Методика диагностики отношения к болезни ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика диагностики отношения к болезни ребенка



(В.Е. Каган, И.П. Журавлева)

Назначение теста. Опросник может использоваться в индивидуальной и семейной диагностике отношения взрослых членов семьи к болезни ребенка, оценки эффективности семейной психотерапии, в консультативной работе, а также в научно-практической работе для изучения отношения к болезни ребенка в зависимости от заболевания, типа лечения (амбулаторное, стационарное, полустационарное, санаторное), культурного уровня семьи, качества семейных отношений, мало- и многодетности семьи и т.д. Может быть полезен при изучении формирования здорового образа жизни, формирования и особенностей психосоматических отношений.

Описание теста. Опросник для диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР) состоит из 40 пунктов-утверждений, согласие испытуемых с которыми оценивается по 6-балльной шкале.

С целью балансировки опросника, повышающей достоверность результатов:

1) утверждения даны в виде эмоционально-позитивных и эмоционально-негативных суждений;

2) формулируются в 1 и 3 лице;

3) выражают одно и то же качество через отрицательные и через утвердительные ответы.

Инструкция к тесту

Определите свое отношение к приведенным ниже утверждениям используя следующую шкалу:

-3 – совершенно не согласен;

-2 – не согласен;

-1 – скорее не согласен, чем согласен;

+1 – скорее согласен, чем не согласен;

+2 – согласен;

+3 – полностью согласен.

Тестовый материал

· На свете так много разных болезней, что родители просто не в состоянии уберечь от них ребенка.

· Ничто не тревожит меня так, как здоровье моего ребенка.

· Врачи часто преувеличивают тяжесть болезни моего ребенка.

· Правильно поступают те, кто ничего не требует от больного ребенка.

· Дети болеют тогда, когда они обделены заботой и вниманием в семье.

· Все дети болеют, и это не повод для отчаяния.

· Думаю, что здоровье моего ребенка хуже, чем говорят врачи.

· Болезнь – это не повод для ничегонеделания и праздности ребенка.

· Если ребенок болезненный, с этим уже ничего не поделаешь.

· Когда ребенок болен, у меня все валится из рук.

· Болезнь моего ребенка серьезнее, чем может показаться со стороны,

· Не понимаю тех, кто запрещает больному ребенку делать то, что ему по силам.

· У хороших родителей дети почти не болеют.

· Даже когда я знаю, что в болезни ребенка нет ничего страшного, я не могу избавиться от страха за него.

· Не могу согласиться с теми, кто любую болезнь ребенка считает тяжелой.

· Когда ребенок болен, я стараюсь любой ценой избавить его от всяких усилий.

· Каковы бы ни были причины болезней, болеет ребенок или нет – зависит от родителей.

· Не понимаю родителей, которые при заболевании ребенка теряют голову от страха.

· Нет легких болезней у детей, а есть легкомысленное отношение родителей к ним.

· Из-за болезни ребенок не должен забрасывать учебу.

· Чем меньше бережешь ребенка от болезней, тем он здоровее.

· В жизни ребенка не бывает периодов, когда можно быть спокойным за его здоровье.

· Чаще всего я думаю, что болезнь ребенка не слишком тяжела.

· Ребенок в отличие от взрослого не может активно бороться с болезнью.

· Болезни детей – следствие несовершенства медицины.

· Детские болезни совсем не так опасны, как о них порой говорят.

· Врачи слишком привыкают видеть больных детей и потому часто недооценивают тяжесть болезни.

· Всегда стараюсь, чтобы ребёнок и во время болезни жил полноценной и активной жизнью.

· Если бы воспитатели и учителя были так же заботливы, как родители, то дети бы не болели.

· Мой ребенок не так здоров, чтобы можно было не тревожиться за его будущее.

· Обследование детей чаще всего слишком поверхностно, чтобы увидеть как серьезно болен ребенок.

· Есть обязанности, от которых ребенок не освобождается и во время болезни,

· Не понимаю тех, кто винит себя в болезни ребенка.

· Я не могу позволить себе впадать в панику из-за болезней ребенка.

· За хорошим самочувствием ребенка слишком часто кроются серьезные болезни.

· Лишать больного ребенка посильных для него дел – значит делать его еще более больным.

· Болеет ребенок или нет – зависит от судьбы и случая.

· Многие завидуют моей способности сохранять самообладание, когда ребенок болен.

· Считаю, что мой ребенок нуждается в более серьезном лечении,

· За редкими исключениями абсолютный покой во время болезни больше вредит ребенку, чем помогает.

 

Ключ к тесту

· Интернальность: 1+, 5-, 9+, 13-, 17-, 21-, 25+, 29+, 33+, 37+;

· Тревога: 2+, 6-, 10+, 14+, 18-, 22+, 26-, 30+, 34-, 38-;

· Нозогнозия: 3-, 7+, 11+, 15-, 19-, 23-, 27+, 31+, 35+, 39+;

· Контроль активности: 4+, 8-, 12-, 16+, 20-, 24+, 28-, 32-, 36-, 40-.

