Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест «классификация предметов»

Поиск

Метод предметной классификации применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования, но дает также возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий испытуемых, особенностей памяти, объема и устойчивости их внимания, личностных реакций испытуемых на свои достижения и неудачи. Предложен К. Гольдштейном, видоизменен Л.С. Выготским и Б.В. Зейгарник.

Метод классификации применим для исследования детей и взрослых любого образовательного уровня. Однако при исследовании детей дошкольного возраста и малограмотных взрослых часть карточек следует исключить (измерительные приборы, учебные пособия).

Для исследования необходим набор карточек с изображением различных предметов, растений, живых существ. Изображения могут быть заменены надписями. Таким образом, можно говорить о предметной и словесной классификации. Методики эти, как и аналогичные словесный и предметный варианты методики исключения, неравнозначны. Так, например, особенности шизофренического мышления легче выступают при предметной классификации. Значительно более трудной оказывается предметная классификация, по сравнению со словесной, и для испытуемых со сниженным уровнем процессов обобщения и отвлечения, так как она содержит больше элементов (детали рисунка), провоцирующих несущественные, конкретные ассоциации.

Набор карточек для классификации должен предусматривать возможность различных ступеней обобщения. Непродуманно изготовленные наборы карточек предопределяют выполнение задания, например, по конкретно-ситуационному типу.

В проведении опыта можно выделить два основных этапа. На первом испытуемый более или менее самостоятельно образует группы: одежда, мебель, школьные принадлежности, орудия труда, измерительные приборы, люди. Последние две группы, как указывает С.Я. Рубинштейн (1962), представляют наибольшие трудности для выделения. Так, объединение вместе часов, весов, термометра и штангенциркуля требует выделения наиболее существенного, абстрактного признака, выявляющего их общность. К группе людей относятся различные представители, охарактеризованные на карточках по-разному: представители различных профессий, лыжник и, наконец, ребенок. Выделение обследуемым этих групп свидетельствует об определенной сохранности у него процессов обобщения и отвлечения.

На втором этапе необходимо образовать более крупные группы растений, животных и предметов неживойприроды. Этот этап характеризует более высокую ступень обобщения.

Ведение опыта тщательно протоколируется. Отмечаются все группировки – правильные и ошибочные. Исследующий может указать на допущенную неправильность. При этом важно отметить в протоколе отношение испытуемого к обнаруженной ошибке – исправляет ли он ее, не повторяется ли эта ошибка в последующем.

Нужно регистрировать рассуждения испытуемого в процессе выполнения задания, так как в них нередко содержится мотивировка ошибочного суждения. Наличие нескольких идентичных, одноименных групп (например, две группы одежды, разделение на несколько групп посуды) свидетельствует о недостаточности внимания.

Тест «Простые аналогии»

Выполнение этого задания требует понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач. Методика заимствована из психологии труда.

Для проведения опыта нужен бланк или просто отпечатанный на машинке ряд задач.

 

Задание пригодно для исследования испытуемых с образованием не ниже 7 классов.

  лошадь   корова
жеребенок пастбище, рога, молоко, теленок, бык
  яйцо   картофель
скорлупа курица, огород, капуста, суп, шелуха
  ложка   вилка
каша масло, нож, тарелка, мясо, посуда
  коньки   лодка
зима лед, каток, весло, лето, река
  ухо   зубы
слышать видеть, лечить, рот, щетка, жевать
  собака   щука
шерсть овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя
  пробка   камень
плавать пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик
  чай   суп
сахар вода, тарелка, крупа, соль, ложка
  дерево   рука
сук топор, перчатка, нога, работа, палец
  дождь   мороз
зонтик палка, холод, сани, зима, шуба
  школа   больница
обучение доктор, ученик, учреждение, лечение, больной
  песня   картина
глухой хромой, слепой, художник, рисунок, больной
  нож   стол
сталь вилка, дерево, стул, пища, скатерть
  рыба   муха
сеть решето, комар, комната, жужжать, паутина
  птица   человек
гнездо люди, птенец, рабочий, зверь, дом
  хлеб   дом
пекарь вагон, город, жилище, строитель, дверь
  пальто   ботинок
пуговица портной, магазин, нога, шнурок, шляпа
  коса   бритва
трава сено, волосы, острая, сталь, инструменты
  нога   рука
сапог галоши, кулак, перчатка, палец, кисть
  вода   пища
жажда пить, голод, хлеб, рот, еда
  электричество   пар
проволока лампочка, ток, вода, трубы, кипение
  паровоз   конь
вагоны поезд, лошадь, овес, телега, конюшня
  алмаз   железо
редкий драгоценный, железный, твердый, сталь
  бежать   кричать
стоять молчать, ползать, шуметь, звать, плакать
  волк   птица
пасть воздух, клюв, соловей, яйцо, пение
  растение   птица
семя зерно, клюв, соловей, пение, яйцо
  театр   библиотека
зритель актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель
  утро   зима
ночь мороз, день, январь, осень, сани
  железо   дерево
кузнец пень, пила, столяр, кора, листья
  нога   глаза
костыль галка, очки, слезы, зрение, нос

Инструкция дается в форме совместного решения первых трех задач. «Вот посмотрите, – говорят испытуемому, – здесь написано два слова – сверху лошадь, снизу жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А здесь, справа тоже сверху одно слово – корова, а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать только одно слово, которое также будет относиться к слову «корова», как жеребенок к лошади, т.е. чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет... теленок. Значит, нужно раньше установить, как связаны между собой слова, написанные слева, и затем установить такую же связь справа.

