Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативные данные по отдельным субтестам для женщин

Поиск

16 лет и старше (N = 295)

ПО Субтесты  
  ОС ИЛ ПА     AP   ГС ПВ
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

 

Внимание! Субтест 9 (запоминание) находится не в конце таблицы, а в ее средней части.


Таблица 11 Таблица 12

Нормированные баллы по итого­вому баллу для женщин 16 лет и старше (N = 295)   Нормированные баллы по итого­вому баллу для мужчин 16 лет и старше (N = 265)
ПО IQ ПО IQ   ПО IQ ПО IQ
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
             
             
             
             

Шаг 4. Произведите интерпретацию результатов

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра позволяет интерпретировать результаты следующим образом.

1. Выявление общего уровня интеллекта

Данный уровень определяется на основе итоговой оценки, полученной в результате суммации баллов по каждому субтесту, которая переводится в стандартный показатель. При интерпретации необходимо учитывать следующее:

· тест требует определенной быстроты мышления;

· из-за относительной сложности заданий тест меньше пригоден для тестирования лиц с явно заниженной результативностью; чем дальше от среднего уровня, тем менее надежны полученные результаты;

· на тестовые результаты положительно влияет образовательный уровень, результаты школьного обучения, поэтому целесообразно сравнивать испытуемых со сверстниками, а не с лицами, имеющими такое же образование;

· общие достижения в тесте зависят от социокультурных условий развития, т. е. от неспецифического учения;

· структура теста и его задания ставят в более выгодное положение испытуемых с естественнонаучной, математической и технической ориентацией по сравнению с лицами вербально и гуманитарно ориентированными.

Интерпретация группы субтестов, близких по факторному принципу

Благодаря субтестовой структуре тест позволяет дифференцированно оценивать уровень развития отдельных сторон интеллекта. Отдельные субтесты можно объединить в следующие группы:

а) вербальные субтесты, требующие способности оперировать словами как символами (ОС, ИЛ, ПА, ОО, З). У лиц с высокой результативностью в этих субтестах можно предполагать превалирование вербального интеллекта. Они чаще ориентируются на общественные науки или на изучение иностранных языков, интересуются такими видами практической деятельности, в которых могут использовать вербальные символы и соответствующий вид мышления;

б) математические субтесты, требующие развития способности оперировать математическими символами и числами (субтесты АР и ОЗ). Высокие результаты в этих субтестах указывают на «математическую одаренность» испытуемого;

в) субтесты на пространственное представление определяют уровень развития наглядно-образного мышления, построенного на оперировании пространственными образами и отношениями (субтесты ГС и ПВ). Высокая результативность в этих субтестах указывает на техническую и естественнонаучную одаренность при наличии высокого показателя в математических субтестах. Изолированная высокая результативность в этих субтестах указывает на превалирование «конкретного» мышления, на техническую или иную практическую направленность интеллекта.

Кроме того, тест Р. Амтхауэра позволяет определить профили на основании результатов выполнения отдельных субтестов. Лучшая результативность по субтестам ОС и ПА (W-профиль) говорит о теоретической одаренности.

Сравнение результативности по отдельным субтестам указывает на существование фактора ригидности-подвижности мышления: у лиц, достигших лучших результатов в субтестах ОО и АР по сравнению с результатами в субтестах ПА и ОЗ, можно ожидать большую подвижность мышления.

Интерпретация результативности по отдельным субтестам

На основе достигнутых в отдельных субтестах результатов можно проводить анализ компонентов структуры интеллекта.

Субтест ОС (осведомленность)

Для успешного выполнения этого субтеста человек должен обладать соответствующим запасом знаний. На роль знаний в мыслительной деятельности указывали П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн и др. Актуализация знаний, совершающаяся при решении тех или иных задач, это не просто репродуктивный акт памяти, так как человеку необходимо актуализировать именно те знания, которые нужны для решения конкретной задачи, а синтетический акт соотнесения условий задачи и той информации, которая может быть использована для ее решения. При этом ведущую роль играет анализ задачи, требующей решения. Исходя из условий задачи, определяется процесс актуализации необходимых знаний.

