Методика изучения мотивационного ядра межличностных выборов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика изучения мотивационного ядра межличностных выборов



Для уточнения мотивации, критериев выбора предпочитаемых товарищей могут использоваться результаты первого этапа референтометрической методики.

На основе информации о том, с кем предпочли бы взаимодействовать в дальнейшем (в случае расформирования группы), а с кем бы предпочли расстаться, выделяется группа «выбранных» и группа «отверженных» членов на основе вычисления социометрического статуса по формуле (1). Далее вычисляется взвешенная групповая оценка для каждого испытуемого по каждому оцениваемому качеству по формуле:

Qj = N – 1 di
––––
i = 1 N – 1

где Qj – взвешенная групповая оценка, полученная индивидом от всех оценивающих его членов группы; di – балл, приписываемый данному индивиду (j) другим индивидом (i); N – количество членов в группе.

На следующем этапе анализа экспериментальных данных возможно применение двух подходов:

1) Вычисляется среднеарифметическое значение проявления оцениваемых качеств (Mi) в группе «выбранных» для дальнейшего взаимодействия и в группе «отверженных» (mi). Затем рассчитываются коэффициенты К «силы» мотива (качества), определяющие выбор предпочтения:

Ki = Mi – mi
Mi + mi

Чем больше значение коэффициента Ki, тем более важно, значимо соответствующее качество, тем более сильно оно влияет на положение человека в данном коллективе.

2) Производится ранжировка членов группы в порядке предпочтительности от наиболее желательных до наименее желательных (с учетом их социометрического статуса), затем осуществляется многократное ранжирование членов группы по оцениваемым качествам с точки зрения степени выраженности у них соответствующих качеств. После процедуры ранжирования производится парная корреляция рядов, упорядоченных по отдельным оцениваемым качествам, с тем исходным рядом, который получен при анализе предпочтительности дальнейшего взаимодействия. Используется коэффициент ранговой корреляции по Спирмену:

r = 1 – 6 ∑ di2
n (n x n – 1)

где di2 = (X1 – X2)2 – возведенные в квадрат разности рангов одних и тех же испытуемых, ранжированных по выборам предпочтения (отклонения) и по одному из качеств: X1 – ранг соответствующего испытуемого по выборам предпочтения для взаимодействия; X2 – ранг того же испытуемого в ранжированном ряду по соответствующему качеству; n – количество людей в ранжированном ряду. Высокие и статистически значимые коэффициенты корреляции позволяют принять как достоверную гипотезу положение о том, что соответствующие личностные качества определяют индивидуальную и групповую предпочтительность в исследованной группе. Набор качеств, которым соответствуют наиболее высокие коэффициенты корреляции, и представляет собой мотивационное ядро межличностного выбора.

Рассмотренная методика может быть применена как для анализа групповых критериев предпочтительности, определяющих в зависимости от наличия или отсутствия каких качеств человек занимает благоприятное либо неблагоприятное положение в коллективе, имеет высокий или низкий статус, так и для анализа критериев индивидуальной предпочтительности, определяющей, почему такой-то член группы предпочитает или отвергает конкретного другого.

Ф.И.О. добрый общи- тельный умный честный веселый внешне привлека-тельный выдержка
+ Андреев              
+ Григорьев              
+ Котов              
+ Романов              
Среднее Mi 3,5 4,75 4,25 3,75 3,75 3,75 4,25
– Белов              
– Лебедев              
– Яковлев              
Среднее mi 3,3 2,7   3,7 3,7    
Коэффициент силы Ki 0,27 0,15 0,04 0,0007 0,11 0,15

 

Ф.И.О. ранг предпо-чтения Оцениваемые качества личности, ранг по Qi
веселый добрый отзыв-чивый актив-ный
Андреев            
Григорьев            

Примечание: для Mi меньше 3,6 коэффициент не рассчитывается.

 

Определение индекса групповой сплоченности Сишора

Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.

 

Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма: +19 баллов, минимальная: -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

5. Живу и существую отдельно от нее (1).

6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

1. Да, очень хотел бы перейти (1).

2. Скорее перешел бы, чем остался (2).

3. Не вижу никакой разницы (3).

4. Скорее всего остался бы в своей группе (4).

5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

6. Не знаю, трудно сказать (1).

3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3. Хуже, чем в большинстве классов (1).

4. Не знаю, трудно сказать (1).

4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

4. Не знаю. (1)

5. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

4. Не знаю (1).

 

Уровни групповой сплоченности

1. 15,1 баллов и выше – высокая;

2. 11,6 – 15 балла – выше средней;

3. 7- 11,5 – средняя;

4. 4 – 6,9 – ниже средней;

5. 4 и ниже – низкая.

Определение ролевых позиций в межличностных отношениях (по Э.Берну)

Назначение и инструкция: Согласно Э.Берну, обращаясь к другому человеку, мы выбираем одно из возможных состояний нашего «Я»: состояние «Родителя», «Взрослого» или «Ребенка». Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в вашем поведении. Для этого оцените приведенные утверждения в баллах от 0 до 10.

 

Опросник

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, что мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Как и многие люди, я бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети безусловно должны следовать указаниям родителей.

16. Я увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.

 

Оценка результатов

Подсчитайте сумму баллов отдельно по строкам таблицы:

 

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 Дитя (Д)
2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 Взрослый (В)
3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 Родитель (Р)

 

Расположите соответствующие символы в порядке убывания их значения. Если у вас получилась формула ВДР, то вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и нравоучениям. Постарайтесь сохранить эти качества.

