Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика изучения мотивационного ядра межличностных выборовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для уточнения мотивации, критериев выбора предпочитаемых товарищей могут использоваться результаты первого этапа референтометрической методики. На основе информации о том, с кем предпочли бы взаимодействовать в дальнейшем (в случае расформирования группы), а с кем бы предпочли расстаться, выделяется группа «выбранных» и группа «отверженных» членов на основе вычисления социометрического статуса по формуле (1). Далее вычисляется взвешенная групповая оценка для каждого испытуемого по каждому оцениваемому качеству по формуле:
где Qj – взвешенная групповая оценка, полученная индивидом от всех оценивающих его членов группы; di – балл, приписываемый данному индивиду (j) другим индивидом (i); N – количество членов в группе. На следующем этапе анализа экспериментальных данных возможно применение двух подходов: 1) Вычисляется среднеарифметическое значение проявления оцениваемых качеств (Mi) в группе «выбранных» для дальнейшего взаимодействия и в группе «отверженных» (mi). Затем рассчитываются коэффициенты К «силы» мотива (качества), определяющие выбор предпочтения:
Чем больше значение коэффициента Ki, тем более важно, значимо соответствующее качество, тем более сильно оно влияет на положение человека в данном коллективе. 2) Производится ранжировка членов группы в порядке предпочтительности от наиболее желательных до наименее желательных (с учетом их социометрического статуса), затем осуществляется многократное ранжирование членов группы по оцениваемым качествам с точки зрения степени выраженности у них соответствующих качеств. После процедуры ранжирования производится парная корреляция рядов, упорядоченных по отдельным оцениваемым качествам, с тем исходным рядом, который получен при анализе предпочтительности дальнейшего взаимодействия. Используется коэффициент ранговой корреляции по Спирмену:
где di2 = (X1 – X2)2 – возведенные в квадрат разности рангов одних и тех же испытуемых, ранжированных по выборам предпочтения (отклонения) и по одному из качеств: X1 – ранг соответствующего испытуемого по выборам предпочтения для взаимодействия; X2 – ранг того же испытуемого в ранжированном ряду по соответствующему качеству; n – количество людей в ранжированном ряду. Высокие и статистически значимые коэффициенты корреляции позволяют принять как достоверную гипотезу положение о том, что соответствующие личностные качества определяют индивидуальную и групповую предпочтительность в исследованной группе. Набор качеств, которым соответствуют наиболее высокие коэффициенты корреляции, и представляет собой мотивационное ядро межличностного выбора. Рассмотренная методика может быть применена как для анализа групповых критериев предпочтительности, определяющих в зависимости от наличия или отсутствия каких качеств человек занимает благоприятное либо неблагоприятное положение в коллективе, имеет высокий или низкий статус, так и для анализа критериев индивидуальной предпочтительности, определяющей, почему такой-то член группы предпочитает или отвергает конкретного другого.
Примечание: для Mi меньше 3,6 коэффициент не рассчитывается.
Определение индекса групповой сплоченности Сишора Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.
Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма: +19 баллов, минимальная: -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно. 1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе? 1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5). 2. Участвую в большинстве видов деятельности (4). 3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3). 4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2). 5. Живу и существую отдельно от нее (1). 6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1). 2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)? 1. Да, очень хотел бы перейти (1). 2. Скорее перешел бы, чем остался (2). 3. Не вижу никакой разницы (3). 4. Скорее всего остался бы в своей группе (4). 5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5). 6. Не знаю, трудно сказать (1). 3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы? 1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3). 2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2). 3. Хуже, чем в большинстве классов (1). 4. Не знаю, трудно сказать (1). 4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством? 1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3). 2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2). 3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1). 4. Не знаю. (1) 5. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе? 1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3). 2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2). 3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1). 4. Не знаю (1).
Уровни групповой сплоченности 1. 15,1 баллов и выше – высокая; 2. 11,6 – 15 балла – выше средней; 3. 7- 11,5 – средняя; 4. 4 – 6,9 – ниже средней; 5. 4 и ниже – низкая. Определение ролевых позиций в межличностных отношениях (по Э.Берну) Назначение и инструкция: Согласно Э.Берну, обращаясь к другому человеку, мы выбираем одно из возможных состояний нашего «Я»: состояние «Родителя», «Взрослого» или «Ребенка». Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в вашем поведении. Для этого оцените приведенные утверждения в баллах от 0 до 10.
Опросник 1. Мне порой не хватает выдержки. 2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять. 3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей. 4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях. 5. Меня провести нелегко. 6. Мне бы понравилось быть воспитателем. 7. Бывает, что мне хочется подурачиться, как маленькому. 8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события. 9. Каждый должен выполнять свой долг. 10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется. 11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия. 12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить. 13. Как и многие люди, я бываю обидчив. 14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе. 15. Дети безусловно должны следовать указаниям родителей. 16. Я увлекающийся человек. 17. Мой основной критерий оценки человека – объективность. 18. Мои взгляды непоколебимы. 19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать. 20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны. 21. Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.
Оценка результатов Подсчитайте сумму баллов отдельно по строкам таблицы:
Расположите соответствующие символы в порядке убывания их значения. Если у вас получилась формула ВДР, то вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и нравоучениям. Постарайтесь сохранить эти качества. Если получили формулу РДВ, то для вас характерны категоричность и самоуверенность. Кроме того, «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Поэтому таким людям желательно работать не с людьми, а с машинами, кульманом, этюдником и т.п. Если на первом месте в формуле Д, то это вполне приемлемый вариант для научной работы. Но детская непосредственность хороша только до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то пора свои эмоции взять под контроль.
Самооценка направленности контакта Назначение теста Диагностика стиля поведения в общении. Инструкция к тесту Из двух вариантов формулировок каждого утверждения вам следует выбрать предпочтительный. Модификация: предпочтительное утверждение нужно оценить в «4» или «3» балла, а непредпочитаемый в «2» или «1» балл в зависимости от степени вашего согласия с ним (4 – полностью согласен, 1 – полностью несогласен) Тестовый материал
Ключ к тесту 1. Соперничество: 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а. 2. Сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б. 3. Избегание: 1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 23б, 27а, 29б, 7б. 4. Приспособление: 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а. 5. Компромисс: 2а, 4а, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 21а, 22а, 24б, 26а, 29а.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.26.204 (0.012 с.) |