Субтест выявляет запас относительно простых сведений и знаний из самых разных областей: географии, истории, биологии и т.д. Данный субтест выполняет важную мотивационную функцию. Он должен заинтере­совать испытуемого, вызвать у него желание выполнять остальные суб­тесты.

Субтест ИЛ (исключение лишнего)

Субтест включает задания, в каждом из которых необходимо из пя­ти слов выбрать одно, наименее связанное по смыслу с словами. Методики, аналогичные данному субтесту, широко ис­пользуются в психологии, особенно в патопсихологии. Решение таких задач начинается с процесса сравнения предлагаемых слов, обозначаю­щих различные объекты. Сравнение при этом рассматривается не как одномоментный акт установления сходства или различия, а как мыслитель­ный процесс, включающий операции анализа, синтеза, абстракции и обобщения. Сравнение начинается с сопоставления объектов. Посредством этого синтетического акта производится анализ, т. е. вычленение общих и различных признаков. В результате вычленения общих признаков производится обобщение сравниваемых объектов. Каждый из сравниваемых предметов обладает огромным количеством объективно при­сущих ему разнообразных признаков. Основная трудность решения задач такого типа состоит в выявлении отношений между сравниваемыми пред­метами, вычленении сходных и различных признаков.

Если у испытуемого преобладают сенсорные или наглядно-действен­ные формы обобщения, он будет сравнивать предметы по наглядным приз­накам: форме, величине или по принадлежности этих объектов к общей наглядно-действенной ситуации. Если же испытуемый ориентируется пре­имущественно на абстрактные, категориальные связи, он сможет преодо­леть наглядное впечатление или наглядно-действенную ситуацию и про­извести операцию выделения отвлеченных признаков, по которым слова относятся к одной определенной категории.

Таким образом, субтест предназначен для исследования аналитико-синтетической деятельности испытуемых. Данные субтеста позволяют судить о способности испытуемых выделять общие признаки и свойства предметов или понятий, их умение сравнивать, переходить от наглядно-действенных форм сравнения к сравнению отвлеченному.

Субтест ПА (поиск аналогий)

На основе установления связи между парой слов испытуемому предлагается подобрать к данному слову одно из пяти слов так, чтобы связь в новой паре слов была аналогична приведенному образцу.

Решение данного типа задач предполагает высокий уровень развития операции обобщения. Высокие результаты только по данному субтесту часто бывают у быстрых, сообразительных, но менее успевающих испытуемых. Чехословацкие исследователи объясняют этот факт отсутствием необходимости усвоения большого количества готовой информации при хороших способностях к обобщению.

Р. Амтхауэр считает, что этот субтест должен выступать в качестве основного в процессе профессионального консультирования, так как он хорошо определяет уровень развития словесно-логического мышления. По данным этого субтеста можно судить о потенциальных возможностях испытуемого.

Субтест ОО (определение общего)

Испытуемому предлагаются два слова, он должен определить, что общего между ними. При этом, если испытуемый называет в качестве общих второстепенные, несущественные признаки, ему присваивается меньшее количество баллов, чем за те ответы, в которых он выделил существенные признаки предметов.

Данный субтест диагностирует уровень развития операции абстрагирования. При решении задач субтеста необходимо определить абстрактные свойства предметов посредством тех взаимоотношений, в которых эти предметы выступают.

Задание выполняется в два этапа. На первом этапе центральным звеном является обнаружение и выделение некоторого устойчивого и повторяющегося элемента, характерного для данной совокупности пред­метов и их отношений. Здесь необходимо сопоставлять и варьировать члены этой совокупности так, чтобы выделить в них нечто устойчивое и существенное.

Хороших результатов при решении данного субтеста добиваются ис­пытуемые, имеющие больший словарный запас. На результаты этого суб­теста большое влияние оказывает культурный уровень семьи и ближайшего окружения, а также школа.

Таким образом, по результатам выполнения данного субтеста можно судить об уровне развития абстрактного мышления, богатстве словарно­го запаса.

