-либо в группе. Если человек не хочет, чтобы его опросный лист был показан тем товарищам, которые захотят его посмотреть, то экспериментатор должен строго соблюдать правило неразглашения данных, сославшись на нежелание автора их публиковать.

При обработке результатов подсчитывается количество полученных выборов, определяется референтометрический статус по формуле (1):

 

Сi = 3K1i + 2K2i + 3K3i
3 (M – 1)

где Сi – референтометрический статус 1-го члена группы; K1i – количество первых выборов, полученных 1-м членом; K2i – количество вторых выборов, полученных 1-м членом; K3i – количество третьих выборов, полученных 1-м членом; М – количество членов в исследованной группе.

По данным эксперимента рисуется карта референтометрической дифференциации с выделением «звезд», «предпочитаемых», «пренебрегаемых» и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.24.228 (0.009 с.)