Если получили формулу РДВ, то для вас характерны категоричность и самоуверенность. Кроме того, «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Поэтому таким людям желательно работать не с людьми, а с машинами, кульманом, этюдником и т.п.

Если на первом месте в формуле Д, то это вполне приемлемый вариант для научной работы. Но детская непосредственность хороша только до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то пора свои эмоции взять под контроль.

 

 

Самооценка направленности контакта

Назначение теста

Диагностика стиля поведения в общении.

Инструкция к тесту

Из двух вариантов формулировок каждого утверждения вам следует выбрать предпочтительный.

Модификация: предпочтительное утверждение нужно оценить в «4» или «3» балла, а непредпочитаемый в «2» или «1» балл в зависимости от степени вашего согласия с ним (4 – полностью согласен, 1 – полностью несогласен)

Тестовый материал

Вариант «а» Вариант «б»
  Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Я обычно обращаю внимание на моменты согласия во мнениях, а не на расхождение их в решении спорных вопросов.
  Я стараюсь находить компромиссные решения вопросов. Все интересы других людей и все мои интересы одинаково значимы.
  Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Иногда стоит пожертвовать своими интересами ради интересов других людей.
  Стараясь найти компромиссное решение, я могу поступиться чувствами и того же ожидаю от других. В решении проблем я предпочитаю не задевать чувств других людей.
  Напряженные ситуации я предпочитаю не игнорировать, а разрешать их, находя поддержку других людей. Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
  Я предпочитаю не иметь для себя неприятностей на работе. Я предпочитаю добиваться своего, не обращая внимания на возможные неприятности.
  Лучше отложить решение спорного вопроса ради позднейшего окончательного его разрешения. В решении спорных вопросов я могу уступить ради других своих выгод и скорейшего выхода из спора.
  Обычно я настойчив в своих стремлениях добиться своего. Прежде чем добиваться своего, лучше еще раз определиться в сути спорных вопросов.
  В решении вопросов можно пренебречь какими-либо разногласиями, они не стоят волнений. При наличии разногласий стоит и поволноваться, лишь бы добиться утверждения своего мнения.
  Добиваясь своего, необходимо твердо отстаивать свои позиции. В сложных ситуациях лучше поискать компромиссных решений.
  В осложнившихся отношениях с другими людьми, главное – определить суть затронутых интересов. В сложных ситуациях главное – это успокоить других людей и сохранить нормальные отношения.
  В решении проблем лучше избегать спорных позиций, и я стараюсь следовать этому правилу. Другие люди могут в чем-то и оставаться при своем мнении, но лишь продвигаясь ко мне навстречу.
  Среднюю позицию в споре я считаю лучшей. В споре я настаиваю, чтобы все делалось по-моему.
  Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его мнении по этому поводу. Я стремлюсь показать другим логику и преимущества моих взглядов.
  Успокаивая другого человека, я стараюсь сохранить обычные с ним отношения. Я предпочитаю сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
  Имея собственное мнение по какому-то вопросу, я стараюсь не задевать чувства других людей. Имея по какому-то вопросу собственное мнение, я стараюсь убедить других людей в его преимуществах.
  Несмотря на напряженность отношений, я настойчиво добиваюсь своего. Я предпочитаю сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности отношений.
  Если в этом состоит счастье другого, я позволю ему настоять на своем • мнении. Я предоставляю другому возможность сохранить свое мнение, если он готов поступить точно так же.
  В споре я немедленно стремлюсь определиться в его сути. В решении спорных вопросов я склонен повременить до окончательного их разрешения.
  Лучше всего немедленно преодолеть возникшие разногласия. Лучше всего поискать какого-либо равновесия потерь и выгод обеих сторон в преодолении разногласий.
  При ведении переговоров стоит быть тактичным к другому. При ведении переговоров лучше всего – прямое обсуждение проблем.
  В переговорах лучше стремиться к поиску средней позиции. В переговорах лучше отстаивать собственную позицию.
  Я склонен заботиться об удовлетворении желаний обеих сторон, несмотря на разногласия. В решении проблем я готов предоставить другим улаживать возникшие разногласия.
  Если другому кажется важным его мнение, я могу в чем-то ему уступить. В споре я склонен убеждать других пойти на компромисс.
  Необходимо убеждать других в своей правоте. Необходимо быть внимательным к доводам других.
  Средняя точка зрения, как правило, самая лучшая. Лучше всего удовлетворить интересы всех сторон в общей их точке.
  Самое лучшее – вовсе избежать споров. Можно и поспорить вначале, но если другому это важно, согласиться затем спим.
  Я предпочитаю добиваться своего самостоятельно. Я предпочитаю улаживать отношения с другими с их помощью.
  В разногласиях следует всегда искать их разрешения в поиске «золотой» середины. При наличии разногласий не всегда стоит из-за них волноваться.
  Важно не столько добиться успехов в переговорах, сколько при этом не задеть чувств других людей. Следует совместно добиваться успехов в переговорах и для этого вырабатывать подходящее мнение, а не заботиться о переживаниях.

Ключ к тесту

1. Соперничество: 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а.

2. Сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.

3. Избегание: 1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 23б, 27а, 29б, 7б.

4. Приспособление: 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.

5. Компромисс: 2а, 4а, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 21а, 22а, 24б, 26а, 29а.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.04 с.)