Субтест З (запоминание)

В этом субтесте испытуемому предлагается выучить ряд слов, а затем ответить на предложенные вопросы. При выполнении данного зада­ния можно выделить два этапа-этап заучивания и этап воспроизведе­ния.

Восприятие слова и, тем более, его запоминание является слож­ным процессом включения его в систему известных кодов, в которых ве­дущие признаки оказываются доминирующими, а побочные, подчиненные признаки оттесняются. Это означает, что при запечатлении слова всег­да происходит процесс выбора ведущей системы связей и торможения по­бочных связей.

Факт многомерных связей, стоящих за словом, имеет существенное значение и при его припоминании. Припоминание-это сложный процесс активного поиска, выбора нужной связи из многих возможных, который протекает на фоне торможения побочных, несущественных компонентов.

По результатам данного субтеста можно судить об уровне развития кратковременной памяти. Эти результаты нельзя переносить на уровень развития памяти в целом, так как различные виды памяти независимы друг от друга.

Субтест АР (арифметический)

Данный субтест включает счетные арифметические задачи. Каждая задача ставит перед решающим строго определенную цель. В отличие от неопределенных видов цели, определенная цель всегда строго детерминирует процесс решения задачи, что предполагает, прежде всего, соблюдение логики про­цесса решения. Таким образом, успешное решение математических задач предполагает наличие у испытуемого высокого уровня способности к логи­ческому умозаключению.

Чтобы найти правильное решение задачи, субъект должен предварительно сориентироваться в ее условии. Под ориентацией следует понимать воз­можность пересмотра исходных условий задачи, представление их в новом ракурсе. Для этого необходимо, прежде всего, выделить различные элементы в ее структуре, дать им различную оценку, систематизировать их, определить их иерархию. Осу­ществление этих операций требует наличия высокого уровня аналитичес­ких способностей. Необходимо отметить, что в качестве ориентиров в математических задачах выступают определенные математические симво­лы. Поэтому при анализе математических задач происходит выделение существенных для данной задачи величин и отношений и отвлечение от несуществен­ных. Кроме аналитических способностей, ориентация в условиях мате­матической задачи предполагает высокую степень развития синтетичес­ких способностей, так как выявленные элементы необходимо объединить в комплексы, отыскать математические отношения и функциональные зави­симости между ними.

Далее с учетом выявленных существенных отношений вырабатывается стратегия решения, которая в математической деятельности всегда но­сит отвлеченный характер. Однако в силу того, что задача всегда да­ется в конкретных условиях, может существовать большое разнообразие конкретных выражений одной и той же по существу задачи. Таким обра­зом, стратегия решения в математической деятельности всегда носит обобщенный характер, а успешное решение математических задач предполагает высокий уровень развития способности к математи­ческому обобщению.

На следующем этапе решения математической задачи на основе об­щей стратегии решения выделяются конкретные операции, которые с воз­можно большей вероятностью приводят к достижению поставленной цели. В математической деятельности значительное место занимают вы­числительные операции, успешность произведения которых зависит от вычис­лительных способностей человека.

Таким образом, успешное выполнение испытуемым задач данного субтеста сви­детельствует о его способности к математическому анализу и синтезу, логическому умозаключению, математическому обоб­щению. Субтест АР диагностирует широкий спектр мысли­тельных операций. В этой связи, на наш взгляд, не вполне правомерным является вывод, сделанный в чешском руководстве к ТСИ, о том, что данный субтест диагностирует только практические математические спо­собности.

Субтест ОЗ (определение закономерностей)

Испытуемый получает задание определить следующее число в ряду в соответствии с правилом, по которому составлен данный ряд. При реше­нии задач данного типа испытуемый руководствуется указаниями на то, что числа в ряду расположены по определенному правилу. На основании этого он делает вывод о том, что имеет место повторение каких-то отношений между ними. Как только эти существенные для данной задачи отношения будут определены, можно будет сформулировать и сам принцип построения ряда. Найти эти существенные отношения можно лишь путем сопоставления (сравнения) отношений между различными элементами и выявления на этой основе повторных, т.е. общих для данного вида, отношений. Таким образом, при решении данного типа задач в значительной степени представлены операции сравнения, а следовательно, и аналитико-синтетическая деятельность.