Разберем еще пример: вот здесь слева – яйцо – скорлупа. Связь такая: чтобы съесть яйцо, нужно снять скорлупу. А справа – картофель и внизу пять слов на выбор.

Инструкция несколько длинновата, но обязательно нужно добиться того, чтобы испытуемый ее хорошо усвоил.

В норме, при соответствующем образовании, исследуемые усваивают порядок решения задач после 2–3 примеров. Если испытуемый, имеющий образование 7 классов, никак не может усвоить задание после 3–4 примеров, это дает основание думать, что его интеллектуальные процессы, по крайней мере, затруднены.

Чаще всего при выполнении этого задания наблюдаются случайные ошибки. Вместо того, чтобы руководствоваться при выборе слова образцом логической связи слева, испытуемый просто подбирает к верхнему слову справа какое-либо близкое по конкретной ассоциации слово из нижних.

 

ФОРМА ПРОТОКОЛА К МЕТОДИКЕ «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»

Номер задачи Ответ Объяснения
       

 

Так, например, в задаче

ухо   зубы
слышать   видеть, лечить, рот, щетка, жевать

 

Испытуемый выбирает слово «лечить» просто потому, что зубы часто приходится лечить. Часто бывает так, что больной решает 3–4 задачи таким бездумным, неправильным способом, а затем, без всякого напоминания со стороны экспериментатора, возвращается к правильному способу решений. Такая неустойчивость процесса мышления, соскальзывание суждений на путь случайных, облегченных, ненаправленных ассоциаций наблюдается при утомляемости испытуемых, при хрупкости процессов мышления как органического, так и шизофренического генеза.

Методикой можно пользоваться для повторных проб, если разделить этот набор на две или три части.

 

Тест «Сложные аналогии»

Методика, предложенная Э.А. Коробковой, направлена на выявление того, в какой мере испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Кроме того, методика провоцирует проявления резонерства у больных, склонных к нему.

Для проведения опытов нужен бланк:

1. Овца – стадо

2. Малина – ягода

3. Море – океан

4. Свет – темнота

5. Отравление – смерть

6. Враг – неприятель

 

испуг – бегство слово – фраза
физика – наука бодрость – вялость
правильно – верно свобода – независимость
месть – поджог праздность – безделье
бережливость – скупость глава – роман
десять – число покой – движение
грядка – огород прохлада – мороз
похвала – брань обман – недоверие
пара – два пение – искусство

Методику можно применять при исследовании испытуемых, имеющих не менее 7 классов образования, но чаще всего ввиду очень большой трудности ее применяют при исследовании испытуемых со средним и высшим образованием.

Инструкция: «Давайте рассмотрим, какая связь между этими парами слов (вверху)», и подробно характеризуют принцип связи каждой пары. Так, например, ему объясняют, что «свет – темнота» – противоположные понятия, «отравление – смерть» имеют причинно-следственную связь, «море – океан» имеют количественное отличие. После этого испытуемому предлагают прочесть каждую пару из расположенных внизу, сказать, к какой паре из числа верхних она относится и назвать принцип этой связи. Больше никаких объяснений экспериментатор не дает, а только записывает решения испытуемого, пока он не делает 2–3 попыток самостоятельного решения. В случае, если эти первые решения свидетельствуют о том, что испытуемый задачу не понял, экспериментатор дает повторные объяснения и вместе с испытуемым решает 2–3 задачи. Правильное решение задачи должно иметь примерно такую форму «физика – наука» соответствует паре «малина – ягода», потому что физика – одна из наук, так же как малина – это один из видов ягод. Или: «испуг – бегство» соответствует «отравление – смерть», потому что и там и здесь причинно-следственные отношения.

Если же испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, это еще не дает права делать вывод об интеллектуальном снижении; многие психически здоровые люди с трудом выполняют это задание. Нужно подвергнуть анализу ошибки, вернее, весь ход рассуждений испытуемого. Чаще всего эта методика оказывается полезной для выявления соскальзываний, внешних паралогичных умозаключений, т.е. той растекаемости мышления, которая наблюдается при шизофрении. Больной, например, начинает пространно рассуждать о том, что «испуг – бегство» соответствует паре «враг – неприятель», потому что во время войны такое бывает, или отвечает, что «физика – наука» соответствует понятиям «свет – темнота», так как это понятия, изучаемые физикой, и т.д.

 

ФОРМА ПРОТОКОЛА К МЕТОДИКЕ «СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ»

Какую пару к какой относят Обсуждение, доказательства
   
   

 

Примечание. В этом протоколе лучше записывать обе соотносимые пары слов (а не номер задачи) во избежание возможных ошибок. Обсуждение следует записывать полностью. Можно в одной графе чередовать реплики и вопросы экспериментатора (заключая их в скобки) и ответы испытуемого.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 4223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.193.37 (0.007 с.)