· Общая напряженность рассчитывается как суммарный показатель по всему опроснику в целом.

Для удобства сопоставления с частными шкалами общую напряженность (О) удобнее определять как их среднее арифметическое. Тогда максимальный разброс по каждой из пяти шкал составляет от +30 до -30.

Обработка результатов теста

По каждому вопросу шкалы определяются баллы, совпадающие с ключом (например, по 1-му вопросу – со знаком «+», по 5-му – со знаком «-» и т.д.). Баллы по всем пунктам арифметически суммируются, а затем из них вычитается арифметическая сумма баллов по всем пунктам шкалы, где оценки испытуемых не совпадают с ключом (например, по 9-му вопросу со знаком «-», по 13-му – со знаком «+»). Полученный результат и есть показатель шкалы. Частное от деления суммы И, Т, Н и А на 4 образует показатель О.

Описание шкал теста

Шкала интернальности (И)

Высокие показатели по ней описывают экстернальный родительский контроль болезни ребенка – причины болезни воспринимаются как нечто, не зависящее от родителей, что они не могут контролировать и чем не могут управлять.

Низкие показатели описывают интернальный контроль, при котором родители воспринимают себя как ответственных за болезнь ребенка.

Шкала тревоги (Т)

Описывает тревожные реакции на болезнь ребенка.

Чем больше показатель, тем более выражена тревога. Умеренное отрицание тревоги характеризует относительно нейтральное отношение к. болезни ребенка.

Крайние степени отрицания тревоги расходятся с конвенциональными стереотипами отношения к детям и указывают чаще всего на вытеснение тревоги.

Шкала нозогнозии (Н)

Высокие показатели описывают преувеличение родителями тяжести болезни ребенка (гипернозогнозия).

Низкие показатели – описывают преуменьшение родителями тяжести болезни ребенка (гипонозогнозия и анозогнозия).

Шкала контроля активности (А)

Высокие показатели описывают тенденцию родителей устанавливать на время болезни максимальные ограничения активности ребенка («покой лечит»).

Низкие показатели – тенденцию недооценки соблюдения необходимых ограничений активности.

Шкала общей напряженности (О)

Суммарный результат по всему опроснику в целом.

Высокие показатели характеризуют напряженное отношение к заболеванию ребенка.

Валидность теста

При обследовании однородных групп шкалы опросника имеют распределение, близкое к нормальному.

При обследовании 75 матерей детей поликлинического контингента коррелировали между собой показатели интернальности (И) и тревоги (Т) (0,34; ρ < 0,01). Все четыре частных показателя (И, Т, Н, А) коррелировали с показателем общей напряженности (О): 0,44-0,60; ρ< 0,001.

Опрос 10 экспертов подтвердил содержательную валидность шкал и входящих в них вопросов. Конструктивная валидность изучалась по сопоставлению с 4-мя факторами опросника Кеттела (О, Q3, Q4 и С). Поскольку задача опросника ДОБР – изучение реакции на болезнь ребенка, а не проявлений характера родителей в ситуации болезни ребенка, предполагалось, что подтверждать конструктивную валидность должны не столько высокодостоверные корреляции, сколько корреляционные тенденции. Корреляции приведены в таблице:

 

ДОБР Кетелл
О Q3 Q4 C
О     0,22  
И     0,22  
Т   -0,22    
Н -0,22      
А   -0,39***   -0,25*

 

· * ρ< 0,05 (пороговое значение 0,23);

· *** ρ< 0,001;

· n = 75.

 

Как видно из таблицы, общий показатель ДОБР тяготеет к корреляции с напряженностью – расслабленностью (фактор Q4). На этом же уровне связаны показатель интернальности (И) и напряженность- расслабленность (Q4), высокий показатель тревоги (Т) – с низким самоконтролем (Q3), а гипернозогнозия (Н) – с самоуверенностью (О). Склонность же к ограничению активности (А) достоверно связана с неустойчивостью (С) и низким самоконтролем (Q3).

Таким образом, не игнорируя характер личности родителей, опросник диагностирует, прежде всего, именно их отношение к болезни ребенка. Так, родители детей с неврозами (n = 30) выявили достоверно более иитернальное отношение к болезни ребенка, чем родители детей общеполиклинического контингента (n = 75): -8,6 против +2,4; ρ<0,001 по критерию Стьюдента.

Надежность опросника проверена по критериям внутренней согласованности шкал у 75 родителей и по устойчивости во времени (интервал между опросами – 4–6 недель) у 35 родителей. Данные приведены в таблице:

 

  И Т Н А О
Внутренняя согласованность 0,83 0,67 0,65 0,46 0,52
Стабильность 0,73 0,72 0,91 0,42 0,72

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.161 (0.014 с.)