Определив общие для данного ряда отношения, испытуемый путем элементарных вычислительных операций находит пропущенное число. Субтест ОЗ определяет преимущественно теоретические математичес­кие способности. Однако проведенный выше анализ показывает, что в данном случае мы имеем дело не только с высшей формой обобщения, которое осу­ществляется на основе анализа и выявления существенных отношений в рамках единого целого, но и с его элементарной формой ¾ определением общего в ряде предметов путем сравнения. Выделение общего при этом происходит не потому, что оно существенно, а потому, что повторяется. Обобщение, конечно, присутствует в процессе решения данного типа за­дач, но оно лишь по форме является математическим (обобщаются отношения между математическими символами). Однако, по существу, мы имеем дело с обобщением более низкого уровня, чем математический.

Таким образом, можно сделать вывод о неправомерности утвержде­ний о том, что задача на определение закономерностей диагностирует уровень развития теоретического математического мышления. В данном случае имеет место проявление преимущественно аналитико-синтетических математических способностей (в задачах представлено много число­вых ориентиров). И хотя математическое обобщение является производ­ным от аналитико-синтетической деятельности и во многом определяется уровнем ее развития, вывод о возможности диагностировать уровень развития операции обобщения с помощью субтеста ОЗ является, на наш взгляд, не вполне обоснованным.

Субтест ГС (геометрическое сложение)

Данный субтест включает задания, в которых испытуемому нужно установить, какую из расположенных в образце пяти фигур можно сложить из приведенных ниже отдельных частей. Матери­алом для задания служат плоскостные рисунки ¾ части отдельных фигур. За­дание предусматривает совмещение, поворот, сближение этих частей в одной плоскости, а также сопоставление с образцами фигур.

Поиск решения в задачах данного типа строго диктуется ее усло­виями и не предусматривает выход за ее границы. Деятельность испытуемого подчиняется строгой логике решения. Речь идет, однако, не столько о вербальной логике, требующей наличия хо­рошего понятийного аппарата и развернутой системы умозак­лючений, сколько об образной логике, при которой «схватывание» наглядной ситуации осуществляется спонтанно и осознание которой не сопровождается развернутыми словесными рассуждениями.

Задачи, в которых цель и условия деятельности строго детермини­руют процесс решения, широко представлены в инженерно-технической деятельности, где преобразование технических объектов подчиняется специальным производственным требованиям. Таким образом, на основе высокого показателя по данному субтесту можно в определенной мере прогнозировать успешность в области технической деятельности. В то же время высокие показатели по субтесту не могут служить свидетельством высокого уровня развития способностей к художествен­но-графической, изобразительной деятельности, так как оперирование образами в этих видах деятельности осуществляется в более свободных условиях. Оценка условий в задачах субтеста ГС осуществляется на ос­нове анализа формы и величины частей фигур. Кроме аналитико-синтетических способностей выполнение данного типа задач предполагает разви­тие способности к точному восприятию формы и величины плоскостных фигур (линейный глазомер).

Ознакомившись с условиями заданий, испытуемый приступает к ак­тивному мысленному оперированию образами. При этом исходный образ преобразуется по его структуре. Это достигается благодаря мысленной перегруппировке составных элементов фигуры с помощью перемещения, а также различных приемов совмещения частей фигур. Кроме того, преобразование пространственного образа затрагивает и пространс­твенное изображение фигур. В данном случае происходит мысленное вращение образов в пределах одной плоскости.

Оперирование образами включает сознательное их удержание в па­мяти, планирование на их основе предстоящей деятельности, предвосхи­щение ее результатов, обобщение в образной форме.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что субтест ГС диагностирует лишь отдельные подспособности в структуре пространственного мышления. При выполнении данного субтеста имеет место в основном проявление способности к оперированию двумерными образами, тогда как способность формирования нового образа здесь практически не проявляется.

Субтест ПВ (пространственное воображение)

Испытуемому необходимо определить, какой из приведенных в об­разце кубиков представлен в каждом конкретном задании в переверну­том или повернутом положении. Материалом для задания служит объемный ри­сунок кубика. Задание предусматривает мысленный поворот кубика и со­поставление его с другими кубиками.

Данный субтест, как и предыдущий, диагностирует способность че­ловека оперировать пространственными представлениями. В то же время выполнение указанного типа задач имеет свою специфику. Как и в предыдущем субтесте, испытуемый мысленно видоизменяет исходный образ, однако эти изменения касаются в основном пространственного положения и не зат­рагивают структурных особенностей образа. Такие преобразования, по мнению И.С. Якиманской, требуют значительно меньшей степени умствен­ной активности, чем структурные.

Таким образом, субтест ПВ предъявляет более высокие требования к развитию пространственного мышления испытуемого. Вместе с тем зас­луживает специального рассмотрения тот факт, что на практике часто высокий показатель по субтесту ГС сочетается с низким показателем по субтесту ПВ. По-видимому, это связано с тем, что указанные субтесты отличаются по характеру предъявляемого материала. При решении задач субтеста ГС испытуемый оперирует образами двумерного пространства, при решении субтеста ПВ ¾ трехмерного. Как отмечает И.С. Якиманская, оперирование трехмерными изображениями появляются у человека онтоге­нетически раньше, поэтому у учащихся, приступающих к изучению гео­метрии, пространственные (трехмерные) представления более развиты, чем двумерные. Однако способность одновременно работать и в плоскости, и в пространстве тормозится из-за того, что учащиеся пос­тепенно привыкают работать только с двумерными изображениями. На наш взгляд, высокий показатель выполнения субтеста ПВ позволяет сделать опосредованный вывод об умении испытуемого работать с объемными предметами в практическом пространстве, т.е. косвенно определить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Итак, по результатам выполнения субтеста ОС можно су­дить о запасе относительно простых сведений и знаний у испытуемого, но о развитии словесно-логического мышления он информации не дает; по результатам выполнения субтеста ИЛ-об аналитико-синтетических спо­собностях и умении сравнивать предметы, явления между собой. Суб­тест ПA диагностирует способность к обобщению, дает информацию о по­тенциальных возможностях испытуемого. Субтест ОО определяет способ­ность к абстракции, по его результатам можно судить об уровне сформированности у испытуемого системы научных понятий и, в целом, об уровне его развития, которого он уже достиг. Субтест З диагностирует уровень развития вербальной кратковременной памяти. Результаты субтеста АР свидетельствуют о развитии таких мыслительных операций, как математический анализ, синтез, абстракция, обобщение, а также о спо­собности к установлению логических умозаключений. Субтест ОЗ диаг­ностирует преимущественно аналитико-синтетическую деятельность испы­туемого. Субтесты ГС и ПВ определяют способность к оперированию пространственными образами, показатель по субтесту ПВ косвенно опре­деляет уровень развития наглядно-действенного мышления испытуемого.

Вопросы для самопроверки

1. Какие виды способностей Вы знаете?

2. Назовите достоинства и недостатки методик психодиагностики способностей.

3. Какие методики психодиагностики способностей Вы знаете? Кратко охарактеризуйте их.

4. Кратко охарактеризуйте тест структуры интеллекта.

Задание для самостоятельной работы

Проведите диагностику структуры интеллекта нескольких человек, используя методику ТУС, обработайте результаты и дайте интерпретацию в письменном виде.

Литература

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб, 2001

Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев,1979.

Бузин В.Н. Краткий отборочный тест. М., 1992.

Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989.

Денисов А. Ф., Дорофеев Е. Д. Культурно свободный тест интеллекта Р. Кеттелла. Руководство по использованию. СПб.: Иматон, 1996.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.

Дружинин В.Н. Метафорические модели интеллекта // психол. журн. 1999. №6.

Методики изучения интеллекта. Методические рекомендации. Составители Н.Н. Агафонова, А.К. Колеченко, Г.А. Погорелов, Л.Ф. Шеховцова. СПб., 1991.

Методы психодиагностики в спорте / Под ред. В.Л. Марищука и др. М.,1990.

Михайлова (Алешина) Е.С. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена Диагностика социального интеллекта. Методическое руководство. СПб: Иматон, 2001.

Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. СПб, 2000.

Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева М.; Ростов н/Д, 1996.

Практикум по возрастной психологии /Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 2002.

Психология: Словарь/Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.

Сенин И. Г., Сорокина О. В., Чиркова В. И. Тест умственных способностей (ТУС). Ярославль:, 1993..

Словарь-справочник по психологической диагностике / Под ред. Л.Ф. Бурлачука, С.М. Морозова. Киев, 1989.

Тест структуры интеллекта Амтхауэра: учебно-методическое пособие / Сост. Ж.А. Балакшина, Т.В. Прохоренко. СПб., 2002.

Тест умственных способностей: Руководство/ Под ред. В. И. Чиркова. Ярославль, 1993.

Школьный тест умственного развития: учебно-методическое пособие / Сост. Ж.А. Балакшина, Т.В. Прохоренко. СПб., 2002.


Тема четвертая

Диагностика мотивационной
сферы личности

Цели занятия: 1. Знакомство с методами диагностики

мотивационной сферы личности

2. Диагностика мотивации достижения

студентов

Предмет диагностики –– мотивация

 

Мотивация Типы мотивов Методики диагностики мотивационной сферы личности

Мотивация

В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Теоретическая определенность и однозначность взглядов на явления мотивации еще далеки от своего завершения. Это, в частности, отражается и на многозначности определений основных понятий этой области психологии, таких как потребность, мотив, мотивация.

Потребность –– состояние индивида, создаваемое испытываемой нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Мотивация –– побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Мотив –– побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности; материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются1.

В отечественной литературе мотив понимается как осознанная потребность (А. Г. Ковалев, 1965), как предмет потребности (А. Н. Леонтьев, 1975) и отождествляется с потребностью (П. С. Симонов, 1981).

В содержании мотива можно выделить как специфическое, индивидуально-неповторимое, определяемое конкретной ситуацией, так и устойчивое, для которого данный конкретный предмет или явление не более чем одна из возможных форм воплощения. Такое устойчивое предметное содержание характеризует уже не столько сам предмет потребности, сколько личность, испытывающую эту потребность.

Мотивация не только определяет (детерминирует) деятельность человека, но и буквально пронизывает большинство сфер его психической деятельности. Х. Хекхаузен (1986) различал мотив и мотивацию следующим образом. Понятие «мотив» включает, по его мнению, такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т. д. Мотив задается целевым состоянием отношения «индивид ¾ среда». Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные отношения человека к окружающей среде. Люди различаются по индивидуальным проявлениям характера и силе тех или иных мотивов. Поведение человека в определенный момент мотивируется не любыми или всеми возможными мотивами, а тем из самых высоких мотивов, который при данных условиях больше всех связан с возможностью достижения цели (действенный мотив). Мотив остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведения до тех пор, пока не будет достигнута цель либо изменившиеся условия не сделают другой мотив более насущным для данного человека.

В отличие от мотива Х. Хекхаузен определяет мотивацию как побуждение к действию определенным мотивом. Мотивация понимается как процесс выбора между различными возможными действиями, как процесс, регулирующий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива состояний и поддерживающий эту направленность. О деятельности говорят, что она мотивирована тогда, когда она направлена на достижение цели конкретного мотива. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности человека, его интересы и устремления.

Диагностика определенного мотива однозначно не обуславливает диагностику соответствующего ему вида мотивации. Необходимо учитывать вклад детерминант конкретной ситуации. Таким образом, интенсивность актуальной мотивации складывается из интенсивности латентного мотива и интенсивности ситуационных детерминант мотивации. Эта особенность используется в экспериментальных и диагностических процедурах, когда через разные типы инструкций пытаются актуализировать разные типы и уровни мотивации в экспериментальной ситуации.

Типы мотивов

Существуют следующие типы мотивов:

* достижения успеха,

* избегания неудач,

* аффилиации,

* отвергания,

* власти,

* агрессивности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.229 (0.011 с.)